Область техники, к которой относится изобретение:
Судостроение, корпусы маломерных судов, используемых в прогулочных, хозяйственных, рыболовных и других целях.
Уровень техники:
В конструкциях корпусов маломерных судов (моторных лодок, катеров и др.), используемых в прогулочных, хозяйственных, рыболовных и других целях, можно выделить две значительные группы, различающиеся компоновкой внутреннего пространства корпуса судна, предназначенного для размещения людей и грузов.
К первой группе (в дальнейшем описанную ниже компоновку будем называть «классической», внешний вид корпуса схематично показан на фиг.1) можно отнести маломерные суда, имеющие кокпит (1), расположенный в центральной части корпуса, переборку (2), отделяющую кокпит от носового отсека - форпика, и форпик, закрытый сверху носовой палубой (3). Объем форпика используется для размещения багажа и других грузов. Для доступа в форпик, как правило, используются:
- горизонтально расположенный люк (4), встроенный в палубу над форпиком, имеющий площадь, значительно меньшую площади палубы (серийно производимые лодки и катеры типа «Казанка-5», «Амур», «Прогресс» и др.);
- вертикально расположенные люк или отверстие в переборке между кокпитом и форпиком (5) (лодки и катеры типа «Днепр», «Нептун», «Крым», «Воронеж» и др.).
Описанная выше компоновка корпусов предполагает, как правило, наличие единой передней панели, предназначенной для размещения рулевого колеса (6) и других целей, и ветрового стекла-козырька (7), конструктивно связанных с переборкой кокпит-форпик.
Вторая группа (в дальнейшем - «открытая» компоновка, см. фиг.2) предусматривает наличие единого кокпита (10, 11), занимающего весь свободный объем корпуса от перегородки, разделяющей его с моторной нишей или кормовым отсеком, до носовой части, в которой может быть предусмотрен отсек плавучести, рундук для пассажиров и багажа (8), ниша для размещения якоря и т.п. Для защиты водителя и пассажиров от ветра, размещения приборов и органов управления устанавливаются одна или две консоли (9) с ветровыми стеклами. В судах такого типа пассажиры, багаж и грузы могут располагаться по всему кокпиту как в носовой (10), так и в кормовой (11) его части. Эта группа представлена серийными судами «Сильвер», «Мастер», «Бастер», «Вельбот» и Др.
Каждый тип компоновки судов имеет свои преимущества и недостатки. Суда открытой компоновки удобны для рыболовных и хозяйственных целей, однако, в силу наличия мест только для сидячего расположения пассажиров и малых объемов закрытых «сухих» багажников, плохо пригодны для дальних поездок и длительного отдыха на воде.
Суда классической компоновки не всегда удобны для рыболовных и хозяйственных целей, так как значительная часть их объема закрыта сверху палубой, что не позволяет свободно передвигаться по судну, при этом имеется опасность падения с высоко расположенной над водой палубы.
Вертикально расположенные люки для доступа в форпик создают значительные неудобства при доступе к багажу. Горизонтально расположенные люки имеют незначительную площадь, что также затрудняет доступ к багажу. Из-за наличия выступающих над палубой элементов они создают препятствия при движении по палубе. Кроме этого, такая конструкция люков имеет высокую трудоемкость и стоимость, что не позволяет применять ее в мелкосерийном производстве.
Раскрытие изобретения:
Корпус маломерного судна классической компоновки (с носовым отсеком-форпиком, закрытым палубой) для обеспечения доступа к багажу или грузу, находящемуся в багажнике-форпике, имеет открывающуюся верхнюю палубу форпика, в опущенном положении обеспечивающую закрытие всей свободной поверхности отсека (являющуюся одновременно и палубой, и крышкой отсека). На фиг.3 изображена конструкция корпуса с носовым отсеком-форпиком (12) и палубой-крышкой отсека (13) в поднятом положении. При закрытой палубе-крышке отсека корпус судна имеет вид, практически не отличающийся от вида, обычного для классической компоновки (фиг.1, без люков в палубе и/или в переборке).
Конструкция переборки между кокпитом и форпиком, конструкция ветрового стекла-козырька и панели приборов могут быть различными и зависят от конкретной модели судна. Для фиксации крышки в поднятом положении используется упор (14).
Палуба-крышка отсека (13) может быть исполнена в быстросъемном варианте, например на петлях, которые наряду с надежной фиксацией края палубы позволяют быстро снять крышку с корпуса судна, тем самым превратив форпик в открытый багажный отсек.
