СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ Российский патент 2006 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2268648C2

Изобретение относится к медицине психических и поведенческих расстройств человека, а именно к системной семейной терапии, направленной на коррекцию внутрисемейных связей и нормализацию психического и физиологического состояния членов кризисной семьи.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ диагностики семейного кризиса и последующей коррекции структуры системных связей членов кризисной семьи, включающий индивидуальное собеседование с членами семьи и выявление идентифицированных членов семьи, составление генограммы, отображающей структуру семейной системы и психотерапевтическую работу с членами семьи (А.Черников "Системная семейная терапия". Интегративная модель диагностики. - М., Независимая фирма "Класс", 2001, с.162-172).

Недостатками известного способа является недостаточная эффективность диагностики и коррекции кризисной семьи.

Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, заключается в повышении эффективности способа диагностики и коррекции кризисной семьи.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе диагностики семейного кризиса и последующей коррекции системных связей членов кризисной семьи, включающем индивидуальное собеседование с членами семьи и выявление идентифицированных членов семьи, составление генограммы, отображающей структуру семейной системы, а также психотерапевтическую работу с членами семьи, согласно изобретению дополнительно осуществляют определение вида и степени кризисного состояния семьи, на основе опроса с учетом объективных данных функционального состояния членов семьи, проводят необходимые лечебные (фармакологические, физиотерапевтические) мероприятия и групповую психотерапию в течение 40 часов, курс 10 дней, при этом групповую психотерапию проводят с представителями нескольких семей с различными (иными) видами кризиса, при этом число участников группы составляет 12-14 человек, участников групп разбивают на пары в случайном порядке, но из разных семей, в течение первого дня занятий с помощью телесноориентированной техники массажа по Райху в течение 120 минут снимают напряжение неотработанных отрицательных эмоций, со второго по девятый день участники группы "работают" по очереди с каждым членом кризисной семьи, каждый член семьи излагает свое мнение относительно актуальной кризисной ситуации своей семьи, при этом в ходе общегруппового обсуждения будущих моделей структуры связей членов семьи ведется поиск оптимального решения по изменению структуры системных связей семьи, после чего на десятый день на завершающем этапе групповой терапии для закрепления позитивных эмоциональных переживаний, сопровождающих изменение структуры связей семейной системы, используют технику голотропного дыхания - проводят одну часовую дыхательную сессию с последующим обсуждением переживаний, после чего проводят анализ эмоционального состояния членов кризисной семьи, при этом низкая тревожность (менее 5 станайнов) свидетельствует об успешном завершении курса.

Технический результат в заявляемом способе анализа и коррекции структуры системных связей членов кризисной семьи достигается благодаря совершенствованию диагностики семейных кризисов за счет оценки вида и степени кризиса, благодаря использованию методов биологической (фармакологической и физиотерапевтической) помощи членам семьи, а также благодаря применению методов групповой психотерапии с оригинальным принципом формирования смешанной группы, в которую включаются представители кризисных семей различного вида кризиса.

Использование: в медицине психических и поведенческих расстройств и в психологических консультациях.

Способ предусматривает диагностику кризисного состояния семьи - определение вида кризиса и оценку степени кризиса по результатам обследования членов кризисной семьи (индивидуального собеседования, а также психологического и физиологического обследования), отражение результатов диагностики в усовершенствованной генограмме и последующее восстановление функциональности и адаптивности кризисной семьи в ходе групповой психотерапии при формировании смешанной группы, включающей представителей семей с разными видами кризисов.

Опрос членов семьи показывает, к какому из семи известных видов относится исследуемый. Нами выделены 7 кризисных периодов семьи:

1) формирование внутрисемейного контракта;

2) рождение первого ребенка;

3) рождение второго и каждого последующего ребенка;

4) поступление ребенка в школу;

5) идентификация подростка в качестве полноправной личности;

6) сепарация члена семьи;

7) смерть члена семьи.

Для оценки степени кризиса служат сведения опроса членов семьи по шкале: отсутствует, слабый, средний и сильный кризис. Для измерения уровня тревожности наиболее оптимально применение Интегративного теста тревожности (Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. - СПб., 1997). В случае, когда член семьи жалуется на возникновение психосоматических расстройств, субъективная оценка уточняется на основе объективных клинических обследований.

