Изобретение относится к медицине психических и поведенческих расстройств человека, а именно к системной семейной терапии, направленной на коррекцию внутрисемейных связей и нормализацию психического и физиологического состояния членов кризисной семьи.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является «Способ диагностики вида и степени семейного кризиса и последующей коррекции системных связей членов семьи» по пат. RU № 2268648. Этот аналог включает индивидуальное собеседование с членами семьи, выявление идентифицированных членов семьи, составление генограммы, отображающей семейную систему, психотерапевтическую системную работу с членами семьи и закрепление результата сеансом голотропного дыхания.
Однако известный способ требует усовершенствования в некоторых аспектах для повышения эффективности.
Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, заключается в повышении эффективности.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе диагностики вида и степени семейного кризиса и последующей коррекции системных связей членов семьи, включающем индивидуальное собеседование с членами семьи, составление генограммы, массаж по Райху, психотерапевтическую системную работу с членами семьи, закрепление результата сеансом голотропного дыхания, при этом в первый день снимают напряжение неотработанных отрицательных эмоций посредством телесно ориентированного массажа по Райху, во второй день при всей семье каждый член семьи излагает свое мнение о выявленных дисфункциональных стратегиях поведения собственного и других членов семьи и все вместе ищут оптимальную структуру поведенческих стратегий с отказом каждого от дисфункциональных стратегий, в третий день закрепляют позитивные эмоции, достигнутые коррекцией состояния семьи, часовой голотропной дыхательной сессией, обсуждают переживания и анализируют эмоциональное состояние членов семьи, при этом сниженная тревожность характеризует успешное выполнение курса.
Технический результат в заявленном способе диагностики поведения и коррекции структуры системных семейных связей достигается благодаря совершенствованию диагностики поведенческих стратегий преодоления стресса и благодаря методам психотерапевтической помощи с использованием оригинального принципа отказа от дисфункциональных стратегий поведения.
Использование: в медицине психических и психосоматических расстройств и в психологических консультациях.
Способ предусматривает диагностику поведения, направленного на преодоление эмоционального стресса, - определение стратегий, которыми руководствуются члены кризисных семей, и выявление структуры эмоциональных взаимоотношений по данным индивидуального опроса, собеседования и психологического и физиологического обследования, отражение результатов диагностики в усовершенствованной генограмме и последующую коррекцию функциональности кризисной семьи в ходе системной семейной психотерапии в группе, включающей членов семьи старше 14 лет.
Опрос предваряется инструкцией: «Вам предлагаются различные варианты утверждений, касающихся поведения в напряженной семейной ситуации. Перед тем как отметить соответствие утверждения Вашему поведению, воспроизведите в памяти одну из острых проблем, с которой Вы столкнулись за последний год, и свое состояние в тот момент. Затем обратитесь к утверждениям и отметьте, в какой степени утверждения соответствовали Вашему поведению в условиях проблемы. Один из трех вариантов ответов (I - «да»; II - «скорее да, чем нет», знак «?»; III - «нет») отмечается любым способом (птичкой, крестиком или иным значком) в регистрационном бланке». Далее проводится тестирование по опроснику табл.1.
Результаты ответов оцениваются согласно ключевому правилу по трехбалльной шкале: «да» - 2 балла; «скорее да, чем нет» - 1 балл; «нет» - 0 баллов. Подсчитывается сумма баллов для каждой стратегии с учетом ответов по четырем пунктам, которые приводятся ниже в табл.2.
Та стратегия, которой соответствует наибольшее количество баллов, выступает в качестве доминирующей. Выделяются следующие стратегии (см. табл.3).
