Изобретение относится к медицине, конкретно к психотерапии, и предназначено для коррекции психологического состояния.
Известен способ коррекции психологического состояния, включающий психодиагностику путем определения оператором индивидуальных жизненных целей пациента, отличающийся тем, что оператор, выслушивая рассказ пациента о волнующих его проблемах, устанавливает иерархию открыто демонстрируемых жизненных целей пациента, выделяет из этой иерархии 1-5 доминирующих жизненных целей, открыто демонстрируемых пациентом в процессе рассказа, затем оператор выявляет скрытые мотивы пациента, связанные с выделенными открыто демонстрируемыми жизненными целями, устанавливает иерархию значимости для пациента выявленных скрытых мотивов, определяет доминирующий скрытый мотив пациента и предлагает пациенту реализацию этого мотива (П. RU №2285545, 2006).
Известен способ коррекции психоэмоционального состояния арттерапией путем осуществления изобразительной деятельности, отличающийся тем, что арттерапию осуществляют рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка, при этом клиента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка, далее с клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом, проводят вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, и предлагают клиенту сформулировать выводы по решению проблемы, а для закрепления полученной коррекции осуществляют дополнительную консультацию (патент RU №2369412, 2009).
Известен способ коррекции психического состояния, включающий создание опытным в рассказчицкой деятельности специалистом ситуации «рассказчик-слушатель», во время которой специалист осуществляет пересказ содержания литературного произведения из числа лучших высокохудожественных реалистических произведений классической и современной литературы, имеющего жизнеутверждающее, гуманистическое содержание, имеющего решающее значение для коррекции психического состояния пациента, отличающийся тем, что ситуацию «рассказчик-слушатель» создают дважды, при этом сначала специалист в процессе пересказа осуществляет вербальное перекодирование последовательно воспроизводимых в памяти мысленных образов, описывая их словесно с эмоциональными и чувственными проявлениями, соответствующими описываемым образам и содержанию произведения, а также с проявлением своего отношения как к пациенту, так и к нормопсихологике героев произведения и к норме остальных отношений, описываемых в пересказываемом произведении, затем пациент осуществляет репродуктивный пересказ услышанного словесным описанием своих мысленных образов, соответствующих содержанию воспринимаемого им пересказа (патент RU №2265456, 2005).
Наиболее близким к заявляемому способу является способ коррекции психологического состояния, включающий проведение терапевтического фехтования, во время которого психолог создает стереотип мышления, имеющий решающее значение для коррекции и самокоррекции психологического состояния пациента (Летуновский В.В. Фехтование как метод экзистенциальной терапии. Московский психотерапевтический журнал, 2009, №2, с.194-203).
Заявляемое изобретение решает задачу устранения социальных, межличностных и интраличностных проблем человека, возникших в результате психологических причин.
Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается в повышении эффективности процесса коррекции психологического состояния за счет повышения степени организованности личности и увеличения личностного потенциала, что выражается в росте способности к принятию личной ответственности к осмысленной борьбе с привычками и стереотипами, сохранению психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
Заявляемый способ коррекции психологического состояния включает проведение терапевтического фехтования, во время которого психолог создает стереотип мышления, имеющий решающее значение для коррекции и самокоррекции психологического состояния пациента.
Заявляемый способ отличается тем, что терапевтическое фехтование проводят в ситуации партнерства психолог-пациент в четыре этапа, предварительно договариваясь об условиях фехтования, во время которого психолог ведет агрессивную атаку, а пациент ведет защиту или наносит ответные удары; на первом этапе проводят идентификацию целей, задач, проблем, особенностей личности пациента посредством проведения собеседования: установление степени и характера мотивации, ознакомление пациента с основными положениями предлагаемого способа, техники безопасности, заключают контракт; на втором этапе осуществляют выявление поведенческих, эмоциональных и когнитивных особенностей пациента с применением языка фехтования; на третьем этапе устанавливают умение пациента контролировать свое внимание и формирование стратегии своего поведения, а также основания для формирования личного стиля жизни в отношении стрессов и проблем с применением языка фехтования; на четвертом этапе определяют умение пациента акцентировать внимание на поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий с применением языка фехтования; общая длительность четырех этапов составляет 4-6 недель и включает 7-9 сеансов с интервалом в 3-4 дня, затем через 1-2 месяца проводят контроль эффективности коррекции психологического состояния, при необходимости продолжают телефонные беседы 1 раз в месяц.
