Изобретение относится к ветеринарной медицине и направлено на снижение потерь живой и убойной массы животных при транспортировке и может быть использовано как на крупных промышленных откормочных комплексах, так и в личном хозяйстве, в частности, при перевозках животных.
Известно применение синтетического транквилизатора аминазина для профилактики транспортного стресса животных. Доза его разового введения в зависимости от продолжительности транспортировки колеблется от 0,5 до 2 мг/кг или от 2,5 до 5 мг/кг живой массы при даче с кормом (см. Эзергайль К. Влияние добавки "Бишас" на сокращение потерь мясной продуктивности скота. // Молочное и мясное скотоводство №5, 2003 г., с.16-18).
При удобстве применения препарата аминазина (как и других транквилизаторов и нейролептиков) к их недостаткам следует отнести непродолжительность действия, высокую стоимость и накопление продуктов их распада в организме животного, что снижает качество получаемой продукции.
Известно также применение натуральной, минеральной добавки "Бишас" на основе бишофита, аскорбиновой кислоты и глюкозы для сокращения потерь мясной продуктивности скота при транспортировке и предубойной выдержке на мясокомбинате (патент РФ №2153802 от 5.05.1999 г.). Добавку скармливают животным в дозе 210-275 мг/кг живой массы ежесуточно в течение 4-5 дней перед транспортировкой на мясокомбинат.
Однако в добавке "Бишас" используются высокоценные пищевые продукты - глюкоза (19-21% состава) и аскорбиновая кислота.
Задачей изобретения является подбор препарата - экологически чистой минеральной добавки к рациону для снижения потерь мясной продуктивности крупного рогатого скота при транспортировке из-за последствий транспортного стресса у животных, удобного в хранении и применении, недорогого в использовании, не вызывающего снижения качества мясопродукции и без использования пищевых продуктов.
Задача решается тем, что в качестве минеральной добавки к рациону крупного рогатого скота для снижения последствий транспортных стрессов у животных используют нейтрализованный белый шлам (БШ) - продукт, получаемый при автоклавном обескремнивании алюминатных растворов в глиноземном производстве Богословского алюминиевого завода, и вводят минеральную добавку БШ с концентрированным кормом один раз в сутки в течение 5-7 дней перед транспортировкой в дозе 200-300 грамм на голову в сутки.
Минеральная добавка - (Белый шлам) сыпучий порошок светло-коричневого цвета, рН от 6,0 до 9,0. Нетоксичен, негорюч.
Состав минеральной добавки БШ представлен в Таблице 1.
Состав нейтрализованного белого шлама (БШ) производства Богословского алюминиевого завода
Техническим результатом изобретения является снижение уровня стресса и потерь мясной продуктивности у крупного рогатого скота при транспортировке.
Ранее белый шлам (БШ) применяли в кормлении животных в качестве минеральной кормовой добавки для повышения живой массы и сохранности животных при промышленном их содержании.
Минеральную добавку БШ, по своему основному назначению, вводят в корм из расчета 0,5 г на 1 кг живого веса животных 1 раз в сутки в течение 3-5 месяцев откорма, что обеспечивает привес и их сохранность (патент РФ №1757584, A 23 K 1/16, опубл. 30.08.92. Бюл. №32 и патент РФ №2053688, А 23 К 1/16, опубл. 10.02.96. Бюл. №4).
Другим известным направлением использования минеральной добавки - белого шлама (БШ) - в животноводстве является применение БШ в дозе по 50 г на голову по схеме 3 раза по 5 дней с интервалом в 5 дней для выведения тяжелых металлов из организма бычков (см. Семенец Н.Н. Фармакологическая коррекция аномального содержания тяжелых металлов в организме крупного рогатого скота в зоне выбросов тепловых электростанций. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата ветеринарных наук. Троицк, 1998, с.24).
Новизной предложенного способа снижения последствий транспортного стресса у крупного рогатого скота является использование минеральной добавки БШ в качестве средства, применение которого (5-7 дней) перед транспортировкой позволяет снизить потери массы животного, а после забоя получить продукцию (мясо и мясопродукты), соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, что показывает неочевидный эффект применения минеральной добавки БШ по новому назначению - в качестве средства для снижения последствий транспортного стресса у крупного рогатого скота при минимальных дополнительных затратах труда и средств на профилактические мероприятия.
Способ осуществляют следующим образом. Животным за 5-7 дней до транспортировки начинают скармливать предложенную минеральную добавку - нейтрализованный белый шлам глиноземного производства, который вводят с кормом один раз в сутки в дозе 200-300 грамм на голову (желательно с концентрированным кормом в виде смеси).
Контроль эффективности действия минеральной добавки проводят по анализам периферийной крови животных, определяя содержание гормона кортизола, уровень общего белка и концентрации общих липидов перед отправкой на мясокомбинат и перед забоем.
После проведения поисковых опытов с лабораторными животными был поставлен производственный опыт по апробации предлагаемого способа в производственных условиях в хозяйстве - на базе учхоза "Уралец" Уральской государственной сельскохозяйственной академии. Опыт проводился на бычках 11-месячного возраста, средней живой массой 350 кг, находящихся на привязном содержании. Животные-аналоги были разделены на две группы по 6 голов в каждой: 1-я группа бычков была контрольная, 2-я - опытная.
