СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ Российский патент 2005 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2263040C2

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МПК B 61 L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А., БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми. Превышение текущего напряжения над пороговым фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г, стр.74-80].

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния путевых участков.

Технический результат достигается следующим образом.

Контроль свободного состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока (тональную частоту), а на другом конце текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, пороговые напряжения занятия и освобождения определяют следующим образом: в момент вступления поезда на смежный путевой участок при свободном другом смежном путевом участке фиксируют опорное напряжение (текущее напряжение приемника рассматриваемого путевого участка), затем это напряжение умножают на коэффициент высыхания балласта с учетом продолжительности времени занятия трех смежных путевых участков, а результат умножают на коэффициент снижения напряжения при наложении шунта, который зависит от значения сопротивления изоляции, полученное напряжение является пороговым напряжением занятия, пороговым напряжением освобождения является результат перемножения порогового напряжения занятия на коэффициент запаса шунтового режима, а коэффициенты высыхания, снижения напряжения и запаса являются функциями сопротивления изоляции.

На фиг.1 приведен график изменения коэффициента высыхания балласта Квбвб=1÷3) от значения сопротивления изоляции rи при самой высокой скорости высыхания балласта. На фиг.2 изображена кривая, отображающая зависимость коэффициента снижения напряжения приемного конца рельсовой линии Кснш(Kснш=5÷20) при наложенном нормативном шунте в месте минимальной шунтовой чувствительности. На фиг.3 представлена зависимость коэффициента запаса шунтового режима Кзшзш=1÷3) от сопротивления балласта. На фиг.4 показаны зависимости напряжения приемного конца от координаты шунта (нижняя кривая) и аналогичная кривая (верхняя) с учетом коэффициента высыхания.

Сопротивление балласта, которое требуется для определения коэффициентов, однозначно связано с опорным напряжением. Поэтому опорное напряжение является эквивалентом значения сопротивления балласта.

Особенность работы рельсовой цепи, действие которой основано на предлагаемом способе, состоит в том, что значения пороговых напряжений определяют не на основании предположений о возможном изменении сопротивления балласта за время следования поезда по трем смежным путевым участкам, а с помощью аналитических выражений. Коэффициент высыхания Квб, коэффициент снижения напряжения при наложении шунта Кснш и коэффициент запаса Кзш, используемые для определения пороговых значений занятия и освобождения, определяют на основании исследования каждой конкретной рельсовой цепи. Для определения коэффициента высыхания Квб устанавливается зависимость (фиг.1) Квб=ϕ(rи) для самых неблагоприятных условий, т.е. при максимальной скорости высыхания балласта. Коэффициент снижения напряжения (фиг.2) Кснш=ϕ(rи) показывает, во сколько раз снижается напряжение на приемном конце рельсовой цепи под воздействием нормативного шунта. Этот коэффициент также зависит от сопротивления балласта. Коэффициент запаса (фиг.3) Кзш также находится в зависимости от сопротивления балласта, т.к. при мокром балласте влияния дестабилизирующих факторов (помех, температуры и т.д.) значительно меньше, чем при сухом.

На фиг.4 нижняя кривая представляет зависимость напряжения на приемном конце от координаты шунта. Опорное напряжение (точка А) фиксируют в момент фиксации занятия участка 1ПУ. С учетом координаты точки А может быть построена (рассчитана) непосредственно зависимость Uп=ϕ(хш), т.е. зависимость напряжения приемного конца Uп от координаты шунта xш. Затем определяется верхняя кривая с учетом коэффициента высыхания Квб. На этой кривой выбирают точку (В), ордината которой наибольшая при наличии шунта непосредственно на участке 2ПУ. Линия Uз представляет порог занятия. Линия Uo, полученная с учетом коэффициента запаса, представляет порог освобождения.

Найденные таким образом пороговые значения позволяют наилучшим образом реализовать преимущества относительной рельсовой цепи.

Предложенный способ позволяет существенно повысить достоверность контроля состояния путевых участков и безопасность движения поездов.

Похожие патенты RU2263040C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2410267C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2007
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2341395C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
  • Трошина Марина Васильевна
RU2410268C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2423268C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259294C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2017
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2666000C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723502C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Полякова Юлия Геннадьевна
RU2288128C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2268185C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 263 040 C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при осуществлении регулирования движения поездов. В рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока тональной частоты, а на другом конце фиксируют приемником текущее значение сигнала и сравнивают его с пороговыми значениями, соответствующими пороговым напряжениям занятия и освобождения. В случае превышения порогового напряжения занятия над текущим значением сигнала фиксируют занятие путевого участка, а в случае превышения текущего значения сигнала над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение путевого участка. Пороговое напряжение занятия получают умножением коэффициента снижения напряжения при наложении шунта, который зависит от значения сопротивления изоляции, на произведение зафиксированного текущего значения сигнала в момент вступления поезда на смежный путевой участок при свободном другом смежном путевом участке на коэффициент высыхания балласта с учетом продолжительности времени занятия трех смежных путевых участков. Пороговое напряжение освобождения определяют умножением порогового напряжения занятия на коэффициент запаса шунтового режима. Коэффициенты высыхания, снижения напряжения и запаса принимают в функциях сопротивления изоляции. Изобретение позволяет повысить надежность контроля состояния путевых участков. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 263 040 C2

Способ контроля состояния путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока тональной частоты, а на другом конце фиксируют приемником текущее значение сигнала и сравнивают его с пороговыми значениями, соответствующими пороговым напряжениям занятия и освобождения, в случае превышения порогового напряжения занятия над текущим значением сигнала фиксируют занятие путевого участка, а в случае превышения текущего значения сигнала над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение путевого участка, отличающийся тем, что пороговое напряжение занятия получают умножением коэффициента снижения напряжения при наложении шунта, который зависит от значения сопротивления изоляции, на произведение зафиксированного текущего значения сигнала, являющегося опорным напряжением рассматриваемого путевого участка, в момент вступления поезда на смежный путевой участок при свободном другом смежном путевом участке на коэффициент высыхания балласта с учетом продолжительности времени занятия трех смежных путевых участков, а пороговое напряжение освобождения определяют умножением порогового напряжения занятия на коэффициент запаса шунтового режима, причем коэффициенты высыхания, снижения напряжения и запаса принимают в функциях сопротивления изоляции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2263040C2

КОТЛЯРЕНКО Н.Ф
Путевая блокировка и авторегулировка
- М.: Транспорт, 1983, с.74-80
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 1992
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2051055C1
УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 0
SU281524A1
Устройство для контроля свободности стрелочных путевых участков сортировочных горок 1984
  • Григорин-Рябов Виктор Валерианович
  • Шелухин Виктор Иванович
  • Шелухин Олег Иванович
SU1245483A1

RU 2 263 040 C2

Авторы

Полевой Ю.И.

Смышляев В.А.

Гуменников В.Б.

Полевая Л.В.

Трошина М.В.

Даты

2005-10-27Публикация

2003-12-24Подача