Степень семейного кризиса оценивается членами семьи по шкале: отсутствует, слабый, средний и сильный кризис. Виды кризисов нумеруются согласно классификации (Лавров В.В., Лаврова Н.М. Кризисы семейной системы: критерии анализа и способы преодоления // Психотерапия. 2004. № 9. С.32-39). Объективным показателем степени кризиса служат уровень тревожности членов семьи (сильный кризис - 7 станайнов и больше, средний - 6, слабый - 5, отсутствие кризиса - 4 станайна и менее) и наличие хронических расстройств организма в случае сильного кризиса, регулярных при среднем кризисе, нерегулярных при слабом кризисе, вне кризиса отсутствуют жалобы на психосоматические расстройства. С помощью компьютеризированного теста оценивается функциональный ресурс семьи (Лаврова Н.М., Лавров В.В. Функциональный ресурс семьи// Психотерапия. 2007. № 1. С.14-20). Составляется генограмма кризисной семьи. Первоначальный вариант метода генограммы (Bowen М. Family therapy in clinical practice. - new York: Jason Aronson. 1976. 372 p.) не предусматривал изображение кризисности и функциональности семьи, а также поведенческих особенностей членов семьи. Вместе с тем, на необходимость решения проблемы оценки характера поведения членов семьи указывает интенсивное развитие «транзактного» метода (Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ.- СПб: Социально-психологический центр. 1996. 330 с.), который позволяет анализировать роль, которую играет член семьи, но не дает оценки его поведения.
Наличие кризиса изображается рамкой: прерывистая линия в случае слабого кризиса, тонкая сплошная в случае сильного кризиса и утолщенная линия в случае сильного кризиса. Для обозначения поведенческих стратегий служит цифра, изображенная в стрелке рядом с символом члена семьи, цифра соответствует порядковому номеру стратегии в классификации опросника функциональности поведенческих стратегий в заявляемом способе. Уровень функционального ресурса отмечают следующим образом: +++, ++ и + обозначают соответственно высокий, средний и низкий положительный, - и -- - низкий и высокий отрицательный.
Благодаря составленной генограмме проясняются ориентиры реализации способа коррекции системных отношений между членами кризисной семьи.
Формат занятий: 3 дня по 10 часов в день. Используется просторное помещение площадью не менее 30 кв. м. Одежда - спортивные костюм. Группа располагается на полу на подушках или спортивных настилах (типа татами). Особенность метода - отрабатывается отказ участников группы от дисфункциональных поведенческих стратегий и переход к функциональным стратегиям.
Первый день занятий. Усвоение правил группы. Участники группы обращаются друг к другу на «ты» и по именам. Группа является закрытым сообществом - имеется в виду, что участник группы может покинуть группу только после того, как обоснует свой поступок и получит разрешение группы. Каждый имеет право высказаться и быть услышанным. Участники имеют право задавать вопросы выступающему, должны избегать оценочных суждений и раздачи советов, нельзя выступать в роли «адвоката» и присоединяться к мнению другого оратора. Психотерапевт представляет собой негласного лидера группы и структурирует время занятий. Для углубления сплоченности группы и утилизации элементов агрессивности используется техника «глаза в глаза» по 5 минут с каждым участником группы, включая ведущего. С помощью телесно ориентированной техники массажа по Райху члены группы по очереди в течение 60 минут снимают напряжение, вызванное неотработанными отрицательными эмоциями. Имеется в виду, что члены группы делятся на пары и производят друг другу массаж «зажатых» мышечных структур спины и конечностей. Имеется в виду, что массаж заменяет реальное действие, связанное с актуальной эмоцией. Происходит имитация соматического реагирования, обусловленного актуальной эмоцией. Той же цели (коррекции центральных регуляторных механизмов) служит упражнение по методу голотропного дыхания, имитирующего состояние, вызываемое напряженной мышечной деятельностью. Далее участники группы получают бланки опросника функциональности поведенческих стратегий и отвечают на его вопросы. Результаты тестирования доводятся до сведения участников группы.
Обработка результатов теста сопоставляется с генограммой, сформированной по данным первого приема, вносятся уточнения и составляется окончательный вариант генограммы, содержащий информацию не только о структуре и связях семьи, но и о виде и степени семейного кризиса, уровне функционального ресурса и доминирующих поведенческих стратегиях членов семьи.
Второй день занятий. Участники выражают свои переживания, вызванные работой в группе, высказывают свое мнение относительно собственных поведенческих стратегий и стратегий других членов семьи, а также излагают свое понимание «механизма» возникновения семейного кризиса.
