Изобретение относится к медицине, а именно к способам диагностики, и может быть использовано для оценки коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией.
Известен способ оценки коммуникативных способностей у детей первого года жизни по реакции на внешний раздражитель: появление взрослого в поле зрения ребенка; улыбка; поглаживание; разговор; сложное воздействие - экспериментатор подходил к ребенку, с улыбкой наклонялся над ним и, поглаживая, произносил ту же фразу, что и при разговоре («Развитие общения у дошкольников» под редакцией А.В.Запорожца и М.И.Лисиной, М.: Педагогика, 1974, с.23-27). Коммуникативные способности у детей оценивались по интенсивности реакции на предъявленный раздражитель. Оценка коммуникативных способностей проводилась только у здоровых детей в возрасте от 1 до 6 месяцев. При этом набор тестов сохранялся неизменным.
Недостаток известного способа прежде всего состоит в том, что он предназначен для лабораторных исследований. Тестирование проводят в форме эксперимента с единообразной процедурой проведения тестирования, с одинаковыми для всех детей временными ограничениями для ответной реакции на раздражитель. В тестах точно указаны используемые материалы, характер предъявления инструкции, критерии оценки выполнения задания. Кроме того, неизменный набор тестов не учитывает возраст ребенка, а следовательно, нормативные возрастные требования к коммуникативным способностям ребенка. В результате известный способ не позволяет выполнять оценку развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни.
Наиболее близким к предлагаемому является способ диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанный Э.Л.Фрухт, включающий также показатели развития, оценивающие развитие коммуникативных способностей ребенка. Эти показатели объединены в группу показателей «эмоции и общение» («Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка», Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др., М.: Просвещение, 1989, с.168-187). Способ включает по каждому показателю развития название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуацию проверки; методику определения варианта развития (действие взрослого, расположение материала, положение или поза ребенка, объем требований и задач, предъявляемых ребенку); поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания.
Недостаток известного способа состоит в том, что так же, как и в предыдущем случае способ предполагает исследование здоровых детей, что обуславливает единообразие процедуры проведения теста. В тестах точно указаны используемые материалы, временные ограничения, характер предъявления инструкции, критерии оценки выполнения задания, что не учитывает индивидуальные особенности как здоровья, так и характера ребенка. Поэтому при тестировании детей с врожденными пороками, в частности с врожденной челюстно-лицевой патологией (ВЧЛП), результаты оценки развития коммуникационных способностей ребенка носят приближенный характер, что снижает достоверность результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с ВЧЛП, а также сужает диагностические возможности способа.
Кроме того, в известном способе набор показателей развития ребенка, характеризующих коммуникативные способности ребенка, и порядок их выполнения направлены на оценку общего состояния нервно-психического развития детей первого года жизни, а не конкретно на оценку развития коммуникативных способностей ребенка, что также снижает информативность способа и достоверность результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с ВЧЛП, а также сужает диагностические возможности способа,
Предлагаемое изобретение решает задачу создания способа оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией, осуществление которого обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в возможности повышения достоверности результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией, а также в расширении диагностических возможностей способа.
Сущность заявленного способа оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией заключается в том, что способ включает оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, при этом новым является то, что предъявляют раздражители на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка, при этом вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый», представляющей собой непосредственный контакт со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет», представляющей собой дополнительное к контакту со взрослым использование предмета, при этом предъявление раздражителя на каждый способ восприятия включает ОДЗ и соответствующее ему УДЗ; результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, при этом, если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов; после этого вычисляют отдельно сумму баллов по ОДЗ и УДЗ, суммы баллов сравнивают между собой и оценивают коммуникативные способности ребенка по большей сумме баллов, при этом, если результирующий балл составляет от 100 до 75% от максимально возможного количества баллов, то коммуникативные способности ребенка оценивают как в пределах нормы, если результирующий балл составляет от 75 до 50% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как замедленный темп развития, если результирующий балл составляет от 50 до 25% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как отставание от возрастной нормы, если результирующий балл ниже 24% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как состояние, пограничное с патологией.
