СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕАКТИВНЫМ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2005 года по МПК H02P8/12 H02P6/00 

Описание патента на изобретение RU2260243C1

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к способам управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор.

Известен способ управления индукторным двигателем (см. Патент РФ RU 2118039 С1, опубл. 20.08.98, Бюл. №23.).

В данном источнике заявляется способ управления РИД, в котором измеряют каждый период сигнала датчика положения ротора (ДПР), по измеренному периоду вычисляют временные интервалы, определяющие начало и окончание зон, содержащих импульсы управления силовыми ключами инвертора напряжения, причем отсчет вычисленных временных интервалов производится от каждого фронта сигнала ДПР.

Недостатком данного способа является влияние погрешности изготовления ДПР как на длительности временных интервалов, определяющих начало и окончание импульсов управления, так и на их фазу.

Предлагаемое изобретение направлено на достижение минимизации влияния погрешности изготовления датчика положения ротора на временные параметры сигналов управления РИД и, следовательно, на качество управления.

Способ управления реактивным индукторным двигателем, заключающийся в том, что измеряют период Tдпр сигнала фазы датчика положения ротора (ДПР), вычисляют временные интервалы, определяющие начало ton и окончание toff относительно начала следующего периода ДПР зон, каждая из которых содержит как минимум один импульс управления одним из двух силовых ключей данной фазы инвертора напряжения и соответствует одному импульсу фазного тока двигателя, ставя их в соответствие длительности измеренного периода сигнала ДПР, и по результатам измерений и вычислений формируют последовательность импульсов управления силовыми ключами каждой фазы инвертора напряжения, согласно данному заявлению дополнительно характеризуется следующими признаками, согласно которым измеряют длительность периода ДПР между всеми соседними одноименными фронтами всех фаз ДПР, и по результатам измерений после фиксации каждого фронта сигналов ДПР вычисляют новые значения временного интервала ton, а также временных интервалов toff1 и toff2 от начала текущего периода ДПР до требуемых моментов времени окончания зон импульсов управления первым и вторым ключом данной фазы инвертора напряжения соответственно; один из фронтов сигнала одной из фаз ДПР принимают за базовый, и один раз за оборот ротора двигателя определяют временные интервалы от момента синхронизации, наступающего по истечении временного интервала tdel после возникновения базового фронта сигнала ДПР, до ближайшего начала зон подачи импульсов управления на два силовых ключа фазы инвертора напряжения t1on и ближайших окончаний зон подачи импульсов управления на первый и второй ключ t1off1 и t1off2 соответственно согласно формулам:

t1on=ton-tdel-k1·Тдпр/m;

t1off1=toff1-tdel-k2·Tдпр/m;

t1off2=toff2-tdel-k3·Tдпр/m,

где m - число фаз двигателя, k1-k3 - целые неотрицательные коэффициенты, такие, что

0<t1on<ton-tdel,

0<t1off1<toff1-tdel,

0<t1off2<toff2-tdel,

и, отсчитывая данные интервалы времени от момента синхронизации, начинают формировать последовательность импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения, в которой интервалы времени между последующими одноименными переключениями зон импульсов управления для соседних фаз двигателя Δton, Δtoff1 и Δtoff2 соответственно принимают равными

Δtonдпр/m+ton+-ton-;

Δtoff1дпр/m+toff1+-toff1-;

Δtoff2дпр/m+toff2+-toff2-,

где Tдпр - последнее измеренное на данный момент времени значение периода сигнала датчика положения ротора, индексы - и + означают старое и новое вычисленные значения соответствующих интервалов времени; и после каждого запуска такого интервала на отработку производят переприсвоения:

ton-:=ton+;

toff1-:=toff1+;

toff2-:=toff2+,

и в дальнейшем один раз за оборот двигателя, после каждого момента синхронизации, подменяют вновь вычисленными интервалами времени t1on, t1off1 и t1off2 формировавшиеся на предыдущем обороте двигателя интервалы времени между моментами переключений зон Δton, Δtoff1 и Δtoff2 соответственно, тем самым осуществляя фазовую подстройку последовательности импульсов управления относительно последовательности импульсов ДПР.

