СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ВАГОНОМ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЖЕСТКОСТЕЙ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ Российский патент 2007 года по МПК B61K9/08 E01B35/00 

Описание патента на изобретение RU2291803C2

Использование: для измерения жесткостей рельсовых нитей в вертикальной плоскости. Сущность изобретения: способ заключается в том, что при прохождении каждой фиксированной точки колесными парами измерительной тележки измеряют силы, с которыми путеизмерительный вагон воздействует на колеса. Далее при исходно различных статических нагрузках на оси при помощи бесхордового способа [1, 2] двумя колесными парами измеряют вертикальные неровности рельсовых нитей в указанной фиксированной точке. При этом значения вертикальных жесткостей рельсовых нитей получают как отношения разностей сил, действующих на соответствующую (левую или правую) рельсовую нить, к разности вертикальных неровностей соответствующей рельсовой нити в фиксированной точке, а среднюю жесткость рельсового пути в каждой фиксированной точке определяют как среднее арифметическое от вертикальных жесткостей каждой из рельсовых нитей.

Изобретение относится к контролю состояния железнодорожного пути и может быть использовано для оценки и прогноза.

Известен способ определения коэффициента относительной жесткости основания железнодорожного пути и рельса и устройство для его реализации [3], заключающийся в том, что регистрируют сигналы, характеризующие величину прогиба под каждой тележкой вагонов состава, каждый раз определяют по меньшей мере два расстояния между датчиком и опорной точкой ближнего к датчику колеса тележки, при которых наблюдаются нулевые значения прогиба рельса, и по данным о полученных расстояниях при воздействии всех тележек вагонов состава определяют среднее значение и дисперсию коэффициента жесткости.

Недостатком приведенного способа является локальный характер его использования.

Известен способ определения кривизны рельса под нагруженным колесом, изгибающего момента, напряжений от изгиба рельса, относительной жесткости и модуля упругости подрельсового основания [4], заключающийся в том, что определяют относительное перемещение трех точек, расположенных на рабочей поверхности головки рельса, упомянутое перемещение трех точек определяют непосредственно вблизи нагруженного колеса, перемещаемого с заданной скоростью, а кривизну, изгибающий момент и напряжения от изгиба рельса, относительную жесткость и модуль упругости подрельсового основания определяют по соответствующим соотношениям.

Недостатком вышеизложенного способа является низкая точность, обусловленная отсутствием учета динамического взаимодействия пути и подвижного состава (вагона).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ измерения путеизмерительным вагоном жесткости рельсового пути [5], заключающийся в том, что при прохождении фиксированных точек каждой колесной парой путеизмерительного вагона измеряют поперечный уровень рельсовой колеи, одновременно измеряют силы, действующие на буксы соответствующей колесной пары, полученные результаты подставляют в систему уравнений взаимодействия путеизмерительного вагона и рельсового пути при измерении поперечного уровня под каждой колесной парой и определяют среднюю жесткость рельсовой колеи в указанной фиксированной точке и отклонение жесткости каждой из рельсовых нитей от среднего значения жесткости колеи в этой же точке.

Недостатком данного способа является наличие методической погрешности и его реализация требует большего количества датчиков сил, с которыми вагон воздействует на рельсовый путь.

Задачей изобретения является увеличение точности измерения жесткостей рельсовых нитей.

Для решения поставленной задачи в способе измерения путеизмерительным вагоном вертикальных жесткостей рельсовых нитей при помощи бесхордового способа двумя колесными парами измеряют вертикальные неровности рельсовых нитей. Для этого предварительно создаются различные статические нагрузки на оси измерительной тележки. Это позволяет определить вертикальные жесткости рельсовых нитей как отношения разностей сил, действующих на соответствующую (левую или правую) рельсовую нить, к разности вертикальных неровностей соответствующей рельсовой нити в фиксированной точке. При этом среднюю жесткость рельсового пути в каждой фиксированной точке определяют как среднее арифметическое от вертикальных жесткостей каждой из рельсовых нитей.

