СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2006 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2269759C1

Изобретение относится к диагностике агрегатов, механизмов и систем, в которых приводом является электрический двигатель.

Известны способы диагностики работы механизмов и агрегатов, в которых состояние агрегата оценивается с помощью измерения потребляемого электрическим двигателем электрического тока.

Измерение величины тока потребляемого электрическим двигателем, который приводит в действие агрегаты, механизмы и системы позволяет оценить состояние этих систем. Увеличение потребляемого тока свидетельствует о повышении нагрузки на двигатель, что косвенно свидетельствует о состоянии агрегата или механизма. В качестве примеров таких способов можно привести патент RU 2206794, "Способ диагностирования погружного электрического центробежного насоса", МПК F 04 D 13/10, опубл. 20.06.03; патент DE 3844960 "Диагностический соединитель для электрического насоса", МПК G 01 M 15/00, опубл. 20.11.97.

Известны способы диагностики работы механизмов и агрегатов, в которых состояние механизма и агрегата оценивается путем анализа потребляемого электрическим двигателем тока.

В патенте JP 05-018813 "Измеритель механических вибраций", МПК G 01 H 17/00, опубл. 26.01.93, производится сравнение спектров вибраций и частоты вращения двигателя при нормальной работе механизмов и текущей, что позволяет заметить появление дополнительной вибрации.

В патенте RU 2213270 "Способ определения технического состояния электропогружных установок для добычи нефти", МПК F 04 D 13/10, опубл. 27.09.03, регистрируют сигнал от переменной составляющей суммы фазных токов питания двигателя, анализируют форму и амплитуду измеренного сигнала и сравнивая со значениями предыдущих измерений, оценивают возможность дальнейшей эксплуатации установки.

Все перечисленные способы диагностики по потребляемому току электродвигателя не позволяют судить о состоянии отдельных агрегатов или частей механизма или системы, работающих под действием электрического двигателя.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ по патенту RU 2213270 "Способ определения технического состояния электропогружных установок для добычи нефти".

В данном способе регистрируют сигнал от переменной составляющей суммы фазных токов питания двигателя путем установки датчика тока (токовых клещей) одновременно на три фазы питающего кабеля. Анализ формы и амплитуды полученного сигнала производят сравнением с ранее выполненными измерениями. В описании утверждается, что причиной изменений могут являться дефекты обмоток электродвигателя или увеличение тормозного момента. Более точную дефектоскопию, то есть выявление дефектного узла, данным способом выполнить невозможно.

Заявляемый способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем решает техническую задачу выявления дефектного узла (агрегата) механизма или системы, а также определения величины этого дефекта.

Способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем состоит в том, что измеряют частоты амплитудной модуляции потребляемого электрическим двигателем электрического тока и для каждой частоты модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции. По измеренной частоте модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине модуляции определяют величину этого дефекта.

Отличие данного способа от известных состоит в том, что измеряют параметры амплитудной модуляции основной составляющей электрического тока, потребляемого электрическим двигателем. Частота модуляции характеризует дефектный агрегат механизма или системы потому, что каждый агрегат механизма или системы имеет свои характерные частоты вращения или перемещения отдельных элементов, и возникающий дефект дает амплитудную модуляцию тока именно этими частотами. По глубине амплитудной модуляции тока можно судить о величине дефекта агрегата. Таким образом, способ позволяет установить дефектный агрегат механизма или системы вне зависимости от того, какой тип электрического двигателя применяется в механизме.

Данный способ также позволяет определять дефекты не только агрегатов, но их составных частей.

Для того чтобы ускорить диагностику механизма или системы данным способом, можно предварительно создать перечень характерных частот вращения или перемещения элементов агрегата.

Способ диагностики поясняется чертежами.

На Фиг.1 представлен спектр потребляемого бездефектным электронасосом электрического тока в диапазоне частот от 0 до 400 Гц.

На Фиг 2 приведен спектр потребляемого тока у дефектного электронасоса.

На Фиг.3 показан спектр потребляемого тока у бездефектного, а на Фиг.4 - у дефектного конвейеров, приводимых в движение синхронным электродвигателем с трехступенчатым понижающим редуктором и звездочкой на последней оси.

На Фиг.5 показан спектр переменной составляющей тока якоря привода постоянного тока бездефектной, а на Фиг.6 - дефектной клети прокатного стана.

