Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях.
Известен способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление теста, содержащего шкалы, отражающие взаимопротивоположные свойства центральной нервной системы, одна из которых характеризует экстраверсию-интроверсию и оценку психологического типа личности по степени преобладания исследуемых свойств, при этом в тест дополнительно вводят шкалы, отражающие возбуждение - торможение и уверенность - неуверенность, основные шесть свойств базовых шкал оценивают в баллах, попарно комбинируют их в 12 производных характеристик и по степени выраженности "уверенности" и "возбудимости" определяют активность, "неуверенности" и "тормозности" - пассивность, "экстраверсии" и "возбудимости" - лабильность, "интроверсии" и "тормозности" - регидность, "уверенности" и "тормозности" - уравновешенность, "неуверенности" и "возбудимости" - тревожность, "интроверсии" и "уверенности" - независимость, "экстраверсии" и "неуверенности" - зависимость, "интроверсии" и "возбудимости" - девиальность, "экстраверсии" и "тормозности" - конформность, "экстраверсии" и "уверенности" - стремление к достижениям, "интроверсии" и "неуверенности" - избегание затруднений (см. патент РФ на изобретение №2106801, МПК А 61 В 5/16, опубл. 20.03.1998 г.).
Недостатками известного способа оценки психологического профиля личности являются недостаточная дифференцированность результатов тестирования, которая не позволяет представить наиболее полную картину о психологических особенностях личности и ее потенциальных возможностях.
Известен Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI), предложенный С.Хатуэем и Дж.Маккинли в 1940 году и ориентированный на выявление у тестируемых психосоматических заболеваний (см. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - T.1. - с.274-301), при котором психологическое исследование пациентов проводят с помощью теста, представляющего собой опросник, содержащий 566 вопросов. Суммируют информацию по значимым ответам, формализованная процедура обсчета выявляет степень сходства ответов обследуемого лица со статистической нормой и отклонений от нее. Методика помогает определить "удельный вес" психического компонента в психосоматическом заболевании с учетом индивидуально-личностных свойств больного. Оценка результатов производится по ряду базисных шкал: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психатерии, шизоидности, гипомании и др.
Однако известный способ пригоден только для диагностики уже имеющихся психосоматических заболеваний и не позволяет прогнозировать риск их развития. Как отмечают сами авторы, тест предназначен для выявления патологии при массовых обследованиях и при индивидуальной оценке пациента не может дать надежных результатов. Кроме того, недостатком известного теста MMPI является большое количество пунктов опросника (566), а также изначальная ориентированность только на выявление присутствующих патологических свойств личности у тестируемых.
Ближайшим аналогом к заявляемому способу оценки психологических особенностей личности является тест Кеттела "16 личностных факторов" ("16PF") (см. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск, изд-во ПЕТРОКОМ, 1992, с.97-111). Тест представляет собой опросник, состоящий минимум из 105 вопросов и позволяющий исследовать психологические особенности личности по 16-ти шкалам, каждая из которых содержит пару взаимопротивоположных свойств, отражающих личностные факторы, а именно:
- шкала А: общительность - замкнутость,
- шкала В: абстрактное мышление - конкретное мышление,
- шкала С: эмоциональная устойчивость - инфантилизм,
- шкала Е: независимость - подчиняемость,
- шкала F: импульсивность - сдержанность,
- шкала G: настойчивость - уступчивость,
- шкала Н: общительность - застенчивость,
- шкала I: женственность - мужественность,
- шкала L: подозрительность - доверчивость,
- шкала М: творческое воображение - меркантилизм,
- шкала N: расчетливость - бесхитростность,
- шкала О: тревожность - невозмутимость,
- шкала Q1: радикализм - консерватизм,
- шкала Q2: индивидуализм - коллективизм,
- шкала Q3: высокий волевой самоконтроль - низкая самодисциплина,
- шкала Q4: напряженность - расслабленность,
при этом оценка дополнительно производится по 17 шкале MD, оценивающей адекватность самооценки.
С помощью известного теста оценивают психологические особенности личности по нескольким шкалам, представленным парами взаимопротивоположных свойств, причем многие из этих шкал по своему смыслу аналогичны оценочным шкалам описываемого способа. Однако в тесте "16-PF" все эти шкалы считаются взаимонезависимыми, и оценка тестируемого осуществляется по каждой шкале в отдельности. Вследствие этого высокая степень информативности данного теста может быть достигнута за счет большого объема анкеты, что делает данное исследование чересчур длительным и утомительным. При этом также не достигается необходимая дифференцированность в оценке психологических особенностей личности тестируемого вследствие того, что определяются только превалирующие нормальные качества личности без определения ее патологических наклонностей, что ограничивает функциональные возможности применения известного теста.
