ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК F02M25/12 F02N17/00 

Описание патента на изобретение RU2291979C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве дизельных двигателей и подготовке водотопливных смесей.

Известен двигатель внутреннего сгорания с топливной системой, которая дополнительно содержит предпусковой подогреватель [1]. Недостатком известного устройства является неполное сгорание топлива при больших расходах и форсированных режимах, а также трудности запуска двигателя при низких температурах.

Наиболее близким к заявленному решению является известная топливная система дизельного двигателя [2], содержащая топливный бак, фильтр, насос, трубопровод, предпусковой подогреватель двигателя, форсунку, которая закреплена на головке блока цилиндров, и активаторы дизельного топлива, топливопровод с байпасной линией, регулирующим клапаном на участке перед форсункой, с дополнительной байпасной линией, содержащей обратный клапан и вставку с высоковольтными электродами, причем внутренняя геометрия вставки спрофилирована в виде параболоида вращения.

Недостатком известного устройства является малая эффективность нагрева топливной смеси при запуске дизельного двигателя.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение гарантированного запуска дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды за счет эффективного нагрева топливной смеси при впрыске в момент запуска.

Поставленная задача решается следующим образом: в топливную систему дизельного двигателя, которая содержит топливный бак, фильтр, насос, предпусковой подогреватель двигателя, форсунку, которая закреплена на головке блока цилиндров, активаторы дизельного топлива топлипровода с байпасной линией, дополнительную байпасную линию с вставкой, имеющей внутреннюю геометрию в виде параболоида вращения, содержащей высоковольтные электроды, и регулирующим клапаном на участке перед форсункой, в дополнительную байпасную линию входят дозирующий клапан, выполненный совместно с вставкой, которая закреплена на головке блока, причем на внешней стороне клапана размещено устройство, выполненное в виде герметичной оболочки, разделенной перегородкой на две секции, в одной секции размещен гидрид металла, а в другой секции - насос для подачи водорода в зону впрыска, при этом перегородка имеет окно из палладиевого сплава, в первой секции у гидрида металла и окна в перегородке размещены нагреватели, во второй - установлен насос, снабженный трубопроводом для подачи водорода, оканчивающимся в зоне впрыска дозирующего клапана и герметизируемым в паузах между впрысками дизельного топлива иглой, имеющей кинематическую связь с насосом для подачи водорода в зону впрыска.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, заключается в гарантированном запуске дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды за счет образования при электрическом взрыве в топливной смеси атомарного водорода, который при рекомбинации и образовании молекулярного водорода обеспечивает эффективный разогрев паров дизельного топлива по всем рабочем объеме цилиндра по уравнению:

2Н→Н2+22×105 кДж/кг.

При рекомбинации атомарного водорода выделяется в 17 раз больше тепла, чем при сжигании молекулярного водорода [3, стр.88]

На фиг.1 представлена топливная система дизельного двигателя, на фиг.2 представлен дозирующий клапан.

Предлагаемая топливная система дизельного двигателя содержит топливный бак, фильтр, насос, предпусковой подогреватель двигателя, активаторы дизельного топлива, которые на фиг.1 и 2 не показаны. Кроме этого, система содержит форсунку 1, которая закреплена на головке блока 2 цилиндров, активатор 3, топливопровод 4, который снабжен на участке перед форсункой основной байпасной линией 5 и дополнительной байпасной линией 6, в месте включения которых в топливопровод 4 установлен регулирующий клапан 7. В дополнительную байпасную линию 6 включена вставка с высоковольтными электродами 19, которая закреплена на головке блоке 2 цилиндров и примыкает к камере сгорания 9, в дополнительную байпасную линию встроен дозирующий клапан 10, соединенный с вставкой 8 последовательно. На внешней стороне дозирующего клапана 10 размещают устройство, которое выполнено в виде герметичной оболочки 11, разделенной перегородкой 12 на две секции, в первой секции размещен гидрид металла 13, а во второй секции - насос 14 для подачи водорода в зону впрыска, причем перегородка 12 имеет окно 15, закрытое пластиной из палладиевого сплава, для функционирования устройства в оболочке 11 размещаются нагреватели 16, один - в зоне у гидрида металла 13, другой - в зоне пластины окна 15. Во второй секции размещен насос 14 с трубопроводом 17 для подачи водорода, оканчивающимся в зоне впрыска дозирующего клапана 10 и герметизируемым иглой 18 в паузах между впрысками дизельного топлива. Игла 18 имеет кинематическую связь с насосом 14 для подачи водорода в зону впрыска. Вставка 8 снабжена высоковольтными электродами 19 (фиг.1).

