Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции и герметичных швов.
Известно вяжущее для дорожных покрытий, получаемое смешением 85-98% мас. битума, 15-2 мас.% разветвленного или линейного стирольного блок сополимера при 200-250°С в течение 15-40 минут (ЕР №0458386, кл. С 08 L 95/00, 1972). Вяжущее имеет достаточно высокую прочность, эластичность, однако его получение требует применения высоких температур и при этом не достигается полная однородность структуры вяжущего.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (патент Российской Федерации №2038360, кл. С 08 L 95/00, 1995), содержащее битум, блок сополимеры алкадиена и стирола и индустриальное масло при следующем количественном соотношении, мас.%:
Причем до введения в битум сополимер смешивают при 80-160°С с индустриальным маслом, после чего полученную смесь при перемешивании вводят при 110-160°С в битум.
Недостатком изобретения является низкая сцепляемость вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси. Кроме того, процесс получения вяжущего требует сравнительно высоких температур, что способствует выделению вредных веществ в окружающую среду и интенсифицирует процесс старения битумов. Кроме того, в качестве растворителя используют дорогостоящее товарное индустриальное масло.
Задачей изобретения является улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего.
Задача решается разработкой вяжущего для дорожного покрытия, содержащего битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающийся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15 при следующем содержании компонентов, мас.%:
Для приготовления вяжущего используют битумы марок БНД по ГОСТ 22245-90.
Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - продукт АО «Нижнекамскнефтехим», выпускается по ТУ 2411-020-05766801-94 и представляет собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15.
Низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000 получали термодеструкцией высокомолекулярного полиолефина эластомера каучука СКЭПТ - сополимера этилена с пропиленом и диеном. Термодеструкцию СКЭПТ осуществляли на лабораторной установке, снабженной устройством для загрузки и выгрузки каучука, поддержание вакуума и температуры - в заданных условиях. Условия проведения процесса деструкции меняли в зависимости от требуемой молекулярной массы получаемого полиолефина: температуру деструкции варьировали от 280°С до 380°С, остаточное давление - от 5 до 30 мм рт.ст., время контакта от 5 до 60 минут. У полученных образцов полиолефинов определяли молекулярную массу.
Приводим пример приготовления вяжущего.
Пример 1. 1 г низкомолекулярного полиолефина с молекулярной массой 5000 вводим при перемешивании в 4 г отхода производства тримеров и тетрамеров пропилена, нагретого до 70°С. Затем приготовленную смесь вводим в 95 г битума при интенсивном перемешивании и нагревании до 120°С.
Аналогично готовили вяжущие по примерам 2-7. Составы вяжущих по примерам 1-7 приведены в табл.1, а их характеристики - в табл.2. Как следует из табл.2, предлагаемое вяжущее превосходит известное вяжущее по показателю сцепляемости с поверхностью минерального материала, температуре хрупкости и показателям, характеризующим пластичность вяжущего: эластичности и растяжимости. При этом предлагаемое вяжущее сохраняет высокие значения остальных показателей, а процесс его приготовления протекает при более низких температурах (100°С против 160°С для известного способа), что значительно снижает миграцию вредных веществ в окружающую среду и замедляет процесс старения вяжущего.
Соответствует образцу №1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2003 |
|
RU2241723C1 |
БИТУМНО-КАУЧУКОВАЯ МАСТИКА | 2005 |
|
RU2285024C1 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА | 2003 |
|
RU2245889C1 |
КОМПОЗИЦИОННАЯ ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ | 2004 |
|
RU2278150C1 |
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 1997 |
|
RU2140947C1 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2007 |
|
RU2326143C1 |
1-(2-АЛКИЛИМИДАЗОЛИНИЛ-1)-2-[(2-АЛКИЛИМИДАЗОЛИНИЛ-1)ПОЛИ(ЭТИЛЕН-N-АЛКАНОИЛАМИДО)]ЭТАН, ОБЛАДАЮЩИЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПОВЫШАТЬ АДГЕЗИЮ БИТУМОВ К МИНЕРАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ, И ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ЕГО ОСНОВЕ | 2010 |
|
RU2499808C2 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 1997 |
|
RU2131896C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОПОЛИМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ | 1998 |
|
RU2144049C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2205808C2 |
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов. Достигается улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего. Вяжущее для дорожного покрытия содержит битум, каучук и растворитель-пластификатор, причем в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15, при следующем содержании компонентов, мас.%: битум - 90,0-97,0, низкомолекулярные полиолефины - 1,0-4,0, отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - 2,0-6,0. 2 табл.
Вяжущее для дорожного покрытия, содержащее битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающееся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена C15, при следующем содержании компонентов, мас.%:
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 1994 |
|
RU2038360C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1997 |
|
RU2120951C1 |
БИТУМСОДЕРЖАЩИЙ МАТЕРИАЛ | 1995 |
|
RU2075565C1 |
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 1997 |
|
RU2140947C1 |
БИТУМСОДЕРЖАЩИЙ МАТЕРИАЛ | 2002 |
|
RU2220171C1 |
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНОЕ ВЯЖУЩЕЕ | 2000 |
|
RU2181733C2 |
Авторы
Даты
2005-12-20—Публикация
2004-05-07—Подача