Конкретные примеры осуществления способа.
Пример 1.
Пациентка: О. 20 лет. Студентка технического факультета высшего учебного заведения.
По ее словам благополучна во всех отношениях, кроме того, что имеет избыточную массу тела, с чем давно «борется». По ее мнению у нее 10 кг лишнего веса. По оценке специалиста около 6 кг. Пациентку ее лишний вес очень беспокоит. Она знакома с различными методиками снижения веса, умеет считать калорийность пищи, в прошлом голодала, периодически склонна к изнурительным тренировкам. Резкие изменения массы тела связаны с опытом продолжительного (несколько месяцев) голодания и снижения веса. С тех пор периодически наступают «срывы», тревожные расстройства, во время которых О. «ест все подряд», «не может себя сдерживать», имеет сниженный фон настроения, нарушает выбранный ею накануне режим питания и жизни. Так называемые срывы к моменту обращения участились (происходят еженедельно).
У пациентки пикническое телосложение, синтонный характер. Вероятно, она принадлежит к конституциональному типу, для представителей которого колебания депрессии и возбуждения являются характерными. Поэтому терапевтическая гипотеза состояла в том, что пациентке следует научиться принимать конституциональные характеристики своей жизни, сублимируя их в свои личностные достоинства, и кроме этого, выработать необходимую систему обеспечения устойчивости в ситуациях, провоцирующих колебания настроения и желаний.
Заключение: избыточная масса тела, связанная с пищевым поведением, дестабилизированием неконструктивным образом себя, неаутентичными психологическими установками по отношению к самой себе, природе своих состояний и переживаний. Предложен курс коррекции по заявляемому способу.
1 этап.
Идентификация целей, задач, проблем, особенностей личности пациентки посредством проведения собеседования. Выявление характерологических особенностей пациентки. Установление степени и характера мотивации. Ознакомление пациентки с основными положениями предлагаемого способа, техники безопасности.
Заключение контракта, в котором оговаривают с пациенткой основные условия, степень и предмет ответственности специалиста, ответственность пациентки за активность и участие, здоровье и последовательность. Пациентка была ознакомлена со средствами и условиями заявляемого способа. Договорились, что при осуществлении фехтования (терапевтического поединка) будет применяться специальный имитатор: трость.
Специалист объяснил причины избыточного веса с точки зрения биохимии и физиологии. Разъяснил отличия пищевого голода от всех других причин, формирующих пищевое поведение человека. Выразил главную идею, состоящую в том, что пациентке необходимо понять то, какие реакции вызывает ситуация стресса, как избежать реакции состояний отчуждения, отторжения, снижения интенсивности обменных процессов и как способствовать мобилизационным процессам в организме, как управлять ими.
Применение языка фехтования помогло наглядно продемонстрировать в отношения «специалист - пациент» суть ее жизненной ситуации посредством контролируемых агрессивных атак психолога, проявляющихся в виде условных ответных ударов тростью, вызывающих стереотипные, многочисленные, но не эффективные движения пациентки.
Первый этап был завершен достижением спонтанной самореализации пациентки, выразившейся в формировании у нее позиции одновременно большей устойчивости и большего напряжения, которая была воспринята ею как желаемая не только в ситуациях терапевтического поединка, но и в других жизненных ситуациях.
2 этап.
