ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2006 года по МПК B62D55/18 

Описание патента на изобретение RU2277056C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам.

Известна гусеница транспортного средства, замыкающее звено которой выполнено из двух полузвеньев для соединения снабженной башмаками гусеницы, работающей в тяжелом режиме (см. патент США на изобретение №3822923 «Замыкающее звено гусеницы», МПК: B 62 D 55/20; F 16 G 13/08, заявл. 30.11.1972). Полузвенья замыкающего звена примыкают друг к другу наклонными продольно направленными поверхностями. Дополнительные поверхности каждого из полузвеньев содержат в оптимальном варианте две дуговидные выемки под два штифта, способные поддерживать соосность и воспринимать нагрузки продольного сдвига, возникающего между полузвеньями. Цилиндрические штифты направлены параллельно привалочной поверхности башмака вдоль его длинной стороны. Каждый штифт имеет отверстие, позволяющее болту, проходящему через башмак и одно полузвено, посредством резьбового соединения в другом полузвене соединить полузвенья замыкающего звена, штифты и башмак для образования единой гусеничной цепи.

Известная гусеница обладает надежностью и безопасностью, но весьма трудоемка при изготовлении отдельных полузвеньев, их сборке, и в эксплуатации при соединении и размыкании гусеничной цепи.

Известна гусеница транспортного средства с упрощенным процессом сборки и разборки замыкающего звена (см. авторское свидетельство №1096156 СССР «Гусеница транспортного средства», МПК-3: B 62 D 55/18, заявл. 31.07.1981). Замыкающее звено выполнено из имеющих продольные и наклонные поперечные поверхности разъема двух полузвеньев, соединенных между собой штифтом, запресованным в одном из них так, что его свободный конец размещен в цилиндрическом пазу второго полузвена. Штифт расположен параллельно привалочной поверхности башмака вдоль его длинной стороны, и его ось смещена относительно поперечной плоскости разъема.

Известная гусеница транспортного средства имеет упрощенный процесс сборки и разборки, но ее недостатком является пониженная надежность и безопасность.

Это происходит в результате отсутствия полного контакта штифта и поверхности цилиндрического паза по всей длине штифта. В процессе эксплуатации под воздействием растягивающих сил штифт стремится повернуться в горизонтальной плоскости и полузвенья стремятся отойти друг от друга, что вызывает подвижку болтов, крепящих башмак к полузвеньям. Болты отрываются, и башмак теряется, что может привести к разъединению гусеницы, потере трактором управления и торможения, что особенно опасно при работе на длинных склонах.

Задачей изобретения является повышение надежности гусеницы и безопасности эксплуатации гусеничного транспортного средства.

Техническим результатом настоящего изобретения является создание гарантированных участков плотного контакта горизонтальных плоскостей разъема полузвеньев, а также конусных поверхностей штифта и глухого отверстия.

Наиболее близкой по существенным признакам достигаемому эффекту к заявляемому изобретению и выбранной в качестве прототипа является вышеуказанная гусеница транспортного средства по авторскому свидетельству СССР №1096156.

Указанная задача достигается тем, что в известной гусенице транспортного средства, содержащей параллельно установленные и соединенные между собой пальцами с втулками замыкающие звенья, каждое из которых выполнено из двух полузвеньев, примыкающих друг к другу продольными и наклонными поперечными поверхностями и соединенных штифтом, запрессованным в цилиндрическом отверстии одного из них, и башмаки, прикрепленные к звеньям болтами, согласно изобретению, продольные поверхности полузвеньев выполнены в виде плотно контактирующих друг с другом горизонтальных плоскостей, при этом в одном полузвене выполнено под штифт сквозное цилиндрическое отверстие, направленное перпендикулярно привалочной плоскости башмака, а в другом полузвене - соосное цилиндрическому отверстию глухое отверстие в виде усеченного конуса, в котором установлен имеющий форму усеченного конуса второй конец штифта с образованием плотного контакта конусных поверхностей.

В гусенице транспортного средства угол конуса штифта и угол конусного глухого отверстия могут быть выполнены не менее 10°.

В гусенице транспортного средства продольные горизонтальные плоскости могут быть выполнены по всей ширине полузвеньев.

В гусенице транспортного средства наклонные поперечные поверхности примыкания полузвеньев могут быть расположены по обе стороны от горизонтальной плоскости их плотного контакта.

В гусенице транспортного средства горизонтальные ординаты осей отверстий под болты крепления полузвеньев к башмаку могут быть смещены на равное расстояние от горизонтальной ординаты оси отверстия под штифт.

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам свидетельствуют, что предлагаемая конструкция неизвестна и не следует явным образом из изученного уровня техники, а следовательно, соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».