Таблица 1Оценка кризиса членами семьи:Уровень тревожности (в станайнах)Возникновение психосоматических расстройствКоличество баллов по каждому ответуКризис отсутствуетменьше 5Нет0Слабый5Жалобы на нерегулярное расстройство1Средний6Жалобы на регулярные расстройства2Сильный7 и большеХроническое расстройство3

Полученные баллы суммируются и после деления на 3 получается средняя оценка кризиса, данная одним членом семьи, а затем вычисляется средняя оценка кризиса по всей семье, для чего суммируются средние оценки и делятся на число, соответствующее количеству обследованных членов семьи. Если полученная конечная оценка меньше 0,5 баллов, то считается, что кризисное состояние отсутствует, если оценка лежит в пределах от 0,5 до 1,5, то это слабый кризис, если в пределах от 1,5 до 2,5, то это средний кризис и, если более 2,5 - то это сильный кризис.

Составляется генограмма кризисной семьи. Наличие кризиса изображается рамкой: прерывистая линия в случае слабого кризиса, тонкая сплошная в случае среднего кризиса и утолщенная линия в случае сильного кризиса. Внизу рамки справа отмечается вид кризиса (ставится порядковый номер кризиса согласно предложенной нами классификации). Обозначается идентифицированный член семьи, отрицательное эмоциональное состояние которого индуцирует отрицательные переживания других членов семьи.

Затем реализуют способ коррекции системных отношений между членами кризисной семьи.

Вначале производят коррекцию функционального состояния членов семьи с высокой тревожностью и соматическими расстройствами. Пациентам назначают анксиолитический препарат феназепам в дозе 0,001 мг в сутки в течение 14 дней, а в случае соматических расстройств рекомендуют лечение у соответствующих специалистов. Назначаются курсы физиотерапии.

Производится комплектация психотерапевтической группы. В нее входят члены семей, переживающих кризисные состояния. Число участников группы составляет 12-14 человек. В группе находится до 4 представителей от каждой семьи (поэтому группа способна охватить 3-4 кризиса). В работе группы участвуют 2 психотерапевта. Возраст пациентов от 16 до 60 лет.

Формат занятий: 10 дней по 4 часа в день. Используется просторное помещение площадью не менее 30 кв. м (обычно, спортивный зал). Группа располагается на полу на подушках или спортивных матах (типа татами). Одежда - спортивные костюмы. Особенность метода - члены семей с различными кризисами, а не с одним и тем же кризисом, как это было ранее.

Первый день занятий. Усвоение правил группы и консолидация группы. Группа следует следующим правилам. Участники группы обращаются друг к другу на «ты» и по именам. Группа является закрытым сообществом (если участник в ходе работы выразит желание уйти, он должен обосновать свой отказ и получить разрешение всех членов группы). Конфиденциальность и безопасность (все, что произносится в процессе занятий, не подлежит обсуждению вне круга группы). Каждый имеет право высказаться и быть услышанным (участники имеют право задавать вопросы выступающему, избегая оценочных суждений и раздачи советов, нельзя выступать в роли «адвоката» и присоединяться к мнению другого оратора). Психотерапевты представляют собой негласных лидеров группы, они структурируют время занятий, предлагают темы обсуждений и организуют общие игры. Атмосфера сплоченности развивается в ходе игр «Горная тропа», «Вождение слепого» и ряда других. Для углубления сплоченности и утилизации элементов агрессии используется техника «глаза в глаза» по 5 минут с каждым участником группы, включая психотерапевта. Коррекция активационных механизмов мозга членов всей группы достигается по телесноориентированной методике массажа по Райху в течение 120 минут. Члены группы делятся на пары и производят друг другу массаж «зажатых» мышечных структур. Имеется в виду, что массаж заменяет реальное действие, вызванное актуальной эмоцией. Происходит имитация соматического реагирования под влиянием актуальной эмоции. Той же цели (коррекция активационных механизмов) служит метод голотропного дыхания, имитирующий состояние, вызываемое напряженной мышечной деятельностью.

