Изобретение относится к охранной технике и может быть использовано для различных объектов, в том числе в противоугонных системах, устанавливаемых на рулевом валу транспортного средства для блокировки его в повернутом положении.
Известны замковые устройства для запирания или блокировки рулевого управления транспортного средства, например, по патентам РФ №2232087, №2002106291, №2209147, №92007812, кл. B 60 R 25/02.
Недостатком таких устройств является недостаточная степень их защиты от взлома злоумышленниками, технология которого постоянно совершенствуется, и неудобства в установке и обслуживании.
Известен замок противоугонного устройства по патенту РФ №2170799, кл. Е 05 В 65/12, Е 05 В 35/04, содержащий разъемный корпус, состоящий из двух охватывающих блокируемый элемент частей, соединенных винтами, головки которых выполнены утопленными в одной из частей корпуса и защищены от отвинчивания съемным засовом, зафиксированным в Т-образном пазу корпуса с помощью подпружиненной защелки, размещенной в углублении засова и в ответном углублении, выполненном на корпусе, а также механизм вывода защелки из углубления в корпусе с элементом секретности и съемным ключом, который принят нами за ближайший аналог.
Недостатками данного замка являются:
1. Недостаточная степень защиты от взлома злоумышленниками, технология которого постоянно совершенствуется, что обусловлено возможностью вскрытия его путем отжима защелки узкой пластинкой, вставляемой в зазор Т-образного паза между засовом и корпусом, а также путем высверливания отверстий с наружной стороны засова или воздействия на защелку созданием разрежения воздуха в полости засова.
2. Неудобства в эксплуатации, связанные с отсутствием рукоятки у засова и места постоянного размещения снятого засова при движении транспортного средства.
3. Недостаточные меры безопасности эксплуатации, обусловленные отсутствием фиксации снятого засова в пространстве салона, что может привести к травме от него в случае его неконтролируемого перемещения в экстремальных ситуациях.
Задачей технического решения является повышение степени защиты от взлома злоумышленниками и улучшение условий эксплуатации замка противоугонного устройства.
Технический результат достигается тем, что в замке противоугонного устройства, содержащем разъемный корпус, состоящий из двух охватывающих блокируемый элемент частей, соединенных винтами, головки которых выполнены утопленными в одной из частей корпуса и защищены от отвинчивания съемным засовом, зафиксированным в Т-образном пазу корпуса с помощью подпружиненной защелки, размещенной в углублении засова и в ответном углублении, выполненном на корпусе, а также механизм вывода защелки из углубления в корпусе с элементом секретности и съемным ключом, механизм вывода защелки из углубления в корпусе выполнен в виде коромысла, имеющего бочкообразное утолщение в центральной части, и цилиндрового замкового устройства с кулачком, который одним из торцов взаимодействует с цилиндровым замковым устройством, а на противоположном торце снабжен спиральным пазом, углубления под защелку в корпусе и в засове выполнены со стенками, перпендикулярными к плоскости прилегания засова к корпусу, в засове выполнено пересекающееся с углублением под защелку продольное ступенчатое отверстие, на боковой поверхности защелки выполнена выемка, цилиндровое замковое устройство с кулачком размещены в первой ступени продольного ступенчатого отверстия, выходящей на внешний торец засова, а коромысло размещено во второй ступени с обеспечением подвижного сопряжения утолщенной бочкообразной части со стенками отверстия, при этом один из концов коромысла размещен в выемке на боковой стороне защелки, другой конец коромысла сопряжен со спиральным пазом кулачка, а на стороне корпуса, обращенной к засову со стороны ввода в Т-образный паз, выполнена заходная фаска; углубление