ДЕРЕВОБЕТОННАЯ ШПАЛА Российский патент 2007 года по МПК E01B3/46 

Описание патента на изобретение RU2306376C2

Область техники, к которой относится изобретение

Предлагаемое изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в стационарных железнодорожных путях.

Уровень техники

Автору известна конструкция деревянных шпал по ГОСТ 78-89, производимых из цельной древесины диаметром более 26 см; следует заметить, что в связи с дефицитом крупномерной древесины объемы производства таких шпал из года в год сокращаются, а их стоимость постоянно увеличивается, кроме того, такие шпалы необходимо обрабатывать специальным антисептиком, предохраняющим их от гниения и поражения насекомыми. Автору известны конструкции составных деревянных шпал по ТУВ-027695-401-89, которые собираются из двух деревянных брусков, а также известны клееные шпалы, состоящие из отдельных деревянных пластин или брусков. Однако все эти шпалы по своим физическим свойствам не могут применяться на основных магистральных железнодорожных путях и, кроме того, также требуют пропитки специальным антисептиком.

Автору известен также прототип - железобетонная шпала по ГОСТ 10629-90, по которому изготовляются брусковые струнобетонные шпалы, в которых для создания предварительного натяжения в шпале до ее бетонирования натягивают высокопрочную проволоку продольной арматуры, после схватывания бетона концы проволоки освобождают, и она обжимает бетон. Шпалы изготавливают из тяжелого бетона марки 500. К недостаткам таких шпал относятся, прежде всего, большая потребность в металле, что резко увеличивает стоимость шпалы, значительная масса, сложность крепления рельса к шпале, потребность в специальных изоляционных материалах, большая жесткость шпалы, что ведет к повышенным нагрузкам на подвижной состав в момент прохождения колесами стыков рельсов и на поворотах, трудности диагностирования качества шпалы в процессе ее эксплуатации и выбраковки, риск применения такой шпалы в резко континентальном климате, где возможно ее разрушение под колесами подвижного состава.

Раскрытие изобретения

В предлагаемой деревобетонной шпале, которая может быть использована на стационарных железнодорожных путях, предложено вставить круглый деревянный стержень диаметром 1/2 высоты шпалы соответствующего типа, на котором выполнена винтовая нарезка с шагом, равным 1/2 диаметра стержня с глубиной нарезки 0,01 диаметра и шириной канавки 0,1 диаметра стержня. Конструктивно сверху на деревянный стержень прикреплены две деревянные вставки, выходящие на верхнюю постель шпалы для крепления на них прокладок рельсов, а вдоль продольной оси стержня по всей его длине нарезаны прямоугольные канавки глубиной 0,1 диаметра и шириной 0,1 диаметра стержня, при этом соотношение в шпале бетона и дерева по геометрическим размерам в зависимости от типа шпалы распределено поровну. Наличие таких отличительных признаков от прототипа позволяет сделать вывод, что предлагаемое техническое решение задачи обладает существенной новизной.

Для доказательства соответствия деревобетонной шпалы критерию существенного отличия было проведено сравнение основных признаков с прототипом, железобетонной шпалой по ГОСТ 10629-90. В результате было установлено, что деревобетонная шпала на 20% легче, не требует электроизоляции, имеет больший срок службы, соответствует стандартной жесткости, мягко воспринимает удары колесной пары подвижного состава, дешевле по себестоимости.

Технический результат, дающий положительный эффект по сравнению с прототипом, определяется свойствами и показателями, приведенными в табл.1.

Таблица 1
Результаты сравнения
Свойства и другие показателиЗаявляемый продуктПрототип железобетонная шпала по ГОСТ 10629-90123Относительная масса шпалы0,81,0Состав шпалыБетон + деревянный стерженьБетон + металлические струныОтносительная жесткость шпалыСтандартнаяПовышеннаяСоотношение несущих частейБетон - 50% Бетон - 70% Дерево - 50%Металл - 30%Конструкция несущих элементовДеревянный стержень d=1/2 h, винтовая нарезка, шаг 1/2 d стержня, глубина 0,01 и ширина 0,1 диаметра стержня, продольные канавки прямоугольные глубиной и шириной 0,1 диаметра стержняСтальные струны диаметром от 10 до 20 ммКрепление рельсов к шпалеКостылями к деревянным вставкам, выходящим на верхнюю постель шпалыСпециальные зажимы и крепежные изделияОтносительный срок службы1,21,0

Анализ данных табл.1 показывает, что деревобетонная шпала может быть технически реализована, так как имеет все геометрические параметры и конструкции составных элементов.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 изображена деревобетонная шпала, вид сверху, на фиг.2 изображен разрез деревобетонной шпалы по сечению А-А, на фиг.3 изображен разрез деревобетонной шпалы по сечению Б-Б.

Осуществление изобретения

Деревобетонная шпала состоит из бетона 1, круглого деревянного стержня 2, диаметр которого равен 1/2 высоты шпалы соответствующего типа. На деревянном стержне имеется винтовая нарезка 3, шаг которой равен 1/2 диаметра стержня, а ее глубина 0,01 и ширина 0,1 диаметра стержня. К круглому стержню прикреплены две деревянные вставки 4, выходящие на верхнюю постель шпалы для крепления на них прокладок рельсов. Вдоль продольной оси деревянного стержня нарезаны канавки 5 глубиной и шириной 0,1 диаметра стержня.

