ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ХОППЕР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ КРЫТОГО ХОППЕРА Российский патент 2006 года по МПК B61D7/00 B61D17/04 B61D17/12 B61D39/00 

Описание патента на изобретение RU2273576C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции четырехосных цельнометаллических открытых хопперов, предназначенных для перевозки щебня и других сыпучих материалов.

Хопперы предназначены для перевозки сыпучих грузов и по способу разгрузки относятся к саморазгружающимся вагонам. Основной особенностью конструкции таких вагонов является кузов, выполненный в нижней части по форме бункера и имеющий вертикальные торцевые стены, по которым груз сползает к разгрузочным люкам. В зависимости от устройства бункеров и расположения разгрузочных люков хопперы могут обеспечивать выгрузку в пространство между рельсами или по обе стороны от рельсовой колеи.

Хопперы строят крытыми - для перевозки грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков (цемента, зерна, минеральных удобрений, сахара и др.), или открытыми (полувагоны-хопперы) - для перевозки щебня, угля, торфа, руды, гравия и др. Первые применяются на магистральных железных дорогах, вторые - на железнодорожных путях промышленного транспорта. Все виды хопперов, как правило, строят четырехосными, с типовыми ходовыми частями, тормозами, автосцепными и другими устройствами.

Для увеличения объема перевозок щебня, гравия, угля и других сыпучих грузов на Украине принято решение часть крытых хопперов переоборудовать в открытые хопперы.

Техническим заданием на модернизацию вагона модели 19-758 - вагон для цемента разработки ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" - по договору №5004/0107, для возможности перевозки по железным дорогам колеи 1520 мм строительных грузов, щебня, гравия, других сыпучих грузов, которые не требуют защиты от атмосферных осадков, с разгрузкой в межрельсовое пространство через нижние люки, разработчику предложено разработать и передать научно-техническую продукцию на открытый хоппер, включающий: раму, кузов без крыши, бункера, механизм открывания крышек разгрузочных люков, автосцепные устройства, автоматические устройства, стояночный тормоз, ходовые части, наружная лестница для подъема на кузов, ступени для спуска обслуживающего персонала внутри вагона. За прототип изобретения принимаем четырехосный саморазгружающийся вагон, модель 19-758 (Отраслевой каталог ЦНИИТЭИтяжмаш «Вагоны СССР», Москва, 1989 г.) предназначенный для перевозки насыпного цемента и ряда других строительных и гранулированных грузов.

Прототип, четырехосный цельнометаллический открытый хоппер, содержит кузов бункерного типа, оборудованный понизу бункеров разгрузочными люками с механизмом, обеспечивающим разгрузку сыпучих грузов в специальные приемные устройства, расположенные по оси железнодорожного пути, опирающийся на ходовую часть, которая состоит из двух двухосных тележек, модели 18-100, которые имеют подшипники качения, рама кузова вагона содержит хребтовую балку и две шкворневые балки.

Вагон оборудован автотормозом с воздухораспределителем, авторежимом, авторегулятором выхода из штока тормозного цилиндра, стояночным тормозом и автосцепкой СА-3 с типовым поглощающим аппаратом. Несущая конструкция вагона изготовлена в основном из стали марки 09Г2Д, а обшивка стен и листы крыши - из стали 10ХНДП. Для литых деталей применяется углеродистая сталь, а также стали легированные ванадием.

Основной недостаток прототипа заключается в том, что загрузка его щебнем, гравием, углем и другими материалами через круглые люки в крыше затруднены, а временами невозможны без применения специальных загрузочных механизмов.

Сущность изобретения заключается в том, что в качестве исходного вагона используется крытый хоппер-цементовоз, который технологически перерабатывается в открытый хоппер, обеспечивающий свободное заполнение вагона щебнем и другим пусковым грузом через открытую крышу. Для того чтобы частично сохранить свойство крытого хоппера, обеспечивающего защиту груза от атмосферных осадков, срезанная крыша выполняется приставной, с использованием болтовых соединений.

Технический результат, достигаемый от внедрения изобретения, заключается в том, что переработка избыточных крытых хопперов-цементовозов в открытые хоппер-вагоны, обеспечивает возможность быстро восполнить парк вагонов, обеспечивающих перевозку пусковых грузов типа щебень, гравий, уголь и других сыпучих материалов. При этом сохраняется возможность предохранять от атмосферных осадков часть перевозимых грузов. Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид открытого хоппера (боковая проекция);

на фиг.2 - открытый хоппер (вид с торца);

на фиг.3 - поперечный разрез открытого хоппера;

на фиг.4 - угловая связка обвязочного пояса (план);

на фиг.6 - усиление угловой стойки;

на фиг.7 - сечение А-А по усилению угловой стойки;

на фиг.8 - крытый хоппер со съемной крышей;

на фиг.9 - съемная крыша.