в корпусе под защелку выполнено с глубиной, превышающей максимальную величину радиального люфта конца коромысла в спиральном пазу кулачка механизма вывода защелки; на боковых сторонах защелки, в части, входящей в углубление в корпусе, а также на ответных им стенках углубления в корпусе выполнены канавки; кулачок механизма вывода защелки из углубления в корпусе дополнительно снабжен подшипниковой втулкой, выполненной с плоским донышком со стороны, прилегающей к плоскости перехода между ступенями отверстия в засове, в донышке подшипниковой втулки выполнено сквозное отверстие для прохождения конца коромысла, сопряженного с кулачком; отверстие во втулке выполнено в форме радиального паза; на поверхности засова, обращенной к корпусу, выполнено отверстие, выходящее внутрь второй ступени продольного отверстия; на торце защелки, обращенном к корпусу, выполнено сквозное отверстие; на дне углубления в засове под защелку с пружиной дополнительно установлена круглая пластинка из высокопрочного и твердого материала; засов со стороны цилиндрового замкового устройства оснащен рукояткой в виде оболочки из полимерного материала; рукоятка выполнена с продольным оребрением и кольцевым буртиком; замок противоугонного устройства снабжен держателем для хранения засова в демонтированном состоянии, выполненным в виде корпуса, закрепленого в доступном месте салона транспортного средства, в котором выполнено продольное сквозное отверстие - ложемент; внутри отверстия - ложемента выполнен выступ, продольные стенки которого образуют двугранный угол, на одной из стенок выступа выполнены заходная фаска со стороны ввода засова в держатель и уступ с другой стороны, предназначенный для зацепления с защелкой, при этом продольное ребро, образованное пересечением дна уступа с другой стенкой выступа, скруглено по радиусу; цилиндровое замковое устройство снабжено элементами фиксации его наружной части от поворота и крышкой со стопорным кольцом; между торцом цилиндрового замкового устройства и крышкой установлены шайбы из высокопрочного и твердого материала; в крышке цилиндрового замкового устройства со стороны, обращенной к цилиндровому замковому устройству, выполнены углубления, в которые вложены шарики; отверстие под ключ в крышке цилиндрового замкового устройства выполнено с конусным углублением; элементы фиксации наружной части цилиндрового замкового устройства от поворота в отверстии засова выполнены в виде обращенных друг к другу продольных канавок на наружной части цилиндрового замкового устройства и в отверстии под него, в которые вставлены шарики.
На фиг.1 изображен продольный разрез замка противоугонного устройства в заблокированном состоянии;
на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;
на фиг.3 - продольный разрез замка противоугонного устройства в разблокированном состоянии;
на фиг.4 - общий вид по стрелке Б на фиг.3;
на фиг.5 - держатель засова;
на фиг.6 - вид по стрелке В на фиг.5;
на фиг.7 - вид на выступ в держателе по стрелке Г на фиг.5;
на фиг.8 - место Д на фиг.1.
Замок противоугонного устройства содержит корпус 1, выполненный разъемным из двух частей 2 и 3, охватывающих блокируемый рулевой вал транспортного средства (не показан), соединенных винтами 4, головки 5 которых утоплены в углубления 6 части 3 корпуса 1, съемный засов 7, закрывающий головки 5 винтов 4, размещенный в установочном Т-образном пазу 8, выполненном в части 3 корпуса 1, и зафиксированный в нем с помощью защелки 9, поджимаемой к корпусу 1 пружиной 10, опирающейся на круглую пластинку 11 из высокопрочного и твердого материала, размещенной в углублении 12, выполненном на плоской боковой стороне 13 засова 7, и в ответном углублении 14, выполненном в части 3 корпуса 1, а также механизм 15 вывода защелки 9 из углубления 14 в корпусе 1, выполненный в виде коромысла 16, имеющего бочкообразное утолщение 17 