Асинхронный двигатель, входящий в состав электронасоса, имеет частоту вращения 24,5 Гц, а рабочее колесо центробежного насоса имеет семь лопастей. Основная составляющая потребляемого тока имеет частоту ƒ1=50 Гц. Кроме нее в спектре тока есть и несколько кратных по частоте слабых гармоник, определяемых магнитными свойствами сердечника двигателя и дискретностью обмоток статора.

При появлении дефектов в насосе спектр потребляемого тока резко усложняется. На фиг.2 приведен спектр потребляемого тока у дефектного электронасоса той же модели, в котором один из подшипников насоса имел дефект сепаратора, в результате которого вал сместился относительно оси насоса и лопасти рабочего колеса начали касаться неподвижных частей направляющего аппарата. Характерной частотой подшипника является частота вращения сепаратора ƒc, составляющая около 40% от частоты вращения подшипника, а характерной частотой рабочего колеса является лопастная частота ƒл, которая у этой модели насоса в 7 раз выше частоты вращения рабочего колеса. В спектре тока двигателя появились признаки дефекта сепаратора подшипника в виде амплитудной модуляции основной составляющей тока с частотой ƒ1, периодическим процессом с частотой ƒс, т.е. появились боковые составляющие тока с частотами ƒ1±ƒс. Кроме этого, появились признаки амплитудной модуляции тока седьмой гармоникой частоты вращения, т.е. составляющие тока с частотами ƒ1л=122,5 Гц и ƒ1л=222,5 Гц, а из-за того, что лопасти не идентичны и задевают неподвижные части насоса с разной силой, все составляющие тока двигателя пробрели дополнительную амплитудную модуляцию частотой вращения ротора (рабочего колеса) ƒвр.

Важным обстоятельством является то, что при указанных дефектах ни потребляемый двигателем ток (мощность), ни величина скольжения ротора не изменились на величину, превышающую статистическую ошибку измерения.

Аналогичные результаты могут быть получены и в механизмах с синхронным двигателем. Так, на фиг.3 показан спектр потребляемого тока бездефектного, а на фиг.4 - дефектного конвейеров, приводимых в движение синхронным двигателем с трехступенчатым понижающим редуктором и звездочкой на последней оси.

Износ цепи, приводящей в движение детали, установленные на конвейере, приводит к импульсным нагрузкам на звездочку с характерной частотой зацепления звездочки и цепи, равной ƒZ4=222,5 Гц, а неравномерный износ звездочки - к амплитудной модуляции импульсной нагрузки частотой вращения выходной ƒвр4=3,7 Гц оси редуктора. В результате фазный ток синхронной машины оказывается модулированным по амплитуде и частотой ƒZ4, и частотой ƒвр4. Степень износа цепи определяется отношением амплитуд составляющих тока на боковых частотах ƒ1±ƒZ4 к амплитуде основной составляющей на частоте ƒ1. Степень износа звездочки - аналогичным отношением составляющих тока, но на боковых частотах ƒ1±ƒвр4, к основной составляющей на частоте ƒ1. Кроме указанных дефектов по представленному спектру тока двигателя видно, что в редукторе есть еще и дефект зубьев на второй оси, который стал причиной амплитудной модуляции основной составляющей тока двигателя частотой вращения второй оси редуктора ƒ1±ƒвр2.

Несколько иначе в спектре тока якоря проявляется амплитудная модуляция потребляемого тока в машинах постоянного тока, в которых модулирующий процесс представляет собой переменную составляющую тока якоря. Так, на фиг.5 показан спектр переменной составляющей тока якоря привода постоянного тока бездефектной клети прокатного стана. Машина постоянного тока питается от электромашинного преобразователя, и в токе якоря не должно быть переменных составляющих. Однако из-за двухсекционного промежуточного вала, имеющего несколько опор вращения, соосность которых не может быть полностью обеспечена, ток якоря оказывается модулирован частотой вращения первой оси редуктора kƒвр1, и, незначительно, зубцовой частотой первой ступени ƒZ1.

Одним из опасных дефектов клетей является перекос шестерен выходного вала, возникающий, например, из-за более быстрого износа подшипников с одной стороны клети. Характерной частотой - признаком такого дефекта - является вторая гармоника частоты вращения вала, одна из шестерен которого имеет перекос. На фиг.6 представлен спектр переменных составляющих тока якоря при таком дефекте клети. В спектре тока появляется ряд гармоник частоты вращения выходного (дефектного) вала kƒвр3, причем наибольшую амплитуду имеет вторая гармоника. В данном конкретном случае перекос шестерни привел и к росту пульсирующих нагрузок на двигатель с частотой зацепления дефектной шестерни и ее гармониками kƒZ2, причем эти нагрузки также оказались модулированными второй гармоникой частоты вращения вала, т.е. в спектре тока якоря появилось большое количество составляющих с частотами kƒZ2±2k1ƒвр3.

