УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ РЕЛЬСОВ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Российский патент 1999 года по МПК B61K9/08 

Описание патента на изобретение RU2143359C1

Изобретение относится к отрасли железнодорожного транспорта и, в частности, к контролю состояния железнодорожного пути, может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины.

Известны устройства для определения кривизны рельса и рельсового полотна при помощи измерения расстояния от двух или трех точек, лежащих в одном продольном сечении, до некоторой базовой линии или при помощи измерения угла между касательными в двух близких точках поверхности.

Например, авторское свидетельство N 787542 "Измерительное устройство машин для выправки железнодорожного пути", авторское свидетельство N 523972 "Устройство управления исполнительным органом путевой машины, авторское свидетельство N 1227762 "Устройство для определения просадки железнодорожного полотна", авторское свидетельство N 914697 "Устройство для автоматического определения продольного профиля железнодорожного пути", авторское свидетельство N 970077 "Устройство для измерения кривизны рельса".

Известны также устройства для определения кривизны рельсовой нити и управления рабочими органами путевой машины, а также контроля состояния отремонтированного пути, для чего вдоль неотрихтованного пути впереди машины перемещают сочлененные между собой равные друг другу хорды, записывают их взаимное относительное положение в горизонтальной плоскости, характеризующее состояние пути, преобразуют измерение в пропорциональные импульсы и подают их с опозданием по времени, равном продолжительности прохода машиной участка пути в одну хорду, на исполнительный рихтующий орган для обработки, а с помощью третьей хорды осуществляют непрерывный контроль сдвижки отремонтированного пути в исходное положение.

Например, авторское свидетельство N 523972 "Устройство управления исполнительным органом путевой машины".

Из известных устройств для измерения кривизны рельса под нагруженным колесом наиболее близким по технической сущности является Устройство для измерения деформации рельсов в вертикальной плоскости, содержащее связанные жесткой тягой измерительные тележки, на рамах которых жестко закреплены оси крайних колес, контактирующих с головками рельсов обеих ниток рельсового пути, на одной из тележек установлены измерительные элементы, связанные со средними колесами, контактирующими с головками рельсов и расположенными на подвижных осях ("Измерительные тележки для проверки состояния железнодорожного пути", патент США N 4442709, E 01 B 35/00, опубликованный 17.04.84).

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является обеспечение возможности измерения упругой деформации (прогиба) рельса под колесной нагрузкой, величина которого пропорциональна величине изгибных напряжений в подошве. Обнаружение сечений рельсовой плети с повышенным уровнем изгибных напряжений позволяет предотвратить изломы рельсов под поездами из-за возникновения коррозионно-усталостных трещин в подошве.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для измерения деформации рельсов в вертикальной плоскости, содержащем связанные жесткой тягой измерительные тележки, на рамках которых жестко закреплены оси крайних колес, контактирующих с головками рельсов обеих ниток рельсового пути, на одной из тележек установлены измерительные элементы, связанные со средними колесами, контактирующими с головками рельсов и расположенными на подвижных осях, другая измерительная тележка включают в себя средние колеса, установленные на подвижных осях и связанные с соответствующими измерительными элементами, установленными на ее раме, при этом первая измерительная тележка вмонтирована в тележку вагона, передающего нагрузку колеса на рельс, приводящего к деформации рельса в вертикальной плоскости, вторая расположена вне зоны деформации, а измерительные элементы оборудованы упорами для установки нулевого положения и магнитными катушками для фиксации измерительных элементов в нулевом положении при проверке его в процессе движения.

Крайние колеса оборудованы отметчиком оборотов.

В частном случае выполнения в качестве средних колес первой измерительной тележки могут быть использованы колеса тележки вагона. Среднее колесо второй измерительной тележки расположено так, что такое же как расстояние от крайних колес точки контакта с головкой рельса колеса тележки вагона, использованного в качестве среднего колеса первой измерительной тележки.

Сущность изобретения поясняется чертежами, приведенными на фиг. 1 и фиг. 2. На фиг. 1 изображен общий вид устройства. На фиг. 2 дана схема стрел прогибов и соответствующие им эпюры изгибающих моментов для различных значений относительной жесткости подрельсового основания и рельсов (p): 1 - 0,015; 2 - 0,01; 3 - 0,0075; 4 - 0,006; 5 - 0,004; б - балка на двух опорах с пролетом 3700 мм.

