Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть применено в качестве инвалидных колясок, складных индивидуальных транспортных средств для передвижения в городских условиях с интенсивным движением машин и пешеходов, а также по бездорожью и снегу.
Известно транспортное средство (патент RU 2040426), состоящее из кабины, корпуса с выполненной в виде труб трансмиссии, гусеничного движителя, содержащего пневмоколеса, расположенные попарно и связанные осями, расположенными внутри колесных труб и охваченные армированными гусеничными лентами с грунтозацепами. Наружные поверхности пневмоколес выполнены с периферийными сцепными элементами, внутренние поверхности гусениц выполнены с соответствующими сцепными элементами.
Предлагаемое транспортное средство малогабаритное, складной конструкции, что позволяет уменьшать его габариты и обеспечивать удобство транспортировки в нерабочем состоянии.
Усовершенствование транспортного средства заключается в применении шарнирного основания, состоящего из вертикальной и горизонтальной рамок, шарнирно соединенных между собой с фиксацией их замком и с возможностью складывания, протекторов, вырезанных из бывших в эксплуатации автомобильных шин, и надетых на два колеса с каждой стороны транспортного средства, бесступенчатой передачи, приводного двигателя, механизма управления, съемной лыжи и инфраструктуры. Колеса установлены на осях и подшипниках, трубчатые оси являются поперечинами горизонтальной рамки основания, на ободе каждого колеса закреплен резиновый бандаж и выполнена трапециевидная канавка, диаметр которой меньше диаметра обода колеса. Натяжение протектора регулируется осью задней колесной пары. Бесступенчатая передача состоит из вала, двух ведущих конусных шкивов с изменяемыми диаметрами, ведомых шкивов, образованных канавками на ободах колес, приводных трапециевидных ремней, натяжных роликов и винтовых пар ведущих шкивов с рычагами управления для изменения передаточного отношения между шкивами и изменения скорости движения протекторов, в результате происходит поворот транспортного средства в одну или в другую сторону движения. При этом в бесступенчатой передаче изменение диаметров имеют только ведущие шкивы. Приводной двигатель установлен на горизонтальной рамке основания и соединен цепной передачей с валом бесступенчатой передачи. Съемная лыжа расположена на горизонтальной рамке, на шарнирной оси со стойкой и пружиной-компенсатором, между протекторами и обеспечивает регулирование общего давления на снег. Торможение транспортного средства обеспечивается тормозными колодками, расположенными с осями и педалями в зоне верхней части колес. Транспортное средство выполнено с возможностью присоединения к нему одной или более колесных пар и с возможностью надевания на каждые две последующие пары колес протекторов с образованием двухосной тележки, при этом передние колеса второй тележки соединены трапециевидными ремнями с задними колесами первой тележки через канавки на ободах колес, с образованием полноприводного транспортного средства с четырьмя и более колесными парами, и с возможностью, при снятии протекторов, образования полноприводного колесного движителя с одной или двумя парами колес. Сиденье - откидное для обеспечения возможности водителю при движении транспортного средства находиться в положении стоя.
Устройство транспортного средства с протекторным движителем (фиг.1, 2, 3) состоит из основания, двух или более колесных пар, протекторов 8, бесступенчатой передачи, приводного двигателя 16, механизма управления, съемной лыжи 21 с пружиной-компенсатором 22, тормоза, инфраструктуры. Основание состоит из вертикальной рамки 1 и горизонтальной рамки 2, соединенные между собой шарниром 3 с замком 4. В нерабочем положении рамки 1 и 2 могут складываться вместе с установленными на них механизмами и оборудованием (фиг.3е). Каждая колесная пара состоит из двух колес 5 с резиновыми бандажами 26 на ободах 27, установленных на подшипниках 6 трубчатой оси 7, оси крепятся болтами к рамке 2. Протекторы 8 надеты на колеса 5 с обеих сторон транспортного средства и являются его движителем. Бесступенчатая передача состоит из вала 9, установленного на рамке 1 на подшипниках 10, ведущего конусного шкива 11 с изменяемым диаметром, ведомого шкива 12, выполненного в виде конусной канавки 28 на ободе 27 каждого колеса 5, ремней 13 трапециевидного сечения, винтовых пар 14 с рычагами управления 15, натяжных роликов 25. Приводной двигатель установлен на вертикальной рамке 1 и соединен цепной передачей 17 с валом 9. Механизм управления состоит из винтовых пар 14 с рычагами 15, тормозных колодок 18, установленных на осях 19, педали 20. Съемная лыжа 21 установлена между протекторами 8 на горизонтальной рамке 2, на шарнире 23 с пружиной 22. Сиденье 24 установлено на шарнире на рамке 2 и может подаваться вперед. Облицовка 29 и козырек 30 съемные, фара 31 установлена на поперечине вертикальной рамки 1, впереди и сзади транспортного средства расположены катафоты 32.
Работа транспортного средства с протекторным движителем (фиг.1, 2, 3). Приводной двигатель 16 передает усилие на вал 9 ведущих шкивов 11, далее через ремни 13 на колеса 5 и протекторы 8. При повороте рычага 15 одной из винтовых пар 14 изменяется диаметр данного ведущего конусного шкива 11 и соответственно изменяется передаточное отношение шкива 11 и ведомого шкива 12, выполненного на колесе 5, в результате скорость колеса 5 изменяется, протектор 8 с одной стороны транспортного средства будет двигаться медленнее или быстрее протектора 8 другой стороны и транспортное средство будет поворачиваться. При движении по мягкому грунту съемная лыжа 21 находится в приподнятом положении, не касаясь грунта, при движении по рыхлому снегу лыжа 21 опускается на снег с помощью шарнира 23 и пружины 22, как компенсатором давления, и регулируется общее давление протекторов 8 и лыжи 21 на поверхность снега. К транспортному средству может присоединяться одна или более колесных пар (фиг.3а), на каждые последующие две пары колес 5 надеваются протекторы 8 и составляют двухосную тележку, передние колеса 5 второй тележки соединены трапециевидными ремнями 13 с колесами первой тележки через конусные канавки 28 (ремни 13 бесступенчатой передачи и привода тележек одинаковы) и образуют полноприводное транспортное средство с четырьмя колесными парами.
При снятии протекторов 8 с колес 5 движитель транспортного средства становится колесным движителем, полноприводным с одной парой колес, или одной и более тележками без привода (фиг.3в).
Транспортное средство с протекторным движителем простое по конструкции и в изготовлении, протектор 8 является доступным, долговечным и дешевым материалом
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для инвалидных колясок в качестве индивидуальных складных транспортных средств для передвижения в городских условиях с интенсивным движением машин и пешеходов, а также по бездорожью и снегу. Транспортное средство состоит из основания, двух и более колесных пар, протекторов, вырезанных из бывших в эксплуатации автомобильных шин и надетых на два колеса с каждой стороны транспортного средства, бесступенчатой передачи, приводного двигателя, механизма управления, съемной лыжи и инфраструктуры. Транспортное средство выполнено с возможностью присоединения к нему одной и более колесных пар и с возможностью надевания на каждые две последующие пары колес протекторов с образованием двухосной тележки. Технический результат - малые габариты и повышение проходимости. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2040426C1 |
Колесно-гусеничный движитель | 1984 |
|
SU1162665A1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ ДРЕВЕСИНЫ | 0 |
|
SU270237A1 |
US 3860080, 14.01.1975. |
Авторы
Даты
2005-11-20—Публикация
2003-12-19—Подача