Второй-девятый дни занятий. В ходе обсуждения выступлений членов кризисной семьи, изложивших свои переживания и понимание своих чувств, происходит осознание истинной сути эмоций, которые привели к дисфункции внутрисемейных отношений.

Решающий этап групповой психотерапии по коррекции семейной системы реализуется при обсуждении кризиса и при выступлении членов кризисной семьи. Мнение группы служит ориентиром для выработки членами конкретной семьи совместного решения по преодолению кризиса. Пациенты формулируют для себя индивидуальные цели и определяют степень допустимых изменений во взаимоотношениях с членами своих семей. Происходит уточнение деталей будущего поведения и определяется характер эмоциональных контактов между членами семьи для гарантии эмоционального комфорта и снижения вероятности срывов.

Занятия строятся по принципу «работа с клиентом в группе». Материалом для работы служит индивидуальный жизненный сценарий каждого участника. Проводятся упражнения для активизации наиболее ранних воспоминаний, относящихся к семье, в которой вырос пациент. Затем участники излагают сценарии своей жизни. На разбор и общий анализ сценария каждого члена группы, в среднем, тратится 3 часа. Поддерживается атмосфера сплоченности и концентрации внимания на обсуждаемых вопросах. Наличие обратной связи служит фактором укрепления решений пациента. Критерием завершенности психотерапевтического процесса в рамках кризисной семьи служат позитивные эмоции, которые приходят на смену отрицательным (тревога, агрессия и т.д.).

Десятый день занятий. Закрепление полученного опыта в процессе повторения решений и подкрепления посредством голотропного дыхания. Измерение уровня тревожности, низкая тревожность (менее 5 станайнов) свидетельствует об успешном достижении цели группового курса.

Внешне роль психотерапевта по руководству работы группы сводится к выполнению четких функций: формулировка инструкций, дополнительное разъяснение, если это надо, и контроль за выполнением инструкции. В принципе, работа группы организуется на основе внутригрупповых связей.

Область применения предложенного способа находится в медицине психических и поведенческих расстройств и психологическом консультировании не только членов кризисных семей, но и там, где актуальным является составление генограммы, то есть практически при всех методах психотерапевтической и психологической помощи. Появление на генограмме графического изображения кризиса (рамка для кризисной семьи) и обозначения кризиса (римская цифра - порядковый номер кризиса в закономерной цепи) существенно повышает информативность генограммы, поскольку ранее генограмма не отражала состояния кризисности семьи.

Использование предложенного способа делает возможным целенаправленное формирование психотерапевтических групп с контролируемыми видами и степенями кризисов.

Применение способа иллюстрируется следующим примером.

Пример

Первый прием. В психологическую консультацию обратилась женщина 32 лет. Ее дочка в возрасте 7 лет жаловалась на императивные позывы к мочеиспусканию и ночной страх, которые появились через неделю после начала занятий в 1 классе начальной школы. По рекомендации консультанта девочка направлена на обследование к невропатологу. Специалист-невропатолог не обнаружил у девочки органических нарушений нервной системы. Такое заключение указывало на психогенную причину фобий девочки. Для того чтобы выявить причину фобий и определить способы помощи девочке, произведена диагностика семейной системы и оценено состояние членов семьи девочки.

Выявлено, что у девочки и матери тесные отношения, хотя они видятся редко, в рабочие дни - утром в течение часа. Вечером, когда мать приходит домой, девочка, обычно, спит. Выходные дни мать проводит с друзьями и коллегами. Было установлено, что между бабушкой и девочкой Л. существует очень тесная связь. Бабушка осуществляет функцию гиперпротекции. Отмечено, что между матерью девочки и отцом, несмотря на развод и раздельное проживание, существует связь, которая выглядит как конфликтная, поскольку бывшие супруги соревнуются в успехах на службе и стремятся завоевать доброе отношение девочки.

Состояние девочки: нет жалоб на соматическое здоровье, постоянное напряжение, боязнь темноты, ночью при спонтанном просыпании возникает страх, на занятиях в школе императивные позывы к мочеиспусканию.