Четырехосный цельнометаллический хоппер 1 (фиг.1) содержит кузов 2 вагона бункерного типа, оборудованный понизу бункеров 3 разгрузочными люками 4 с механизмом 5, обеспечивающих разгрузку сыпучих грузов в специальные приемные устройства, расположенные по оси железнодорожного пути. Между бункерами 3 размещены распорные ребра 6. Кузов 2 вагона бункерного типа опирается на раму 7, содержащую хребтовую балку и две шкворневые балки 8, опирающуюся на ходовую часть 9, которая состоит из двух двухосных тележек. По торцам кузова 2 закреплены лестницы 10, опирающиеся на раму 7, которые имеют продолжение внутри кузова 2. С рамой 7 связаны наклонные стойки 11 и вертикальные стойки 12. Между собой наклонные стойки 11 и вертикальные стойки 12 соединены трапециевидными накладками 13, которые в свою очередь связаны с обвязочным профилем 14, оборудованным отверстиями 15 под соединительные болты. По торцам кузова 2 с опорой на хребтовую балку и шкворневые балки 8 жестко соединены V-образные установочные подкосы 16 (фиг.2), которые сварены с обвязочным профилем 14. Торцами рамы 7 служат трапециевидные балки 17. Хребтовая балка 18 (фиг.3) выполнена из двух зетов, поверху оборудованных коньком 19. Изнутри стенки кузова 2 подкреплены вертикальными треугольными ребрами 20, опирающимися на профиль 21 разъединения бункеров 3 и обвязочным профилем 14, который выполнен разрезным, включающим продольные балки 22 (фиг.4), поперечные балки 23, накладки 24 и 25, а также вертикальные соединительные профили 26. Обвязочный профиль 14 представляет собой прямоугольную балку, состоящую из двух сваренных между собой швеллеров 27 и 28 (фиг.5). Соединение наклонных стоек 11 с вертикальными стойками 12 и обвязочным профилем 14 трапециевидной накладкой 13 осуществляется таким образом, что последняя отодвинута от стенки обшивки кузова 2 на расстояние В (фиг.6 и 7), обеспечивая при этом жесткость узла.

Способ изготовления хоппера со съемной крышей из крытого хоппера-цементовоза реализуется следующим образом первоначально зону отделения крыши обмазывают жидким мелом с учетом высоты среза вертикальных и наклонных стенок, затем осуществляют разметку линии разреза кузова, фиксируют ее кернением с учетом среза вертикальных 12 и наклонных 11 стоек и подкосов на глубину, превышающую половину высоты сечения обвязочного профиля 14, затем газорезом или диском отрезным армированным для металла разрезают кузов, отделяя крышу от объема, зачищают кромки, после чего накладывают обвязочный профиль 14 и приваривают его непрерывным швом, контролируя при этом неплоскостность обвязочного профиля по всему габариту вагона, а крышу 29 оборудуют обвязочным профилем коробчатого типа, верхняя часть которого оснащена соединительными болтами 30, каждый из которых оснащен по верху петлями для соединения с захватом подъемного устройства.

Если по условиям эксплуатации часть перевозимых сыпучих грузов необходимо предохранять от атмосферных осадков, тогда открытый хоппер накрывают съемной крышей 29 (фиг.8), используя при этом болты с петлями 30. После этого загрузка хоппера осуществляется через люки 31 (фиг.9).

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что обеспечивается построение открытого хоппера для перевозки сыпучих грузов, сохраняя в то же время частичную защиту их от атмосферных осадков.

По данному изобретению разработана техническая документация и передана заказчику для использования.

