СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Российский патент 2006 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2286805C2

Изобретение относится к медицине, а именно к способам диагностики, и может быть использовано для коррекции коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией.

Известен способ оценки коммуникативных способностей у детей первого года жизни по реакции на внешний раздражитель: появление взрослого в поле зрения ребенка; улыбка; поглаживание; разговор; сложное воздействие - экспериментатор подходил к ребенку, с улыбкой наклонялся над ним и, поглаживая, произносил ту же фразу, что и при разговоре («Развитие общения у дошкольников» под редакцией А.В.Запорожца и М.И.Лисиной, М.: Педагогика, 1974, с.23-27). Коммуникативные способности у детей оценивались по интенсивности реакции на предъявленный раздражитель. Оценка коммуникативных способностей проводилась только у здоровых детей в возрасте от 1 до 6 месяцев. При этом набор тестов сохранялся неизменным.

Недостаток известного способа прежде всего состоит в том, что он предназначен для лабораторных исследований. Тестирование проводят в форме эксперимента с единообразной процедурой проведения тестирования, с одинаковыми для всех детей временными ограничениями для ответной реакции на раздражитель. В тестах точно указаны используемые материалы, характер предъявления инструкции, критерии оценки выполнения задания. Кроме того, неизменный набор тестов не учитывает возраст ребенка, а следовательно, нормативные возрастные требования к коммуникативным способностям ребенка. В результате известный способ не позволяет формулировать рекомендации по коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни.

Наиболее близким к предлагаемому является способ диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанный Э.Л.Фрухт, включающий так же показатели развития, оценивающие коммуникативную способность ребенка. Эти показатели объединены в группу показателей «эмоции и общение». («Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка», Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др., М.: Просвещение, 1989, с.168-187). Способ включает по каждому показателю развития название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуацию проверки; методику определения варианта развития (действие взрослого, расположение материала, положение или поза ребенка, объем требований и задач, предъявляемых ребенку); поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания. Способ позволяет корректировать развитие коммуникативных способностей у детей первого года жизни путем выявления требующих коррегирующего воздействия показателей коммуникативного развития ребенка, назначения и осуществления коррегирующего воздействия.

Недостаток известного способа состоит в том, что так же, как и в предыдущем случае, способ предполагает исследование здоровых детей, что обуславливает единообразие процедуры проведения теста. В тестах точно указаны используемые материалы, временные ограничения, характер предъявления инструкции, критерии оценки выполнения задания, что не учитывает индивидуальные особенности, как здоровья, так и характера ребенка. Поэтому при тестировании детей с врожденными пороками, в частности с врожденной челюстно-лицевой патологией (ВЧЛП), рекомендации по коррекции носят приближенный характер, что снижает эффективность результатов коррекции развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП. Это так же не позволяет полностью адаптировать способ к детям с ВЧЛП. Кроме того, в известном способе набор показателей развития ребенка, характеризующих коммуникативные способности ребенка, и порядок их выполнения направлены на оценку общего состояния нервно-психического развития детей первого года жизни, а не конкретно на оценку развития коммуникативных способностей ребенка, что также снижает информативность способа и не позволяет адаптировать его к детям с ВЧЛП.

Предлагаемое изобретение решает задачу создания способа коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией, осуществление которого обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении эффективности коррекции развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП, за счет возможности адаптации способа к детям с ВЧЛП, а также за счет повышения информативности.

Сущность заявленного способа коррекции коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией заключается в том, что способ включает оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, анализ полученных результатов, выявление требующих коррекции показателей развития коммуникативных способностей ребенка, назначение коррегирующего воздействия, при этом новым является то, что контролируемые показатели развития коммуникативных способностей ребенка соответствуют способам предъявления раздражителя на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка, раздражители предъявляют в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка, при этом вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый», представляющей собой непосредственный контакт со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет», представляющей собой дополнительное к контакту со взрослым использование предмета, при этом каждому способу предъявления раздражителя соответствуют свои ОДЗ и УДЗ; результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, и если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов, после этого сравнивают между собой полученные ребенком баллы по ОДЗ и соответствующим им УДЗ и назначают коррегирующее воздействие на те способы восприятия, по которым получены баллы, не соответствующие возрастной норме.