Заявляемая гусеница транспортного средства может быть изготовлена в условиях машиностроительного предприятия, выпускающего гусеничные тракторы или специализирующегося в данной отрасли, с использованием стандартного отечественного или импортного оборудования, известных технологий и материалов. Она может широко использоваться для гусеничных тракторов, выполняющих землеройные и другие работы.

Таким образом, заявляемая гусеница транспортного средства соответствует критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому устройству новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

При сборке замыкающего звена после предварительной, неполной запрессовки цилиндрического конца штифта, другой его конец, выполненный в виде усеченного конуса, упирается в соответствующее ему по геометрической форме глухое отверстие второго полузвена и допрессовывается в цилиндрическое отверстие первого полузвена до тех пор, пока не исчезает зазор между горизонтальными плоскостями. По всей площади поперечных горизонтальных плоскостей создается плотный контакт между полузвеньями, при этом плотный контакт происходит и по конусным поверхностям штифтов и глухих отверстий в полузвеньях. При движении трактора исключается их перемещение относительно друг друга и не происходит дополнительной нагрузки на болты. Затяжка болтов не ослабевает.

Угол конуса не менее 10° способствует удобству сборки. Чем угол больше, тем больше вертикальная составляющая растягивающих усилий гусеницы, действующая на болты.

При угле, меньшем 10°, может возникнуть заклинивание по конусным поверхностям, что создаст трудность при разборке гусеницы во время ремонта.

Горизонтальные ординаты осей отверстий под болты расположены по разные стороны от горизонтальной ординаты оси отверстия под штифт на равном расстоянии. В результате созданы равнопрочные сечения полузвеньев, что также способствует повышению надежности гусеницы.

Заявляемая конструкция гусеницы транспортного средства представлена на чертежах:

фиг.1 - замыкающее звено в сборе, вид сбоку;

фиг.2 - полузвено, вид снизу;

фиг.3 - детали замыкающего звена в аксонометрической проекции.

Заявляемая гусеница транспортного средства содержит параллельно установленные и соединенные между собой пальцами 1 с втулками 2 замыкающие звенья (не обозначены), выполненные из двух полузвеньев 3 и 4, плотно контактирующих друг с другом продольными горизонтальными плоскостями 5. По обе стороны от последних расположены наклонные поперечные поверхности 6 и 7 примыкания полузвеньев 3 и 4, соединенных штифтом 8, один конец которого запрессован в цилиндрическом отверстии 9, выполненном в полузвене 3 и направленном перпендикулярно привалочной плоскости башмака 10. В полузвене 4 выполнено соосное отверстию 9 глухое отверстие 11, имеющее форму усеченного конуса с углом не менее 10°, в который установлен второй конец штифта 8, также представляющий собой усеченный конус с углом не менее 10°, с образованием плотного контакта обеих конусных поверхностей. Башмак 10 прикреплен к замыкающим звеньям болтами 12, под которые выполнены отверстия 13 в башмаке 10, отверстия 14 - в полузвене 3 и резьбовые отверстия 15 - в полузвене 4.

Заявляемая гусеница работает следующим образом.

При замыкании гусеницы полузвенья 3 и 4 сдвигаются друг к другу вплоть до вхождения и создания плотного контакта усеченного конуса штифта 8 и глухого отверстия 11 и образования плотного контакта между продольными горизонтальными плоскостями 5. Полузвенья 3 и 4 соединяются в замыкающее звено, к которому болтами 12 крепятся башмаки 10. Гусеница готова к эксплуатации.

Заявляемая гусеница транспортного средства имеет следующие преимущества по сравнению с известными гусеницами:

- повышение надежности работы;

- повышение безопасности транспортного средства при эксплуатации;

- упрощение конструкции;

- технологичность сборки звена;

- уменьшение трудоемкости обслуживания, т.к. не требуется периодическая подтяжка болтов в процессе эксплуатации.