Бычки содержались в одинаковых условиях и получали одинаковый рацион, принятый в хозяйстве. Бычкам опытной группы в течение 7 дней перед транспортировкой на мясокомбинат один раз в день дополнительно к основному рациону скармливали с концентратами предложенную минеральную добавку БШ в количестве 200 грамм. Биопробу крови брали в хозяйстве перед транспортировкой и на мясокомбинате. Общее время транспортной операции 4 часа. Перед транспортировкой в хозяйстве и на мясокомбинате бычков взвешивали. Результаты проведенных взвешиваний и анализов крови представлены в таблицах 2; 3; 4.
Известно, что гормон коры надпочечников кортизол является глюкокортикоидом, влияющим на углеводный обмен в печени и других органах, активирует распад жиров в печени, проявляет десенсибилизирующее действие, уменьшая или снимая аллергическую реакцию. Кортизол является показателем уровня стресса.
Из таблицы 3 видно, что после транспортировки бычков, уровень кортизола в периферической крови контрольных животных увеличивается с 18,4±3,38 нмоль/л до 32,3±2,73 нмоль/л (на 75,5%), тогда как у бычков, получавших минеральную добавку БШ один раз в день на протяжении 7 дней по 200 г на голову, уровень кортизола увеличился только на 29,5% (с 19,0±0,53 до 24,6±2,16). Это показывает, что животные, получавшие минеральную добавку БШ, имеют большую устойчивость к транспортному стрессу.
Дополнительно об этом говорят и биохимические результаты исследования периферической крови (таблица 4). Так уровень общего белка у контрольных животных после автомобильной перевозки снижается в большей степени, чем у опытных.
Уровень кортизола в крови бычков до и после транспортировки
Концентрация показателей крови до и после транспортного стресса
Увеличилась концентрация в крови общих липидов, говорящая о усилении их распада в жировых депо (подкожная клетчатка, сальник и т.д.), что приводит к дополнительной потере массы животных. Увеличение уровня липидов в крови привело к повышению их перекисного окисления с увеличением в крови диеновых конъюгатов и каталазы. У животных опытной группы увеличение этих метаболитов проявляется в меньшей степени.
Результаты проведенного производственного опыта (таблицы 2; 3; 4) показали, что при скармливании бычкам минеральной добавки БШ в количестве 200 г на голову в течение 7 дней перед отправкой на мясокомбинат приводит к меньшему повышению в их крови содержания гормона стресса кортизола.
Подтверждаются и данные изменений биохимических показателей периферийной крови при перевозке животных. Количество общего белка после перевозки в крови бычков контрольной группы снизилось в среднем на 5,8 г/л, то у опытных только на 2,0 г/л. Содержание общих липидов в крови повышалось на 0,16 у контрольных бычков, а у опытных только на 0,03 г/л (уменьшение более чем в 5 раз). Следовательно, у бычков, получавших минеральную добавку БШ, потребности в энергии были меньше, и они удовлетворялись меньшей мобилизацией общего белка и липидов. Потери живой массы у молодняка крупного рогатого скота за транспортировку сокращались в среднем на 3,3 кг (1,05%) (таблица 2).
Таким образом, минеральная добавка БШ, введенная по предложенному способу, способствует стабилизации обмена веществ при возникновении транспортного стресса, нормализует нервно-мышечное возбуждение, сдерживает мобилизацию энергетических веществ, повышает гуморальные факторы защиты организма, сокращает потери говядины.
Минеральная добавка БШ за счет своего природного содержания является экологически чистым средством. Продукты распада предложенной минеральной добавки сходны с естественными продуктами обмена веществ организма животного и, не накапливаясь, выводятся естественным путем.
Способ прост по использованию, не требует больших дополнительных капитальных вложений и специального обучения персонала и может найти применение при доставке крупного рогатого скота на мясокомбинат и при других транспортных операциях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРМЛЕНИЯ ДОЙНЫХ КОРОВ | 2007 |
|
RU2344620C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2153802C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1999 |
|
RU2160533C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МЯСНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ БЫЧКОВ МЯСНОГО ТИПА В УСЛОВИЯХ ЯКУТИИ | 2019 |
|
RU2716969C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1992 |
|
RU2033048C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1994 |
|
RU2073513C1 |
КОРМОВАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ БЫЧКОВ, ВЫРАЩИВАЕМЫХ НА МЯСО | 2004 |
|
RU2292157C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 2007 |
|
RU2334396C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ ПРОДУКТИВНОСТИ БЫЧКОВ МЯСНЫХ ПОРОД В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССАХ | 2017 |
|
RU2649808C1 |
СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ БЫЧКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕСС-ФАКТОРОВ | 2019 |
|
RU2711197C1 |
Изобретение относится к ветеринарии. Способ снижения последствий транспортного стресса у крупного рогатого скота включает введение в корм минеральной добавки, причем в качестве минеральной добавки используют нейтрализованный белый шлам глиноземного производства следующего состава, мас.%:
который вводят в корм один раз в сутки в течение 5-7 дней до транспортировки в дозе 200-300 грамм на голову в сутки. Способ обеспечивает снижение уровня стресса и потерь мясной продуктивности у крупного рогатого скота. 4 табл.
Способ снижения последствий транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий введение в корм минеральной добавки, отличающийся тем, что в качестве минеральной добавки используют нейтрализованный белый шлам глиноземного производства следующего состава, мас.%:
который вводят в корм один раз в сутки в течение 5-7 дней до транспортировки в дозе 200-300 г на голову в сутки.
ФУНГИЦИДНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2153803C2 |
RU 2053688 C1, 10.02.1996 | |||
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА | 1992 |
|
RU2033048C1 |
Авторы
Даты
2006-03-10—Публикация
2004-06-10—Подача