Решающим этапом системной семейной психотерапии по коррекции семейной системы служит обсуждение высказанных мнений, когда происходит осознание реальных причин и выясняются те стратегии поведения, которые вызвали дисфункцию внутрисемейных отношений. Формулируется общее представление о взаимоприемлемом решении для выхода из кризиса. Мнение группы служит ориентиром для определения каждым участником собственных индивидуальных задач, решение которых способствует выходу из кризиса. При этом каждый оценивает степень возможного изменения поведенческих стратегий и уточняет характер эмоциональных контактов между членами семьи по мере изменения поведения, чтобы избежать возникновения непонимания и провокации агрессии, обусловленной несоответствием реального поведения тому, которое ожидается. Происходит уточнение деталей будущего согласованного поведения и гарантий предохранения от вероятных несогласованных поступков.
Третий день занятий. Проводят упражнение по активизации наиболее ранних воспоминаний, относящихся к семье, в которой вырос участник группы. Поддерживается атмосфера сплоченности и концентрации внимания на обсуждаемых проблемах. Каждый участник излагает сценарий своей будущей жизни на основе выбранной функциональной стратегии поведения. Наличие обратной связи от других членов семьи служит фактором укрепления решений, принятых каждым членом семьи. Проводят ролевую игру, в процессе которой апробируются выбранные стратегии поведения. Закрепление полученного опыта производится посредством упражнения по методу голотропного дыхания. Критерием завершенности психотерапевтического процесса и успешного выбора решения по коррекции семейной системы служит повышение функционального ресурса семьи, а также позитивные эмоции и, в частности, низкий уровень тревожности, который не превышает 5 станайнов.
Функция ведущего по руководству работы группы заключается в выполнении ряда стабильно определяемых действий: структурирование времени занятий в соответствии с регламентом занятий, формулирование инструкций при переходе к новому упражнению, дополнительные разъяснения, когда это необходимо, контроль за выполнением инструкций и за достижением результата, который отмечается с помощью генограммы, отражающей принятые решения. В принципе, влияние внутрисемейного системоорганизующего фактора, а не воздействие ведущего, определяет состояние группы и динамику внутрисистемных семейных связей в процессе занятий.
Область применения предложенного способа находится в медицине психических и поведенческих расстройств и в психологическом консультировании не только членов кризисных семей, но и там, где актуальным является составление генограммы, то есть при всех методах психотерапевтической и психологической помощи. Появление на генограмме графического обозначения поведенческих стратегий членов семьи и отметки уровня функционального ресурса существенно повышают информативность генограммы, поскольку ранее генограмма не отражала функциональный ресурс семьи и особенности поведения членов семьи.
Использование предложенного метода делает возможным выяснение поведенческого «механизма», провоцирующего возникновение и развитие кризисного состояния семьи, и определяет направления изменений поведенческих стратегий для коррекции семьи.
Применение способа иллюстрируется следующим примером.
Пример.
Первый прием. За психологической помощью в августе 2007 года обратилась женщина Т., возраст 41 год. В апреле 2006 года умер ее отец, мать остро переживала потерю мужа и ей требовалась постоянная поддержка. Т. и ее брат были вынуждены постоянно находиться рядом с матерью. Было достигнуто соглашение между Т. и ее братом, что мать переселится в квартиру, где живет семья Т., а брат будет регулярно навещать мать. У Т. с мужем возник конфликт, потому что муж считал, что мать Т. должна жить отдельно. У брата также сложились конфликтные отношения с женой, поскольку она полагала, что следует больше уделять времени семье, а не матери и что свекровь не имеет права вмешиваться в их семейные дела. Муж Т. стал задерживаться на работе. Т. узнала, что муж встречается с сотрудницей (возраст 23 года) его фирмы. Муж не отрицал того, что иногда проводит время в обществе девушки, потому что это помогает забыть о домашних неприятностях. При этом он отметил, что не собирается разводиться, дорожит семьей и рассматривает связь с девушкой как совершенно дружескую. Т. оценила кризис семьи как сильно выраженный, обусловленный смертью отца и эмоциональным разладом между супругами. Отмеченная у Т. повышенная тревожность - ситуативная тревожность составила 8 станайнов по результатам теста (Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. - СПб.: Адаптест, 1997.), хронические расстройства сна и состояния сердечно-сосудистой системы, обусловленные стрессом, объективно свидетельствовали о сильно выраженном кризисе. Для коррекции функционального состояния Т. назначили анксиолитический препарат феназепам в дозе 0.001 г в сутки в течение 14 дней и рекомендовали пройти обследование у кардиолога.