в центральной части, и цилиндрового замкового устройства 18 с ключом 19 и кулачком 20, который одним из торцов 21 взаимодействует с цилиндровым замковым устройством 18, а на противоположном торце 22 снабжен спиральным пазом 23. Боковые стенки углублений 12 и 14 выполнены перпендикулярными к плоской боковой стороне 13 засова 7, прилегающей к корпусу 1. В засове 7 выполнено продольное ступенчатое отверстие 24, первая ступень 25 которого выходит на внешний торец засова 7, а вторая ступень 26 пересекается с углублением 12 под защелку 9, на боковой стороне защелки 9 выполнена выемка 27. Цилиндровое замковое устройство 18 с кулачком 20 размещены в первой ступени 25 продольного ступенчатого отверстия 24 в засове 7, а во второй ступени 26 размещено коромысло 16 с обеспечением подвижного сопряжения утолщенной бочкообразной части 17 со стенками второй ступени 26 продольного отверстия 24, при этом один из концов 28 коромысла 16 размещен в выемке 27 на боковой стороне защелки 9, другой конец 29 коромысла 16 сопряжен со спиральным пазом 23 кулачка 20. На стороне 30 корпуса 1, обращенной к засову, выполнена заходная фаска 31, взаимодействующая с защелкой 9 засова 7 при его установке в Т-образный паз 8 корпуса 1. Углубление 14 в корпусе 1 под защелку 9 выполнено с глубиной, превышающей максимальную величину радиального люфта конца 29 коромысла 16 в спиральном пазу 23 кулачка 21. На боковых сторонах 32 защелки 9, в части, входящей в углубление 14 в корпусе 1, выполнены канавки 33, а на ответных боковым сторонам 32 защелки 9 - стенках 34 углубления 14 в корпусе 1 выполнены канавки 35. Кулачок 20 дополнительно снабжен подшипниковой втулкой 36, выполненной с плоским донышком 37 со стороны, прилегающей к плоскости 38 перехода из ступени 25 в ступень 26 отверстия 24 в засове 7, в котором выполнено сквозное отверстие 39 для прохождения конца 29 коромысла 16, имеющее форму радиального паза, обеспечивающего плоское движение конца 29 коромысла 16. На поверхности 13 засова 7 выполнено отверстие 40, выходящее внутрь второй ступени 26 продольного отверстия 24. На торце 41 защелки 9, обращенном к корпусу 1, выполнено сквозное отверстие 42. Засов 7 со стороны цилиндрового замкового устройства 18 оснащен рукояткой 43 в виде оболочки из полимерного материала, с продольным оребрением 44 и кольцевым буртиком 45; замок противоугонного устройства дополнительно снабжен держателем 46 (фиг.5) для хранения в демонтированном состоянии. Держатель 46 выполнен в виде корпуса 47, закрепленого в доступном месте салона транспортного средства (не показано), в котором выполнено продольное сквозное отверстие - ложемент 48, внутри которого выполнен выступ 49 с продольными стенками 50 и 51, образующими двугранный угол. На одной из стенок 50 выступа 49 выполнены заходная фаска 52 со стороны ввода засова 7 в держатель 46 и уступ 53 с другой стороны, предназначенный для зацепления с защелкой 9, при этом продольное ребро 54, образованное пересечением дна 55 уступа 53 с другой стенкой 51 выступа 49, скруглено по радиусу. Цилиндровое замковое устройство 18 закреплено в ступени 25 отверстия 24 засова 7 при помощи крышки 56 со стопорным кольцом 57 и элементов 58 фиксации его наружной части от поворота в ступени 25 отверстия 24, которые выполнены в виде обращенных друг к другу продольных канавок 59 на наружной части цилиндрового замкового устройства 18 и продольных канавок 60 в ступени 25 отверстия 24, в которые вставлены шарики 61. Между торцом цилиндрового замкового устройства 18 и крышкой 56 установлены шайбы 62 из высокопрочного и твердого материала. В крышке 56 со стороны, обращенной к цилиндровому замковому устройству 18, выполнены углубления 63, в которые вложены шарики 64. Отверстие 65 под ключ в крышке 56 цилиндрового замкового устройства 18 выполнено с конусным углублением 66 для ввода ключа в замок "вслепую".