Исполнение палубы-крышки форпика (13), части переборки форпик-кокпит (поз.15 на фиг.4) и соответствующей части козырька (поз.16 на фиг.4) в быстросъемном варианте позволяет быстро трансформировать корпус судна из «классического» с палубой-крышкой отсека в «открытый». Элементы переборки и козырька могут быть выполнены не съемными, а открывающимися, с фиксацией в открытом положении. Трансформация производится простым удалением палубы/крышки отсека, открытием или удалением элементов переборки и козырька. На фиг.4 показан вариант открывания центральной части козырька (17).
На фиг.2 показан корпус судна, получающийся после удаления или открытия соответствующих элементов, имеющий вид, практически не отличающийся от корпусов судов открытой компоновки с показанным вариантом расположения носового рундука (8).
Применение открывающейся палубы вместо известных способов доступа в форпик-багажник (горизонтально либо вертикально расположенные люки) существенно облегчает доступ к багажу или грузу, расположенному в форпике. Лучше используется объем форпика, так как имеется доступ ко всей его поверхности. Появляется возможность перевозить грузы при незакрытой палубе/крышке, что также увеличивает возможный объем груза.
Палуба/крышка в закрытом состоянии не имеет выступающих частей, что делает передвижение по ней более безопасным. При использовании соответствующих уплотнителей, петель и замков обеспечивается надежная защита имущества, хранящегося в форпике, от воды и несанкционированного доступа.
Изготовление плоской открывающейся палубы вместо сложных по форме люка и комингсов не требует специальной оснастки (штампов, пресс-форм и т.п.), что позволяет изготавливать ее в условиях мелкосерийного производства по технологии и из материалов, применяющихся при производстве корпуса в целом.
Конструкция корпуса с быстросъемной палубой/крышкой форпика и убираемыми элементами переборки и козырька дает владельцу судна возможность быстро трансформировать его в соответствии со своими потребностями, что является очевидным улучшением потребительских свойств судна.
Краткое описание чертежей.
Фиг.1 показывает вид корпуса маломерного судна в классическом исполнении. Этот чертеж также соответствует виду корпуса лодки с закрытой палубой/крышкой форпика (без люков (4, 5)).
Фиг.2 показывает вид корпуса лодки в открытом исполнении с двумя консолями. Этот чертеж также соответствует виду трансформированного корпуса (после удаления палубы/крышки форпика и соответствующих элементов переборки и козырька).
На фиг.3 показан корпус лодки с палубой/крышкой форпика (13) в открытом состоянии.
На фиг.4 показан корпус лодки со снимающейся палубой/крышкой форпика (13). На этом же чертеже показаны элементы переборки форпик-кокпит (15) и соответствующей части козырька (16), которые могут быть выполнены в быстросъемном или в открывающемся вариантах (поз.17 обозначена часть козырька в полуоткрытом состоянии).
На всех чертежах отмечены:
1 - кокпит судна;
2 - переборка между кокпитом и форпиком;
3 - носовая палуба, закрывающая форпик;
4 - носовой люк для доступа в форпик;
5 - люк в переборке для доступа в форпик;
6 - рулевое колесо;
7 - ветровое стекло/козырек;
8 - носовой рундук;
9 - консоли с ветровыми стеклами правая и левая;
10 - носовая часть кокпита;
11 - кормовая часть кокпита;
12 - форпик;
13 - открывающаяся палуба - крышка форпика;
14 - упор крышки форпика;
15 - убирающаяся или открывающаяся центральная часть переборки;
16 - убирающаяся или открывающаяся центральная часть козырька;
17 - открывающаяся центральная часть козырька в полуоткрытом положении.
На чертежах не показано большинство элементов корпусов судна (лееры, сиденья, швартовочные приспособления, рундуки и т.п.), так как они являются несущественными для описания изобретения.
Осуществление изобретения.
Открывающаяся палуба/крышка форпика может быть установлена на корпусах маломерных судов, жесткость конструкции которых обеспечивается без участия носовой палубы за счет элементов днищевого и бортового набора (стрингеров, шпангоутов и других элементов).