Топливная система дизельного двигателя работает следующим образом. В месте включения дополнительной байпасной линии 6 к основному топливопроводу 4 находится регулирующий клапан 7, который устанавливают в положение "открыто" для дополнительной байпасной линии 6 и "закрыто" для всех остальных магистралей (топливопровода 4 и основной байпасной линии 5). Затем нагревателем 16 герметичный объем с гидридом металла 13 и окно 15 с пластиной из палладиевого сплава нагревают до температуры 400-420°С, при которой происходит эффективное выделение водорода и транспортировка его из герметичного объема 11 с гидридом металла 13 (из первой секции) в герметичную оболочку (во вторую секцию) с насосом 14 для подачи водорода в зону впрыска. При этом разность давлений водорода в них должна составить не менее 0,13 МПа для осуществления эффективной диффузии водорода сквозь пластину из палладиевого сплава [3, стр.505]. До запуска дизельного двигателя давление в секции с насосом 14 для подачи водорода должно составлять около 0,15 МПа, так как при меньшем давлении при расходе водорода при запуске происходит диффузионное насыщение герметичной оболочки (секция 2) парами дизельного топлива. Через трубопровод 17, оканчивающийся в зоне впрыска дозирующего клапана 10, осуществляется подача водорода при открытой игле 18 дозирующего клапана 10 в зону впрыска, что также снимает диффузионное насыщение герметичной оболочки (секция 2) парами дизельного топлива. При этом при достижении рабочего давления в дизельном топливе игла 18 дозирующего клапана 10 разгерметизирует зону впрыска, обеспечивая при этом впрыск дизельного топлива, его перемешивание с водородом и подачу горючей смеси на вставку с высоковольтными электродами 8. Далее подают постоянное высокое напряжение на высоковольтные электроды 19 вставки 8 синхронно с впрыском дизельного топлива. Согласно устройству вставки 8 на основе (при электрическом взрыве) эффекта Юткина, в месте соединения топливопровода 4 с байпасными линиями 5 и 6 непосредственно перед форсункой создается регулируемый электрогидравлический удар, резко повышающий давление в топливе. На этом участке топливопровода формируется кумулятивная струя за счет внутренней геометрии вставки 8 (параболоид вращения), обеспечивающая эффективное распыление дизельного топлива. Для эффективной работы вставки 8 функцию обратного клапана выполняет дозирующий клапан 10, обеспечивающий эффективную подачу дизельного топлива и герметизацию внутренней полости вставки 8 при электрогидравлическом ударе. После запуска двигателя регулирующий клапан 7 ставится в положение "открыто" для топливопровода 4 и "закрыто" для байпасных линий 5 и 6.

Величина электрогидравлического удара может быть регулирована и зависит, в частности, от площади электродов, расстояния между ними, величины длительности и формы импульса подаваемого на них напряжения и т.д. В реальной конструкции целесообразно варьировать величиной длительности и формой импульса подаваемого на них напряжения. Блок электроники на фиг.1 условно не показан и может быть выполнен, например, в виде различных типовых электронных устройств, преобразующих в момент запуска двигателя постоянное напряжение требуемой величины и формы.