Состояние матери: соматически здорова, жалуется на появляющееся несколько раз в течения дня ощущение беспокойства, плохой сон, отмечены периоды тахикардии, уровень тревожности - 7 станайнов. Результаты опроса иллюстрируются на фиг.1. Кроме тревожности, выявлен уровень эмоционального дискомфорта (ЭД), социальной защищенности (СЗ), астенизации (ACT), фобический компонент (ФОБ), тревожная оценка перспективы (ОП). При оценке степени кризиса ориентировались на ситуационную тревожность (СТ-С) в настоящий момент, поскольку личностная тревожность (СТ-Л) может отличаться от ситуационной и служит показателем состояния в течение длительного периода времени, когда влияют многообразные жизненные факторы.

Состояние бабушки: гипертоническая болезнь второй степени, уровень тревожности - 7 станайнов.

Состояние дедушки (по сведениям от бабушки): обострение ишемической болезни сердца спровоцировано недостаточным уходом за ним, вследствие забот о девочке, уровень тревожности 6 станайнов.

Состояние отца: жалоб на здоровье нет, уровень тревожности - 6 станайнов.

Мать девочки: оценивает кризис как средний, 2 балла; уровень тревожности сильный, 3 балла (табл.2); нерегулярные расстройства сердечной ритмики, 2 балла - средняя оценка (2+3+2)=2,33.

Бабушка: оценивает кризис как средний, 2 балла; уровень тревожности сильный, 3 балла; стойкое повышение кровяного давления, 3 балла - средняя оценка (2+3+3)/3=2,66.

Дедушка: (2+2+3)/=2,33.

Отец девочки: (2+2+0)/3=1,33.

Таким образом, окончательная оценка кризиса (2,33+2,66+2,33+1,33)/4=2,14 указывает на средний уровень (больше 1,5 и меньше 2,5).

По результатам опроса матери и бабушки девочки составлена генограмма (фиг.1). Обращается внимание на тесные связи девочки с бабушкой и наличие гиперпротекции со стороны бабушки. Отец девочки, несмотря на развод, отдельное проживание и связи с женщинами, продолжает интересоваться делами матери девочки и конкурировать с бывшей женой в служебной деятельности и в отношениях с девочкой.

Событие накануне возникновения у девочки фобического симптома. Одноклассник на обеде опрокинул на себя чай и облил брюки. Дети смеялись над ним и кричали: «Описался, описался...». Учительница сделала замечание мальчику за неаккуратность. Девочка присутствовала при этом событии, на следующий день утром впервые возникли императивные позывы к мочеиспусканию. Девочка осталась дома с бабушкой, которая окружила ее заботой и вниманием. На следующий день и последующие дни позывы не исчезли. Перед началом занятий и на первом уроке девочка боялась быть неаккуратной и испытывала страх обмочиться. Девочка не могла находиться в классе, просила учительницу отпустить ее в туалет, когда возвращалась в класс, вновь возникали позывы и страх. Дома в выходные дни симптомы фобии отсутствовали. Учительница посоветовала матери девочки обратиться к врачу.

На втором приеме терапевт предложил матери и бабушке последовательность терапевтических процедур. Было предложено пригласить на консультацию отца девочки.

Вначале произвели коррекцию функционального состояния матери и бабушки девочки. Пациентам назначили анксиолитический препарат феназепам в дозе 0,001 мг в сутки в течение 14 дней. Бабушка стала выполнять рекомендации участкового терапевта по снижению кровяного давления.

На третьем приеме присутствовали девочка Лена, ее мать, бабушка и отец. Семье предложили посещать групповую психотерапию. Получено согласие.

Была решена проблема комплектации психотерапевтической группы. Число участников группы составило 12 человек. В группу, кроме семьи девочки Лены, вошли представители еще 3 кризисных семей (кризисы формирования внутрисемейного контракта, смерти супруга, идентификации подростка в качестве полноправной личности). Возраст пациентов от 16 до 58 лет.

Формат занятий: 10 дней по 4 часа в день. Использовали просторный спортивный зал. Группа располагалась на полу на подушках. Одежда - спортивные костюмы.

