СОСТАВНАЯ ШПАЛА Российский патент 2005 года по МПК E01B3/10 B27M3/14 

Описание патента на изобретение RU2256020C1

Область техники, к которой относится изобретение

Предлагаемое изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано на стационарных и временных железнодорожных путях.

Уровень техники

Автору известна конструкция деревянных шпал по ГОСТ 78-89, производимых из цельной древесины диаметром более 26 см, следует заметить, что в связи с дефицитом крупномерной древесины объемы производства таких шпал из года в год сокращаются, а их стоимость постоянно увеличивается. Такие шпалы в железнодорожном пути опираются на упругий балласт и под нагрузкой от подвижного состава изгибаются, причем наиболее сильный прогиб оси шпалы наблюдается под рельсом, а центральная часть оси шпалы практически остается неизменной, т.е. на нее не действует изгибающий момент. Вследствие этого упругая просадка шпалы в разных ее точках различна, величина напряжения давления от шпалы на балласт, а значит и напряжение реакции балласта на шпалу по ее длине тоже различные: больше под рельсами и значительно меньше к середине шпалы, поэтому балласт подбивают под шпалу плотнее в подрельсовых зонах и значительно слабее к середине шпалы. Из этого следует, что цельнобрусковая шпала в момент прохождения подвижного состава работает неравномерно, ее концы практически воспринимают всю нагрузку, а середина шпалы выступает в роли нейтральной массы. Отсюда следует, что по условиям работы шпалы в рельсовом пути ее масса значительно завышена, и, кроме того, выполняется практически бесполезная работа по подбивке балласта в середину шпалы.

Автору известна конструкция клееной шпалы (см. Селиванов Н.Ф. и др. Шпалы. Справочное пособие. М.: МГУЛ, 1999 - 94 с., стр.28-37), которая состоит из нескольких брусков различного сечения и длины, склеенных между собой. Такая шпала позволяет экономить крупномерную древесину, но в эксплуатации ведет себя точно так же, как и цельнобрусковая, поэтому обладает повышенной ненужной массой и неудовлетворительными эксплуатационными качествами.

Автору известны композиционные шпалы различных конструкций, комбинированные шпалы, железобетонные шпалы, металлические шпалы (см. Селиванов Н.Ф. и др. Шпалы. Справочное пособие. М.: МГУЛ, 1999 - 94 с., стр.37-46), которые, кроме некоторой экономии древесного материала, обладают всеми недостатками цельнобрусковой деревянной шпалы.

Автору также известен и прототип - составная деревянная шпала по ТУ-13-027695-401-89 (см. также Селиванов Н.Ф. и др. Шпалы. Справочное пособие. М.: МГУЛ, 1999 - 94 с., стр.19-28), которая собирается из двух деревянных брусков с помощью болтов, шайб и гаек. Такая шпала по своей массе даже более тяжелая, чем цельнобрусковая шпала, за счет металлической арматуры, на балласт укладывается всей нижней постелью и поэтому обладает всеми недостатками цельнобрусковой шпалы.

Раскрытие изобретения

Предлагаемая составная шпала, которая может быть использована на стационарных и временных железнодорожных путях, собрана из двух цельных деревянных брусков с тремя глухими отверстиями под резьбу сечением, соответствующим цельнобрусковой шпале, соединенных между собой в горизонтальной плоскости тремя круглыми деревянными стержнями, имеющими на концах левую и правую резьбу, при этом цельный деревянный брусок и один конец круглого деревянного стержня в резьбовой его части соединены стопорной деревянной втулкой.

Наличие таких отличительных признаков от прототипа позволяет сделать вывод, что предлагаемое техническое решение обладает существенной новизной.

Для доказательства соответствия составной шпалы критерию существенного отличия было проведено сравнение основных признаков с прототипом, составной шпалой по ТУ-13-027695-401-89. В результате было установлено, что предлагаемая составная шпала на 40% легче, может быть изготовлена из чураков длиной 1 м и диаметром 26 см, имеет значительно больший срок службы (на 40% больше), не полностью опирается на балласт и в средней части, не требует балластной подбивки.