Технический результат достигается следующим образом. Известно: чем раньше начинается отставание в развитии ребенка, тем сильнее оно проявляется в старшем возрасте, тем труднее будет ребенку адаптироваться в социальных условиях. В заявленном способе коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией выявление требующих коррекции показателей развития коммуникативных способностей ребенка, назначение коррегирующего воздействия обеспечивают эффективность способа коррекции, поскольку чем раньше диагностировано отклонение от нормы, в данном случае - отставание в развитии коммуникационных способностей ребенка, назначены и осуществлены соответствующие коррегирующие воздействия, тем легче в дальнейшем приблизить ребенка к возрастной норме. При этом, поскольку заявленный способ коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией включает оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, обеспечивается прямая связь в развитии психологических особенностей ребенка с результатом коррекции, что обеспечивает эффективность способа коррекции.

Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития. В связи с этим выделяют возрастные периоды с характерными для этих периодов линиями развития, которые наиболее быстро формируются и влияют на последующее развитие ребенка. Именно эти линии развития должны быть под контролем, прежде всего. («Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка», Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др., М.: Просвещение, 1989, с.158). В заявленном способе коррекции развития коммуникативных способностей детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией применяемый набор способов предъявления раздражителя на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка позволяет использовать для оценки коммуникативных способностей детей основные линии развития, характерные для первого года жизни ребенка: сенсорное развитие (зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильно-двигательное восприятие) и двигательную функцию (тактильно-оральное восприятие; свободная деятельность). Такой выбор способов предъявления раздражителя позволяет также учесть особенности здоровья детей с врожденной челюстно-лицевой патологией. Так, для контроля сенсорного развития используют информативные для этого вида заболевания линии развития: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильно-двигательное восприятие, поскольку у детей с верхнечелюстной лицевой патологией (ВЧЛП) обонятельный и вкусовой анализаторы нарушены, а следовательно, обладают низкой информативностью. В результате повышается информативность способа, а следовательно, повышается эффективность коррекции. Кроме того, известно, что ВЧЛП сопровождается наличием патологических заболеваний. Чаще всего это снижение слуха и зрения, задержка развития движений. В заявленном способе используемый набор способов предъявления раздражителя также учитывает этот фактор. Это позволяет адаптировать заявленный способ коррекции к детям с ВЧЛП и позволяет рекомендации по коррекции развития коммуникативных способностей детей с ВЧЛП, имеющих дефект слуха или зрения, а также задержку развития движений. В результате повышается эффективность способа коррекции.

Благодаря тому что характер раздражителя соответствует возрасту ребенка, заявленный способ учитывает психомоторные особенности возраста ребенка, это повышает достоверность результатов оценки. При этом ориентировка на здоровую возрастную группу детей позволяет выявить отставание от нормы в развитии коммуникативных способностей детей с ВЧЛП. Поскольку используемый в заявленном способе для оценки реакции на внешний раздражитель характер раздражителя представляет собой серию из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий, повышается информативность способа, а следовательно, повышаются достоверность оценки реакции ребенка на внешний раздражитель и эффективность результатов коррекции, что обеспечивает возможность адаптации заявленного способа к детям с ВЧЛП. При этом используемый набор способов предъявления раздражителя обеспечивает осуществление основного принципа коммуникации: восприятие и передача информации, что отражает специфику именно коммуникации. Коммуникативная направленность используемого в заявленном способе коррекции набора способов предъявления раздражителя повышает информативность способа, а следовательно, повышает эффективность коррекции коммуникативных способностей ребенка.

При этом, поскольку основная серия диагностических заданий «ребенок - взрослый» обеспечивает непосредственный контакт ребенка со взрослым, это позволяет раскрыть структуру общения ребенка и взрослого, определить поведенческие особенности ребенка в момент общения. Известно, что положительное воздействие на поведение ребенка возможно лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, когда настроение его уравновешено. Предъявление ребенку основных диагностических заданий выполняет эту задачу. Кроме того, при схеме общения «ребенок-взрослый» способ предъявления раздражителя «свободная деятельность ребенка» обеспечивает поддержание достигнутого уравновешенного состояния возбудимости нервной системы ребенка, поскольку для ребенка необходимы впечатления и удовлетворение в потребности двигательной активности. Это подготавливает ребенка к выполнению уточняющих диагностических заданий, позволяет учесть индивидуальные особенности психики ребенка. Особенно это важно для детей с ВЧЛП, у которых психомоторные реакции замедлены, по сравнению со здоровыми детьми. Это обеспечивает возможность адаптации заявленного способа к детям с ВЧЛП, повышает информативность способа, а следовательно, повышает эффективность.

