КОМБИНИРОВАННАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА Российский патент 2006 года по МПК F16C33/20 

Описание патента на изобретение RU2268413C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Известна комбинированная опора, которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, состоящая из подшипника качения и гидростатического подшипника скольжения, образованным зазором между поверхностями одного из колец подшипника качения и поверхностью корпуса, а также питающими камерами и каналами подачи смазочного материала, выполненных в корпусе опоры. Недостатком данной конструкции является необходимость системы принудительной подачи смазочного материала в зазор подшипника скольжения, что приводит к необходимости создания системы каналов и дроссельных устройств, что усложняет конструкцию корпуса и всей машины в целом [1].

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении ресурса и надежности системы "ротор-опора" путем разделения и дублирования функций подшипников качения и скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, в отличие от прототипа подшипник скольжения выполнен гидродинамическим и представляет собой стальную пяту с профильной рабочей поверхностью, установленную с помощью винта на торцевой поверхности вала, при этом подпятником упорного гидродинамического подшипника скольжения служит диск из антифрикционного материала, установленный в корпусе.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

на фиг.1 изображена комбинированная опора и ее продольный разрез,

на фиг.2 - пята подшипника скольжения.

Опора представляет собой комбинированную осевую гидродинамическую опору, состоящую из корпуса 2, установленного в нем упорного подшипника качения 3, подпятника 4, вала 1 и пяты с профильной поверхностью 5, причем пята закреплена с валом 1 винтом 6.

Опора работает следующим образом.

При переходных режимах работы (пуск, останов), когда частота вращения ротора невелика, осевая нагрузка передается на корпус 2 через упорный подшипник качения 3. При увеличении частоты вращения вала в смазочном слое рабочего зазора подшипника скольжения, образованного пятой с профильной поверхностью 5 и подпятником 4, возникает избыточное давление, при достижении достаточного значения которого вал всплывает. Нагрузка на корпус передается одновременно через подшипник скольжения и подшипник качения. Тем самым, улучшаются условия работы подшипника качения и увеличивается долговечность опоры в целом.

Следует отметить, что возможно такое сочетание конструктивных и рабочих параметров опоры, когда на основных режимах работы опоры всю внешнюю осевую нагрузку будет воспринимать подшипник скольжения, при этом также возможен вариант разгрузки подшипника качения по скорости за счет перемещения вала 1 и закрепленного на нем кольца подшипника качения 3 в осевом направлении, тем самым, частично или полностью, выводя из зацепления кольцо подшипника с телами качения.

Данная конструкция опоры позволит увеличить надежность и долговечность опорного узла путем разделения и дублирования функций подшипников качения и скольжения.

Источники информации

1. Патент Франции №2182551, МКИ F 16 C 32/00.

Похожие патенты RU2268413C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Герасимов Сергей Анатольевич
  • Стручков Александр Александрович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Алехин Андрей Викторович
RU2323373C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2012
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Попиков Александр Александрович
  • Спиридонов Максим Викторович
RU2522746C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Гончаров Максим Алексеевич
  • Корнеев Николай Юрьевич
  • Майоров Сергей Викторович
RU2319048C1
ОСЕВОЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР 2004
  • Савин Л.А.
  • Стручков А.А.
  • Поляков Р.Н.
  • Устинов Д.Е.
  • Комаров М.В.
  • Пугачев А.О.
RU2253045C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2003
  • Поляков Р.Н.
  • Соломин О.В.
RU2243425C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2002
  • Поляков Р.Н.
  • Савин Л.А.
  • Соломин О.В.
  • Пугачев А.О.
RU2228470C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2525497C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2558161C2
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Баткис Григорий Семенович
  • Новиков Евгений Александрович
  • Хайсанов Владимир Константинович
  • Лившиц Наум Михайлович
  • Соколов Николай Викторович
RU2505719C1
БЫСТРОХОДНЫЙ ПОДПЯТНИК 2005
  • Байбородов Юрий Иванович
  • Орехов Валентин Гаврилович
  • Назаренко Дмитрий Константинович
RU2301361C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 268 413 C1

Реферат патента 2006 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная осевая опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения. Подшипник скольжения выполнен гидродинамическим и представляет собой стальную пяту с профильной поверхностью, установленную с помощью винта на торцевой поверхности вала, и подпятник в виде диска, выполненного из антифрикционного материала и установленного в корпусе. Технический результат - повышение ресурса и надежности системы ротор-опоры за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 268 413 C1

Комбинированная осевая опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что подшипник скольжения выполнен гидродинамическим и представляет собой стальную пяту с профильной поверхностью, установленную с помощью винта на торцевой поверхности вала, и подпятник в виде диска, выполненного из антифрикционного материала и установленного в корпусе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2268413C1

КОНВЕЙЕР С ПОДВЕСНОЙ ЛЕНТОЙ 2000
  • Тарасов Ю.Д.
RU2182551C1
Комбинированный шарико-гидростатический; упорный подшипник 1958
  • Черноусов Н.П.
SU125710A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА 0
SU258786A1
US 3792911 A, 19.02.1974
Устройство для логической обработки информации 1984
  • Лысенко Эдуард Викторович
  • Дергачев Владимир Андреевич
  • Артеменко Михаил Никифорович
  • Аникин Андрей Николаевич
  • Куйдин Леонид Филиппович
SU1262519A1

RU 2 268 413 C1

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Стручков Александр Александрович

Поляков Роман Николаевич

Даты

2006-01-20Публикация

2004-04-15Подача