Обоснование предложенного способа заключается в следующем.

Измеренные величины вертикальных неровностей рельсовых нитей при различных статических нагрузках Fл1, Fп1, Fл2, Fп2 можно представить в виде:

где hлГi, hпГi - вертикальные неровности левой и правой рельсовой нити, определяемые геометрией пути и измеряемые без нагрузки; hлСтi; hпСтi - вертикальные неровности левой и правой рельсовой нити, вызванные статической нагрузкой; hлДi, hпДi - вертикальные неровности левой и правой рельсовой нити, вызванные динамической нагрузкой.

Естественно, что hл1Г=hл2Г (hл1Г=hп2Г). Тогда разность сил, действующих на колеса измерительной тележки, можно представить в виде:

откуда могут быть получены вертикальные жесткости рельсовых нитей

а жесткость рельсовой колеи

Таким образом, решена задача измерения вертикальных жесткостей рельсовых нитей и колеи при измерении сил только на буксах измерительной тележки. Выбор фиксированных точек пути осуществляется при помощи датчика пройденного пути (одометра), шаг которого выбирается кратным межосевым расстояниям тележки.

Литература

1. Патент РФ на изобретение №2242554 "Способ измерения просадки рельсовых нитей"./ A.M.Боронахин, В.И.Гупалов, А.В.Казанцев, С.А.Карпасов, бюл. №35 от 20.12.2004.

2. Патент РФ на изобретение №2242391 "Способ инерциальных измерений неровностей рельсового пути"./ A.M.Боронахин, В.И.Гупалов, А.В.Мочалов, бюл. №35 от 20.12.2004.

3. Патент №2116400 Россия. Способ определения коэффициента относительной жесткости основания железнодорожного пути и рельса и устройство для его реализации./В.П.Григорьев, Г.Н.Дюков, Н.А.Князев, Л.Е.Шейнман (Россия). - Заяв. №96101917/28. Опубл. 27.07.98.

4. Патент №208423 Россия. Способ определения кривизны рельса под нагруженным колесом, изгибающего момента, напряжений от изгиба рельса, относительной жесткости и модуля упругости подрельсового основания./А.Д.Конюхов, В.А.Рейхард, А.А.Нефедов, В.Л.Порошин (Россия). - Заяв. №94015384/28. Опубл. 10.04.98.

5. Патент РФ №2240244 "Способ измерения путеизмерительным вагоном жесткости рельсового пути"./ Боронахин A.M., Гупалов В.И., Мочалов А.В., Казанцев А.В., бюл. №32 от 20.11.2004.

Похожие патенты RU2291803C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ВАГОНОМ БОКОВЫХ (ПОПЕРЕЧНЫХ) ЖЕСТКОСТЕЙ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ 2004
  • Боронахин Александр Михайлович
  • Гупалов Валерий Иванович
  • Филипеня Наталья Сергеевна
RU2291804C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ВАГОНОМ ЖЕСТКОСТИ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2002
  • Боронахин А.М.
  • Гупалов В.И.
  • Казанцев А.В.
  • Мочалов А.В.
RU2240244C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ НЕРОВНОСТЕЙ (РИХТОВКИ) И КРИВИЗНЫ В ПЛАНЕ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ 2004
  • Боронахин Александр Михайлович
  • Гупалов Валерий Иванович
  • Шалагина Екатерина Алексеевна
RU2276216C2
СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ НЕРОВНОСТЕЙ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2002
  • Боронахин А.М.
  • Гупалов В.И.
  • Мочалов А.В.
RU2242391C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОСАДКИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ 2003
  • Боронахин А.М.
  • Гупалов В.И.
  • Казанцев А.В.
  • Карпасов С.А.
RU2242554C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ДАТЧИКА ПРОЙДЕННОЙ ДИСТАНЦИИ 2003
  • Боронахин А.М.
  • Гупалов В.И.
  • Казанцев А.В.
RU2243505C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2008
  • Ромен Юрий Семёнович
  • Клебанов Яков Мордухович
  • Бородин Владимир Сергеевич
  • Гасанов Александр Искендерович
RU2394120C2
Способ оценки состояния железнодорожного пути с использованием электронной вычислительной машины (эвм) и измерительных устройств,смонтированых в путеизмерительном вагоне 1976
  • Вериго Михаил Феликсович
  • Щекотков Юрий Михайлович
  • Ромен Юрий Семенович
  • Гасанов Александр Искандерович
SU618476A1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ГИРОВЕРТИКАЛЕЙ УСЕЧЕННОГО СОСТАВА 2002
  • Боронахин А.М.
  • Гупалов В.И.
  • Мочалов А.В.
RU2253091C2
Способ оценки динамической жёсткости рельсового пути и устройство для его реализации 2019
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Орленко Алексей Иванович
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Большаков Роман Сергеевич
  • Елисеев Андрей Владимирович
RU2731163C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ВАГОНОМ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЖЕСТКОСТЕЙ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ

