Изобретение относится к области турбостроения и энергомашиностроения.
В настоящее время выполнены и разрабатываются мощные турбокомпрессорные установки, применяемые в атомном энергомашиностроении для привода генератора и других функций.
Причем вес ротора этих машин может составлять десятки тонн.
Эти роторы устанавливаются в активные магнитные подшипники и несмотря на столь большие массы являются "гибкими", и в рабочий диапазон оборотов часто попадают не только параллельная, наклоняющая, но и первая, вторая и даже третья изгибные моды колебаний ротора.
Известный способ разгона ротора от нуля до рабочих оборотов и длительной работы на рабочих оборотах состоит в том, что резонансные режимы, попавшие в рабочий диапазон, проходятся на "проход", т.е. осуществлляется быстрый переход через опасные резонансные области (Скубачевский. Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. - М.: Машиностроение, 1974. - стр.302), причем на всех оборотах автоматическая система управления (АСУ) подшипника обеспечивает такое управление, что магнитные силы обеспечивают такие смещения ротора в подшипнике относительно положения равновесия (центра подшипника) (Журавлев Ю. Н. Активные магнитные подшипники. Теория, расчет, применение. - СПб: Политехника, 2003, стр.56, 62-72), что на всех оборотах в рабочем диапазоне турбокомпрессора должно выполняться условие
η<ηд, (1)
обеспечивающее безаварийную работу машины. Здесь η=P/G - безразмерная перегрузка, действующая на подшипник, Р - сила, слабо и, следовательно, легко проходятся известным способом на "проход", и вплоть до первого переключения режимов в дорезонансной области первой изгибной моды ротора в подшипниках с первым режимом перегрузки малы и условие η<ηд легко выполняется.
Так как жесткости подшипников обоих режимов существенно различаются, частоты критических режимов первого режима будут существенно сдвинуты в сторону увеличения частоты относительно частот соответствующих критических режимов второго режима.
Поэтому первое переключение с первого режима во второй режим произойдет в дорезонансной зоне первой изгибной моды первого режима в зарезонансную зону первой изгибной моды второго режима.
Затем обороты ротора будут набираться в зарезонансной зоне первой изгибной моды и в дорезонансной зоне второй изгибной моды второго режима до тех пор, пока не будет пройдена (по оборотам) резонансная область первой изгибной моды первого режима, и далее может быть осуществлено переключение из второго режима в первый и набор оборотов будет продолжаться в зарезонансной зоне первой изгибной моды и дорезонансной зоне второй изгибной моды первого режима.
Далее после прохождения по оборотам резонансной области второй изгибной моды второго режима произойдет плавное переключение во второй режим работы, и набор оборотов будет продолжаться в зарезонансной области второй изгибной моды этого режима. И так цикл переключения из режима в режим будет продолжаться вплоть до достижения рабочих оборотов, и на всех режимах в процессе разгона ротора, в том числе и на рабочих оборотах, будет выполнено условие η<ηд.
Таким образом, предлагаемый способ разгона ротора позволяет полностью исключить работу ротора в резонансных областях, где действующая на подшипник G - сила веса ротора, приходящаяся на подшипник, ηд - допустимое значение безразмерной перегрузки.
У массивных роторов ηд≪1 и для выполнения условия (1) резонансные области либо проходятся быстро, что требует больших энергетических затрат, либо пройти их известным способом на «проход» не удается.
Описанный способ разгона ротора принят за прототип.
В основу изобретения поставлена задача обеспечения и в этих случаях безопасного разгона ротора, установленного в активные магнитные подшипники, от нуля до рабочих оборотов и длительной работы машины на этом режиме с перегрузкой, меньшей допустимой.
Поставленная задача решается тем, что в способе безопасного разгона массивного ротора турбомашины, установленного в активных магнитных подшипниках, включающий быстрый переход ротора через критические числа оборотов первых двух мод ротора (мод, соответствующих ротору, как жесткому телу), у активных магнитных подшипников с помощью АСУ создается два режима: первый - с возможно большей жесткостью, которую могут обеспечить ресурсы управления с учетом отработки динамических воздействий в условиях длительной безопасной работы машины, и второй - с жесткостью, на один (и менее) - два - четыре порядка меньшей жесткости первого режима, и разгон ротора на «проход» начинается с первого режима, затем по мере набора оборотов ротором происходит согласно программе, осуществляемой АСУ подшипника, плавные (безударные) переключения с первого режима на второй и наоборот таким образом, что при разгоне полностью исключается работа ротора на резонансе и в резонансной области любой из мод в зоне от нуля до рабочих оборотов, и при этом на всех режимах выполняется условие η<ηд, где η - безразмерная перегрузка, ηд - допустимая перегрузка.