Похожие патенты RU2273576C2

название год авторы номер документа
МОДУЛЬНЫЙ ХОППЕР-ВАГОН 2003
  • Приходько Владимир Иванович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Можейко Екатерина Витальевна
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Хворост Евгений Федорович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Плютин Иван Иванович
  • Высоколян Николай Васильевич
  • Морока Виктор Анатольевич
  • Титов Владимир Борисович
RU2220861C1
ХОППЕР-ВАГОН 2000
  • Плютин Иван Иванович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Андрюшин Иван Сергеевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Дзюба Иван Васильевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Можейко Евгений Рудольфович
RU2161103C1
ХОППЕР-ВАГОН 2003
  • Плютин Иван Иванович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Катрич Михаил Дмитриевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Можейко Евгений Рудольфович
RU2246415C2
ХОППЕР-ВАГОН МОДУЛЬНЫЙ 2003
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Можейко Екатерина Витальевна
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Шкабров Олег Анатолиевич
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Чегринец Григорий Михайлович
  • Ильин Сергей Николаевич
  • Фомин Андрей Иванович
RU2265536C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ ХОППЕР-ВАГОН 2003
  • Плютин Иван Иванович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Катрич Михаил Дмитриевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Середа Ольга Андреевна
RU2249519C2
ХОППЕР-ВАГОН 2002
  • Приходько Владимир Иванович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Можейко Евгений Рудольфович
RU2215662C1
ХОППЕР-ВАГОН 2002
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Можейко Евгений Рудольфович
RU2215663C1
КУЗОВ КОМБИНИРОВАННОГО ХОППЕР-ВАГОНА 2000
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Андрюшин Иван Сергеевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Плютин Иван Иванович
  • Малашенков Владимир Тимофеевич
RU2181089C2
Вагон-хоппер бункерного типа 2020
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
  • Горелов Игорь Михайлович
  • Столбун Максим Леонидович
  • Дмитриченко Александр Владимирович
  • Баранников Александр Константинович
  • Харьковский Евгений Анатольевич
  • Фомин Андрей Иванович
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Черкасец Ярослав Владимирович
RU2742359C1
ВАГОН-ХОППЕР И РАЗДВИЖНАЯ КРЫША 2004
  • Кузьмин Эдуард Константинович
  • Малых Николай Александрович
  • Дорожкин Александр Викторович
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Потапов Павел Федорович
  • Антонов Андрей Алексеевич
  • Белев Афанасий Петрович
  • Конищев Константин Леонидович
  • Родэ Мария Яковлевна
  • Копылова Галина Григорьевна
  • Даниленко Денис Викторович
  • Левин Александр Борисович
  • Кравченко Ирина Александровна
  • Белов Николай Александрович
  • Старостин Георгий Александрович
  • Власко Андрей Сергеевич
  • Бесчастная Ирина Валерьевна
RU2268180C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 273 576 C2

Реферат патента 2006 года ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ХОППЕР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ КРЫТОГО ХОППЕРА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции четырехосных цельнометаллических открытых хопперов, предназначенных для перевозки щебня и других сыпучих материалов. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве исходного вагона используется крытый хоппер-цементовоз, в котором первоначально зону отделения крыши обмазывают жидким мелом с учетом высоты среза вертикальных и наклонных стенок, затем осуществляют разметку линии разреза кузова, фиксируют ее кернением на глубину, превышающую половину высоты сечения обвязочного профиля. Разрезают кузов, отделяя крышу, зачищают кромки, после чего накладывают обвязочный профиль и приваривают его непрерывным швом. Контролируют неплоскостность обвязочного профиля по всему габариту вагона, а крышу оборудуют обвязочным профилем коробчатого типа. Изобретение обеспечивает возможность расширения парка вагонов. 1 з. п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 273 576 C2

1. Способ изготовления хоппера со съемной крышей из крытого хоппера-цементовоза, заключающийся в том, что первоначально зону отделения крыши обмазывают жидким мелом с учетом высоты среза вертикальных и наклонных стенок, затем осуществляют разметку линии разреза кузова, фиксируют ее кернением с учетом среза вертикальных и наклонных стоек и подкосов на глубину, превышающую половину высоты сечения обвязочного профиля, затем газорезом или диском отрезным армированным для металла разрезают кузов, отделяя крышу от объема, зачищают кромки, после чего накладывают обвязочный профиль и приваривают его непрерывным швом, контролируя при этом неплоскостность обвязочного профиля по всему габариту вагона, а крышу оборудуют обвязочным профилем коробчатого типа.2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что верхняя часть обвязочного профиля крыши оснащена соединительными болтами, каждый из которых оснащен по верху петлями для соединения с захватом подъемного устройства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2273576C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СЪЕМНОЙ КРЫШИ, НАПРИМЕР, ВАГОНА-ХОППЕРА 2000
  • Шевченко И.С.
  • Беликов Г.С.
  • Сударев В.Г.
  • Горбунова Л.С.
RU2202486C2
Вагоны СССР
Отраслевой каталог
- М., 1989, с.53-54.RU 2194642 C2, 20.12.2002.US 3866545 A, 18.02.1975.US 4893568 A, 16.01.1990.RU 2094268 C1, 27.10.1997.US 4930427 A, 05.06.1990.US 4299174 A,10.11.1981.RU 2172464 C2, 20.08.2001.RU 2113961 C1, 27.06.1998.

RU 2 273 576 C2

Авторы

Можейко Екатерина Витальевна

Приходько Владимир Иванович

Прохоров Владимир Михайлович

Коробка Борис Афанасьевич

Шкабров Олег Анатолиевич

Назаренко Леонид Иванович

Можейко Евгений Рудольфович

Ермаков Виталий Викторович

Маначинский Олег Владимирович

Даты

2006-04-10Публикация

2004-03-22Подача