На втором приеме Т. сообщила, что кардиолог не обнаружил органических нарушений кровообращения. Таким образом, можно было полагать, что у Т. развилось психосоматическое расстройство, вызванное семейным кризисом. Анализ состояния семьи, проведенный с помощью компьютеризированного теста, показал, что функциональный ресурс семьи Т. находится на уровне низкого положительного (48 баллов по результатам тестирования).
Т. приняла предложение пройти курс системной семейной терапии. Она получила согласие мужа, матери, а также брата и его жены на участие в терапии. Были решены проблемы выделения трех дней для совместного участия в работе группы (достигнута договоренность, что дети Т. и дочь брата в течение трех дней будут находиться у родителей жены брата).
По результатам опроса Т. была составлена генограмма (фиг.1), которая служила ориентиром для работы ведущего группы в процессе занятий.
Формат занятий: 3 дня по 10 часов. Место проведения занятий - спортивный зал. Группа располагалась на полу на подушках. Одежда - спортивные костюмы.
Первый день занятий. Усвоение правил группы и консолидация группы. Участники признали, что входят в одну общую семью, хотя формально ее можно было бы разделить на 3 - семья Т., семья брата Т. и мать Т. Атмосфера сплоченности укреплялась при проведении игровых упражнений, имитировавших встречу на горной тропе перед пропастью и вождение слепого по опасной дороге. Коррекция активационных механизмов мозга участников группы достигалась по телесно ориентированной методике массажа «зажатых» мышечных структур в течение 60 минут. Участники группы ответили на вопросы, получив распечатанные бланки опросника функциональности поведенческих стратегий, и прошли компьютеризированное тестирование для оценки функционального ресурса семьи. После завершения первого дня занятий ведущий обработал данные тестирований и соотнес их с генограммой, составленной со слов Т. Выяснилось, что не требуется вносить коррективы, поскольку данные, полученные при обработке результатов, соответствовали первоначальному варианту генограммы.
Второй день занятий.
Все участники группы отметили, что впервые отчетливо и сознательно представили свое место в семье. Каждый признал, что переживает сильное волнение, чувствует ответственность перед своими родственниками и заинтересован в успешном преодолении кризиса. Здесь ведущий огласил результаты тестирования поведения каждого участника и отметил низкий положительный функциональный ресурс семьи, пояснив, что семья может реализовать этот ресурс для преодоления кризиса, но вполне может предварительно повысить этот ресурс за счет сознательного согласованного изменения поведения членов семьи, и уже опираться на повышенный ресурс, добиваясь гармонизации отношений. Далее, продолжив обсуждение, участники согласились, что семейный кризис возник не потому, что в семье есть «плохие» люди, а потому что каждый считал свое поведение правильным и не учитывал последствия своих поступков. Затем участники группы отметили ситуации, когда наиболее негативно проявились последствия некорректного поведения каждого члена семьи. После этого они перешли от рассмотрения негативных ситуаций к позитивным и отметили те характеристики собственного поведения и поведения других, которые содействовали семейной сплоченности. Этот момент стал ключевым в семейной психотерапии по коррекции семейной системы, поскольку произошло осознание реальных причин кризиса, прояснились стратегии поведения, которые вызвали дисфункцию внутрисемейных отношений и сложилось общее представление о взаимоприемлемом разрешении кризиса. Мнение группы служило ориентиром для определения каждым участником собственных индивидуальных задач, решение которых ведет к выходу из кризиса. При этом каждый оценивал степень возможного изменения поведенческих стратегий и уточнял характер эмоциональных контактов между членами семьи по мере изменения поведения, чтобы избежать возникновения непонимания и провокации агрессии, обусловленной непредсказуемым поведением. Произошло уточнение деталей будущего согласованного поведения и гарантий предохранения от вероятных несогласованных поступков.
Третий день занятий.