Задачей настоящего изобретения является повышение точности диагностики психологического состояния личности, а также получение более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемой личности.
Технический результат настоящего изобретения состоит в увеличении количества оцениваемых факторов, влияющих на достоверность оценки психологических особенностей личности, без увеличения времени тестирования по сравнению с известными аналогами.
Поставленная задача достигается тем, что в способе оценки психологических особенностей личности, включающем использование теста Кеттела и оценку психологических особенностей личности на основе полученных ответов, согласно изобретению дополнительно проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы исходя из ответов на опросник теста Кеттела, при этом по шкалам MMPI по формулам:
показатель 1 шкалы MMPI=25+(5·((Q4+G+10-Q1)/3))
показатель 2 шкалы ММРI=25+(5·((10-С+O)/2))
показатель 3 шкалы MMPI=25+(5·((F+H)/2))
показатель 4 шкалы MMPI=25+(5·((E+10-Q3-G+10)/3))
показатель 5 шкалы MMPI=15+(5·I)
показатель 6 шкалы MMPI=25+(5·((L+C+Q3)/3))
показатель 7 шкалы MMPI=25+(5·((O+I)/2))
показатель 8 шкалы MMPI=25+(5·((Q2+Q1)/2))
показатель 9 шкалы MMPI=25+(5·((C+E)/2))
показатель 0 шкалы ММР1=25+(5·(10-Н)),
где С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела;
для шкал социотипа:
где F1,..., F8 - условное обозначение показателя;
С, Е, F, G, H, М, О, Q2 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела;
для шкал темперамента:
а при отсутствии данных по 5 шкале теста MMPI по следующему выражению:
где MMPI 1,..., MMPI 9 - показатели теста MMPI.
При использовании предложенного способа достигается повышение точности диагностики психологических особенностей личности при получении более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемой личности за счет использования дополнительных шкал оценки психологических особенностей тестируемой личности с возможностью коррекции получаемых результатов, при этом время тестирования не увеличивается по сравнению с известными аналогами, поскольку предложена методика, не известная из уровня техники, позволяющая оценить полученные данные в процессе тестирования по тесту Кеттела без проведения дополнительного тестирования, например, по тесту MMPI (566 вопросов), что заняло бы значительное время.
Оценку психологических особенностей личности осуществляют следующим образом.
Используют опросник теста Кеттела, состоящего из 105 вопросов, и последующей оценки психологических особенностей личности на основе полученных ответов.
Оценку психологических особенностей личности проводят по дополнительным шкалам, при этом численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых по каждой дополнительной шкале, рассчитывают исходя из ответов на опросник теста Кеттела.
Например, если каждый вопрос теста Кеттела обозначить как Е1...Е105 и за ответ на вопрос по варианту "а" начислять 1 балл, варианту "в" - 2 балла, варианту "с" - 3 балла, получаем 105 показателей E1...E105, находящихся в диапазоне от 1 до 3.
Тогда возможна оценка тестируемой личности по шкалам, приведенным в таблице 1.
Данные, получаемые предложенным способом, сравниваются с эталонными средними значениями, полученными в результате усреднения многочисленных тестирований различных групп людей, и после этого делается вывод о степени выраженности свойств, определяемых по каждой шкале.
Численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых каждой дополнительной шкалой, может находиться в функциональной зависимости от численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела.
При этом следует учитывать, что каждая из шкал традиционной версии методики Кеттела представляет по своей сути фактор, включающий в себя ряд характерологических черт. Каждая характерологическая черта, таким образом, выражена несколькими факторами. Так, например, характеристика "безответственный" встречается в интерпретации показателей как шкалы F "импульсивность - сдержанность" (при высоких значениях шкалы), так и в интерпретации показателей шкалы G "настойчивость - уступчивость" (при низких значениях данной шкалы).
С целью дифференцирования интерпретации заявителем введены показатели, отражающие не столько факторы, сколько отдельные личностные особенности.
Соответствующая оценка тестируемой личности по дополнительным шкалам приведена в таблице 2.
В таблице 2 значения А, С, Е, F, G, H, I, L, M, N, О, Q1, Q2, Q3, Q4 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых общепринятыми одноименными шкалами по тесту Кеттела.
Численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых каждой дополнительной шкалой, указанной в левом столбце таблицы 2, может находиться в функциональной зависимости от численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела. Эта функциональная зависимость указана в правом столбце таблицы 2.
Дополнительные шкалы могут представлять собой традиционные общепринятые шкалы теста MMPI, при этом численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых шкалами теста MMPI, рассчитывают исходя из ответов на опросник теста Кеттела.
Например, численное значение каждого показателя, соответствующего степени выраженности свойств, определяемых шкалами теста MMPI, рассчитывается по следующим формулам, указанным в таблице 3.