Первый день занятий. Усвоение правил группы и консолидация группы. Атмосфера сплоченности создавалась в ходе игр «Горная тропа», «Вождение слепого». Коррекция активационных механизмов мозга членов всей группы достигалась по телесноориентированной методике. Члены группы разделились на пары и массировали друг другу «зажатые» мышечные структуры в течение 120 минут.

Второй-девятый дни занятий. В ходе обсуждения выступлений членов кризисной семьи, изложивших свои переживания и свое понимание своих чувств, происходило осознание истинной сути эмоций, которые привели к дисфункции внутрисемейных отношений. Мнение группы служило ориентиром для выработки членами конкретной семьи совместного решения по преодолению кризиса. Пациенты формулировали индивидуальные цели и определяли степень допустимых изменений во взаимоотношениях с членами своих семей. Происходило уточнение деталей будущего поведения и определялся характер эмоциональных контактов между членами семьи для гарантии эмоционального комфорта и снижения вероятности срывов.

Десятый день занятий. Закрепление полученного опыта в процессе повторения решений и подкрепления посредством голотропного дыхания. Измерение уровня тревожности, низкая тревожность (менее 5 станайнов) свидетельствует об успешном достижении цели группового курса - восстановления функциональности семьи. Критерием завершенности психотерапевтического процесса в рамках кризисной семьи служили позитивные эмоции, при этом снижался уровень отрицательных эмоций (эмоционального дискомфорта, астенизации, фобического компонента), повысилось отношение к будущей перспективе (сравните данные тестов до терапии в таблице 2 и после терапии в таблице 3).

Результаты опроса матери девочки Лены до начала терапии

Таблица 2опросМать девочки Лены04.10.0213:3231 жПрофессияслужащаяПризнак 1ОбразованиевысшееПризнак 2СправкаОпрос до начала терапииСТ-ЛЭДACTФОБОПСЗОбщий баллСырые баллы30846241859025222Станайны577857СТ-СЭДACTФОБОПC3Общий баллСырые баллы56044837247218519Станайны777747

Результаты опроса матери девочки Лены после проведения терапии

Таблица 3опросМать девочки Лены11.02.0313:3932 жПрофессияслужащаяПризнак 1ОбразованиевысшееПризнак 2СправкаПосле прохождения групповой психотерапииСТ-ЛЭДACTФОБОПC3Общий баллСырые баллы49636146523827617Станайны668466СТ-СЭДACTФОБОПСЗОбщий баллСырые баллы30823418725421612Станайны555455

Принятое решение по изменению системы семьи отражено на генограмме на фиг.2. Это решение, как проверено по телефонному опросу, было реализовано, отец девочки заключил брак с матерью девочки, у него сложились доверительные отношения с дочерью. Девочка успешно учится, у нее исчезли фобии. Бабушка сблизилась с дедушкой, между ними установились теплые отношения, улучшились отношения бабушки с сыном (братом матери девочки Лены).

Предложенный нами способ позволяет повысить эффективность диагностики вида и степени семейного кризиса и последующей коррекции структуры семейных связей членов кризисной семьи.

Способ диагностики семейного кризиса и последующей коррекции структуры системных связей членов кризисной семьи может быть использован в медицине психических и поведенческих расстройств и в психологических консультациях.

Похожие патенты RU2268648C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА И СТЕПЕНИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ 2007
  • Лавров Василий Васильевич
  • Лаврова Нина Михайловна
RU2354297C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371206C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 2004
  • Абабкоа Валентин Анатольевич
  • Кайдановская Елена Владимировна
  • Карвасарский Борис Дмитриевич
  • Колотильщикова Екатерина Андреевна
  • Мизинова Елена Борисовна
  • Полторак Станислав Валерьевич
  • Чехлатый Евгений Иванович
RU2279899C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ 2007
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2336100C1
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371207C2
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ 2000
  • Драпкин Б.З.
RU2160607C1
СПОСОБ ТЕРАПИИ ШИЗОФРЕНИИ 2008
  • Бухановский Александр Олимпиевич
  • Мадорский Владимир Викторович
  • Солдаткин Виктор Александрович
RU2371209C1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372109C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2010
  • Бабин Андрей Геннадьевич
  • Балясова Елена Николаевна
  • Литвиненко Олеся Анатольевна
  • Колтунов Игорь Ефимович
  • Погосова Нана Вачиковна
RU2437686C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372110C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 268 648 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ

