СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Российский патент 2006 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2277856C2

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях.

Известен способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление теста, содержащего шкалы, отражающие взаимопротивоположные свойства центральной нервной системы, одна из которых характеризует экстраверсию-интроверсию и оценку психологического типа личности по степени преобладания исследуемых свойств, при этом в тест дополнительно вводят шкалы, отражающие возбуждение - торможение и уверенность - неуверенность, основные шесть свойств базовых шкал оценивают в баллах, попарно комбинируют их в 12 производных характеристик и по степени выраженности "уверенности" и "возбудимости" определяют активность, "неуверенности" и "тормозности" - пассивность, "экстраверсии" и "возбудимости" - лабильность, "интроверсии" и "тормозности" - регидность, "уверенности" и "тормозности" - уравновешенность, "неуверенности" и "возбудимости" - тревожность, "интроверсии" и "уверенности" - независимость, "экстраверсии" и "неуверенности" - зависимость, "интроверсии" и "возбудимости" - девиальность, "экстраверсии" и "тормозности" - конформность, "экстраверсии" и "уверенности" - стремление к достижениям, "интроверсии" и "неуверенности" - избегание затруднений (см. патент РФ на изобретение №2106801, МПК А 61 В 5/16, опубл. 20.03.1998 г.).

Недостатками известного способа оценки психологического профиля личности являются недостаточная дифференцированность результатов тестирования, которая не позволяет представить наиболее полную картину о психологических особенностях личности и ее потенциальных возможностях.

Известен Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI), предложенный С.Хатуэем и Дж.Маккинли в 1940 году и ориентированный на выявление у тестируемых психосоматических заболеваний (см. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - T.1. - с.274-301), при котором психологическое исследование пациентов проводят с помощью теста, представляющего собой опросник, содержащий 566 вопросов. Суммируют информацию по значимым ответам, формализованная процедура обсчета выявляет степень сходства ответов обследуемого лица со статистической нормой и отклонений от нее. Методика помогает определить "удельный вес" психического компонента в психосоматическом заболевании с учетом индивидуально-личностных свойств больного. Оценка результатов производится по ряду базисных шкал: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психатерии, шизоидности, гипомании и др.

Однако известный способ пригоден только для диагностики уже имеющихся психосоматических заболеваний и не позволяет прогнозировать риск их развития. Как отмечают сами авторы, тест предназначен для выявления патологии при массовых обследованиях и при индивидуальной оценке пациента не может дать надежных результатов. Кроме того, недостатком известного теста MMPI является большое количество пунктов опросника (566), а также изначальная ориентированность только на выявление присутствующих патологических свойств личности у тестируемых.

Ближайшим аналогом к заявляемому способу оценки психологических особенностей личности является тест Кеттела "16 личностных факторов" ("16PF") (см. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск, изд-во ПЕТРОКОМ, 1992, с.97-111). Тест представляет собой опросник, состоящий минимум из 105 вопросов и позволяющий исследовать психологические особенности личности по 16-ти шкалам, каждая из которых содержит пару взаимопротивоположных свойств, отражающих личностные факторы, а именно:

- шкала А: общительность - замкнутость,

- шкала В: абстрактное мышление - конкретное мышление,

- шкала С: эмоциональная устойчивость - инфантилизм,

- шкала Е: независимость - подчиняемость,

- шкала F: импульсивность - сдержанность,

- шкала G: настойчивость - уступчивость,

- шкала Н: общительность - застенчивость,

- шкала I: женственность - мужественность,

- шкала L: подозрительность - доверчивость,

- шкала М: творческое воображение - меркантилизм,

- шкала N: расчетливость - бесхитростность,

- шкала О: тревожность - невозмутимость,

- шкала Q1: радикализм - консерватизм,

- шкала Q2: индивидуализм - коллективизм,

- шкала Q3: высокий волевой самоконтроль - низкая самодисциплина,

- шкала Q4: напряженность - расслабленность,

при этом оценка дополнительно производится по 17 шкале MD, оценивающей адекватность самооценки.