Для оценки величины дефекта необходимо определять глубину модуляции тока якоря, т.е. отношение переменной составляющей тока якоря с частотой 2ƒвр3 или 2ƒZ2 к постоянной составляющей тока якоря.

Похожие патенты RU2269759C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 2009
  • Кузеев Искандер Рустемович
  • Баширов Мусса Гумерович
  • Прахов Иван Викторович
  • Баширова Эльмира Муссаевна
  • Самородов Алексей Викторович
RU2431152C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ 2008
  • Денисов Валерий Николаевич
  • Курилин Сергей Павлович
RU2392632C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ушаков Андрей Павлович
  • Тварадзе Сергей Викторович
  • Антонов Константин Викторович
  • Зотов Вадим Владимирович
  • Байков Александр Евгеньевич
RU2379645C2
Способ мониторинга вибрации щеточно-коллекторных узлов электродвигателей постоянного тока 2019
  • Филина Ольга Алексеевна
  • Цветков Алексей Николаевич
RU2730109C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И СВЯЗАННЫХ С НИМ МЕХАНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ 2007
  • Петухов Виктор Сергеевич
RU2339049C1
Способ диагностирования технического состояния электрических двигателей в режиме реального времени 2024
  • Кодиров Шахбоз Шарифович
  • Шестаков Александр Леонидович
RU2826152C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И СВЯЗАННЫХ С НИМИ МЕХАНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ 2005
  • Петухов Виктор Сергеевич
  • Соколов Василий Александрович
  • Григорьев Олег Александрович
  • Великий Сергей Николаевич
  • Михель Александр Альбертович
RU2300116C2
Способ определения технического состояния электрических и гидравлических приводов 2022
  • Круглова Татьяна Николаевна
RU2799489C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2013
  • Никифоров Виктор Николаевич
  • Пугачева Ольга Юрьевна
  • Пугачев Александр Константинович
  • Абидова Елена Александровна
  • Бабенко Роман Геннадьевич
  • Елжов Юрий Николаевич
  • Сиротин Дмитрий Викторович
RU2552854C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕЖРОТОРНОГО ПОДШИПНИКА ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Корнишин Денис Викторович
  • Михайлюк Ольга Александровна
  • Сысолятин Денис Николаевич
  • Семенюк Сергей Николаевич
  • Сарьярова Наталья Каримовна
RU2478923C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 269 759 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике диагностики исполнительных агрегатов на основе измерения спектра частот амплитудной модуляции тока, потребляемого электрическим двигателем. Технический результат - повышение достоверности. Для достижения данного результата измеряют спектр частот амплитудной модуляции электрического тока, потребляемого исполнительным электрическим двигателем. При этом на каждой частоте амплитудной модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции тока. По измеренной частоте амплитудной модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине амплитудной модуляции определяют величину этого дефекта. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 269 759 C1

1. Способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем, заключающийся в том, что измеряют частоты амплитудной модуляции потребляемого электрическим двигателем электрического тока и для каждой частоты модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции тока, по измеренной частоте модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине модуляции определяют величину этого дефекта.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что предварительно создают перечень характерных частот вращения или перемещения агрегатов механизма или системы, а также их отдельных элементов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2269759C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПОГРУЖНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ 2001
  • Матаев Н.Н.
  • Кулаков С.Г.
  • Никончук С.А.
RU2213270C2
Способ диагностики технического состояния трансмиссий горных машин с приводным двигателем 1985
  • Альшан Александр Абрамович
  • Резников Владимир Александрович
  • Силаев Виктор Иванович
SU1271970A1
DE 3844960 C2, 20.11.1997
Каплан Л.С
и др
Эксплуатация осложненных скважин центробежными электронасосами
- М.: Недра, 1994, с.109-114
US 5197859 А, 30.03.1993
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2001
  • Кузьменко А.П.
  • Барышев В.Г.
  • Сабуров В.С.
  • Бортников П.Б.
RU2206794C1

RU 2 269 759 C1

Авторы

Барков Алексей Васильевич

Даты

2006-02-10Публикация

2004-06-10Подача