Изобретение поясняется со ссылкой на прилагаемый чертеж, на котором показан участок временной диаграммы формирования последовательности импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения на примере трехфазного РИД до и после момента синхронизации:

- ДПРk - сигналы датчика положения ротора k-й фазы РИД, где k принимает значения А, В, С;

- mVTLk, mVTHk - сигналы управления ключами k-й фазы ИН;

- uA - напряжение, приложенное к обмотке фазы А;

- iА - ток фазы А РИД;

- tsync - момент синхронизации.

Предлагаемый способ управления может быть реализован с помощью системы управления на базе микроконтроллера. При этом измерение периодов сигналов ДПР и отработка вычисленных временных интервалов могут быть реализованы с использованием системы прерываний микроконтроллера и таймеров. Также для этого может использоваться контроллер событий.

Следует отметить, что, несмотря на то, что на чертеже измеряемые интервалы времени Tдпр и вычисляемые Δton, Δtoff1 и Δtоff2 показаны неизменными, в реальной системе при изменении частоты вращения двигателя значения переменной Tдпр и, соответственно, зависящие от них значения переменных ton, toff1, toff2, Δton, Δtoff1 и Δtoff2 и другие могут изменяться.

Следует также отметить, что на чертеже каждая зона подачи импульсов управления на каждый ключ содержит только один импульс управления, в реальной же системе их может быть несколько.

Интервал времени tdel необходим для расчетов новых значений интервалов времени ton, toff1 и toff2 и поиска ближайших к точке синхронизации каждого из моментов смены зон импульсов управления. По его истечении отработку старых временных интервалов принудительно прерывают (на чертеже показано крестиками) и начинают отработку новых интервалов со вновь вычисленными значениями времен, тем самым осуществляя фазовую подстройку последовательности импульсов управления относительно последовательности импульсов ДПР.

Применение данного способа позволяет исключить влияние на параметры импульсов управления погрешности взаимного углового расположения фазных датчиков положения ротора, а также скважности диска ДПР, так как моменты возникновения всех фронтов ДПР, кроме базового, не влияют на фазу генерируемой последовательности импульсов управления, а влияют только на измеренные значения периодов ДПР, входящие в формулы для вычисления новых временных интервалов после измерения каждого периода ДПР. Это обеспечивает коррекцию временных параметров последовательности импульсов управления после каждого фронта сигналов ДПР, то есть 2mдпрzr раз за оборот двигателя, где mдпр - число фаз сигнала ДПР РИД, которое в большинстве случаев равно числу фаз двигателя m; zr - число зубцов ротора РИД. При этом погрешности угловых значений одноименных фронтов диска ДПР приводят к разбросу только длительностей, но не фаз управляющих импульсов.

Технический эффект настоящего изобретения состоит в минимизации влияния погрешностей изготовления датчика положения ротора РИД за счет синхронизации последовательности управляющих импульсов с последовательностью импульсов ДПР РИД один раз за оборот двигателя с коррекцией временных параметров последовательности импульсов управления после каждого измерения периода сигналов ДПР.