Похожие патенты RU2277056C1

название год авторы номер документа
Гусеница транспортного средства 1981
  • Кохановская Зоя Сергеевна
  • Землянский Юрий Матвеевич
SU1096156A1
Гусеница транспортного средства 1986
  • Кохановская Зоя Сергеевна
  • Землянский Юрий Матвеевич
  • Ургапов Анатолий Яковлевич
  • Овсянников Николай Яковлевич
  • Литвинов Николай Александрович
SU1323453A1
Трак гусеничной цепи 1982
  • Пинигин Борис Николаевич
  • Поповцев Виктор Андреевич
  • Семенов Виктор Иосифович
  • Горошихин Юрий Михайлович
SU1066875A1
СОЕДИНЕНИЕ ЗАМЫКАЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ ДЛЯ ГУСЕНИЧНОЙ ТЕЛЕЖКИ И СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ГУСЕНИЧНОЙ ТЕЛЕЖКИ 2011
  • Кларк Донован С.
  • Плучек Джон М.
  • Кобб Лоуренс Дж.
  • Троун Мэтью У.
RU2553532C2
Гусеничная цепь транспортного средства 1990
  • Каменский Лев Михайлович
  • Левченко Николай Николаевич
  • Черяпин Алексей Михайлович
  • Шнитников Сергей Александрович
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Боков Валентин Яковлевич
  • Косенко Вячеслав Владимирович
  • Шуфутинский Петр Наумович
SU1745603A1
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНЫЙ ПНЕВМОТРАКОВЫЙ 2012
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Щитов Сергей Васильевич
RU2490159C1
Гусеничная цепь транспортного средства 2019
  • Коваленко Вадим Алексеевич
RU2713332C1
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО ЦЕПИ 2010
  • Бродзяк Эугениуш
RU2510471C1
УШИРЕННАЯ ГУСЕНИЦА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Апарин Анатолий Федорович
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Беляков Владимир Федорович
  • Вандяев Иван Михайлович
  • Кондратьев Иван Андреевич
  • Шаповалов Виктор Владимирович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2278052C2
Амортизационно-натяжной механизм гусеницы транспортного средства 1986
  • Лаврентьев Сергей Владимирович
  • Сторожук Иван Николаевич
  • Чернявский Илья Шмулевич
  • Шашков Николай Фролович
  • Козорез Александр Яковлевич
SU1402482A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 277 056 C1

Реферат патента 2006 года ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным транспортным средствам. Сущность изобретения заключается в том, что гусеница транспортного средства содержит параллельно установленные и соединенные между собой пальцами с втулками замыкающие звенья, каждое из которых выполнено из двух полузвеньев 3 и 4, плотно контактирующих друг с другом продольными горизонтальными плоскостями 5. По обе стороны от последних расположены наклонные поперечные поверхности 6 и 7 примыкания полузвеньев 3 и 4, соединенных штифтом, один конец которого запрессован в цилиндрическом отверстии 9, выполненном в полузвене 3 и направленном перпендикулярно привалочной плоскости башмака 10. В полузвене 4 выполнено соосное цилиндрическому отверстию 9 глухое отверстие 11, имеющее форму усеченного конуса, в которое установлен второй конец штифта, также имеющий форму усеченного конуса и плотно контактирующий с конусной поверхностью отверстия 11. Башмак 10 прикреплен к замыкающим звеньям болтами 12. Техническим результатом является создание гарантированных участков плотного контакта горизонтальных плоскостей разъема полузвеньев, а также конусных поверхностей штифта и глухого отверстия. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 277 056 C1

1. Гусеница транспортного средства, содержащая параллельно установленные и соединенные между собой пальцами с втулками замыкающие звенья, каждое из которых выполнено из двух полузвеньев, примыкающих друг к другу продольными и наклонными поперечными поверхностями и соединенных штифтом, запрессованным в цилиндрическом отверстии одного из них, и башмаки, прикрепленные к звеньям болтами, отличающаяся тем, что продольные поверхности полузвеньев выполнены в виде плотно контактирующих друг с другом горизонтальных плоскостей, при этом в одном полузвене выполнено под штифт сквозное цилиндрическое отверстие, направленное перпендикулярно привалочной плоскости башмака, а в другом полузвене - соосное с цилиндрическим отверстием глухое отверстие в виде усеченного конуса, в котором установлен имеющий форму усеченного конуса второй конец штифта с образованием плотного контакта конусных поверхностей.2. Гусеница транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что угол конуса штифта и угол конусного глухого отверстия выполнены не менее 10°.3. Гусеница транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что продольные горизонтальные плоскости выполнены по всей ширине полузвеньев.4. Гусеница транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что наклонные поперечные поверхности примыкания полузвеньев расположены по обе стороны от горизонтальной плоскости их плотного контакта.5. Гусеница транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что горизонтальные ординаты осей отверстий под болты крепления полузвеньев к башмаку смещены на равное расстояние от горизонтальной ординаты оси отверстия под штифт.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2277056C1

Гусеница транспортного средства 1981
  • Кохановская Зоя Сергеевна
  • Землянский Юрий Матвеевич
SU1096156A1
US 4636014 А, 13.01.1987
US 6412887 В1, 02.07.2002.

RU 2 277 056 C1

Авторы

Кокорюкин Владимир Анатольевич

Перезолов Владимир Геральдович

Бутт Сергей Васильевич

Зыков Сергей Васильевич

Раскостова Галина Григорьевна

Даты

2006-05-27Публикация

2004-11-22Подача