ДАТЧИК ЛИНЕЙНОГО УСКОРЕНИЯ Российский патент 2005 года по МПК G01P15/125 

Описание патента на изобретение RU2265857C1

Предлагаемое изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах диагностирования промышленных роботов.

Известен датчик линейного ускорения (справочник "Датчики контроля и регулирования", изд. Машиностроение, 1965 г., Д.И.Агейкин и др., стр.485-486, рис.IV. 26).

Известный датчик состоит из корпуса, инерционной массы, упруго закрепленной к корпусу через систему пружин с определенной жесткостью и через демпфер, создающий вязкое трение, потенциометрического преобразователя массы в электрическое напряжение, движок которого механически соединен с инерционной массой.

Известный датчик работает следующим образом.

При отсутствии ускорений масса, благодаря определенному натяжению пружины, располагается в среднем (нейтральном) положении. Если объект, на котором установлен датчик, движется с постоянным линейным ускорением, то масса перемещается на некоторую величину х, при которой инерционная сила Fин, возникающая вследствие ускоренного движения массы, в абсолютном пространстве, уравновешивается силой Fупр упругости пружины.

Для успокоения колебаний инерционной массы в переходном режиме служит демпфер, создающий силу, пропорциональную скорости перемещения массы относительно корпуса. Для получения электрического сигнала перемещение массы преобразуется в электрическое напряжение с помощью потенциометрического преобразователя.

Недостатком известного датчика является сложность и зависимость чувствительности от температуры окружающей среды, а также невозможность регулирования этой чувствительности.

Известен также датчик линейного ускорения индукционного типа (справочник "Датчики контроля и регулирования", изд. Машиностроение, 1965 г., Д.И.Агейкин и др., стр.485-486, рис.IV. 26).

Датчик содержит корпус, инерционную массу в виде цилиндра с поршнем, узел перемещения индукционного типа, содержащий катушку индуктивности с сердечником, один конец которого соединен с массой в форме цилиндра, пружину, прикрепленную одним концом к корпусу, а другим к цилиндру. Продольная ось цилиндра расположена параллельно оси движения объекта, линейное ускорение которого измеряют. Особенность его состоит лишь в том, что перемещение инерционной массы-цилиндра при воздействии ускорения передается на сердечник катушки индуктивности. В результате этого изменяется его положение относительно витков катушки индуктивности, с которой снимается напряжение.

Недостатком этого датчика является сложность и низкая чувствительность, обусловленная воздействием на модуль упругости температуры окружающей среды.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является датчик линейной скорости (патент RU № 2131127 С1).

Известный датчик состоит из корпуса, инерционной массы, упруго закрепленной к корпусу с помощью пружины и демпфера, создающего вязкое трение, емкостного преобразователя перемещения и усилителя, вход которого соединен с емкостным преобразователем. Последний представляет собой конденсатор, одной из обкладок которого является торцевая поверхность инерционной массы, а вторая - пластина, прикрепленная к корпусу.

Датчик линейной скорости содержит две параллельные магнитные системы, включенные встречно. Каждая система состоит из постоянного магнита, общего магнитопровода, двух пар катушек индуктивности. Подвижные катушки могут перемещаться в зазорах своих магнитных систем и включены дифференциально. Неподвижные катушки соединены дифференциально.

Недостатком этого датчика является сложность конструкции и невозможность регулирования чувствительности.

Задача изобретения - упрощение конструкции и обеспечение возможности регулирования чувствительности датчика.

Предложен датчик линейного ускорения, содержащий магнитную систему из двух постоянных магнитов, закрепленных в заглушках, на внутренней поверхности которых выполнена, например, резьба. Система помещена в корпус и пространство между магнитами заполнено вязкой жидкостью. Между магнитами установлен дополнительный третий магнит с возможностью свободного перемещения и ориентированный по отношению к ним одноименными полюсами. Торцевые поверхности третьего магнита и обращенные к ним поверхности других магнитов покрыты проводящим слоем, например слоем металла. Поверхности третьего магнита соединены между собой и включены в измерительную цепь.

Существенным является то, что в датчике устанавливают три постоянных магнита, которые расположены по одной оси. Два из этих магнитов закреплены неподвижно, а третий магнит является инерционной массой и имеет возможность линейного перемещения вдоль этой оси. Этот подвижный магнит расположен между двумя неподвижными магнитами и ориентирован по отношению к ним одноименными полюсами так, что вся система из трех магнитов будет находиться в статике в равновесии. При этом обращенные друг к другу проводящие торцевые поверхности магнитов образуют дифференциальный конденсатор измерительной цепи. Торцевые поверхности подвижного магнита выполняют роль общей обкладки дифференциального конденсатора, а две другие обкладки образованы торцевыми поверхностями неподвижных магнитов. Заглушки установлены с возможностью движения. Благодаря этому расстояние между магнитами может изменяться путем ввинчивания или вывинчивания заглушек. В результате этого можно регулировать чувствительность датчика. Для уменьшения демпфирования собственных колебаний зазор между корпусом и постоянными магнитами заполнен вязкой жидкостью.