Технический результат достигается следующим образом. Благодаря тому, что заявленный способ оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией включает оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, обеспечивается прямая связь в развитии психологических особенностей ребенка с результатом оценки, что обеспечивает достоверность полученных результатов оценки.
Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп. неравномерность и скачкообразность развития. В связи с этим выделяют возрастные периоды с характерными для этих периодов линиями развития, которые наиболее быстро формируются и влияют на последующее развитие ребенка. Именно эти линии развития должны быть под контролем, прежде всего («Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка», Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др., М.: Просвещение, 1989, с.158). В заявленном способе оценки развития коммуникативных способностей детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией применяемый для контроля набор способов восприятия раздражителя (предъявляют раздражители на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка) позволяет использовать для оценки коммуникативных способностей детей основные линии развития, характерные для первого года жизни ребенка: сенсорное развитие (зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильно-двигательное восприятие) и двигательную функцию (тактильно-оральное восприятие; свободная деятельность). Такой выбор способов предъявления раздражителя позволяет также учесть особенности здоровья детей с врожденной челюстно-лицевой патологией. Так включение в сенсорное развитие только: зрительное восприятие; слуховое восприятие: тактильно-двигательное восприятие учитывает, что у детей с верхне-челюстной лицевой патологией (ВЧЛП) обонятельный и вкусовой анализаторы нарушены, а следовательно, обладают низкой информативностью. Кроме того, известно, что ВЧЛП сопровождается наличием патологических заболеваний. Чаще всего это снижение слуха и зрения, задержка развития движений. Используемый набор способов предъявления раздражителя позволяет использовать заявленный способ для оценки коммуникативных способностей детей с ВЧЛП, имеющих дефект слуха или зрения, а также с нервной патологией. Это обеспечивает возможность повышения достоверности результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией, а также расширение диагностических возможностей способа.
Благодаря тому, что характер раздражителя соответствует возрасту ребенка, заявленный способ оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни учитывает психомоторные особенности возраста ребенка, это повышает достоверность результатов оценки. При этом ориентировка на здоровую возрастную группу детей позволяет выявить отставание от нормы в развитии коммуникативных способностей детей с ВЧЛП. Поскольку в заявленном способе для оценки реакции на внешний раздражитель используют характер раздражителя. который представляет собой серию из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий, повышается информативность способа, а следовательно, повышаются достоверность оценки реакции ребенка на внешний раздражитель и достоверность результатов оценки развития коммуникативных способностей ребенка. При этом используемый набор способов предъявления раздражителя обеспечивает осуществление основного принципа коммуникации: восприятие и передача информации, что отражает специфику именно коммуникации. Коммуникативная направленность набора способов предъявления раздражителя повышает информативность заявленного способа, а следовательно, повышает достоверность оценки коммуникативных способностей ребенка. В результате обеспечивает возможность повышения достоверности результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с ВЧЛП, а также расширение диагностических возможностей способа.
При этом основная серия диагностических заданий «ребенок - взрослый» обеспечивает непосредственный контакт ребенка со взрослым, что позволяет раскрыть структуру общения ребенка и взрослого, определить поведенческие особенности ребенка в момент общения. Известно, что положительное воздействие на поведение ребенка возможно лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, когда настроение его уравновешено. Предъявление ребенку основных диагностических заданий выполняет эту задачу. Кроме того, при схеме общения «ребенок-взрослый» способ предъявления раздражителя «свободная деятельность ребенка» обеспечивает поддержание достигнутого уравновешенного состояния возбудимости нервной системы ребенка, поскольку для ребенка необходимы впечатления и удовлетворение в потребности двигательной активности. Это подготавливает ребенка к выполнению уточняющих диагностических заданий, позволяет учесть индивидуальные особенности психики ребенка. Особенно это важно для детей с ВЧЛП, у которых психомоторные реакции замедлены, по сравнению со здоровыми детьми. В результате повышается достоверность результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией, а также расширяются диагностические возможности способа.