Технический результат, дающий положительный эффект по сравнению с прототипом, определяется свойствами и показателями, приведенными в табл.1.

Таблица 1Результаты сравненияСвойства и другие показателиЗаявляемый продуктПрототип Составная шпала по ТУ-13-027695-401-89123Масса шпалы40 кг70 кгСостав шпалы2 - цельных бруска
3 - стержня
2 - цельных бруска
3 – болта
3 – гайки
6 - шайб
Размер цельных брусковТолщина - 180 мм
Ширина - 250 мм
Длина - 900 мм
Толщина - 160 мм
Ширина - 125 мм
Длина - 2750 мм
Состав скрепленийДеревянные стержни ⊘34 ммБолты ⊘30 мм
Шайбы
Гайки
Соотношение несущих частей100% дерево85% - дерево
15% - металл
Крепление рельсов к шпалеКостылямиКостылямиПодбивка балластаПод среднюю часть шпалы не требуетсяНеравномерная по всей длине шпалы

123Относительный срок службы шпалы1,41,0Сырье для изготовленияЧураки длиной 1 м, диаметром 26 смСортименты длиной 2,75 м, диаметром 48 см

Анализ данных табл.1 показывает, что составная шпала может быть технически реализована, так как имеет все необходимые параметры и конструкции составных элементов.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлен изгиб цельнобрусковой шпалы под нагрузкой от подвижного состава, стрелками показаны силы реакции балласта, пропорциональные прогибу шпалы.

На фиг.2 показан вид спереди составной шпалы.

На фиг.3 показан вид сверху составной шпалы.

На фиг.4 показана резьба конца круглого стержня.

На фиг.5 показан шаг резьбы по сноске I.

На фиг.6 показан вид круглого стержня по сечению А-А.

Осуществление изобретения

Составная шпала включает в себя два цельных бруска, правый 1 и левый 2, в которых просверлены глухие отверстия 3 под резьбу соответственно правую и левую, три круглых деревянных стержня 4, имеющих на концах правую 5 и левую 6 резьбу. В цельный деревянный брусок и один конец круглого деревянного стержня вставлена стопорная деревянная втулка 7.

Изготовление составной шпалы начинается с выпиловки цельных деревянных брусков 1 и 2 сечением 180×250 мм и длиной 900 мм, в которых затем сверлятся три глухих отверстия 3 и нарезается в правом бруске 1 правая резьба 5 и в левом бруске - левая резьба 6. Затем изготавливаются три круглых деревянных стержня 4, на концах которых нарезается правая резьба 5 и левая резьба 6. При сборке шпалы все три круглых стержня одновременно вкручиваются в резьбовые отверстия цельных деревянных брусков, а после этого уже в сборе просверливается отверстие в цельном бруске и на одном конце круглого деревянного стержня, в которое забивается стопорная деревянная втулка 7 заподлицо с верхней пластью составной шпалы. В таком виде шпала считается собранной и поставляется потребителю.

Составная шпала укладывается в железнодорожный путь по стандартной технологии укладки шпал на балласт железнодорожного пути и с подбивкой балласта только под цельные деревянные бруски.

Реализация составной шпалы позволит резко сократить объемы потребления крупномерной древесины, которая сейчас расходуется на изготовление цельнобрусковых шпал, улучшит состояние балластного слоя железнодорожного пути, уменьшит затраты на подбивку балласта под шпалы, улучшит экономические показатели эксплуатации железнодорожного пути, продлит сроки эксплуатации шпал, позволит утилизировать кряжи небольшой длины, до 1 м, на готовую продукцию.