Изобретение относится к способу измерения путеизмерительным вагоном вертикальных жесткостей рельсовых нитей. Способ измерения путеизмерительным вагоном вертикальных жесткостей рельсовых нитей заключается в том, что при прохождении каждой фиксированной точки колесными парами измерительной тележки измеряют силы, с которыми путеизмерительный вагон воздействует на колеса. При исходно различных статических нагрузках на оси при помощи бесхордового способа двумя колесными парами измеряют вертикальные неровности рельсовых нитей. Значения вертикальных жесткостей рельсовых нитей получают как отношения разностей сил, действующих на соответствующую (левую или правую) рельсовую нить, к разности вертикальных неровностей соответствующей рельсовой нити в фиксированной точке. Среднюю жесткость рельсового пути в каждой фиксированной точке определяют как среднее арифметическое от вертикальных жесткостей каждой из рельсовых нитей. В результате увеличивается точность измерения жесткостей рельсовых нитей. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 291 803 C2

1. Способ измерения путеизмерительным вагоном вертикальных жесткостей рельсовых нитей, заключающийся в том, что при прохождении каждой фиксированной точки колесными парами измерительной тележки измеряют силы, с которыми путеизмерительный вагон воздействует на колеса, отличающийся тем, что при исходно различных статических нагрузках на оси при помощи бесхордового способа двумя колесными парами измеряют вертикальные неровности рельсовых нитей, при этом значения вертикальных жесткостей рельсовых нитей получают как отношения разностей сил, действующих на соответствующую (левую или правую) рельсовую нить, к разности вертикальных неровностей соответствующей рельсовой нити в фиксированной точке, а среднюю жесткость рельсового пути в каждой фиксированной точке определяют как среднее арифметическое от вертикальных жесткостей каждой из рельсовых нитей.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что статическую нагрузку на оси измерительной тележки принудительно делают различной.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что шаг датчика пройденного пути выбирают кратным расстояниям между колесными парами путеизмерительного вагона.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291803C2

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ВАГОНОМ ЖЕСТКОСТИ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2002
  • Боронахин А.М.
  • Гупалов В.И.
  • Казанцев А.В.
  • Мочалов А.В.
RU2240244C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ РЕЛЬСОВ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 1998
  • Конюхов А.Д.
  • Коган А.Я.
  • Сасковец В.М.
RU2143359C1
Устройство для определения сопротивления горизонтальным и вертикальным нагрузкам железнодорожного пути 1990
  • Волков Леонид Петрович
  • Поздняков Борис Иванович
  • Пирожков Сергей Ахтянович
SU1791503A1
ОСЕРАДИАЛЬНАЯ ТУРБИНА 1992
  • Воеводин Н.Н.
  • Пономарев С.Н.
RU2005891C1

RU 2 291 803 C2

Авторы

Боронахин Александр Михайлович

Гупалов Валерий Иванович

Филипеня Наталья Сергеевна

Даты

2007-01-20Публикация

2004-12-23Подача