В серии терапевтических поединков была осуществлена практика тестирования поведенческих, эмоциональных и когнитивных особенностей пациентки с применением языка фехтования. Использовался также имитатор - трость. Маркерами в тестирующей практике являлись двигательные стереотипы, стереотипы мышления, эмоциональные реакции, а также объяснения, которые пациентка давала своим поступкам.
В ситуации партнерства специалист проводит тестирующую практику с применением языка фехтования, используя трость. Тестирующая практика направлена на выявление психоэмоционального состояния, состояния опорно-двигательного аппарата, стереотипов мышления. Тестирование имеет цель: зафиксировать реальное состояние и поддержать мотивацию.
Через 3 дня с пациенткой проводят 2 сеанс 2 этапа с целью фиксирования реального состояния пациентки и поддержания мотивации.
Результатом второго этапа было формирование устойчивой мотивации достижения.
3 этап.
Проводят серию терапевтических поединков «специалист-пациент» с целью акцентирования внимания на поставленных задачах.
В результате:
- пациентка научилась контролировать свое внимание на опыте ведения терапевтического поединка не за счет скорости, силы, агрессивности, а за счет связанности всех элементов системы достижения цели в фехтовании - угроз, позиции, дистанции, действия. Благодаря опыту контроля за вниманием специалиста, опыту изменения образа своего мышления, восприятия, образа ситуации, самой себя и своего поведения, пациентка сформировала стратегию своего поведения и основания для формирования личного стиля жизни в отношении стрессов и проблем.
Через 3 дня был проведен 2 сеанс 3 этапа. При этом терапевтический поединок с пациенткой направлен на повышение уровня ее самоконтроля.
Через 3 дня был проведен 3 сеанс 3 этапа с целью повышения уровня контроля за вниманием, также был сформирован позитивный настрой, расставлены необходимые акценты и вербализированы ценностные установки.
4 этап.
Проведены соревновательно-игровые практики с целью акцентирования внимания пациентки на поставленных задачах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий.
Через 1 месяц после проведения заявляемого способа проведен контроль эффективности коррекции психологического состояния с применением соревновательно-игровых практик на языке фехтования. Контроль показал, что пациентка научилась контролировать и снижать вес, снизив за месяц половину веса, который считала лишним (5 кг из 10), научилась контролировать свое эмоциональное состояние, превратив то, что она раньше называла «срывом», в периоды более спокойной жизнедеятельности.
Общая длительность 4 этапов составила 4 недели. Состоялось 7 сеансов с интервалом в 3 дня. Сеансы прекращены с полной удовлетворенностью пациентки. Наблюдение продолжалось посредством телефонных бесед с регулярностью 1 раз в месяц. Необходимости в повторной коррекции не возникло.
Пример 2.
Пациент А. мужчина 41 год, образование высшее гуманитарное, работает менеджером в крупной торговой компании, женат, имеет несовершеннолетнего сына. Обратился за помощью из-за разногласий с женой в вопросах воспитания сына, которые, по его мнению, могут привести к «катастрофе» в их семье.
Пациент А. воспитывался без отца. Мама в вопросах его воспитания не проявляла активного участия. А. был самостоятельным ребенком, но «мужской руки» явно не хватало. А. часто конфликтовал с мамой, совершал необдуманные поступки, к последствиям которых не был готов. В своей семье по отношению к сыну решил занять авторитарную позицию и практиковать директивный стиль воспитания. Жена придерживается противоположного мнения в вопросах воспитания сына. Она проявляет заинтересованность в планах ребенка, старается развивать в нем индивидуальность, приветствуя откровенность с родителями и лояльность к окружающим людям.
Заключение: сложные противоречивые межличностные отношения в семье, связанные с различными психологическими установками, сформировавшимися в онтогенезе супругов и выражающиеся в противоречии подходов к вопросам воспитания сына. Предложен курс психологической коррекции по заявляемому способу.
1 этап.
Осуществлена идентификация целей, задач, проблем, особенностей личности пациента. посредством собеседования. Выявлены характерологические особенности пациента. Установлена степень и характер мотивации. Пациент ознакомлен с основными положениями предлагаемого способа, техникой безопасности.