Устройство для измерения деформации рельсов в вертикальной плоскости содержит две измерительные тележки, одна из которых (I) вмонтирована в тележку грузового полувагона и находится в зоне деформации рельса под колесной нагрузкой, а вторая такая же тележка (II) находится вне этой зоны, между тележками полувагона. Каждая измерительная тележка имеет четыре колеса (3), закрепленных на жесткой раме (4) и образующих базу измерения. Цилиндрическая поверхность катания базовых колес и среднего ролика обеспечивает минимальное побочное влияние поперечных перемещений тележки. В центре базы измерения расположен средний ролик (5), ось которого подпружинена. На раме тележки закреплены прогибомеры и винты с контргайкой, служащие для установки нулевого положения прогибомера, а также магнитная катушка, позволяющая прижимать прогибомер к упору и проверять нулевое положение в процессе движения. Тележки связаны жесткой тягой (6), фиксирующей их взаимное расположение.

Измерительные тележки перемещаются по головкам рельсов в каждой нитке рельсовой колеи. Одна тележка измеряет упругие прогибы и неровности поверхности катания вблизи колесной нагрузки, а вторая только неровности поверхности катания, поскольку расположена вне зоны упругой деформации рельса от колесной нагрузки.

Сигналы от прогибомеров и отметчика оборотов колеса фиксируются с помощью регистрирующей аппаратуры, состоящей из усилителя, магнитографа, самопишущего прибора или ЭВМ. Разность между величиной перемещений, зафиксированных на первой и второй тележках, взятая относительно нулевого положения, характеризует упругий прогиб рельса под колесной нагрузкой. Перед монтажом измерительных тележек на полувагоне их поочередно устанавливают на одно и то же место пути с ровной (без волнообразного износа и стыков) поверхностью катания для проверки нулевого положения и закрепления упоров прогибомеров. После закрепления нулевого положения упоров производят монтаж измерительных тележек под полувагоном и подсоединение датчиков прогибомеров к усилителю и регистрирующей аппаратуре (магнитографу, самопишущему прибору или ЭВМ), установленной в вагоне-лаборатории. По завершении монтажа измерительных тележек под полностью загруженным полувагоном проводят тарировку датчиков прогибомеров с помощью шаблонов толщиной 1,0 - 6,0 мм.

После установки нуля, монтажа измерительных тележек под загруженным полувагоном с осевой нагрузкой 24 т (максимально допустимой) и тарировки датчиков прогибомеров формируют сцеп, состоящий из локомотива, вагона-лаборатории и полвагона, оборудованного измерительными тележками.

Измерения деформации рельсов в вертикальной плоскости проводят в процессе движения полностью загруженного полувагона по рельсовой колее. На регистрирующей аппаратуре задействуют 5 дорожек (по две на каждой рельсовой нити и одна для фиксации оборотов колеса).

Из двух дорожек на каждой рельсовой нити одна регистрирует прогиб и неровности поверхности катания головки рельса в зоне деформации пути под тележкой загруженного полувагона, а вторая только неровности поверхности катания головки рельса. Поскольку одно и то же сечение рельсовой нити измерительные тележки проходят со сдвижкой по времени (в зависимости от скорости движения), чтобы вычислить разность двух записей и выделить прогиб рельса под колесной нагрузкой, исключив влияние неровностей, магнитные записи оцифровывали и по специально разработанной программе обрабатывали на ЭВМ.

Программа обработки включала получение разности показанный прогибомеров в каждом сечении рельсовых нитей обследуемого участка, выделение сечений, соответствующих максимальным прогибам под колесной нагрузкой и привязку этих сечений по длине пути.

Рассматривая рельс как балку на упругом основании, по величине прогиба определяли напряжения в подошве и опасные сечения рельсовых плетей, в которых высока опасность излома из-за появления коррозионно-усталостных трещин в подошве.

Испытания устройства в эксплуатации проведены на участке Семибратово-Ростов Ярославской Северной ж.д. (нечетное направление). Результаты обследования после обработки на ЭВМ представлены в виде таблицы, в которой указано положение опасных сечений (километр, пикет, шпала). Предложенное устройство доведено до промышленного внедрения.