При такой конструкции предотвращается возможность демонтажа замка путем отжима защелки через зазоры в Т-образном пазу, а также путем высверливания отверстий с наружной стороны засова в местах расположения элементов, обеспечивающих блокировку, или воздействия на защелку созданием разрежения воздуха в полости защелки, тем самым обусловлено повышение степени защиты его от демонтажа злоумышленниками. Снабжение засова рукояткой и дополнение замка противоугонного устройства стационарным, закрепляемым в салоне транспортного устройства держателем засова в снятом положении улучшает удобство его эксплуатации. Выполнение выступа в отверстии - ложементе держателя с уступом, предназначенным для зацепления защелки, обеспечивает фиксацию защелки при движении транспортного средства, что повышает безопасность эксплуатации замка противоугонного устройства.
Работа устройства.
На фиг.1 противоугонное устройство показано в состоянии "стоянка" транспортного средства, при котором руль заблокирован взаимодействием выступающей части засова 7 с неподвижными элементами автомобиля (не показаны). Ключ 19 вынут из цилиндрового замкового устройства 18, кулачок 20 повернут в положение, при котором конец 29 коромысла 16 отведен спиральным пазом 23 в максимально удаленное положение от оси цилиндрового замкового устройства 18, а конец 28 коромысла 16 освобождает защелку 9, которая с помощью пружины 10 введена в углубление 14 корпуса 1 и поджата до упора защелки 9 в корпус 1, предотвращая возможность демонтажа засова.
Для приведения транспортного средства в состояние "движение" (фиг.3) ключ 19 вводится в цилиндровое замковое устройство 18 через коническое углубление 66 в отверстии 65 в крышке 56 и поворачивается в положение "движение", при этом кулачок 20 вращается и с помощью спирального паза 23 перемещает конец 29 коромысла 16 в сторону оси цилиндрового замкового устройства 18, коромысло 16, опираясь бочкообразным утолщением 17 в стенку второй ступени 26 продольного отверстия 24, поворачивается, вследствие чего его второй конец 28 воздействует на выемку 27 защелки 9 и отводит ее в углубление 12 засова 7, сжимая пружину 10 и освобождая засов 7 от фиксации в корпусе 1. Засов 7 снимается, освобождая руль транспортного средства и обеспечивая возможность его эксплуатации, после чего ключ 19 извлекается из цилиндрового замкового устройства 18 и хранится отдельно. Снятый засов 7 вставляется в отверстие - ложемент 48 держателя 46, причем в момент прохождения защелки 9 вдоль фаски на ребре 52 выступа 49 держателя 46, защелка 9, сжимая пружину 10, утапливается в углубление 12, а в крайнем положении с помощью пружины 10 защелка 9 возвращается в выдвинутое положение и фиксируется уступом 53 на выступе 49 держателя 46 для предотвращения его самопроизвольного перемещения при движении транспортного средства.
Для приведения транспортного средства в состояние "стоянка" руль транспортного средства поворачивается в одно из фиксированных положений, после чего съемный засов 7 извлекается из держателя 46, для этого его поворачивают в держателе 46 таким образом, что защелка 9 перемещается из дна 55 уступа 53 в держателе 46 на продольную сторону 51, утапливаясь при помощи скругленного ребра 54 внутрь углубления 12 засова 7, сжимая пружину 10, затем засов 7 вставляется в Т-образный паз 8 корпуса 1, при этом в момент прохождения защелки 9 вдоль фаски 31 на корпусе 1, защелка 9 утапливается в углубление 12, а в крайнем положении с помощью пружины 10 защелка 9 возвращается в выдвинутое положение и фиксируется в углублении 14 корпуса 1, предотвращая возможность демонтажа засова 7.
Попытка злоумышленника отжать защелку 9 вводом тонкой пластинки в зазор в Т-образном пазу 8 между корпусом 1 и засовом 7 блокируется благодаря перпендикулярному расположению стенок углублений 12 и 14 под защелку.