В уточняющей серии диагностических заданий схема общения «ребенок - взрослый» дополняется предметом или игрушкой и принимает вид «ребенок - взрослый - предмет». Поскольку каждому способу предъявления раздражителя соответствуют основное и соответствующее основному уточняющее диагностические задания, то уточняющая серия диагностических заданий позволяет уточнить и/или дополнить субъективные данные исследователя о поведенческих реакциях ребенка в момент общения, что повышает информативность заявленного способа, позволяет учесть индивидуальные особенности психики ребенка, а следовательно, обеспечивает возможность адаптации заявленного способа коррекции к детям с ВЧЛП. В результате повышается эффективность коррекции развития коммуникативных способностей ребенка заявленным способом. Благодаря тому что в заявленном способе каждому способу предъявления раздражителя соответствуют основное и соответствующее основному уточняющее диагностические задания, обеспечивается возможность назначения коррегирующего воздействия в соответствии со способом предъявления раздражителя, т.е. в соответствии с основными линиями развития ребенка: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильно-двигательное восприятие; тактильно-оральное восприятие; свободная деятельность. Иначе говоря, заявленный способ обеспечивает выявление требующих коррекции показателей развития коммуникативных способностей ребенка, а следовательно, обеспечивает возможность коррекции развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП.

Для правильной оценки реакции ребенка на раздражитель важно учитывать соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляют функциональную активность коры головного мозга. Использование в заявленном способе в качестве раздражителя для оценки коммуникативных способностей ребенка серии из основных и уточняющих диагностических заданий позволяет учесть ситуацию, когда восприятие или передача информации у ребенка затруднены, что, в частности, относится к детям с ВЧЛП, и обеспечивает возможность адаптации заявленного способа коррекции к детям с ВЧЛП. Обычно, когда дети имеют врожденные пороки развития, они изобретают особые, присущие только этому ребенку, способы взаимоотношения с окружающими людьми и предметами. Использование основных и уточняющих заданий побуждает ребенка проявить инициативу в общении, привлечь внимание взрослого наиболее активными средствами (движениями, вокализацией), удержать его около себя (оживленная мимика). При этом особенности ситуации определяют степень общей активности ребенка и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использовал. Все это позволяет адаптировать заявленный способ к детям с ВЧЛП, что повышает эффективность коррекции развития коммуникативных способностей детей с ВЧЛП. Кроме того, в заявленном способе ситуация, когда восприятие или передача информации у ребенка затруднены, учитывается благодаря использованию способа предъявления раздражителя «свободная деятельность ребенка», который предусматривает свободные действия ребенка при коммуникативном общении с испытателем. Все это позволяет учесть индивидуальные особенности психики ребенка, состояние его здоровья и обеспечивает возможность адаптации заявленного способа к детям с ВЧЛП и использовать его для коррекции развития их коммуникативных способностей.

В заявленном способе результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, после этого анализируют полученные результаты, для чего сравнивают между собой полученные ребенком баллы по основным и соответствующим им уточняющим диагностическим заданиям. Это позволяет учесть психологическую систему отношений конкретного ребенка с окружающей средой, поскольку учитывает индивидуальные особенности характера ребенка, а именно предпочтительный способ коммуникации для данного ребенка: «ребенок-взрослый» или «ребенок-взрослый-предмет», что повышает информативность способа и обеспечивает возможность адаптации к детям с ВЧЛП. Кроме того, благодаря тому что в заявленном способе результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, сравнивают между собой полученные ребенком баллы по основным и соответствующим им уточняющим диагностическим заданиям, исключается потеря информации о наличии ответной реакции ребенка на каждый способ предъявления раздражителя, а это позволяет правильно определить показатели коммуникативного развития ребенка, требующие коррекции. В результате повышается информативность и эффективность заявленного способа коррекции. Сравнение между собой полученных ребенком баллов по основным и соответствующим им уточняющим диагностическим заданиям позволяет выделит наименьший балл, что обеспечивает достоверность результатов оценки реакции на раздражитель, повышает информативность результатов оценки, а следовательно, повышают эффективность коррекции развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП.

