Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки ее выполнения при динамическом наблюдении.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к общению характеризуется как способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации. Ограничение способности к общению 1 степени характеризуют как способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации; 2 степени - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц (является критерием для определения второй группы инвалидности); 3 степени - неспособность к общению (является критерием для определения первой группы инвалидности).
Известен способ диагностики психологических особенностей индивида (Патент РФ №2316361), согласно которому производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов, характеризующих личностные статусы, производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой строят диаграммы со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам. Недостатком способа является то, что он разработан для применения в психиатрии, наркологии, психотерапии в процессе лечения и реабилитации пациентов.
Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская, «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).
Известен способ диагностики способности к общению (А.В.Барташев. «Диагностика способности к общению», Питер, 2005, с.153-157). Разработаны популярные тесты для определения коммуникативных качеств личности, которые представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Оценки каждого компонента позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого.
Способ выбран нами в качестве прототипа.
Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятой ВОЗ в 2001 году, «общение» включает:
- восприятие сообщений при общении (восприятие устных сообщений при общении, восприятие письменных сообщений при общении, восприятие сообщений при невербальном способе общения, восприятие сообщений на языке формальных символов при общении);
- передачу сообщений при общении (составление и передача сообщений с помощью речи, составление и передача сообщений в невербальной форме, составление и передача сообщений на языке формальных символов, составление и передача письменных сообщений);
- разговор и общение с использованием средств связи и техник общения (разговор начало разговора, поддержание разговора, завершение разговора, разговор с одним человеком, разговор с множеством людей, дискуссия с одним человеком, дискуссия с множеством людей, использование телекоммуникационных устройств, пишущих машинок, использование техник общения).
Задачей изобретения является разработка достоверного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к общению» у детей.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории способность к общению у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид» и составления индивидуальной программы реабилитации.
Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим способность к общению с последующей балльной оценкой тестов.
Способ осуществляется следующим образом. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, при этом оценивают следующие критерии: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Навыки различных действий, относящихся к способности к общению, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к ориентации, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности. С этой целью в качестве вспомогательного инструмента нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к общению у детей различного возраста. При этом каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет, 15 лет. Для определения степени нарушений способности к общению проводят тестирование по критериям за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев - за 3 прошедших месяца - один возрастной период; в возрасте 6 месяцев - за 6 прошедших месяцев 3 и 6 месяцев - 2 возрастных периода; начиная с 9 месяцев, тестирование проводят за 3 возрастных периода: в возрасте 9 месяцев - за 3, 6 и 9 месяцев; в возрасте 12 месяцев - за 6, 9 и 12 месяцев; в возрасте 18 месяцев - за 9, 12 и 18 месяцев; в возрасте 2 года - за 12, 18 и 24 месяцев; в возрасте 2,5 года - за 18, 24 месяца и 2,5 года; в возрасте 3 года - за 2, 2,5 и 3 года; в возрасте 4 года - за 2,5, 3 и 4 года; в возрасте 5 лет - за 3, 4 года и 5 лет; в возрасте 6 лет - за 4 года, 5 и 6 лет; в возрасте 7 лет - за 5, 6 и 7 лет; в возрасте 10 лет - за 6, 7 и 10 лет; в возрасте 15 лет - за 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов (МКФ).
МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения [Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342)
В предлагаемом способе мы принимает эту оценку. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Примеры осуществления способа
Пример 1. Мальчик Джигаров Рамазан, 3 года 3 месяца.
Диагноз: синдром Алажиля, задержка психомоторного и речевого развития.
Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования, т.е. за 18 прошедших месяцев.
Конкретные параметры оценки приведены в таблице 1
Суммарное количество баллов при тестировании 41 из максимально возможных 51, что составляет 80%. Способность к общению снижена на 20%, что соответствует первой степени. Вывод: имеются ограничения жизнедеятельности в категории «способность к общению» 1 степени.
Пример 2. Мальчик Саидаминов Саидамир, 4 года 3 месяца.
Диагноз: нарушение толерантности к углеводам, симптоматическая эпилепсия.
Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования, т.е. за 24 прошедших месяца.
Конкретные параметры оценки приведены в таблице 2
Суммарное количество баллов при тестировании 46 из максимально возможных 46, что составляет 100%. Способность к общению у данного пациента не снижена.
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к общению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид» и при разработке индивидуальной программы реабилитации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ | 2011 |
|
RU2462187C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ | 2011 |
|
RU2462178C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОРИЕНТАЦИИ | 2011 |
|
RU2462188C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ | 2011 |
|
RU2462189C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕДВИЖЕНИЮ | 2011 |
|
RU2462177C1 |
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2004 |
|
RU2286804C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2004 |
|
RU2286805C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1998 |
|
RU2170054C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1994 |
|
RU2145789C1 |
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению различного возраста. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению на основе балльной системы оценки имеющихся нарушений и отражающих психические функции в каждый возрастной период, оценивают восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности к общению у детей различного возраста. 2 табл., 2 пр.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению, на основе балльной системы оценки, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
БЫЧКОВА В.В | |||
и др | |||
Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009, №2, с.142-145 | |||
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДА | 2006 |
|
RU2316361C2 |
КРЮЧОК В.Г | |||
Ограничения жизнедеятельности в детском возрасте | |||
Учебно-методическое пособие | |||
- Минск, 2006 | |||
ГРИГОРЬЕВА В.Н | |||
и др | |||
Оценка изменения качества жизни неврологических больных с ограничением |
Авторы
Даты
2012-09-27—Публикация
2011-07-12—Подача