Благодаря тому, что разгон начинается на первом режиме работы подшипника, параллельная и наклоняющая моды, соответствующие колебанию ротора как жесткого тела, не возбуждаются или проявляются перегрузка даже при "быстром" проходе через них может оказаться чрезмерной.
Рабочие обороты ротора могут попасть как в первый режим, так и во второй, но лучше стремиться, чтобы они попали в зарезонансную область какой-нибудь изгибной моды. Причем в случае попадания их во второй режим энергетические затраты на поддержание режима работы подшипника будут существенно меньшими.
Отметим, что чем больше уровень демпфирования динамической системы, тем шире резонансная область амплитудно-частотной кривой и выше перегрузка в зарезонансной области кривой.
Поэтому для более успешного применения предлагаемого способа следует обеспечить минимальное демпфирование в динамической системе "ротор - опоры - корпус", т.е. минимальное демпфирование самих активных магнитных подшипников.
Отметим, что точный количественный закон переключений с режима на режим в каждом конкретном случае может быть определен либо решением задачи о вынужденных совместных колебаниях системы "ротор - опоры - корпус", либо экспериментальным путем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО РАЗГОНА МАССИВНОГО ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ, УСТАНОВЛЕННОГО В АКТИВНЫХ МАГНИТНЫХ ПОДШИПНИКАХ | 2006 |
|
RU2312994C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2528789C1 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2627968C1 |
ВИБРАЦИОННАЯ ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2015 |
|
RU2604005C1 |
Способ определения критических скоростей ротора, работающего в зарезонансной области | 2016 |
|
RU2648679C2 |
Электрическая машина | 1983 |
|
SU1092663A1 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2544359C2 |
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов | 2022 |
|
RU2822671C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ИНДИКАЦИИ НАЧАЛА РЕЗОНАНСА РОТОРНЫХ СИСТЕМ | 2010 |
|
RU2426081C1 |
СПОСОБ ВОЗБУЖДЕНИЯ РЕЗОНАНСНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2486017C1 |
Изобретение относится к области турбостроения и энергомашиностроения. Сущность изобретения заключается в том, что в способе безопасного разгона ротора турбомашины, установленного в активных магнитных подшипниках, у магнитных подшипников с помощью АСУ создается два режима: первый - с возможно большей жесткостью, которую могут обеспечить ресурсы управления с учетом отработки динамических воздействий в условиях длительной безопасной работы машины, и второй - с жесткостью, на один (и менее) - два - четыре порядка меньшей жесткости первого режима, и разгон ротора на «проход» начинается с первого режима, затем по мере набора оборотов ротором происходит согласно программе, осуществляемой АСУ подшипника, плавное (безударное) переключение с первого режима на второй и наоборот таким образом, что при разгоне полностью исключается работа ротора на резонансе и в резонансной области любой из мод в зоне от нуля до рабочих оборотов и при этом на всех режимах выполняется условие η<ηд, обеспечивающее безаварийную работу машины, где η - безразмерная перегрузка, ηд - допустимая перегрузка. 1 з.п. ф-лы.
СКУБАЧЕВСКИЙ Г.С | |||
Авиационные газотурбинные двигатели | |||
Конструкция и расчет деталей, Москва, Машиностроение, 1974, с.302 | |||
Способ пуска паровой турбины | 1986 |
|
SU1449670A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА ГАЗОТУРБОГЕНЕРАТОРА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2208690C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА АВИАЦИОННОГО ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ТРДД) С БОЛЬШОЙ СТЕПЕНЬЮ ДВУХКОНТУРНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2221157C1 |
СПОСОБ ПУСКА И ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2186224C2 |
US 5682737 C1, 04.11.1997 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЦУКАТОВ ИЗ ЯГОД | 2001 |
|
RU2199900C1 |
Авторы
Даты
2005-12-10—Публикация
2004-06-30—Подача