С помощью известного теста оценивают психологические особенности личности по нескольким шкалам, представленным парами взаимопротивоположных свойств, причем многие из этих шкал по своему смыслу аналогичны оценочным шкалам описываемого способа. Однако в тесте "16-PF" все эти шкалы считаются взаимонезависимыми, и оценка тестируемого осуществляется по каждой шкале в отдельности. Вследствие этого высокая степень информативности данного теста может быть достигнута за счет большого объема анкеты, что делает данное исследование чересчур длительным и утомительным. При этом также не достигается необходимая дифференцированность в оценке психологических особенностей личности тестируемого вследствие того, что определяются только превалирующие нормальные качества личности без определения ее патологических наклонностей, что ограничивает функциональные возможности применения известного теста.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности диагностики психологического состояния личности, а также получение более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемой личности.

Технический результат настоящего изобретения состоит в увеличении количества оцениваемых факторов, влияющих на достоверность оценки психологических особенностей личности, без увеличения времени тестирования по сравнению с известными аналогами.

Поставленная задача достигается тем, что в способе оценки психологических особенностей личности, включающем использование теста Кеттела и оценку психологических особенностей личности на основе полученных ответов, согласно изобретению дополнительно проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы исходя из ответов на опросник теста Кеттела, при этом по шкалам MMPI по формулам:

показатель 1 шкалы MMPI=25+(5·((Q4+G+10-Q1)/3))

показатель 2 шкалы ММРI=25+(5·((10-С+O)/2))

показатель 3 шкалы MMPI=25+(5·((F+H)/2))

показатель 4 шкалы MMPI=25+(5·((E+10-Q3-G+10)/3))

показатель 5 шкалы MMPI=15+(5·I)

показатель 6 шкалы MMPI=25+(5·((L+C+Q3)/3))

показатель 7 шкалы MMPI=25+(5·((O+I)/2))

показатель 8 шкалы MMPI=25+(5·((Q2+Q1)/2))

показатель 9 шкалы MMPI=25+(5·((C+E)/2))

показатель 0 шкалы ММР1=25+(5·(10-Н)),

где С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела;

для шкал социотипа:

рациональность (F1)C+Gиррациональность (F2)20-C-Gлогика (F3)Q2+10-Fэтика (F4)F+10-Q2интуиция (F5)20-М-Осенсорика (F6)O+Минтроверсия (F7)20-Е-Нэкстраверсия (F8)Е+Н,

где F1,..., F8 - условное обозначение показателя;

С, Е, F, G, H, М, О, Q2 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела;

для шкал темперамента:

флегматик(MMPI 6 + MMPI 1)/2сангвиник(MMPI 9 + MMPI 3)/2холерикMMPI 4меланхолик(MMPI 7 + MMPI 5 + MMPI 2)/3,

а при отсутствии данных по 5 шкале теста MMPI по следующему выражению:

меланхолик(MMPI 7 + MMPI 2)/2,

где MMPI 1,..., MMPI 9 - показатели теста MMPI.

При использовании предложенного способа достигается повышение точности диагностики психологических особенностей личности при получении более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемой личности за счет использования дополнительных шкал оценки психологических особенностей тестируемой личности с возможностью коррекции получаемых результатов, при этом время тестирования не увеличивается по сравнению с известными аналогами, поскольку предложена методика, не известная из уровня техники, позволяющая оценить полученные данные в процессе тестирования по тесту Кеттела без проведения дополнительного тестирования, например, по тесту MMPI (566 вопросов), что заняло бы значительное время.

Оценку психологических особенностей личности осуществляют следующим образом.

Используют опросник теста Кеттела, состоящего из 105 вопросов, и последующей оценки психологических особенностей личности на основе полученных ответов.

Оценку психологических особенностей личности проводят по дополнительным шкалам, при этом численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых по каждой дополнительной шкале, рассчитывают исходя из ответов на опросник теста Кеттела.

Например, если каждый вопрос теста Кеттела обозначить как Е1...Е105 и за ответ на вопрос по варианту "а" начислять 1 балл, варианту "в" - 2 балла, варианту "с" - 3 балла, получаем 105 показателей E1...E105, находящихся в диапазоне от 1 до 3.

Тогда возможна оценка тестируемой личности по шкалам, приведенным в таблице 1.