На фиг.1 приведена конструкция чувствительного блока предлагаемого датчика, на фиг.2 - блок-схема датчика линейного ускорения.

Конструкция датчика содержит корпус 1, постоянные магниты 2, 3 и 4, заглушки 5, 6 -выводы с обкладок дифференциального конденсатора.

В измерительную схему датчика входят генератор переменного напряжения 7, выпрямители 8, фильтры 9, сумматор 10 и усилитель 11.

Корпус 1 может быть выполнен в виде цилиндра из ударопрочной пластмассы. Постоянные магниты 2, 3 и 4 представляют собой цилиндры, если конструкция корпуса цилиндрическая, постоянные магниты 2 и 4 закреплены в заглушках 5, на внутренней поверхности которых выполнена резьба. Благодаря этому расстояние между магнитами 2, 3 и 4 может изменяться. Магниты 2, 3 и 4 обращены друг к другу одноименными полюсами. Магнит 3 имеет возможность свободно перемещаться в канале корпуса. В качестве жидкости использован, например, глицерин.

На торцевые поверхности магнита 3 нанесен слой металла. Торцевые поверхности магнита соединены между собой проводящей перемычкой Торцевые поверхности магнитов 2, 3 и 4 представляют собой обкладки дифференциального конденсатора, которые соединяются выводами с элементами измерительной цепи.

Генератор 7 соединен выводом 6 с общей обкладкой конденсаторов С1 и С11, которые образуют дифференциальный конденсатор. При помощи выводов 61 и 611 другие обкладки дифференциального конденсатора, образованные торцами постоянных магнитов 2 и 4, соединены с входами выпрямителей 8, которые подключены через фильтры 9 к входам сумматора 10.

При отсутствии ускорения постоянный магнит 3, который имеет возможность свободно перемещаться в канале корпуса 1, находится в положении равновесия между двумя другими постоянными магнитами 2 и 4. При этом между магнитами 2, 3 и 4 образуются зазоры, которые могут регулироваться путем ввинчивания и вывинчивания заглушек 5.

При действии ускорения в направлении, параллельном оси канала, в результате инерционной силы Fин нарушается баланс сил в системе из трех магнитов, которая вызывает перемещение магнита 3. Перемещение будет осуществляться до тех пор, пока не установится новое состояние равновесия. В результате перемещения магнита 3 изменяется расстояние между торцами магнитов 2 и 3 и 3 и 4, что приводит к изменению емкостей конденсаторов С1 и C11, образованных торцами указанных магнитов.

Инерционная сила Fин, возникающая вследствие ускоренного движения массы, уравновешивается магнитной силой Fупр, выражая эти силы через параметры датчика

где m - инерционная масса,

а - линейное ускорение

k - коэффициент упругости данной системы

из (1) получим ma=xk

Отсюда величина установившегося смещения массы определится как

где S - чувствительность датчика.

Из (2) следует, что

При изменении ускорения а, формула (3) будет иметь следующий вид

где Δx - изменение расстояния между торцами магнитов при изменении ускорения.

В результате перемещения постоянного магнита 3 относительно магнитов 2 и 4 изменяется и значение емкостей, которое определяется значением ΔС.

Значение емкостей можно выразить по формуле

где ε - диалектическая проницаемость, S0 - площадь торцов магнитов 2 и 4, х - расстояние между торцами.

Тогда , откуда

где Δх - изменение расстояния между торцами магнитов при изменении ускорения.

При этом

Очевидно, что изменения величин емкостей конденсаторов С1 и С11 будут иметь разные значения.

В результате этого будут изменяться напряжения, которые подаются на выпрямители 8. С выхода выпрямителей напряжения подаются на фильтры 9 и далее на входы сумматора 10. В результате вычитания этих напряжений на сумматоре с его выхода снимается напряжение, пропорциональное относительному изменению емкости дифференциального конденсатора и линейному ускорению, которое подается на усилитель 11.

Снимаемое напряжение с усилителя несет информацию об ускорении а и определяется по формуле

Подставляя (6) и (7) в (8) получим

Предлагаемый датчик ускорения отличается своей простотой и надежностью, т.к. не содержит механических элементов типа пружин, движущихся контактов, связывающих инерционную массу с потенциометрическим преобразователем. Конструкция датчика позволяет осуществлять регулировку чувствительности путем ввинчивания и вывинчивания заглушек. В известных датчиках такое простое регулирование отсутствует.