Изготовление деревобетонной шпалы осуществляется в специальной матрице, на дно которой укладывают бетон, затем укладывают деревянный стержень и окончательно заполняют матрицу бетоном. Затем матрица поступает в сушильный агрегат, где окончательно в определенном режиме происходит затвердевание бетона. Затем шпала убирается из матрицы и поступает на склад хранения для дальнейшей ее реализации потребителю.

Деревобетонная шпала укладывается в железнодорожный путь по стандартной технологии укладки шпал на балласт железнодорожного пути.

Реализация деревобетонной шпалы позволит резко сократить объемы потребления крупномерной древесины, которая сейчас расходуется на изготовление цельнобрусковых шпал, а также сократить расход дорогостоящего металла, который сейчас требуется для изготовления железобетонных шпал. Деревобетонная шпала значительно легче, удобна в эксплуатации, имеет стандартную жесткость, хорошо гасит динамические удары колесных пар подвижного состава, долговечна, позволяет утилизировать мелкомерную древесину, не пользующуюся спросом на рынках.

Похожие патенты RU2306376C2

название год авторы номер документа
СОСТАВНАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ШПАЛА 2008
  • Занегин Леонид Александрович
  • Кондратюк Владимир Александрович
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Петров Юрий Леонтьевич
RU2389841C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ ШПАЛЫ 2008
  • Занегин Леонид Александрович
  • Кондратюк Владимир Александрович
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Петров Юрий Леонтьевич
  • Жгун Валерий Васильевич
RU2384399C1
ДЕРЕВОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ШПАЛА 2004
  • Занегин Л.А.
RU2262564C1
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ШПАЛА 2012
  • Лосев Геннадий Геннадьевич
RU2504610C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ 1993
  • Ишин С.С.
  • Крыжановский Г.А.
  • Лапшинов В.М.
  • Шашкин В.В.
RU2077632C1
СОСТАВНАЯ ШПАЛА 2004
  • Занегин Л.А.
RU2256020C1
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И АВТОДОРОГИ (ГРУППА) 2002
  • Столповский Андрей Александрович
RU2274694C2
КОМПОЗИЦИОННАЯ ШПАЛА 2019
  • Кондращенко Валерий Иванович
  • Аскадский Андрей Александрович
  • Аскадский Александр Андреевич
  • Мороз Павел Александрович
  • Ван Чжуан
  • Цзин Гоцин
RU2707435C1
БЕТОННАЯ ШПАЛА 1992
  • Самодуров И.С.
  • Колодный В.Ф.
  • Мажугин В.А.
RU2042758C1
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ШПАЛА 2013
  • Лосев Геннадий Геннадьевич
RU2536433C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 306 376 C2

Реферат патента 2007 года ДЕРЕВОБЕТОННАЯ ШПАЛА

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в стационарных железнодорожных путях. Деревобетонная шпала для стационарных железнодорожных путей состоит из древесины и бетона. В бетон вставлен круглый деревянный стержень диаметром высоты шпалы соответствующего типа с винтовой нарезкой шагом, равным диаметра стержня, глубиной нарезки 0,01 диаметра и шириной канавки 0,1 диаметра стержня. Сверху к деревянному стержню прикреплены две деревянные вставки, выходящие на верхнюю постель шпалы для крепления на них прокладок рельсов. Вдоль продольной оси деревянного стержня по всей его длине нарезаны прямоугольные канавки глубиной и шириной 0,1 диаметра стержня. Соотношение в шпале бетона и дерева в зависимости от типа шпалы по геометрическим размерам распределено поровну. Техническим результатом изобретения является уменьшение веса шпалы, увеличение срока службы, уменьшение себестоимости. 3 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 306 376 C2

Деревобетонная шпала для стационарных железнодорожных путей, состоящая из древесины и бетона, отличающаяся тем, что в бетон вставлен круглый деревянный стержень диаметром высоты шпалы соответствующего типа с винтовой нарезкой шагом, равным диаметра стержня, глубиной нарезки 0,01 диаметра и шириной канавки 0,1 диаметра стержня, сверху к деревянному стержню прикреплены две деревянные вставки, выходящие на верхнюю постель шпалы для крепления на них прокладок рельсов, а вдоль продольной оси деревянного стержня по всей его длине нарезаны прямоугольные канавки глубиной и шириной 0,1 диаметра стержня, при этом соотношение в шпале бетона и дерева в зависимости от типа шпалы по геометрическим размерам распределено поровну.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2306376C2

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1992
  • Харчевников В.И.
  • Клименко Н.П.
  • Плужникова О.П.
RU2032783C1
БЕТОННАЯ ШПАЛА 1992
  • Самодуров И.С.
  • Колодный В.Ф.
  • Мажугин В.А.
RU2042758C1
ШПАЛА 1997
  • Барбакадзе Владимир Шалвович
  • Дудко Наталья Васильевна
RU2095509C1
WO 9720108 A1, 05.06.1997
FR 2732045 A, 27.09.1996
US 6336265 B1, 08.01.2002.

RU 2 306 376 C2

Авторы

Занегин Леонид Александрович

Даты

2007-09-20Публикация

2003-09-17Подача