Заключен контракт с пациентом, в котором оговорены основные условия, степень и предмет ответственности специалиста, ответственность пациента (активность, участие, откровенность, последовательность). Продемонстрирован терапевтический поединок на языке фехтования с помощью имитаторов: трости и ножа.
Специалист осуществил первичную интерпретацию ситуации пациента для объяснения причин и оснований, порождающих разногласия в их семье, в межличностных отношениях. Объяснил необходимые условия для изменений качества их отношений. Показал значимость более точного понимания психологических феноменов (например, таких как дисциплина, авторитет, мужское и женское, отцовское и материнское), способов переживания трудностей, техник обеспечения диалога и взаимопонимания.
Применение языка фехтования помогло наглядно продемонстрировать структуры взаимодействия в ситуации агрессии, сопротивления, стереотипности мышления посредством атак и провокаций специалиста, проявляющихся в виде условной защиты тростью, вызывающей защитные стереотипные реакции пациента.
Через 4 дня проведен 2 сеанс 1 этапа.
Первый этап завершен при достижении пациентом спонтанной самореализации, выраженной в более ответственной позиции и более структурированном понимании своей житейской ситуации и персонального положения в ней.
2 этап.
Осуществлены тестирующие практики. С применением языка фехтования, используя в качестве имитатора - трость, выявлены особенности психоэмоционального состояния; состояния опорно-двигательного аппарата, стереотипов мышления. Цель тестирующих практик: зафиксировать позитивные аспекты реального состояния и поддержать мотивацию к изменениям в сторону более ответственной и открытой позиции.
Через 4 дня проведен 2 сеанс 2 этапа.
3 этап.
Проводят терапевтические поединки «специалист - пациент» с целью акцентирования внимания на достижении конкретных задач.
В результате:
- пациент интенсивно обучился контролю за своим вниманием на опыте ведения поединка не за счет скорости, силы, агрессивности, а за счет связанности угроз и контроля за вниманием партнера,
- изменил свой образ мышления, восприятия, образ ситуации, самого себя и своего поведения, сформировав свой персональный стиль.
- научившись достаточно эффективно вести себя в терапевтическом поединке, расширил горизонты понимания своих возможностей в отношении воспитания сына.
Через 4 дня проведен 2 сеанс 3 этапа. Терапевтические поединки с пациентом направлены на повышение уровня контроля.
Через 4 дня проведен 3 сеанс 3 этапа с целью формирования у пациента позитивного настроя, расстановки необходимых акцентов и коррекции ценностных установок.
4 этап.
Проведены соревновательно-игровые практики с применением трости-имитатора с целью акцентирования внимания пациента на задачах нового уровня (более точно и детально поставленных).
Через 4 дня проведен 2 сеанс 4 этапа.
Через 2 месяца после проведения заявляемого способа осуществлен контроль его эффективности. Осуществлен сеанс коррекции психологического состояния с применением соревновательно-игровых практик. Контроль показал, что пациент сохраняет приобретенные навыки и реализовывает сформированные установки. Процессом развития себя и своей семьи доволен. Не чувствует невозможности и бессилия в ситуациях противоречий и конфликтов. Занимает позитивную позицию и испытывает достаточную поддержку со стороны своих близких.
Общая длительность 4 этапов составила 6 недель. Состоялось 9 сеансов с интервалом в 4 дня. Сеансы прекращены с полной удовлетворенностью пациента. Наблюдение продолжалось посредством телефонных бесед с регулярностью 1 раз в месяц. Необходимости в повторной коррекции не возникло.