Заявленный способ позволяет получить количественный результат оценки коммуникативных способностей детей до года жизни. Для этого в заявленном способе результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно. При этом, если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в 1 балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов. При этом за незрелую реакцию на раздражитель принимают все случаи, в которых реакция ребенка на раздражитель не соответствует возрастной норме.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что заявленный способ коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией при осуществлении обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении эффективности коррекции развития коммуникативных способностей у детей с ВЧЛП, за счет возможности адаптации способа к детям с ВЧЛП, а также за счет повышения информативности.

Заявленный способ коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией осуществляют следующим образом. Способ включает оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, анализ полученных результатов, выявление требующих коррекции показателей развития коммуникативных способностей ребенка, назначение коррегирующего воздействия. При этом контролируемые показатели развития коммуникативных способностей ребенка соответствуют способам предъявления раздражителя на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка. Раздражители предъявляют в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка. Вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый», представляющей собой непосредственный контакт со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет», представляющей собой дополнительное к контакту со взрослым использование предмета. Каждому способу предъявления раздражителя соответствуют свои ОДЗ и УДЗ. Результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, и если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов. После этого сравнивают между собой полученные ребенком баллы по ОДЗ и соответствующим им УДЗ и назначают коррегирующее воздействие на те способы восприятия, по которым получены баллы, не соответствующие возрастной норме.

Формулировка заданий для тестирования детей выполнялась в соответствии с рекомендациями по контролю основных показателей возрастного развития ребенка, описанных в книге Е.Б.Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)», М.: Линка-Пресс, 1999, с.6-14.

Пример 1. Дима М., клинический диагноз: врожденная сквозная правосторонняя расщелина губы и неба, возраст 2 месяца 17 дней.

Проверку необходимости коррекции коммуникативных способностей ребенка выполняли в соответствии с заявленным способом. Ребенку была предложена серия основных и соответствующих основным серия уточняющих диагностических заданий для возраста 3 месяца.

Результаты выполнения ребенком диагностических заданий сведены в табл.1.

Табл.1.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»баллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет»баллыЗрительное восприятиеФиксирует взгляд на лице взрослого.1Фиксирует взгляд на предмете.1Слуховое восприятиеПоложительно реагирует на разговор со взрослым.0,5Положительно реагирует на звучащий предмет.1Тактильно-двигательное восприятиеПоложительно реагирует на поглаживание.1Захватывает и удерживает предмет, вложенный в руку.1Тактильно-оральное восприятиеУлыбается в ответ на улыбку взрослого.1Прикладывание предмета к губам ребенка вызывает активные движения губ и языка.0,5Свободная деятельность ребенкаПоложительно реагирует на «сложное воздействие» (контактный взгляд, улыбка, разговор, поглаживание).1Наблюдает за предметом, выполняет действия, направленные на предмет.1

Коммуникативные способности ребенка оцениваются как возрастная норма. Анализ полученных результатов путем сравнения между собой полученных ребенком баллов по основным и соответствующим им уточняющим диагностическим заданиям показал, что показатель развития слухового и тактильно-орального восприятия снижен.

Показатель развития слухового восприятия в схеме общения «ребенок-взрослый» снижен, а в схеме общения «ребенок-взрослый-предмет» показатель развития слухового восприятия в норме, поэтому прямой необходимости направлять ребенка к сурдологу, для проверки слуха, нет. Родителям рекомендуется обратить внимание на общение ребенка со взрослым.

Показатель развития тактильно-орального восприятия снижен в схеме общения «ребенок-взрослый-предмет». Логопедом рекомендованы специальные игровые упражнения для развития тактильно-орального восприятия ребенка, массаж губ, языка и неба.

Повторное тестирование проведено в возрасте 8 месяцев 15 дней. Диагностические задания для детей 9 месяцев выполнил следующим образом (табл.2).