Похожие патенты RU2260243C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1995
  • Крайнов Д.В.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Звездунов Д.А.
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Прокопец И.А.
RU2118039C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОКА В ФАЗНЫХ ОБМОТКАХ РЕАКТИВНОГО ИНДУКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Крайнов Д.В.
  • Реднов Ф.А.
  • Сулейманов У.М.
  • Коломейцев В.Л.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Прокопец И.А.
  • Пахомин С.А.
  • Звездунов Д.А.
RU2242083C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОКА В ФАЗНЫХ ОБМОТКАХ РЕАКТИВНОГО ИНДУКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Крайнов Д.В.
  • Дувакин А.В.
  • Коломейцев В.Л.
  • Реднов Ф.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Прокопец И.А.
  • Пахомин С.А.
  • Звездунов Д.А.
RU2229768C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2008
  • Юрицын Андрей Викторович
  • Колесников Юрий Александрович
  • Калинин Эдуард Казимирович
  • Шуляк Виктор Григорьевич
RU2372708C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОКА В ФАЗНЫХ ОБМОТКАХ РЕАКТИВНОГО ИНДУКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Крайнов Д.В.
  • Сулейманов У.М.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Коломейцев В.Л.
  • Прокопец И.А.
RU2249298C1
ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ 1994
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопец И.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Звездунов Д.А.
RU2079951C1
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ИНВЕРТОР НАПРЯЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ 2002
  • Коломейцев В.Л.
  • Крайнов Д.В.
  • Реднов Ф.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Прокопец И.А.
  • Сулейманов У.М.
  • Звездунов Д.А.
  • Пахомин С.А.
RU2259628C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОДНОФАЗНЫМ ИНДУКТОРНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ СО СТАРТОВЫМИ ПОЛЮСАМИ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Пахомин С.А.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Коломейцев В.Л.
  • Прокопец И.А.
  • Звездунов Д.А.
RU2091977C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2002
  • Беляев А.В.
  • Киреев А.В.
RU2229194C2
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Миляшов Н.Ф.
  • Васильев А.В.
  • Миляшов А.Н.
  • Сабитов Р.Ф.
RU2237341C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕАКТИВНЫМ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор. Техническим результатом является минимизация влияния погрешности изготовления датчика положения ротора (ДПР) на временные параметры сигналов управления РИД и на качество его управления. В способе управления реактивным индукторным двигателем измеряют длительность периода ДПР между всеми соседними одноименными фронтами всех фаз ДПР, и по результатам измерений вычисляют временные интервалы, определяющие начало ton и окончания toff1 и toff2 относительно начала следующего периода ДПР зон подачи импульсов управления на силовые ключи данной фазы инвертора напряжения, ставя их в соответствие длительности измеренного периода сигнала ДПР, и по результатам измерений и вычислений формируют последовательность импульсов управления силовыми ключами каждой фазы инвертора напряжения; при этом один из фронтов сигнала одной из фаз ДПР принимают за базовый, и один раз за оборот ротора двигателя определяют временные интервалы от момента синхронизации, наступающего по истечении временного интервала tdel после возникновения базового фронта сигнала ДПР, до ближайшего начала зон подачи импульсов управления на два силовых ключа фазы инвертора напряжения t1on и ближайших окончаний зон подачи импульсов управления на первый и второй ключ и, отсчитывая данные интервалы времени от момента синхронизации, начинают формировать последовательность импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения, в которой интервалы времени между последующими одноименными переключениями зон импульсов управления для соседних фаз двигателя соответственно принимают равными. В дальнейшем один раз за оборот двигателя подменяют вновь вычисленными интервалами времени соответствующие интервалы времени, формировавшиеся на предыдущем обороте двигателя, осуществляя фазовую подстройку последовательности импульсов управления относительно последовательности импульсов ДПР. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 260 243 C1

Способ управления реактивным индукторным двигателем, заключающийся в том, что измеряют период ТДПР сигнала фазы датчика положения ротора (ДПР), вычисляют временные интервалы, определяющие начало ton и окончание toff относительно начала следующего периода ДПР зон, каждая из которых содержит как минимум один импульс управления одним из двух силовых ключей данной фазы инвертора напряжения и соответствует одному импульсу фазного тока двигателя, ставя их в соответствие длительности измеренного периода сигнала ДПР, и по результатам измерений и вычислений формируют последовательность импульсов управления силовыми ключами каждой фазы инвертора напряжения, отличающийся тем, что измеряют длительность периода ДПР между всеми соседними одноименными фронтами всех фаз ДПР и по результатам измерений после фиксации каждого фронта сигналов ДПР вычисляют новые значения временного интервала ton, а также временных интервалов toff1 и toff2 от начала текущего периода ДПР до требуемых моментов времени окончания зон импульсов управления первым и вторым ключом данной фазы инвертора напряжения соответственно, один из фронтов сигнала одной из фаз ДПР принимают за базовый и один раз за оборот ротора двигателя определяют временные интервалы от момента синхронизации, наступающего по истечении временного интервала tdel после возникновения базового фронта сигнала ДПР до ближайшего начала зон подачи импульсов управления на два силовых ключа фазы инвертора напряжения t1on и ближайших окончаний зон подачи импульсов управления на первый и второй ключ t1off1 и f1off2 соответственно согласно формулам