Согласно предлагаемому устройству гарантированный запуск дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды осуществляют за счет образования при электрическом взрыве в топливной смеси атомарного водорода при диссоциации молекулярного водорода в атомарный, и разогрев продуктов впрыска при рекомбинации атомарного водорода в молекулярный по уравнению

2H→H2+22×105 кДж/кг.

Это позволяет сделать вывод о том, что заявленное устройствосоответствует критерию новизны и изобретательскому уровню.

Отметим, что гидриды металлов являются эффективными аккумуляторами водорода. В частности, гидрид лития, 1 см которого содержит 6100 см3 водорода [3], что позволяет использовать его при запуске дизельных двигателей с возможностью периодической замены используемых объемов гидрида металла на новые.

Существенным преимуществом заявленного устройства является наличие окна, закрытого пластиной из палладиевого сплава, расположенного на перегородке между первой и второй секциями герметичного объема. Пластина из палладиевого сплава обеспечивает подачу водорода из первой секции во вторую секцию герметичного объема без посторонних примесей (например, кислорода), одновременно повышая пожаробезопасность всего устройства и препятствуя диффузионному насыщению парами дизельного топлива гидрида металла.

Техническая возможность применения гидрида металла в качестве источника водорода как топлива для двигателей внутреннего сгорания известна [3, стр.536]. Недостатком однако является утяжеление конструкции автомашины примерно на 200 кг. В заявленном техническом решении предлагается использовать водород только при запуске двигателя, для этого достаточно использовать 200-250 г гидрида лития для запуска дизельного двигателя при отрицательных температурах окружающей среды.

Источники информации

Патент РФ №2172424. Топливная система дизельного двигателя,

по заявке №990127841, дата поступления 30.12.1999 г., приоритет от 30.12.1999 г., зарегистрирован в гос. реестре изобретений РФ г. Москва, 20 августа 2001 г. Авторы: А.А.Скрипкин, В.П.Шумарин, А.И.Коблов.

Патент РФ №2216643. Топливная система дизельного двигателя, по заявке №2002102517, дата поступления 28.01.2002 г., приоритет от 28.01.2002 г., зарегистрирован в гос. реестре изобретений РФ г.Москва, 20 ноября 2003 г. Авторы: А.А.Скрипкин, В.П.Шумарин, А.И.Коблов.

Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: Справ. Изд. / Д.Ю.Гамбурга, к.т.н., Н.Ф.Дубовкина и др; Под редакцией Д.Ю.Гамбурга, к.т.н., Н.Ф.Дубовкина - М.: Химия, 1989.

Похожие патенты RU2291979C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Шумарин Виктор Прокофьевич
  • Скрипкин Александр Александрович
RU2452866C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Шумарин В.П.
  • Скрипкин А.А.
  • Коблов А.И.
  • Денисов А.А.
RU2239719C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Шумарин В.П.
  • Скрипкин А.А.
  • Коблов А.И.
  • Денисов А.А.
RU2216643C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Шумарин В.П.
  • Скрипкин А.А.
  • Коблов А.И.
  • Денисов А.А.
RU2172424C1
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2566847C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ И СИСТЕМА ПОДАЧИ ЕЕ В ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Чесноков Борис Павлович
  • Севостьянов Владимир Петрович
  • Озерский Владимир Михайлович
  • Немченко Владимир Иванович
  • Кузин Станислав Георгиевич
  • Кирюшатов Александр Иванович
  • Вайцуль Александр Николаевич
RU2099575C1
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2558741C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Макаров В.В.
  • Лукашов В.С.
  • Овчинников Н.П.
RU2037068C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Алексеев Юрий Сергеевич
  • Малахов Виктор Николаевич
  • Межуев Николай Николаевич
  • Нода Александр Алексеевич
  • Свириденко Николай Федорович
  • Сенькин Владимир Сергеевич
  • Яблуновский Александр Терентьевич
RU2141053C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА И ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕМПЕРАТУР ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ 2014
  • Подопросветов Анатолий Васильевич
  • Бубнов Владимир Михайлович
  • Кочетков Александр Николаевич
  • Плеханов Сергей Александрович
RU2569800C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 291 979 C1