В таблице 3 значения С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4, соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела, а шкалы теста MMPI отражают следующие психологические особенности личности:
1 шкала: соматизация тревоги;
2 шкала: тревога и депрессивные тенденции;
3 шкала: вытеснение факторов, вызывающих тревогу;
4 шкала: реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении;
5 шкала: выраженность мужских и женских черт характера;
6 шкала: ригидность аффекта;
7 шкала: фиксация тревоги и ограничительное поведение;
8 шкала: аутизация;
9 шкала: отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции;
0 шкала: социальные контакты.
Применение предложенного способы позволит без проведения дополнительного тестирования получить ряд побочных интересных результатов.
К одному из таких результатов можно отнести возможность определения типа темперамента тестируемой личности.
Значение показателя, соответствующего степени выраженности определенного типа темперамента тестируемой личности, рассчитывают исходя из численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами теста MMPI по следующим формулам, указанным в таблице 4.
В таблице 4 значения Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5, Ш6, Ш7, Ш9 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых общепринятыми шкалами по тесту MMPI с соответствующими порядковыми номерами.
При этом в примере 1 таблицы 4 значения Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5, Ш6, Ш7, Ш9 соответствуют численным значениям показателей, определяемым в соответствии с формулами, указанными в таблице 3.
К другому побочному результату использования предложенного способа можно отнести возможность определения социотипа тестируемой личности, что позволит в дальнейшем прогнозировать отношения между людьми и эффективно формировать рабочие группы.
Значение показателей, отражающих принадлежность тестируемой личности к соответствующему социотипу, рассчитывают исходя из численных значений показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых дополнительными шкалами.
При этом необходимо подсчитать традиционные показатели, отражающие преобладание той или иной функции: рациональность - иррациональность, логика - этика, сенсорика - интуиция, экстраверсия - интроверсия, по формулам, представленным в таблице 5.
В таблице 5 значения С, Е, F, G, Н, М, О, Q2 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых общепринятыми одноименными шкалами по тесту Кеттела.
В большинстве личностных опросников существуют шкалы, которые предназначены для оценки достоверности результатов. Аналогичная шкала существует и в методике Кеттела. Однако в большинстве случаев данные шкалы используются преимущественно для того, чтобы выявлять результаты, в случае если испытуемый пытался предстать в лучшем свете.
Другим способом повышения достоверности результатов является введение в опросник шкал коррекции. Значения данных шкал показывают, насколько испытуемый пытался предстать в лучшем свете либо наговорить на себя. Данные значения с определенными коэффициентами прибавляются к значениям основных шкал, т.е все показатели методики изменяются в зависимости от того, насколько испытуемый пытался исказить результаты.
Однако такой подход не позволяет точно дифференцировать то, как именно искажает свои ответы тестируемый. Например, в случае если тестируемый хочет получить место продавца, он будет изменять свои ответы иным образом, нежели если он идет на вакансию телохранителя.
Для уменьшения подобных недостатков может быть использована оригинальная система коррекции результатов, позволяющая изменять полученный результат в соответствии с теми стратегиями самопрезентации, которые выбирает для себя испытуемый.
Система коррекции основана на следующем. Дополнительно проводят коррекцию результатов тестирования следующим образом: исходя из ответов на 1, 18, 35 и 69 вопросы теста Кеттела определяют коррекционные показатели, равные 1 или 0, и используя ключевую таблицу с размерностью х·y, где х - число не менее количества дополнительных шкал, а y - число не менее количества коррекционных показателей, определяют коэффициент коррекции для каждой шкалы путем суммирования значений в ячейках, соответствующих коррекционным показателям равным 1.
Все бинарные (т.е. значение которых может быть равно 1 или 0) коррекционные показатели, приведены в таблице 6.
Для окончательного подсчета коэффициента коррекции для некоторых дополнительных шкал используется ключевая таблица 7.
По каждой из шкал теста подсчитывается суммарный коэффициент, равный суммам всех показателей столбцов, показатели недостоверности при которых равны 1. Например, если показатели 1y, 18л равны единицам, а все остальные показатели равны 0, то для шкалы индивидуализма коэффициент коррекции составит 0,104+0,044.