Предлагаемый датчик по конструкции легко реализовать на обычном производстве, при этом измерительная цепь содержит стандартные элементы, которые могут быть выполнены на базе известных схемных решений.

Похожие патенты RU2265857C1

название год авторы номер документа
ДАТЧИК УСИЛИЯ 2001
  • Козлов В.Н.
  • Морозов Б.И.
  • Чулин С.Л.
RU2193762C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА 1993
  • Щербаков В.В.
  • Прихода А.Г.
RU2065572C1
Емкостный датчик перемещений 2020
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Латыпов Айдар Радикович
  • Сапункова Ангелина Владимировна
RU2750131C1
ЛИНЕЙНЫЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР 2009
  • Григорьев Алексей Вячеславович
  • Калаурный Ярослав Николаевич
  • Скалон Анатолий Иванович
RU2410703C1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2002
  • Баженов В.И.
  • Вдовенко И.В.
  • Ефимов Е.И.
  • Лабин В.Ф.
  • Паршин В.А.
  • Рязанов В.А.
  • Харитонов В.И.
RU2233451C2
ЛИНЕЙНЫЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР 2014
  • Скалон Анатолий Иванович
  • Карпиков Станислав Рудольфович
RU2561303C1
ЛИНЕЙНЫЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР С ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ 2014
  • Кремерова Татьяна Александровна
  • Лисевская Алиса Владимировна
  • Тимошенков Алексей Сергеевич
  • Адамов Юрий Федорович
RU2564810C1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ МАЯТНИКОВЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2013
  • Юрманов Сергей Юрьевич
  • Денисов Роман Андреевич
  • Макарова Наталья Юрьевна
  • Мальков Василий Юрьевич
  • Шимин Михаил Викторович
  • Коновалов Сергей Феодосьевич
  • Майоров Денис Владимирович
  • Пономарев Юрий Анатольевич
  • Шабаев Виктор Иванович
  • Подчезерцев Виктор Павлович
RU2543708C1
Схват промышленного робота 1984
  • Морозов Борис Иванович
SU1291389A1
Инерционный включатель 1975
  • Кешишьян Борис Ованесович
  • Лейбович Абрам Шмойлович
  • Гусев Алексей Петрович
  • Китаев Александр Михайлович
SU599292A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 265 857 C1

Реферат патента 2005 года ДАТЧИК ЛИНЕЙНОГО УСКОРЕНИЯ

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах диагностирования промышленных роботов. Датчик содержит магнитную систему из двух постоянных магнитов, закрепленных в заглушках, на внутренней поверхности которых выполнена, например, резьба. Система помещена в корпус, и пространство между магнитами заполнено вязкой жидкостью. Между магнитами установлен дополнительный третий магнит с возможностью свободного перемещения и ориентированный по отношению к ним одноименными полюсами. Торцевые поверхности третьего магнита и обращенные к ним поверхности других магнитов покрыты проводящим слоем, например слоем металла. Поверхности третьего магнита соединены между собой и включены в измерительную цепь. Датчик ускорения отличается своей простотой и надежностью. Конструкция датчика позволяет осуществлять регулировку чувствительности путем ввинчивания и вывинчивания заглушек. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 265 857 C1

Датчик линейного ускорения, содержащий магнитную систему, состоящую из двух магнитов, установленных на одной оси, подключенную к измерительной цепи, отличающийся тем, что магниты закреплены в подвижных заглушках, пространство между ними заполнено вязкой жидкостью, в которой установлен третий магнит с возможностью свободного перемещения и ориентированный по отношению к двум неподвижным магнитам одноименными полюсами, причем торцевые поверхности магнитов, обращенные друг к другу, покрыты проводящим слоем, образуя дифференциальный конденсатор, обкладки которого включены в измерительную цепь, содержащую генератор переменного напряжения и два выпрямителя, подключенные через фильтры к входам сумматора, напряжение с выхода которого подается на усилитель, при этом генератор соединен с общей обкладкой дифференциального конденсатора, другие обкладки которого соединены со входами выпрямителей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2265857C1

ДАТЧИК ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ 1997
  • Абрамцев Е.П.
RU2131127C1
Способ измерения линейных ускорений и устройство для его осуществления 1990
  • Белый Давид Михайлович
  • Ляхов Юрий Алексеевич
SU1831685A3
Датчик линейных ускорений 1976
  • Ждановских Михаил Александрович
  • Сыроежкин Евгений Викторович
  • Муфазалов Фуат Шарифуллович
  • Ждановских Галина Александровна
SU564604A1
JP 9264904 A, 07.10.1997.

RU 2 265 857 C1

Авторы

Чулин С.Л.

Морозов Б.И.

Козлов В.Н.

Даты

2005-12-10Публикация

2004-05-11Подача