Участники по очереди изложили свои чувства, обусловленные двумя днями занятий, отметив решимость добиться гармонизации семейных отношений. Для того, чтобы каждый вновь обратился к своим семейным ценностям, провели упражнение по активизации наиболее ранних воспоминаний, относящихся к семье, в которой вырос участник группы. Далее каждый участник изложил сценарий своей будущей жизни на основе выбранной функциональной стратегии поведения. Наличие обратной связи от других членов семьи служило фактором укрепления решений, принятых каждым членом семьи. Провели ролевую игру, в процессе которой участники апробировали выбранные стратегии поведения. Закрепление полученного опыта произвели посредством упражнения по методу голотропного дыхания. Затем участники вновь ответили на "вопросы теста функционального "ресурса семьи, представив будущее состояние своей семьи. Критерием завершенности психотерапевтического процесса и успешного выбора решения по коррекции семейной системы служило повышение функционального ресурса семьи (он достиг уровня среднего положительного ресурса), а также позитивные эмоции и, в частности, у Т. уровень ситуативной тревожности понизился до 2 станайнов.
Принятое решение по изменению структуры внутрисемейных системных отношений и поведенческих стратегий членов семьи отражено на генограмме на фиг.2. О том, что принятое решение было выполнено, сообщила Т. по телефону. Мать вернулась в свою квартиру, ее функциональное состояние улучшилось настолько, что она стала оказывать помощь своим одиноким престарелым соседям. Муж разорвал связь с молодой сотрудницей, свободное время стал проводить с семьей. У Т. с мужем, а также у брата с женой сложились доверительные отношения.
Предложенный нами способ позволяет повысить эффективность диагностики поведения членов кризисных семей и последующей коррекции структуры семейных связей членов кризисной семьи.
Способ диагностики антистрессового поведения членов кризисной семьи с последующей коррекцией структуры внутрисемейных эмоциональных связей может быть использован в медицине психических и поведенческих расстройств и в психологических консультациях.
Основные обозначения:
- Мужчина в возрасте 44 лет
- Женщина, удвоение линии обозначает идентифицированного члена семьи
- Цифра обозначает доминирующую поведенческую стратегию члена семьи, наличие штриховки означает дисфункциональность стратегии
- Конфликтные отношения между членами семьи
- Наличие семейного кризиса отмечено рамкой. Римские цифры в углу - номер кризиса.
+++, ++, + - Обозначение высокого, среднего или низкого положительного функционального ресурса семьи
Источники информации
1. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: The Coping Strategy Indicator // Journal of personality and Docile Psychology/ 1990. V.59 P.1066-1074.
2. Bowen M. Family therapy in clinical practice. - New York: Jason Aronson. 1976. 372 p.
3. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. - СПб.: Адаптест, 1997. 28 с.
4. Лавров В.В., Лаврова Н.М. Кризисы семейной системы: критерии анализа и способы преодоления // Психотерапия. 2004. № 9. С.32-39
5. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. - СПб: Социально-психологический центр. 1996. 330 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ | 2003 |
|
RU2268648C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ | 2004 |
|
RU2279899C2 |
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА | 2008 |
|
RU2371207C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2438729C1 |
СПОСОБ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2601735C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ | 2011 |
|
RU2474440C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ | 2007 |
|
RU2336100C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372110C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 2012 |
|
RU2486924C1 |
Изобретение относится к медицине психических и поведенческих расстройств человека, а именно - к системной семейной терапии, направленной на коррекцию внутрисемейных связей и нормализацию психического и физиологического состояния членов кризисной семьи. Проводят тестирование членов семьи, используя опросник из таблицы №1. По результатам тестирования выявляют доминирующие функциональные и дисфункциональные стратегии поведения, направленного на преодоление стресса. Составляют сводную таблицу дисфункциональных стратегий членов семьи и определяют идентифицированных членов семьи. Дополнительно измеряют эмоциональное состояние членов семьи и определяют вид и степень кризисного состояния семьи. Проводят психотерапевтическую работу с членами семьи. На основе данных опроса с учетом объективных данных функционального состояния членов семьи проводят лечебные мероприятия и системную семейную психотерапию. Во время первого дня занятий в течение 60 минут снимают напряжение неотработанных отрицательных эмоций с помощью телесно ориентированной техники массажа по Райху и вырабатывают общий запрос на семейную психотерапию. Во второй день в ходе общесемейного обсуждения каждый член семьи по очереди излагает свое мнение относительно выявленных дисфункциональных стратегий собственного поведения и поведения других членов семьи. При этом в ходе общесемейного обсуждения ведется поиск оптимального решения по изменению структуры поведенческих стратегий, предусматривающий отказ от дисфункциональных стратегий. В третий день на завершающем этапе системной семейной терапии проводят ролевую игру и закрепляют функциональные поведенческие стратегии посредством позитивных эмоциональных переживаний, обусловленных коррекцией состояния семьи, дополнительно используют технику голотропного дыхания. Проводят одну часовую дыхательную сессию с последующим обсуждением переживаний. Затем проводят анализ эмоционального состояния членов семьи, низкая тревожность свидетельствует об успешном завершении курса. Способ повышает эффективность коррекции семьи за счет выявления функциональных и дисфункциональных поведенческих стратегий. 2 ил., 3 табл.