Табл 2.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»баллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет»БаллыЗрительное восприятиеОтрицательно реагирует на появление «чужого» (взрослого).1Действует одновременно с несколькими предметами.1Слуховое восприятиеАдекватно реагирует на фразу «Где мама?»1Из двух внешне одинаковых предметов (звуковой и беззвучный) выделяет звуковой.1Тактильно-двигательное восприятиеПовторяет за взрослым игровые действия «Сорока», «Ладушки».0,5Выполняет несколько действий с одним предметом1Тактильно-оральное восприятиеПовторяет за взрослым интонацию и речевой ритм.0,5Повторяет за взрослым направленного к предмету артикуляционного действия: поцелуй, чмоканье губами.0,5Свободная деятельность ребенкаНегативная реакция в ответ на отказ во внимании.1Повторят за взрослым действия с предметами.1

Показатель развития слухового восприятия в норме. Показатель развития тактильно-орального восприятия снижен, также наблюдается снижение тактильно-двигательного восприятия в схеме общения «ребенок - взрослый».

Логопедом рекомендованы специальные игровые упражнения для развития тактильно-орального восприятия ребенка, массаж губ, языка и неба; продолжена работа по формированию психологического контакта между мамой и ребенком.

Кроме того, оба раза ребенок обследовался врачами специалистами. Результат обследования ребенка специалистами подтвердил выводы и рекомендации, сделанные с использованием заявленного способа.

Пример 2. Таня С., возраст 8 месяцев 17 дней, клинический диагноз: врожденная частичная, левосторонняя расщелина верхней губы.

В возрасте 6 месяцев выполнена пластика верхней губы. Посещение врача плановое.

Ребенку были предложены диагностические задания для детей 9 месяцев.

Результаты выполнения диагностических заданий сведены в табл.3.

Табл.3.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»баллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет»баллыЗрительное восприятиеОтрицательно реагирует на появление «чужого» взрослого)1Действует одновременно с несколькими предметами.1Слуховое восприятиеАдекватно реагирует на фразу «Где мама?»1Из двух внешне одинаковых предметов (звуковой и беззвучный) выделит звуковой.1Тактильно-двигательное восприятиеПовторяет за взрослым игровые действия «Сорока», «Ладушки».1Выполняет несколько действий с одним предметом.1Тактильно-оральное восприятиеПовторяет за взрослым интонацию и речевой ритм.1Повторяет за взрослым направленного к предмету артикуляционного действия: поцелуй, чмоканье губами.0,5Свободная деятельность ребенкаНегативная реакция в ответ на отказ во внимании.1Повторят за взрослым действия с предметами.1

У девочки снижен показатель развития тактильно-орального восприятия в схеме общения «ребенок-взрослый-предмет». Родителям даны рекомендации по послеоперационному массажу верхней губы, по развитию артикуляционных движений.

При повторном логопедическом осмотре в возрасте 1 год 14 дней диагностические задания для детей 12 месяцев выполнила следующим образом (табл.4).

Табл.4.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»баллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет»баллыЗрительное восприятиеПонимает жестовое обращение, например, «здравствуй».1Повторяет за взрослым действия с механической игрушкой: нажать кнопку.1Слуховое восприятиеПонимает простую фразу без жеста, например, «иди ко мне».1Выполняет ритмичные (танцевальные) движения под музыку.1Тактильно-двигательное восприятиеВыполняет серию действий, например игра «Сорока», «Ладушки».1Действует с пирамидкой, с матрешкой.1Тактильно-оральное восприятиеПовторяет за взрослым лепетные слова.1Осваивает навык самостоятельного питья из чашки, ест густую пищу, грызет яблоко.1Свободная деятельность ребенкаВ общении со взрослым использует жесты и интонационно-ритмическую вокализацию, напоминающую простые слова.1Выполняет предметные и соотносящие действия.1

Коммуникативные способности оцениваются как возрастная норма. Даны рекомендации по общему развитию ребенка.

Осмотр врачей-специалистов подтвердил результаты обследования в соответствии с заявленным способом.

Пример 3. Родион Г., возраст 3 месяца 10 дней, клинический диагноз: врожденная частичная расщелина неба, множественные пороки развития. Врожденная частичная расщелина неба не оперирована.