Таблица 1Наименование шкалыФормула для подсчетаИндивидуализм-Е63-Е76-Е15+Е100+Е61+2СамостоятельностьЕ100-Е63-Е80-Е76-Е15+11Уверенность в своих силах-Е55-Е15+6ОткровенностьЕ27-Е19-Е44+5ПрактичностьЕ22+Е45-Е28-Е94+4Обращенность в настоящееЕ30-Е74+2Интеллектуальность интересов-Е31-Е58+6Важность мнения другихЕ76+Е80-Е39+1МорализмЕ58-Е41+2БолтливостьЕ87-Е57-Е83+5ЛабильностьЕ42-Е4-Е13-Е38-Е34-Е67+14ИмпульсивностьЕ5+Е50+Е91-Е17-Е56-Е59-Е74+9Потребность вниманияЕ6-Е23+2Ценность порядкаЕ84-Е7+2Стремление к росту статусаЕ36+Е39+Е49+Е66+Е70+Е73-Е53-Е63Негативное отношение к людямЕ8+Е19+Е44-Е10-Е15-Е17-Е39-Е93-Е95+15Сложность и утонченностьЕ48+Е94-Е9-Е60-Е62+7Педантизм-Е11+Е24+Е84+1Смещенная агрессия-E11+E46-E48+E22+E6+3Долгая память на негативЕ96+Е13-2Социальная чувствительностьЕ12+Е13+Е51-Е22-Е25+3РадикализмЕ82-Е90-Е14+5Демонстрация альтруизма-Е23-Е70-Е73-Е99+12Социальная смелостьЕ93-Е76+2Социальная тревожность-Е81-Е64-Е93+9Творчество-Е79-Е14-Е90+Е82+8Стремление к развлечениюЕ39-Е40-Е92+5Социогенные потребностиЕ2+Е36+Е40+Е42+Е97-5Соревновательн. мотивацияЕ100+Е5+Е61-3ДипломатичностьЕ76-Е62+2Нестабильность эмоцийЕ16-Е13-Е25-Е38+Е42+Е47+Е51-Е68+Е85-Е89-Е98-Е102+16Напряжение и контрольЕ4-Е101+2Прагматизм-Е11-Е28+Е45+Е99+4

Данные, получаемые предложенным способом, сравниваются с эталонными средними значениями, полученными в результате усреднения многочисленных тестирований различных групп людей, и после этого делается вывод о степени выраженности свойств, определяемых по каждой шкале.

Численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых каждой дополнительной шкалой, может находиться в функциональной зависимости от численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела.

При этом следует учитывать, что каждая из шкал традиционной версии методики Кеттела представляет по своей сути фактор, включающий в себя ряд характерологических черт. Каждая характерологическая черта, таким образом, выражена несколькими факторами. Так, например, характеристика "безответственный" встречается в интерпретации показателей как шкалы F "импульсивность - сдержанность" (при высоких значениях шкалы), так и в интерпретации показателей шкалы G "настойчивость - уступчивость" (при низких значениях данной шкалы).

С целью дифференцирования интерпретации заявителем введены показатели, отражающие не столько факторы, сколько отдельные личностные особенности.

Соответствующая оценка тестируемой личности по дополнительным шкалам приведена в таблице 2.