В уточняющей серии диагностических заданий схема общения «ребенок - взрослый» дополняется предметом или игрушкой и принимает вид «ребенок - взрослый - предмет». Поскольку каждому способу предъявления раздражителя соответствуют основное и соответствующее основному уточняющее диагностические задания, то уточняющая серия диагностических заданий позволяет уточнить и/или дополнить субъективные данные исследователя о поведенческих реакциях ребенка в момент общения, что повышает информативность способа, позволяет учесть индивидуальные особенности психики ребенка. В результате повышается достоверность способа оценки развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП и расширяются его диагностические возможности.
Для правильной оценки реакции ребенка на раздражитель важно учитывать соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляют функциональную активность коры головного мозга. Использование в заявленном способе в качестве раздражителя для оценки развития коммуникативных способностей ребенка серии из основных и уточняющих диагностических заданий позволяет учесть ситуацию, когда восприятие или передача информации у ребенка затруднены, что, в частности, относится к детям с ВЧЛП. Обычно, в таких случаях дети изобретают особые, присущие только этому ребенку, способы взаимоотношения с окружающими людьми и предметами. Использование основных и уточняющих заданий побуждает ребенка проявить инициативу в общении, привлечь внимание взрослого наиболее активными средствами (движениями, вокализацией), удержать его около себя (оживленная мимика). При этом особенности ситуации определяют степень общей активности ребенка и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использовал. Кроме того, в заявленном способе ситуация, когда восприятие или передача информации у ребенка затруднены, учитывается благодаря использованию способа предъявления раздражителя «свободная деятельность ребенка», который предусматривает свободные действия ребенка при коммуникативном общении с испытателем. Все это позволяет учесть индивидуальные особенности психики ребенка, состояние его здоровья, что повышает достоверность результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с ВЧЛП, а также расширяет диагностические возможности способа.
Кроме того, благодаря тому, что в заявленном способе результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, сравнивают между собой полученные ребенком баллы по основным и соответствующим им уточняющим диагностическим заданиям, исключается потеря информации о наличии ответной реакции ребенка на каждый способ предъявления раздражителя, а это позволяет правильно оценить развитие коммуникативных способностей ребенка. В результате повышается информативность и достоверность заявленного способа, что обеспечивает повышение достоверности заявленного способа оценки развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП и расширяет его диагностические возможности.
Заявленный способ учитывает индивидуальные особенности психики ребенка также благодаря тому, что окончательный результат оценки развития коммуникативных способностей ребенка является результатом сравнения суммарных баллов серий основных и уточняющих заданий (в заявленном способе вычисляют отдельно сумму баллов по основным и уточняющим диагностическим заданиям, сравнивают суммы баллов между собой и оценивают развитие коммуникативных способностей ребенка по большей сумме баллов). Это позволяет учесть психологическую систему отношений конкретного ребенка с окружающей средой, поскольку учитывает индивидуальные особенности характера ребенка, а именно, предпочтительный способ коммуникативного общения у ребенка: «ребенок - взрослый» или «ребенок-взрослый-предмет». В результате повышается достоверность заявленного способа, что обеспечивает повышение достоверности заявленного способа оценки развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП и расширяет его диагностические возможности.
Заявленный способ позволяет получить количественный результат оценки развития коммуникативных способностей детей первого года жизни. Для этого в заявленном способе результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно. При этом, если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в 1 балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов. После этого вычисляют отдельно сумму баллов по основным и уточняющим диагностическим заданиям, сравнивают между собой и оценивают коммуникативные способности ребенка по большей сумме баллов, если результирующий балл составляет от 100 до 75% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают в пределах нормы, если результирующий балл составляет от 75 до 50% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как замедленный темп развития, если результирующий балл составляет от 50 до 25% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как отставание от возрастной нормы, если результирующий балл ниже 24% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как состояние, пограничное с патологией.