Посещение врача плановое.

Ребенку предложены диагностические задания для детей 3 месяцев. Результаты выполнения задания сведены в табл.5.

Табл.5.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»баллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет»баллыЗрительное восприятиеФиксирует взгляд на лице взрослого.0,5Фиксирует взгляд на предмете.0Слуховое восприятиеПоложительно реагирует на разговор со взрослым.0Положительно реагирует на звучащий предмет.0.5Тактильно-двигательное восприятиеПоложительно реагирует на поглаживание.0Захватывает и удерживает предмет, вложенный в руку.0Тактильно-оральное восприятиеУлыбается в ответ на улыбку взрослого.0Прикладывание предмета к губам ребенка вызывает активные движения губ и языка.0Свободная деятельность ребенкаПоложительно реагирует на сложное воздействие (контактный взгляд, улыбка, разговор, поглаживание).0,5Наблюдает за предметом, выполняет действия, направленные на предмет.0

Рекомендованы упражнения на развитие общения мамы с ребенком, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие тактильно-оральных действий и действия с предметами. Обследование врачей-специалистов подтвердило выводы по способу.

Повторное тестирование в возрасте 8 месяцев 23 дня. Врожденная частичная расщелина неба не оперирована.

Ребенку предложены диагностические задания для детей 9 месяцев. Результаты выполнения диагностических заданий сведены в табл.6.

Табл.6.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»БаллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет».БаллыЗрительное восприятиеОтрицательно реагирует на появление «чужого» (взрослого).0Действует одновременно с несколькими предметами.0,5Слуховое восприятиеАдекватно реагирует на фразу «Где мама?»0Из двух внешне одинаковых предметов (звуковой и беззвучный) выделит звуковой.0,5Тактильно-двигательное восприятиеПовторяет за взрослым игровые действия («Сорока», «Ладушки»).0Выполняет несколько действий с одним предметом.0Тактильно-оральное восприятиеПовторяет за взрослым интонацию и речевой ритм.0,5Повторяет за взрослым направленного к предмету артикуляционного действия «поцелуй», «чмоканье губами».0Свободная деятельность ребенкаНегативная реакция в ответ на отказ во внимании.0Повторят за взрослым действия с предметами.о

На фоне грубого отставания отмечается положительная динамика в развитии тактильно-орального восприятия, снижение развития тактильно-двигательного восприятия и свободной деятельности ребенка, снижение общения со взрослыми. Родителям рекомендовано обратить внимание на характер общения взрослого с ребенком, развивать у малыша тактильно-двигательное восприятие и действия с предметами.

Следующая явка к логопеду была в возрасте 11 месяцев 9 дней. Ребенку предложены диагностические задания для детей 12 месяцев.

Результаты выполнения диагностических заданий сведены в табл.7. У ребенка сохраняется грубое отставание в развитии, но отмечается положительная динамика развития тактильно-двигательного, тактильно-орального восприятия, свободной деятельности и характера общения со взрослым.

Результат обследования врачей-специалистов подтвердил выводы, полученные в соответствии со способом (табл.7)

Табл.7.Способ предъявления раздражителяСхема общения «ребенок-взрослый»БаллыСхема общения «ребенок-взрослый-предмет»БаллыЗрительное восприятиеПонимает жестовое обращение, например, «здравствуй».0,5Повторяет за взрослым действия с механической игрушкой (нажать на кнопку).0Слуховое восприятиеПонимает простую фразу без жеста, например, «иди ко мне».0Выполняет ритмичные (танцевальные) движения под музыку.0,5Тактильно-двигательное восприятиеВыполняет серию действий (игра «Сорока», «Ладушки»).0,5Действует с пирамидкой, с матрешкой.0,5Тактильно-оральное восприятиеПовторяет за взрослым лепетные слова.0,5Осваивает навык самостоятельного питья из чашки, ест густую пищу, грызет яблоко.0Свободная деятельность ребенкаВ общении со взрослым использует жесты и интонационноритмическую вокализацию, напоминающую простые слова.0,5Выполняет предметные и соотносящие действия.0