Приведенные примеры направлены на решение задачи, связанной с повышением точности диагностики психологических особенностей личности, а также получения более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемого. Максимального эффекта можно достигнуть, использовав дополнительные шкалы, связанные с основными психологическими характеристиками, определяемыми шкалами MMPI, шкалами социотипа и шкалами темперамента, высчитываемыми исходя из ответов на тест Кеттела.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2016 |
|
RU2621278C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 1995 |
|
RU2106801C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ | 2008 |
|
RU2383303C1 |
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА, СОЧЕТАЮЩАЯСЯ С "ОБЩЕДОСТУПНОЙ" ДИАГНОСТИКОЙ | 2008 |
|
RU2396988C2 |
СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ | 2012 |
|
RU2501516C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА | 2001 |
|
RU2182815C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2009 |
|
RU2405433C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2321334C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ | 2008 |
|
RU2510071C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА НА КУРОРТНОМ ЭТАПЕ | 2012 |
|
RU2496465C1 |
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Используют тест Кеттела, а оценку психологических особенностей личности осуществляют на основе полученных ответов. При этом проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы исходя из ответов на опросник теста Кеттела. По шкалам MMPI расчет осуществляют по формулам: показатель 1 шкалы MMPI=25+(5·((Q4+G+10-Q1)/3)), показатель 2 шкалы MMPI=25+(5·((10-С+O)/2)), показатель 3 шкалы MMPI=25+(5·((F+H)/2)), показатель 4 шкалы MMPI=25+(5·((E+10-Q3-G+10)/3)), показатель 5 шкалы MMPI=15+(5·I), показатель 6 шкалы MMPI=25+(5·((L+C+Q3)/3)), показатель 7 шкалы MMPI=25+(5·((O+I)/2)), показатель 8 шкалы MMPI=25+(5·((Q2+Q1)/2)), показатель 9 шкалы MMPI=25+(5·((С+Е)/2)), показатель 0 шкалы MMPI=25+(5·(10-Н), где С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела. Для шкал социотипа: рациональность (F1) G+G, иррациональность (F2) 20-C-G, логика (F3) Q2+10-F, этика (F4) F+10-Q2, интуиция (F5) 20-М-О, сенсорика (F6) O+М, интроверсия (F7) 20-Е-Н, экстраверсия (F8) Е+Н, где F1,..., F8 - условное обозначение показателя; С, Е, F, G, Н, М, О, Q2 - соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела. Для шкал темперамента: флегматик (MMPI 6 + MMPI 1)/2, сангвиник (MMPI 9 + MMPI 3)/2, холерик MMPI 4, меланхолик (MMPI 7 + MMPI 5 + MMPI 2)/3, а при отсутствии данных по 5 шкале теста MMPI по следующему выражению: меланхолик (MMPI 7 + MMPI 2)/2, где MMPI 1,..., MMPI 9 - показатели теста MMPI. Способ позволяет увеличить количество оцениваемых факторов, влияющих на достоверность оценки психологических особенностей личности, и при этом сократить время тестирования. 7 табл.
Способ оценки психологических особенностей личности, включающий использование теста Кеттела и оценку психологических особенностей личности на основе полученных ответов, отличающийся тем, что дополнительно проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы исходя из ответа на опросник теста Кеттела, при этом по шкалам MMPI по формулам
Показатель 1 шкалы MMPI=25+(5·((Q4+G+10-Q1)/3));
Показатель 2 шкалы MMPI=25+(5·((10-С+O)/2));
Показатель 3 шкалы MMPI=25+(5·((F+H)/2));
Показатель 4 шкалы MMPI=25+(5·((E+10-Q3-G+10)/3));
Показатель 5 шкалы MMPI=15+(5·I);
Показатель 6 шкалы MMPI=25+(5·((L+C+Q3)/3));
Показатель 7 шкалы MMPI=25+(5·((O+I)/2));
Показатель 8 шкалы MMPI=25+(5·((Q2+Q1)/2));
Показатель 9 шкалы MMPI=25+(5·((С+Е)/2));
Показатель 0 шкалы MMPI=25+(5·(10-Н),
где С, Е, F, G, H, I, L, О, Q1, Q2, Q3, Q4 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых по тесту Кеттела;
для шкал социотипа:
где F1,..., F8 - условное обозначение показателя;
С, Е, F, G, Н, М, О, Q2 соответствуют численным значениям показателей, соответствующих степени выраженности свойств, определяемых шкалами по тесту Кеттела;
для шкал темперамента:
а при отсутствии данных по 5 шкале теста MMPI по следующему выражению:
где MMPI 1,..., MMPI 9 - показатели теста MMPI.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, отв | |||
ред | |||
А.Ф.КУДРЯШОВ, Петрозаводск, Петроком, 1992, с.97-111 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ПО АНУАШВИЛИ | 2001 |
|
RU2201131C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 1995 |
|
RU2106801C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ | 1999 |
|
RU2162657C1 |
СПОСОБ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТЕСТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА | 1995 |
|
RU2103722C1 |
БУРЛАЧУК Л.Ф., МОРОЗ С.М | |||
Словарь-справочник по психодиагностике, С-Пб., Питер, 1999, с.162-165. |
Авторы
Даты
2006-06-20—Публикация
2004-05-24—Подача