Принятые в заявленном способе численные значения результатов оценки коммуникативных способностей детей первого года жизни получены опытным путем и подтверждены общепринятыми клиническими обследованиями у врачей-специалистов, что обеспечивает достоверность результатов оценки коммуникативных способностей детей первого года жизни.
За незрелую реакцию на раздражитель принимают все случаи, в которых реакция ребенка на раздражитель не соответствует возрастной норме.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что заявленный способ оценки развития коммуникативных способностей детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией при осуществлении обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в возможности повышения достоверности результатов оценки развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией, а также в расширении диагностических возможностей способа.
Заявленный способ оценки развития коммуникативных способностей детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией осуществляют следующим образом. Оценивают реакцию ребенка на внешний раздражитель. Раздражители предъявляют на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка. Вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый», представляющей собой непосредственный контакт со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет», представляющей собой дополнительное к контакту со взрослым использование предмета. Предъявление раздражителя на каждый способ восприятия включает ОДЗ и соответствующее ему УДЗ. Результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно. Если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов. После этого вычисляют отдельно сумму баллов по ОДЗ и УДЗ, суммы баллов сравнивают между собой и оценивают коммуникативные способности ребенка по большей сумме баллов: если результирующий балл составляет от 100 до 75% от максимально возможного количества баллов, то коммуникативные способности ребенка оценивают как в пределах нормы, если результирующий балл составляет от 75 до 50% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как замедленный темп развития, если результирующий балл составляет от 50 до 25% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как отставание от возрастной нормы, если результирующий балл ниже 24% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как состояние, пограничное с патологией.
Оценка коммуникативных способностей ребенка осуществлялась на основе наблюдения за поведением ребенка в заданной ситуации общения.
Пример 1.
Сережа М., возраст 3 месяца 23 дня, клинический диагноз: врожденная частичная расщелина неба.
Для оценки коммуникативных способностей ребенку была предложена серия из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий, которые соответствуют возрасту ребенка, а именно: для ребенка с возрастом 3 месяца.
Результаты выполнения задания сведены в таблицу 1.
Коммуникативные способности оцениваются в 2 балла, что составляет: (100:5)×2=40%, т.е. коммуникативные способности ребенка оцениваются как отставание.
Ребенок направлен на обследование к педиатру и невропатологу. Результат оценки специалистов в соответствии со способом подтвердился.
Пример 2. Никита А., возраст 7 месяцев, клинический диагноз: врожденная асимметричная двусторонняя расщелина губы и неба.
Предложены диагностические задания для детей 6 месяцев. Результаты выполнения задания сведены в таблицу 2.
Коммуникативные способности ребенка оцениваются в 3,5 балла, что составляет: (100:5)×3,5=70%, т.е. коммуникативные способности ребенка оцениваются как замедленный темп развития.
Ребенок направлен на обследование к педиатру и невропатологу. Результат оценки специалистов в соответствии со способом подтвердился.
Пример 3. Родион Г., возраст 8 месяцев 23 дня, клинический диагноз: врожденная частичная расщелина неба.
Ребенку предложены диагностические задания для детей 9 месяцев (таб.3.)
Коммуникативные способности ребенка оцениваются в 1 балл, что составляет: (100:5)×1=20%, т.е. коммуникативные способности ребенка оцениваются как состояние, пограничное с патологией.
Ребенок направлен на обследование к педиатру и невропатологу. Результат оценки специалистов в соответствии со способом подтвердился.
Пример 4. Миша О., возраст 12 месяцев 4 дня, клинический диагноз: врожденная неполная левосторонняя расщелина верхней губы и неба.
Ребенку предложены диагностические задания для детей 12 месяцев. Результаты выполнения заданий сведены в таблицу 4.