Проводят собеседование с членами семьи. Выявляют идентифицированных членов семьи. Составляют генограмму, отображающую структуру семейной системы. Проводят психотерапевтическую работу с членами семьи. Дополнительно осуществляют определение вида и степени кризисного состояния семьи. На основе опроса, с учетом объективных данных функционального состояния членов семьи проводят лечебные мероприятия и групповую психотерапию в течение 40 часов, курс 10 дней. Причем групповую психотерапию проводят с представителями нескольких семей с различными видами кризиса. Число участников группы составляет 12-14 человек. Участников группы разбивают на пары в случайном порядке, но из разных семей. В течение первого дня занятий с помощью телесноориентированной техники массажа по Райху в течение 120 минут снимают напряжение неотработанных отрицательных эмоций. Со второго по девятый день участники группы работают по очереди с каждым членом кризисной семьи. Каждый член семьи излагает свое мнение относительно актуальной кризисной ситуации своей семьи. При этом в ходе общегруппового обсуждения будущих моделей структуры связей членов семьи ведется поиск оптимального решения по изменению структуры системных связей семьи. На десятый день на завершающем этапе групповой терапии для закрепления позитивных эмоциональных переживаний используют технику голотропного дыхания. Проводят одну часовую дыхательную сессию с последующим обсуждением переживаний. Затем проводят анализ эмоционального состояния членов кризисной семьи. Низкая тревожность свидетельствует об успешном завершении курса. Способ повышает эффективность лечения за счет формирования смешанной группы с представителями кризисных семей различного вида кризиса. 3 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 268 648 C2

Способ диагностики вида и степени семейного кризиса и последующей коррекции системных связей членов кризисной семьи, включающий индивидуальное собеседование с членами семьи и выявление идентифицированных членов семьи, составление генограммы, отображающей структуру семейной системы, а также психотерапевтическую работу с членами семьи, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют определение вида и степени кризисного состояния семьи, на основе опроса с учетом объективных данных функционального состояния членов семьи проводят лечебные мероприятия и групповую психотерапию в течение 40 ч, курс 10 дней, при этом групповую психотерапию проводят с представителями нескольких семей с различными видами кризиса, при этом число участников группы составляет 12-14 человек, участников группы разбивают на пары в случайном порядке, но из разных семей, в течение первого дня занятий с помощью телесноориентированной техники массажа по Райху в течение 120 мин снимают напряжение неотработанных отрицательных эмоций, со второго по девятый день участники группы работают по очереди с каждым членом кризисной семьи, каждый член семьи излагает свое мнение относительно актуальной кризисной ситуации своей семьи, при этом в ходе общегруппового обсуждения будущих моделей структуры связей членов семьи ведется поиск оптимального решения по изменению структуры системных связей семьи, после чего на десятый день на завершающем этапе групповой терапии для закрепления позитивных эмоциональных переживаний, сопровождающих изменение структуры связей семейной системы, используют технику голотропного дыхания - проводят одночасовую дыхательную сессию с последующим обсуждением переживаний, после чего проводят анализ эмоционального состояния членов кризисной семьи, при этом низкая тревожность свидетельствует об успешном завершении курса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2268648C2

ЧЕРНИКОВ А
Системная семейная терапия
Интегративная модель диагностики
- М.: Независимая фирма «Класс», 2001, с.162-172
ЭЙДЕМИЛЛЕР Э.Г., ЮСТИЦКИС В
Психология и психотерапия семьи
- СПб.: Питер, 1999, с.280-308
КАРВАСАРСКИЙ Б.Д
Психотерапевтическая энциклопедия
- СПб.: Питер, 1998, с.554-560
КАСЬЯНОВ С
Энциклопедия психологических

RU 2 268 648 C2

Авторы

Лаврова Нина Михайловна

Лавров Василий Васильевич

Мельников Александр Валерьевич

Даты

2006-01-27Публикация

2003-05-14Подача