Практическое использование предлагаемого способа позволяет повышать степень адаптации пациентов за счет устранения социальных, межличностных и интраличностных проблем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА | 2010 |
|
RU2494767C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2016 |
|
RU2633921C2 |
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" | 2004 |
|
RU2276999C2 |
СПОСОБ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА И ОЖИРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2597406C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕСА | 2003 |
|
RU2237465C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЖИРЕНИИ | 2017 |
|
RU2660509C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2427395C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА | 2007 |
|
RU2352363C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
Способ лечения и реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями | 2016 |
|
RU2636868C2 |
Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и предназначено для коррекции психологического состояния. Проводят терапевтическое фехтование, во время которого психолог создает стереотип мышления, имеющий решающее значение для коррекции и самокоррекции психологического состояния пациента. Терапевтическое фехтование проводят в ситуации партнерства психолог-пациент в четыре этапа, предварительно договариваясь об условиях фехтования, во время которого психолог ведет агрессивную атаку, а пациент ведет защиту или наносит ответные удары. На первом этапе проводят идентификацию целей, задач, проблем, особенностей личности пациента посредством проведения собеседования: установление степени и характера мотивации, ознакомление пациента с основными положениями предлагаемого способа, техники безопасности, заключают контракт. На втором этапе осуществляют выявление поведенческих, эмоциональных и когнитивных особенностей пациента с применением языка фехтования. На третьем этапе устанавливают умение пациента контролировать свое внимание и формирование стратегии своего поведения, а также основания для формирования личного стиля жизни в отношении стрессов и проблем с применением языка фехтования. На четвертом этапе определяют умение пациента акцентировать внимание на поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий с применением языка фехтования. Общая длительность четырех этапов составляет 4-6 недель и включает 7-9 сеансов с интервалом в 3-4 дня, затем через 1-2 месяца проводят контроль эффективности коррекции психологического состояния, при необходимости продолжают телефонные беседы 1 раз в месяц. Способ позволяет повысить эффективность процесса коррекции психологического состояния за счет повышения степени организованности личности и увеличения личностного потенциала, а также устранить социальные, межличностные и интраличностные проблемы человека, возникшие в результате психологических причин.
Способ коррекции психологического состояния, включающий проведение терапевтического фехтования, во время которого психолог создает стереотип мышления, имеющий решающее значение для коррекции и самокоррекции психологического состояния пациента, отличающийся тем, что терапевтическое фехтование проводят в ситуации партнерства психолог-пациент в четыре этапа, предварительно договариваясь об условиях фехтования, во время которого психолог ведет агрессивную атаку, а пациент ведет защиту или наносит ответные удары; на первом этапе проводят идентификацию целей, задач, проблем, особенностей личности пациента посредством проведения собеседования: установление степени и характера мотивации, ознакомление пациента с основными положениями предлагаемого способа, техники безопасности, заключают контракт; на втором этапе осуществляют выявление поведенческих, эмоциональных и когнитивных особенностей пациента с применением языка фехтования; на третьем этапе устанавливают умение пациента контролировать свое внимание и формирование стратегии своего поведения, а также основания для формирования личного стиля жизни в отношении стрессов и проблем с применением языка фехтования; на четвертом этапе определяют умение пациента акцентировать внимание на поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий с применением языка фехтования; общая длительность четырех этапов составляет 4-6 недель и включает 7-9 сеансов с интервалом в 3-4 дня, затем через 1-2 месяца проводят контроль эффективности коррекции психологического состояния, при необходимости продолжают телефонные беседы 1 раз в месяц.
ЛЕТУНОВСКИЙ В.В | |||
Фехтование как метод экзистенциальной терапии | |||
- Московский психотерапевтический журнал, №2, 2009, с.194-203 | |||
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2003 |
|
RU2265456C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2285545C2 |
КАРВАСАРСКИЙ Б.Д | |||
Психотерапевтическая энциклопедия | |||
Питер | |||
- СПб., 1998, с.151 -152 | |||
КРЫЛАСОВА А., МАНИЧЕВА С.А | |||
Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии | |||
- СПб., 2000, с.486-497. |
Авторы
Даты
2011-10-20—Публикация
2009-12-28—Подача