Коммуникативные способности ребенка оцениваются в 4,5 балла, что составляет: (100:5)×4,5=90%, т.е. коммуникативные способности ребенка оцениваются как возрастная норма.
Ребенок направлен на обследование к челюстно-лицевому хирургу. Результат оценки специалиста в соответствии со способом подтвердился.
Формулировка заданий для тестирования ребенка выполнялась в соответствии с рекомендациями по контролю основных показателей возрастного развития ребенка, описанных в книге Е.Б.Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)», М.: Линка-Пресс, 1999 г., с.с.6-14.
В заявленном способе качественная оценка показателей развития принята в соответствии с приведенной в книге «Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка», Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др., М.: Просвещение, 1989, с.161: за нормальное развитие принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней; овладение умениями с задержкой по одному или нескольким показателям на 1 месяц - замедленный темп развития; формирование умений с отставанием на 2 месяца - отставание от возрастной нормы; формирование умений с отставанием на 3 месяца и более - значительное отставание, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному норме с патологией или к патологии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2004 |
|
RU2286805C2 |
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2246257C1 |
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2017 |
|
RU2681712C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ | 2011 |
|
RU2462179C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1992 |
|
RU2039521C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ | 2021 |
|
RU2771737C1 |
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА | 2013 |
|
RU2557695C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике, и может быть использовано для оценки коммуникативных способностей (КС) у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией (ВВЧП). Способ включает оценку реакции ребенка на внешние раздражители на зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка. При этом вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый» в виде непосредственного контакта со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет» в виде дополнительного к контакту использования предмета. Предъявление раздражителя на каждый способ восприятия включает ОДЗ и соответствующее ему УДЗ, результаты каждого задания оценивают отдельно. Если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если реакция незрелая - 0,5 балла, если реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов. После этого вычисляют отдельно суммы баллов по ОДЗ и по УДЗ, сравнивают их между собой и оценивают КС ребенка по большей сумме баллов. Если результирующий балл составляет 100-75% от максимально возможного количества баллов, то КС ребенка в пределах нормы, если - 75-50%, то КС оценивают как замедленный темп развития, если - 50-25%, то КС отстают от возрастной нормы, если результирующий балл ниже 24% от максимально возможного, то КС ребенка оценивают как состояние, пограничное с патологией. Способ повышает достоверность оценки развития КС у детей с ВВЧП за счет учета индивидуальных особенностей психики ребенка. 4 табл.
Способ оценки коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией, включающий оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, отличающийся тем, что предъявляют раздражители на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка, при этом вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый», представляющей собой непосредственный контакт со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет», представляющей собой дополнительное к контакту со взрослым использование предмета, при этом предъявление раздражителя на каждый способ восприятия включает ОДЗ и соответствующее ему УДЗ, результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, при этом, если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов, после этого вычисляют отдельно сумму баллов по ОДЗ и УДЗ, суммы баллов сравнивают между собой и оценивают коммуникативные способности ребенка по большей сумме баллов, при этом если результирующий балл составляет от 100 до 75% от максимально возможного количества баллов, то коммуникативные способности ребенка оценивают как в пределах нормы, если результирующий балл составляет от 75 до 50% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как замедленный темп развития, если результирующий балл составляет от 50 до 25% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как отставание от возрастной нормы, если результирующий балл ниже 24% от максимально возможного, то коммуникативные способности ребенка оценивают как состояние, пограничное с патологией.
ТОНКОВА-ЯМПОЛЬСКАЯ Р.В | |||
и др | |||
Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка | |||
- М.: Просвещение, 1989, с.168-187 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИХ ТИПОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ | 2003 |
|
RU2230480C1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
МАМЕДОВ А.А | |||
и др | |||
Комплексная программа для пациентов с нарушением речи | |||
Ортодент-инфо, 1998, №4, с.8-11. |
Авторы
Даты
2006-11-10—Публикация
2004-11-02—Подача