Таблица 2Наименование шкалыФормула для подсчетаАдаптивность(А+С)/2Безответственность(F+10-G)/2Воображение(I+М)/2Дисциплинированность(G+10-Q1)/2Зрелость(G+10-I)/2Ипохондрия(I+Q4)/2Конфликтность(10-A+E+L)/3Критичность(E+L)/2Логичность(10-I+Q1)/2Мягкосердечность(A+I)/2Напряженность(O+Q4)/2Невротизация(10-C+Q4)/2Некритичность к своим недостаткам(I+L)/2Непостоянство(10-G+I)/2Нетерпеливость(10-C+I)/2Образное восприятие(I+O)/2Ограниченность, узость интересов(10-H+10-M)/2Озлобленность(10-H+L)/2Отзывчивость(H+10-Q1)/2Педантичность(G+10-M)/2Потребность достижений(E+Q4)/2Принципиальность(G+Q1)/2Раздражительность(10-C+Q4)/2Расслабленность(10-O+10-Q4)/2Самостоятельность(10-H+Q2)/2Сентиментальность(I+10-N)/2Стремление к переменам(F+Q1)/2Тактичность(10-E+10-N)/2Традиционность(10-E+10-Q1)/2Боязнь ответственности(10-C+10-Q2)/2Чувство вины(10-E+O)/2Экспрессивность(A+F)/2Эстетическая утонченность(I+M)/2Доброжелательность(A+10-E+I)/3Доверчивость(A+F+10-L)/3Естественность(F+N+10-Q3)/3Импульсивность(A+F+10-Q3)/3Конформность(10-E+10-L+10-Q2)/4Непринужденность в общении(A+F+H)/3Моральность, социабельность(G+10-Q1+Q3)/3Независимость(E+10-I+Q2)/3Неуверенность в себе(10-E+10-H+O)/3Низкая чувствительность(10-I+10-O+10-Q4)/3Ответственность(10-F+G+10-I)/3Пессимизм(10-F+O+Q4)/3Подчиняемость, зависимость(10-E+I+10-Q2)/3Практичность(10-I+N+10-0)/3Реалистичность(C+10-I+10-М)/3Решительность(F+H+Q3)/3Ригидность(10-A+10-F+L)/3Самоконтроль(C+G+Q3)/3Своенравие(E+10-G+L)/3Сдержанность(10-A+10-F+10-H)/3Смелость, склонность к риску(Е+Н+10-О)/3Стремление к впечатлениям(F+H+I)/3Терпимость(I+10-L+Q1)/3Требовательность(G+10-I+L)/3Уверенность в себе(E+L+10-O)/3Холодность(10-A+10-I+10-Q4)/3Чувствительность, ранимость(10-H+I+O)/3Эмоциональная стабильность(10-A+C+10-Q4)/3Энергичность(E+F+10-O)/3Низкая обучаемость(E+H+10-M+10-Q1)/4Подозрительность(10-A+10-F+L+10-Q1)/4Спокойствие(C+F+10-O+10-Q4)/4Беззаботность(A+F+10-G+H+I)/5Настойчивость(10-A+C+E+G+Q3)/5Тревожность(10-A+10-C+10-F+O+Q4)/5Уединенность(10-A+10-F+10-H+L+Q2)/5Осторожность(10-A+10-E+10-F+10-H+L+Q3)/6

В таблице 2 значения А, С, Е, F, G, H, I, L, M, N, О, Q1, Q2, Q3, Q4 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых общепринятыми одноименными шкалами по тесту Кеттела.

Численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых каждой дополнительной шкалой, указанной в левом столбце таблицы 2, может находиться в функциональной зависимости от численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела. Эта функциональная зависимость указана в правом столбце таблицы 2.

Дополнительные шкалы могут представлять собой традиционные общепринятые шкалы теста MMPI, при этом численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых шкалами теста MMPI, рассчитывают исходя из ответов на опросник теста Кеттела.

Например, численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых шкалами теста MMPI, рассчитывается по следующим формулам, указанным в таблице 3.

Таблица 3Шкала теста MMPIФормула для подсчета125+(5·((Q4+G+10-Q1)/3))225+(5·((10-C+O)/2))325+(5·((F+H)/2))425+(5·((E+10-Q3-G+10)/3))515+(5·I)625+(5·((L+C+Q3)/3))725+(5·((O+I)/2))825+(5·((Q2+Q1)/2))925+(5·((C+E)/2))025+(5·(10-H))

В таблице 3 значения С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4, соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела, а шкалы теста MMPI отражают следующие психологические особенности личности:

1 шкала: соматизация тревоги;

2 шкала: тревога и депрессивные тенденции;

3 шкала: вытеснение факторов, вызывающих тревогу;

4 шкала: реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении;

5 шкала: выраженность мужских и женских черт характера;

6 шкала: ригидность аффекта;

7 шкала: фиксация тревоги и ограничительное поведение;

8 шкала: аутизация;

9 шкала: отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции;

0 шкала: социальные контакты.

Применение предложенного способы позволит без проведения дополнительного тестирования получить ряд побочных интересных результатов.