Похожие патенты RU2286805C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 2004
  • Обухова Нина Владимировна
  • Репина Зоя Алексеевна
RU2286804C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 2013
  • Манжосова Галина Владимировна
RU2557695C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1992
  • Серганова Таисия Ивановна
  • Карлова Людмила Михайловна
RU2039521C1
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой 2017
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
  • Мамонтова Наталья Анатольевна
RU2681712C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Малофеев Николай Николаевич
  • Коровницына Инна Александровна
RU2594559C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 2009
  • Кузьминова Татьяна Александровна
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
RU2428161C2
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Козловская Г.В.
  • Калинина М.А.
  • Горюнова А.В.
RU2246257C1
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей 2022
  • Сорокина Наталья Анатольевна
RU2808348C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ 2014
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Половинкина Ольга Борисовна
  • Баринов Михаил Павлович
  • Яцык Галина Васильевна
  • Павлова Наталья Николавна
  • Акимова Евгения Алексеевна
  • Скляднева Васелина Михайловна
  • Чарыкова Анна Александровна
RU2570052C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции коммуникативных способностей (КС) у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией (ВЧЛП). Способ включает оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, анализ полученных результатов, выявление требующих коррекции показателей развития КС ребенка, назначение корригирующего воздействия, отличающийся тем, что показатели развития КС ребенка соответствуют способам предъявления раздражителя на зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка. Раздражители предъявляют в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка. При этом вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый» в виде непосредственного контакта со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет» в виде дополнительного к контакту со взрослым использования предмета. Каждому способу предъявления раздражителя соответствуют свои ОДЗ и УДЗ. Результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно. Если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если реакция незрелая - 0,5 балла, если реакция отсутствует - 0 баллов. Сравнивают между собой полученные баллы по ОДЗ и соответствующим им УДЗ и назначают корригирующее воздействие на те способы восприятия, по которым получены баллы, не соответствующие возрастной норме. Способ повышает информативность оценки развития КС на первом году жизни, адаптирует ее к детям с ВЧЛП и позволяет индивидуализировать коррекцию КС у таких детей. 7 табл.

Формула изобретения RU 2 286 805 C2

Способ коррекции развития коммуникативных способностей у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией, включающий оценку реакции ребенка на внешний раздражитель, анализ полученных результатов, выявление требующих коррекции показателей развития коммуникативных способностей ребенка, назначение корригирующего воздействия, отличающийся тем, что контролируемые показатели развития коммуникативных способностей ребенка соответствуют способам предъявления раздражителя на зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильно-двигательное восприятие, тактильно-оральное восприятие и свободную деятельность ребенка, раздражители предъявляют в виде серии из основных и соответствующих им уточняющих диагностических заданий (ОДЗ и УДЗ) по возрасту ребенка, при этом вначале предъявляют ОДЗ по схеме «ребенок-взрослый», представляющей собой непосредственный контакт со взрослым, после чего предъявляют УДЗ по схеме «ребенок-взрослый-предмет», представляющей собой дополнительное к контакту со взрослым использование предмета, при этом каждому способу предъявления раздражителя соответствуют свои ОДЗ и УДЗ, результаты каждого диагностического задания оценивают отдельно, и если ответная реакция на раздражитель соответствует возрастной норме, то результат оценивают в один балл, если ответная реакция на раздражитель незрелая - 0,5 балла, если ответная реакция на раздражитель отсутствует - 0 баллов, после этого сравнивают между собой полученные ребенком баллы по ОДЗ и соответствующим им УДЗ, и назначают корригирующее воздействие на те способы восприятия, по которым получены баллы, не соответствующие возрастной норме.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2286805C2

ТОНКОВА-ЯМПОЛЬСКАЯ Р.В
и др
Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка
- М.: Просвещение, 1989, с.168-187
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ТЕМПОВОЙ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2001
  • Илюхина В.А.
  • Шайтор В.М.
  • Матвеев Ю.К.
  • Кожушко Н.Ю.
  • Пономарева Е.А.
  • Федорова М.А.
RU2180245C1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
МАМЕДОВ А.А
и др
Комплексная программа для пациентов с нарушением речи
- Ортодент-инфо,1998, №4, с.8-11.

RU 2 286 805 C2

Авторы

Обухова Нина Владимировна

Репина Зоя Алексеевна

Даты

2006-11-10Публикация

2004-11-02Подача