Похожие патенты RU2143359C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИВИЗНЫ РЕЛЬСА ПОД НАГРУЖЕННЫМ КОЛЕСОМ, ИЗГИБАЮЩЕГО МОМЕНТА, НАПРЯЖЕНИЙ ОТ ИЗГИБА РЕЛЬСА, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ И МОДУЛЯ УПРУГОСТИ ПОДРЕЛЬСОВОГО ОСНОВАНИЯ 1994
  • Конюхов А.Д.
  • Рейхарт В.А.
  • Нефедов А.А.
  • Порошин В.Л.
RU2108423C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НЕРОВНОСТЕЙ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 1997
  • Белоусов В.Н.
  • Кудрявцев Н.Н.
  • Ромен Ю.С.
  • Черкашин Ю.М.
RU2134319C1
ПУТЬ НА КРИВОЛИНЕЙНОМ УЧАСТКЕ 1990
  • Порошин В.В.
RU2011724C1
УПРУГИЙ УПОР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Никишин В.З.
  • Сушков Н.И.
  • Старшов И.П.
  • Гора В.В.
  • Толкачев В.Н.
  • Наркевич О.Ю.
RU2207278C2
Способ оценки напряженно-деформированного состояния пути 2017
  • Коган Александр Яковлевич
  • Суслов Олег Александрович
  • Кажаев Александр Николаевич
RU2659365C1
Способ оценки состояния железнодорожного пути с использованием электронной вычислительной машины (эвм) и измерительных устройств,смонтированых в путеизмерительном вагоне 1976
  • Вериго Михаил Феликсович
  • Щекотков Юрий Михайлович
  • Ромен Юрий Семенович
  • Гасанов Александр Искандерович
SU618476A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ 1991
  • Шевандин М.А.
  • Сучилин Г.П.
  • Дегтярев В.О.
RU2017641C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА 1991
  • Грачева Л.О.
  • Хамоев А.Д.
  • Двухглавов В.А.
RU2047521C1
УСТРОЙСТВО ОПИРАНИЯ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ВАГОНА 1990
  • Дроздов Е.А.
  • Михалевич М.П.
RU2043939C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ ТЕЛЕЖКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КУЗОВА ВАГОНА 2002
  • Заверталюк А.В.
RU2247953C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 143 359 C1

Реферат патента 1999 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ РЕЛЬСОВ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Изобретение относится к отрасли железнодорожного транспорта, в частности к области контроля состояния железнодорожного пути, и может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины. Устройство содержит раму с закрепленными на ней измерительными элементами. Рамы с измерительными элементами установлены на измерительных тележках. Крайние колеса тележек находятся на осях, жестко закрепленных на раме, и контактируют с головками рельсов обеих ниток рельсового пути. Средние колеса измерительных тележек расположены на подвижных осях и связаны с измерительными элементами. Одна измерительная тележка вмонтирована в тележку грузового вагона, передающего нагрузку колеса на рельс, приводящую к деформации рельса в вертикальной плоскости. Вторая измерительная тележка расположена вне зоны деформации. Измерительные элементы оборудованы упорами и магнитными катушками. Измерительные тележки связаны жесткой тягой. В качестве средних колес первой измерительной тележки могут быть использованы колеса тележки вагона. Техническим результатом является обеспечение возможности измерения прогиба рельса под колесной нагрузкой, величина которого пропорциональна величине изгибных напряжений в подошве. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 143 359 C1

1. Устройство для измерения деформации рельсов в вертикальной плоскости, содержащее связанные жесткой тягой измерительные тележки, на рамах которых жестко закреплены оси крайних колес, контактирующих с головками рельсов обеих ниток рельсового пути, на одной из тележек установлены измерительные элементы, связанные со средними колесами, контактирующими с головками рельсов и расположенными на подвижных осях, отличающееся тем, что другая измерительная тележка включает в себя средние колеса, установленные на подвижных осях и связанные с соответствующими измерительными элементами, установленными на ее раме, при этом первая измерительная тележка вмонтирована в тележку вагона, передающего нагрузку колеса на рельс, приводящую к деформации рельса в вертикальной плоскости, вторая расположена вне зоны деформации, а измерительные элементы оборудованы упорами для установки нулевого положения и магнитными катушками для фиксации измерительных элементов в нулевом положении при проверке его в процессе движения. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве средних колес первой измерительной тележки использованы колеса тележки вагона.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2143359C1

US 4442709 A 17.04.84
Устройство для измерения положения железнодорожного пути 1979
  • Ромоло Панетти
SU1105124A3
Устройство контроля ширины колеи железнодорожного пути 1990
  • Матанцев Александр Иванович
  • Бутаков Владимир Дмитриевич
  • Переседов Юрий Сергеевич
  • Володин Евгений Михайлович
SU1783023A1
Передвижное устройство для определения положения рельсовой нити в вертикальной плоскости 1973
  • Франц Плассер
  • Езеф Тойрер
  • Франц Эгльсеер
SU574165A3
Устройство для контроля положения железнодорожного пути 1976
  • Иванов Евгений Иванович
  • Юдин Борис Александрович
  • Ершова Кира Борисовна
  • Кондрашов Игорь Викторович
SU569681A1
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1
ИММУНОМОДУЛИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО 1995
  • Ласкавый Владислав Николаевич
  • Рыбин Владимир Васильевич
RU2077882C1

RU 2 143 359 C1

Авторы

Конюхов А.Д.

Коган А.Я.

Сасковец В.М.

Даты

1999-12-27Публикация

1998-04-10Подача