Реферат патента 2007 года ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливным системам дизелей. Изобретение позволяет обеспечить гарантированный запуск дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды. Топливная система дизельного двигателя содержит топливный бак, фильтр, насос, предпусковой подогреватель двигателя, форсунку, закрепленную на головке блока цилиндров, активаторы дизельного топлива, топливопровод с байпасной линией, дополнительную байпасную линию с вставкой, имеющей внутреннюю геометрию в виде параболоида вращения, и регулирующим клапаном, расположенным на участке перед форсункой. В дополнительную байпасную линию вводят дозирующий клапан, выполненный совместно с вставкой, которая закреплена на головке блока. На внешней стороне дозирующего клапана размещено устройство, выполненное в виде герметичной оболочки, разделенной перегородкой на две секции. В одной секции размещают гидрид металла, а в другой секции - насос для подачи водорода в зону впрыска. Перегородка имеет окно из палладиевого сплава. В первой секции у гидрида металла и окна в перегородке размещены нагреватели. Во второй секции установлен насос, снабженный трубопроводом для подачи водорода, оканчивающимся в зоне впрыска дозирующего клапана и герметизируемым в паузах между впрысками дизельного топлива иглой, имеющей кинематическую связь с насосом для подачи водорода в зону впрыска. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 291 979 C1

Топливная система дизельного двигателя, содержащая топливный бак, фильтр, насос, предпусковой подогреватель двигателя, форсунку, которая закреплена на головке блока цилиндров, активаторы дизельного топлива, топливопровод с байпасной линией, дополнительную байпасную линию с вставкой, имеющей внутреннюю геометрию в виде параболоида вращения, и регулирующим клапаном, расположенным на участке перед форсункой, отличающаяся тем, что в дополнительную байпасную линию вводят дозирующий клапан, выполненный совместно с вставкой, которая закреплена на головке блока, причем на внешней стороне дозирующего клапана размещено устройство, выполненное в виде герметичной оболочки, разделенной перегородкой на две секции, в одной секции размещают гидрид металла, а в другой секции - насос для подачи водорода в зону впрыска, при этом перегородка имеет окно из палладиевого сплава, у гидрида металла и окна в перегородке размещены нагреватели, а во второй секции установлен насос, снабженный трубопроводом для подачи водорода, оканчивающимся в зоне впрыска дозирующего клапана и герметизируемым в паузах между впрысками дизельного топлива иглой, имеющей кинематическую связь с насосом для подачи водорода в зону впрыска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291979C1

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Шумарин В.П.
  • Скрипкин А.А.
  • Коблов А.И.
  • Денисов А.А.
RU2216643C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Шумарин В.П.
  • Скрипкин А.А.
  • Коблов А.И.
  • Денисов А.А.
RU2239719C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИСАДКИ ВОДОРОДА В ТОПЛИВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Тимофеев В.Н.
  • Тузов Л.В.
  • Данилов И.П.
  • Алатырев М.С.
  • Ильгачев А.Н.
  • Кузьмин А.К.
  • Тимофеев Д.В.
  • Шалунова Н.Б.
RU2168649C1
Устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Беляков Сергей Юрьевич
  • Лебедь Николай Григорьевич
  • Тимошевский Борис Георгиевич
SU1703843A1
JP 60079156 A, 04.05.1985
JP 63038676 A, 19.02.1988
Способ работы дизеля 1981
  • Иванов Игорь Алексеевич
SU1006791A1

RU 2 291 979 C1

Авторы

Краюхин Валентин Иванович

Шумарин Виктор Прокофьевич

Скрипкин Александр Александрович

Коблов Александр Иванович

Денисов Александр Александрович

Даты

2007-01-20Публикация

2005-08-09Подача