К одному из таких результатов можно отнести возможность определения типа темперамента тестируемой личности.

Значение показателя, соответствующего степени выраженности определенного типа темперамента тестируемой личности, рассчитывают исходя из численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами теста MMPI по следующим формулам, указанным в таблице 4.

Таблица 4Тип темпераментаПример 1Пример 2Флегматик(Ш6+Ш1)/2(Ш6+Ш1)/2Сангвиник(Ш9+Ш3)/2(Ш9+Ш3)/2ХолерикШ4Ш4Меланхолик(Ш7+Ш5+Ш2)/3(Ш7+Ш2)/2

В таблице 4 значения Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5, Ш6, Ш7, Ш9 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых общепринятыми шкалами по тесту MMPI с соответствующими порядковыми номерами.

При этом в примере 1 таблицы 4 значения Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5, Ш6, Ш7, Ш9 соответствуют численным значениям показателей, определяемым в соответствии с формулами, указанными в таблице 3.

К другому побочному результату использования предложенного способа можно отнести возможность определения социотипа тестируемой личности, что позволит в дальнейшем прогнозировать отношения между людьми и эффективно формировать рабочие группы.

Значение показателей, отражающих принадлежность тестируемой личности к соответствующему социотипу, рассчитывают исходя из численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых дополнительными шкалами.

При этом необходимо подсчитать традиционные показатели, отражающие преобладание той или иной функции: рациональность - иррациональность, логика - этика, сенсорика - интуиция, экстраверсия - интроверсия, по формулам, представленным в таблице 5.

Таблица 5Условное обозначение показателяНаименование показателяФормула подсчетаF1РациональностьC+GF2Иррациональность20-C-GF3ЛогикаQ2+10-FF4ЭтикаF+10-Q2F5Интуиция20-М-ОF6СенсорикаO+МF7Интроверсия20-Е-НF8ЭкстраверсияЕ+Н

В таблице 5 значения С, Е, F, G, Н, М, О, Q2 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых общепринятыми одноименными шкалами по тесту Кеттела.

В большинстве личностных опросников существуют шкалы, которые предназначены для оценки достоверности результатов. Аналогичная шкала существует и в методике Кеттела. Однако в большинстве случаев данные шкалы используются преимущественно для того, чтобы выявлять результаты, в случае если испытуемый пытался предстать в лучшем свете.

Другим способом повышения достоверности результатов является введение в опросник шкал коррекции. Значения данных шкал показывают, насколько испытуемый пытался предстать в лучшем свете либо наговорить на себя. Данные значения с определенными коэффициентами прибавляются к значениям основных шкал, т.е все показатели методики изменяются в зависимости от того, насколько испытуемый пытался исказить результаты.

Однако такой подход не позволяет точно дифференцировать то, как именно искажает свои ответы тестируемый. Например, в случае если тестируемый хочет получить место продавца, он будет изменять свои ответы иным образом, нежели если он идет на вакансию телохранителя.

Для уменьшения подобных недостатков может быть использована оригинальная система коррекции результатов, позволяющая изменять полученный результат в соответствии с теми стратегиями самопрезентации, которые выбирает для себя испытуемый.

Система коррекции основана на следующем. Дополнительно проводят коррекцию результатов тестирования следующим образом: исходя из ответов на 1, 18, 35 и 69 вопросы теста Кеттела определяют коррекционные показатели, равные 1 или 0, и используя ключевую таблицу с размерностью х·y, где х - число не менее количества дополнительных шкал, а y - число не менее количества коррекционных показателей, определяют коэффициент коррекции для каждой шкалы путем суммирования значений в ячейках, соответствующих коррекционным показателям равным 1.

Все бинарные (т.е. значение которых может быть равно 1 или 0) коррекционные показатели, приведены в таблице 6.