t1on=ton-tdel-k1·ТДПР/m;

t1off1=toff1-tdel-k2·ТДПР/m;

t1off2=toff2-tdel-k3·ТДПР/m,

где m - число фаз двигателя, k1-k3 - целые неотрицательные коэффициенты, такие что

0<t1on<ton-tdel;

0<t1off1<toff1-tdel;

0<t1off2<toff2-tdel,

и, отсчитывая данные интервалы времени от момента синхронизации, начинают формировать последовательность импульсов управления силовыми ключами инвертора напряжения, в которой интервалы времени между последующими одноименными переключениями зон импульсов управления для соседних фаз двигателя Δton, Δtoff1 и Δtoff2 соответственно принимают равными

ΔtonДПР/m+ton+-ton-;

Δtoff1ДПР/m+toff1+-toff1-;

Δtoff2ДПР/m+toff2+-toff2-,

где ТДПР - последнее измеренное на данный момент времени значение периода сигнала датчика положения ротора, индексы - и + означают старое и новое вычисленные значения соответствующих интервалов времени; и после каждого запуска такого интервала на отработку производят переприсвоения:

ton-:=ton+;

toff1-:=toff1+;

toff2-:=toff2+,

и в дальнейшем один раз за оборот двигателя после каждого момента синхронизации подменяют вновь вычисленными интервалами времени t1on, t1off1 и t1off2 формировавшиеся на предыдущем обороте двигателя интервалы времени между моментами переключений зон Δton, Δtoff1 и Δtoff2 соответственно, тем самым осуществляя фазовую подстройку последовательности импульсов управления относительно последовательности импульсов ДПР.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2260243C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1995
  • Крайнов Д.В.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Звездунов Д.А.
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Прокопец И.А.
RU2118039C1
ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ 1994
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопец И.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Звездунов Д.А.
RU2079951C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ 2000
  • Алекперов В.Ю.
  • Маганов Р.У.
  • Лесничий В.Ф.
  • Грайфер В.И.
  • Беззубов А.В.
  • Хохлов Н.П.
  • Гинзбург М.Я.
  • Павленко В.И.
  • Сагаловский В.И.
  • Сагаловский А.В.
  • Волков В.М.
  • Агапова Г.Л.
RU2207700C2
Автоматический аппарат для производства бухгалтерских, статистических и т.п. подсчетов 1924
  • Потапов М.И.
  • Уманский Б.М.
SU1774A1
Вентильный электропривод 1987
  • Желудев Валерий Александрович
  • Коваленко Анатолий Николаевич
  • Сырцов Владимир Афанасьевич
  • Чебурахин Игорь Михайлович
  • Шаршунов Юрий Евгеньевич
SU1522371A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДОКУМЕНТОВ ИЛИ ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Кузнецов А.А.
RU2167253C1
US 4647802 А, 03.03.1987
DE 3826892 С2, 16.02.1989
Катковый гусеничный движитель 1973
  • Филатов Виталий Иванович
  • Штыкан Исаак Львович
SU472052A1
Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1

RU 2 260 243 C1

Авторы

Крайнов Д.В.

Дувакин А.В.

Коломейцев В.Л.

Реднов Ф.А.

Коломейцев Л.Ф.

Сулейманов У.М.

Прокопец И.А.

Пахомин С.А.

Звездунов Д.А.

Даты

2005-09-10Публикация

2003-12-17Подача