Похожие патенты RU2256020C1

название год авторы номер документа
СОСТАВНАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ШПАЛА 2008
  • Занегин Леонид Александрович
  • Кондратюк Владимир Александрович
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Петров Юрий Леонтьевич
RU2389841C2
ДЕРЕВОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ШПАЛА 2004
  • Занегин Л.А.
RU2262564C1
ДЕРЕВОБЕТОННАЯ ШПАЛА 2003
  • Занегин Леонид Александрович
RU2306376C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТОЙ ШПАЛЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ 2000
  • Занегин Л.А.
  • Селиванов Н.Ф.
  • Петров Ю.Л.
RU2179923C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОМПОЗИЦИОННЫХ ШПАЛ ПРОКАТОМ 2007
  • Занегин Леонид Александрович
  • Кондратюк Владимир Александрович
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Петров Юрий Леонтьевич
  • Щелоков Вячеслав Михайлович
RU2354548C1
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ШПАЛА ДЛЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ СИГНАЛЬНОГО ТОКА РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ С ИМПУЛЬСНЫМ ПИТАНИЕМ (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Сирина Нина Фридриховна
  • Юшков Михаил Евгеньевич
  • Юшкова Светлана Сергеевна
RU2700249C1
Дюбель для деревянной шпалы 1989
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Колодный Василий Федорович
  • Лойко Юрий Георгиевич
  • Гаврилов Геннадий Константинович
SU1726619A1
СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ТОРЦА ШПАЛЫ ОТ РАСТРЕСКИВАНИЯ 2006
  • Занегин Леонид Александрович
RU2328373C2
РЕТОРТА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КОМПОЗИЦИОННОЙ ШПАЛЫ 2007
  • Занегин Леонид Александрович
  • Кондратюк Владимир Александрович
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Петров Юрий Леонтьевич
  • Щелоков Вячеслав Михайлович
RU2351463C1
КОМПОЗИЦИОННАЯ ШПАЛА 2019
  • Кондращенко Валерий Иванович
  • Аскадский Андрей Александрович
  • Аскадский Александр Андреевич
  • Мороз Павел Александрович
  • Ван Чжуан
  • Цзин Гоцин
RU2707435C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 256 020 C1

Реферат патента 2005 года СОСТАВНАЯ ШПАЛА

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано на стационарных и временных железнодорожных путях. Составная шпала собрана из двух цельных деревянных брусков с тремя глухими отверстиями под резьбу в каждом бруске, соединенных между собой в горизонтальной плоскости тремя круглыми деревянными стержнями, имеющими на концах левую и правую резьбу. При этом цельный деревянный брусок и один конец круглого деревянного стержня в резьбовой его части соединены стопорной деревянной втулкой. Сечение бруска соответствует сечению цельнобрусковой шпалы. Технический результат заключается в сокращении объемов потребления крупномерной древесины, улучшении состояния балластного слоя железнодорожного пути, уменьшении затрат на подбивку балласта под шпалы, улучшении экономических показателей эксплуатации железнодорожного пути, продлении сроков эксплуатации шпал, в возможности утилизировать кряжи небольшой длины, до 1 м, на готовую продукцию. 6 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 256 020 C1

Составная шпала, содержащая деревянные бруски, отличающаяся тем, что собрана из двух цельных деревянных брусков с тремя глухими отверстиями под резьбу в каждом бруске, соединенных между собой в горизонтальной плоскости тремя круглыми деревянными стержнями, имеющими на концах левую и правую резьбу, при этом цельный деревянный брусок и один конец круглого деревянного стержня в резьбовой его части соединены стопорной деревянной втулкой, а сечение бруска соответствует сечению цельнобрусковой шпалы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2256020C1

СЕЛИВАНОВ Н.Ф
и др
Шпалы/ Справочное пособие
- М., МГУЛ, 1999, стр.19-28
Функциональный преобразователь двух переменных 1983
  • Сергейчик Сергей Иванович
SU1109766A1
Штамп для вытяжки 1976
  • Коротков Виктор Петрович
  • Рябичев Александр Вениаминович
SU603468A1
РЕШЕТЧАТЫЙ УЗЕЛ ЦИКЛОННОГО ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЫЛЕСОСЕ, И ЦИКЛОННОЕ ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Ох Дзанг-Кеун
RU2257833C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ, под ред
Т.Г.Яковлевой, М, Транспорт, 2001, стр.43-46, рис.1.33.

RU 2 256 020 C1

Авторы

Занегин Л.А.

Даты

2005-07-10Публикация

2004-01-08Подача