Таблица 6Условное наименование показателяПриобретаемые значения1y1, если ответ на пункт 1 - трудно сказать (в)0, во всех других случаях1, если ответ на пункт 1 - да (а)0, во всех других случаях18у1, если ответ на пункт 18 - не знаю (в)0, во всех других случаях18л1, если ответ на пункт 18 - нет (с)0, во всех других случаях35у1, если ответ на пункт 35 - иногда (в)0, во всех других случаях35л1, если ответ на пункт 35 - нет (с)0, во всех других случаях69у1, если ответ на пункт 69 - не знаю (в)0, во всех других случаях69л1, если ответ на пункт 69 - неверно (с)0, во всех других случаях

Для окончательного подсчета коэффициента коррекции для некоторых дополнительных шкал используется ключевая таблица 7.

Таблица 7Наименование шкалыУсловное наименование показателя1y18у18л35у35л69у69лИндивидуализм0,104-0,12-0,6290,0440,335-0,2150,416-0,889Уверенность в своих силах-0,0110,099-0,612-0,171-0,015-0,0140,012-0,586Откровенность0,632-0,221-0,506-0,2740,183-0,233-0,074-0,282Практичность-0,0590,21-1,0880,1350,7510,494-0,19-0,357Обращенность в настоящее-0,043-0,249-0,3630,107-0,342-0,710,0110,011

По каждой из шкал теста подсчитывается суммарный коэффициент, равный суммам всех показателей столбцов, показатели недостоверности при которых равны 1. Например, если показатели 1y, 18л равны единицам, а все остальные показатели равны 0, то для шкалы индивидуализма коэффициент коррекции составит 0,104+0,044.

Приведенные примеры направлены на решение задачи, связанной с повышением точности диагностики психологических особенностей личности, а также получения более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемого. Максимального эффекта можно достигнуть, использовав дополнительные шкалы, связанные с основными психологическими характеристиками, определяемыми шкалами MMPI, шкалами социотипа и шкалами темперамента, высчитываемыми исходя из ответов на тест Кеттела.

Похожие патенты RU2277856C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2016
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Асадуллин Азат Раилевич
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Ахметова Эльвина Аслямовна
  • Рахматуллин Эдуард Радикович
RU2621278C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ 1995
  • Калинин Алексей Леонидович
RU2106801C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 2008
  • Мурашев Петр Михайлович
  • Мурашева Галина Николаевна
  • Родионов Дмитрий Витальевич
RU2383303C1
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА, СОЧЕТАЮЩАЯСЯ С "ОБЩЕДОСТУПНОЙ" ДИАГНОСТИКОЙ 2008
  • Прочанкина Ольга Алексеевна
RU2396988C2
СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ 2012
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Зинатуллин Радик Медыхатович
  • Катаев Антон Валерьевич
  • Катаев Валерий Алексеевич
  • Фархутдинов Рафагат Равильевич
  • Гизатуллин Рафаил Хамзаевич
  • Бадретдинов Урал Гумерович
RU2501516C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА 2001
  • Лейченко С.Д.
  • Малишевский А.В.
  • Михайлик Н.Ф.
RU2182815C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2009
  • Колтунов Игорь Ефимович
  • Погосова Нана Вачиковна
  • Бабин Андрей Геннадьевич
  • Чечеткина Елена Александровна
  • Балясова Елена Николаевна
RU2405433C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ЧЕЛОВЕКА 2006
  • Ничипорук Игорь Александрович
RU2321334C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2008
  • Маки Суити
  • Хата Тадайо
RU2510071C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА НА КУРОРТНОМ ЭТАПЕ 2012
  • Анисимов Борис Николаевич
  • Карбышева Нина Валентиновна
RU2496465C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Используют тест Кеттела, а оценку психологических особенностей личности осуществляют на основе полученных ответов. При этом проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы исходя из ответов на опросник теста Кеттела. По шкалам MMPI расчет осуществляют по формулам: показатель 1 шкалы MMPI=25+(5·((Q4+G+10-Q1)/3)), показатель 2 шкалы MMPI=25+(5·((10-С+O)/2)), показатель 3 шкалы MMPI=25+(5·((F+H)/2)), показатель 4 шкалы MMPI=25+(5·((E+10-Q3-G+10)/3)), показатель 5 шкалы MMPI=15+(5·I), показатель 6 шкалы MMPI=25+(5·((L+C+Q3)/3)), показатель 7 шкалы MMPI=25+(5·((O+I)/2)), показатель 8 шкалы MMPI=25+(5·((Q2+Q1)/2)), показатель 9 шкалы MMPI=25+(5·((С+Е)/2)), показатель 0 шкалы MMPI=25+(5·(10-Н), где С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела. Для шкал социотипа: рациональность (F1) G+G, иррациональность (F2) 20-C-G, логика (F3) Q2+10-F, этика (F4) F+10-Q2, интуиция (F5) 20-М-О, сенсорика (F6) O+М, интроверсия (F7) 20-Е-Н, экстраверсия (F8) Е+Н, где F1,..., F8 - условное обозначение показателя; С, Е, F, G, Н, М, О, Q2 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела. Для шкал темперамента: флегматик (MMPI 6 + MMPI 1)/2, сангвиник (MMPI 9 + MMPI 3)/2, холерик MMPI 4, меланхолик (MMPI 7 + MMPI 5 + MMPI 2)/3, а при отсутствии данных по 5 шкале теста MMPI по следующему выражению: меланхолик (MMPI 7 + MMPI 2)/2, где MMPI 1,..., MMPI 9 - показатели теста MMPI. Способ позволяет увеличить количество оцениваемых факторов, влияющих на достоверность оценки психологических особенностей личности, и при этом сократить время тестирования. 7 табл.