На чертежах, прилагаемых к настоящему описанию, схематично изображен корпус одного из серийных маломерных судов. Особенностью данного корпуса является то, что он изначально спроектирован для открытой компоновки с единым кокпитом. Верхняя часть кокпита в носовой части судна сопряжена с внешними бортами посредством плоской горизонтальной палубы шириной около 10 см, имеющей по бортам криволинейную форму, в носовой части - прямолинейную, перпендикулярную оси судна. Палуба/крышка для такого корпуса изготавливается из плоского листа алюминиевого сплава (как и корпус в целом), усиливается снизу бимсами и карлингсами. Крышка опирается спереди и по бортам на существующую палубу, в направлении кормы - на переборку между форпиком и кокпитом, имеющую для этих целей горизонтальную полку. По краям крышки закрепляется уплотнитель, защищающий форпик от попадания воды. Крышка-палуба в носовой части крепится к корпусу петлями и открывается, как показано на фиг.3. В кормовой части обеспечивается запирание крышки посредством установки соответствующего внутреннего замка либо петли под навесной замок. Возможна установка защелок или задраек и ручки для открывания.
Для фиксации крышки в открытом положении может быть использован упор (14), аналогичный применяемому для фиксации капотов легковых автомобилей. В этом случае крышка открывается подниманием ее рукой пользователя. Для целей плавного самооткрывания крышки и удерживания ее в открытом положении может устанавливаться гидравлический толкатель, аналогичный применяемым для открывания крышек багажников легковых автомобилей. В таком случае крышка открывается сама после освобождения запорного устройства в ее кормовой части, а закрывается усилием руки.
Возможность снятия крышки/палубы обеспечивается известной из уровня техники разъемной конструкцией петель в носовой части.
Для обеспечения трансформации корпуса в открытый вариант часть переборки (в рассматриваемом варианте - центральная часть, поз.15 фиг.4) выполняется либо в легкосъемном варианте любым подходящим способом, либо открывающейся на петлях таким образом, чтобы в открытом состоянии она прижималась к переборке и фиксировалась около нее с целью минимизации занимаемого места. Для этих же целей центральная часть козырька (поз.16, 17 фиг.4) выполнена открывающейся в сторону левой по ходу движения части козырька с фиксацией в открытом положении.
Приведенный выше пример реализации является одним из возможных вариантов. Реализация изобретения зависит от конструктивных особенностей конкретного корпуса, применяемого материала, размеров корпуса и т.д.
Открывающаяся палуба/крышка форпика изготавливается, как правило, из того же материала, что и корпус судна. Возможно комбинирование различных материалов, например корпус судна из алюминиевого сплава, палуба из стеклопластика. Крышка может изготавливаться как плоской, так и с наличием объемных элементов (ребер жесткости, загибов по краям и т.д.). Крышка может опираться как на существующие элементы конструкции корпуса, так и на специально установленные, например на комингс. Конструкция крышки может быть усилена ребрами жесткости, бимсами и карлингсами, прикрепленными к ней способом, соответствующим применяемой технологии и материалу (сварка, заклепки и т.д.), с целью обеспечения необходимой собственной прочности. Форма крышки зависит от конструктивных особенностей корпуса судна и его форпика. Открывание может быть в сторону как носовой, так и кормовой части судна, либо в сторону одного из бортов. Крышка может быть изготовлена из двух или более частей, открывающихся в соответствующую сторону одновременно или поочередно. Могут быть применены любые подходящие типы уплотнителей, петель, запорных устройств, упоров. Убираемые при трансформации корпуса части переборки и козырька могут быть расположены как по центру, так и у борта судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОРТИВНАЯ ЛОДКА МОШКОНОВА | 1995 |
|
RU2093409C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
МАЛОГАБАРИТНОЕ СУДНО | 1990 |
|
RU2013281C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2019 |
|
RU2721033C1 |
МОТОРНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО КАТАМАРАННОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2575295C2 |
ПЛАВСРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2314966C2 |
СУДНО-СПАСАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2272736C1 |
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2192359C2 |
СУДНО | 2022 |
|
RU2787404C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции корпусов маломерных судов. Корпус маломерного судна (с носовым отсеком-форпиком, закрытым палубой) для обеспечения доступа к багажу или грузу, находящемуся в багажнике-форпике, имеет открывающуюся верхнюю палубу форпика, в опущенном положении обеспечивающую закрытие всей свободной поверхности отсека (являющуюся одновременно и палубой, и крышкой отсека). Технический результат заключается в повышении удобства доступа в носовой отсек-форпик, а также в обеспечении возможности трансформации корпуса маломерного судна. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер | 1923 |
|
SU2003A1 |
ТКАЦКИЙ СТАНОК | 1920 |
|
SU300A1 |
- Л.: Судостроение, 1974, с.80 | |||
US 4979264, 25.12.1990 | |||
US 4763598, 16.08.1988. |
Авторы
Даты
2007-01-10—Публикация
2004-12-10—Подача