Способ коррекции системных связей членов семьи, включающий проведение психотерапевтической работы с членами семьи, отличающийся тем, что в первый день определяют тип стратегии поведения каждого члена семьи по таблице №1, изложенной в описании, причем ответы на приведенные в таблице №1 утверждения оценивают в баллах: ответ «да» соответствует 2 баллам, ответ «скорее да, чем нет» - 1 баллу, ответ «нет» - 0 баллам, после чего подсчитывают сумму баллов для каждой стратегии с учетом ответов по следующим пунктам: «психологическая защита» от стрессора - символ «черепаха»: утверждения №2, 12, 16, 29, изложенные в таблице №1; подчинение требованиям жизненной ситуации - символ «заяц» - №4, 6, 23, 27; оптимизм во всех ситуациях, включая неопределенные - символ «лягушка» -№9, 14, 26, 31; целеустремленность в разрешении возникших проблем - символ «дятел» - №1, 5, 10, 15; невосприятие стрессора - символ «страус» - №11, 17, 21, 24; противостояние микросоциальному окружению - символ «петух» - №8, 19, 25, 30; подготовка к наихудшему варианту событий - символ «верблюд» - №7, 20, 28, 32; пересылка собственных негативных эмоций другим людям - символ «пиявка» - №3, 13, 18, 22, и ту стратегию, которой соответствует наибольшее количество баллов, считают доминирующей, во второй день члены семьи высказывают свое мнение относительно собственной стратегии поведения и поведенческих стратегий членов семьи, излагают свое понимание «механизма» возникновения семейного кризиса, обсуждают высказанные мнения, затем выясняют те стратегии поведения, которые вызвали дисфункцию внутрисемейных отношений, формулируют решение для выхода из кризиса, определяют индивидуальные стратегии поведения, способствующие выходу из кризиса, уточняют характер эмоциональных контактов между членами семьи по мере изменения стратегии поведения, в третий день излагают сценарий будущей жизни каждого члена семьи на основе выбранной функциональной стратегии поведения, проводят ролевую игру, в процессе которой апробируют выбранные стратегии поведения, закрепляют позитивные эмоции, достигнутые коррекцией состояния семьи часовой голотропной дыхательной сессией, обсуждают переживания и анализируют эмоциональное состояние членов семьи, при этом сниженная тревожность характеризует успешное выполнение курса.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ | 2003 |
|
RU2268648C2 |
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРУППОВОГО СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | 2004 |
|
RU2294770C2 |
Психотерапевтическая энциклопедия | |||
/Под ред | |||
Карвасарского Б.Д | |||
- Питер, 1998, С.555 | |||
Джеффри К., Мьюнион В | |||
М | |||
Психотерапия - что это? Современные представления | |||
"Класс", 2000, С.261-323 | |||
Черников А | |||
В | |||
Семейная психотерапия, №1-2, 2001 [он-лайн], [найдено 29.07.2008], найдено из |
Авторы
Даты
2009-05-10—Публикация
2007-11-06—Подача