Формула изобретения RU 2 277 856 C2

Способ оценки психологических особенностей личности, включающий использование теста Кеттела и оценку психологических особенностей личности на основе полученных ответов, отличающийся тем, что дополнительно проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы исходя из ответа на опросник теста Кеттела, при этом по шкалам MMPI по формулам

Показатель 1 шкалы MMPI=25+(5·((Q4+G+10-Q1)/3));

Показатель 2 шкалы MMPI=25+(5·((10-С+O)/2));

Показатель 3 шкалы MMPI=25+(5·((F+H)/2));

Показатель 4 шкалы MMPI=25+(5·((E+10-Q3-G+10)/3));

Показатель 5 шкалы MMPI=15+(5·I);

Показатель 6 шкалы MMPI=25+(5·((L+C+Q3)/3));

Показатель 7 шкалы MMPI=25+(5·((O+I)/2));

Показатель 8 шкалы MMPI=25+(5·((Q2+Q1)/2));

Показатель 9 шкалы MMPI=25+(5·((С+Е)/2));

Показатель 0 шкалы MMPI=25+(5·(10-Н),

где С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела;

для шкал социотипа:

Рациональность (F1)G+GИррациональность (F2)20-C-GЛогика (F3)Q2+10-FЭтика (F4)F+10-Q2Интуиция (F5)20-М-ОСенсорика (F6)O+МИнтроверсия (F7)20-Е-НЭкстраверсия (F8)Е+Н

где F1,..., F8 - условное обозначение показателя;

С, Е, F, G, Н, М, О, Q2 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела;

для шкал темперамента:

Флегматик(MMPI 6 + MMPI 1)/2Сангвиник(MMPI 9 + MMPI 3)/2ХолерикMMPI 4Меланхолик(MMPI 7 + MMPI 5 +MMPI 2)/3

а при отсутствии данных по 5 шкале теста MMPI по следующему выражению:

Меланхолик(MMPI 7 + MMPI 2)/2,

где MMPI 1,..., MMPI 9 - показатели теста MMPI.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2277856C2

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, отв
ред
А.Ф.КУДРЯШОВ, Петрозаводск, Петроком, 1992, с.97-111
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ПО АНУАШВИЛИ 2001
  • Ануашвили А.Н.
RU2201131C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ 1995
  • Калинин Алексей Леонидович
RU2106801C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 1999
  • Тупицын Ю.Я.
  • Бочаров В.В.
  • Иовлев Б.В.
  • Жук С.П.
RU2162657C1
СПОСОБ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТЕСТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА 1995
  • Рыжов Владимир Александрович
RU2103722C1
БУРЛАЧУК Л.Ф., МОРОЗ С.М
Словарь-справочник по психодиагностике, С-Пб., Питер, 1999, с.162-165.

RU 2 277 856 C2

Авторы

Щедрин Дмитрий Сергеевич

Даты

2006-06-20Публикация

2004-05-24Подача