При попытке злоумышленником демонтажа засова 7 путем высверливания на нем отверстия с наружной стороны напротив защелки сверло упирается в круглую пластинку 11 и дальше, даже в случае врезания, сверло захватывает пластинку 11 и вращается вместе с ней, что не допускает продолжения сверления.
При попытке злоумышленником демонтажа засова 7 путем высверливания на нем отверстия с наружной стороны напротив конца 29 коромысла 16, а затем, воздействуя стержнем через просверленное отверстие на этот конец, вывести защелку 9 из углубления 14, конец 29 коромысла 16 не может переместиться больше, чем на величину люфта в спиральном пазу 23, которая меньше величины углубления 14 в корпусе 1, и, следовательно, защелка 9 не может быть полностью выведена из этого углубления, чем блокируется названный способ демонтажа.
Попытки злоумышленника демонтажа засова 7 путем высверливания отверстий на его внешнем торце со стороны цилиндрового замкового устройства 18 предупреждаются наличием шариков 64 в углублениях 63, шариков 61 в канавках 59 и 60, а также шайбами 62 под крышкой 56.
Попытка злоумышленником демонтажа устройства путем создания разрежения воздуха в углублении 12 засова 7, например выкачиванием воздуха через зазоры в цилиндровом замковом устройстве 18 и внутреннюю полость засова 7, с помощью чего может произойти вывод защелки 9 из углубления 14 в корпусе 1, блокируется тем, что через отверстия 40 в засове 7 и отверстие 42 на торце 41 защелки 9 обеспечивается проникновение воздуха в углубление 12 и внутреннюю полость засова 7.
Попытка злоумышленником демонтажа устройства путем выбивания защелки 9 из гнезда 14 в корпусе 1 ударами по засову 7 предупреждается взаимодействием канавок 33 на защелке 9 с канавками 35 на стенках 34 углубления 14 в корпусе 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2680893C1 |
СПОСОБ БЛОКИРОВКИ РУЛЕВОГО ВАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2667022C2 |
ЗАМОК ПРОТИВОУГОННОГО УСТРОЙСТВА | 2005 |
|
RU2297930C1 |
ЗАМОК ПРОТИВОУГОННОГО УСТРОЙСТВА | 2005 |
|
RU2296068C1 |
ЗАМОК ПРОТИВОУГОННОГО УСТРОЙСТВА | 2008 |
|
RU2377147C1 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2004 |
|
RU2281867C1 |
ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2003 |
|
RU2244643C1 |
ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2006 |
|
RU2307038C1 |
ЗАМОК С ПОВОРОТНЫМ ЗАСОВОМ | 2018 |
|
RU2682236C1 |
ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ | 2017 |
|
RU2658228C1 |
Изобретение относится к охранной технике, в частности к противоугонным системам, предназначенным для блокировки рулевого вала транспортного средства. Замок противоугонного устройства содержит разъемный корпус 1, состоящий из двух охватывающих блокируемый элемент частей 2 и 3, соединенных винтами. Головки винтов выполнены утопленными в части 3 корпуса 1 и защищены от отвинчивания съемным засовом 7, зафиксированным в Т-образном пазу корпуса 1 с помощью подпружиненной защелки 9, размещенной в углублении 12 засова 7 и в ответном углублении 14, выполненном на корпусе 1. Замок содержит механизм 15 вывода защелки 9 из углубления 14 в корпусе 1 с элементом секретности и съемным ключом 19, выполненный в виде коромысла 16, имеющего бочкообразное утолщение 17 в центральной части, и цилиндрового замкового устройства 18 с кулачком 20, который одним из торцов 21 взаимодействует с цилиндровым замковым устройством 18, а на противоположном торце 22 снабжен спиральным пазом 23. Углубления 14 и 12 под защелку 9 в корпусе 1 и в засове 7 выполнены со стенками, перпендикулярными к плоскости 13 прилегания засова 7 к корпусу 1. В засове 7 выполнено пересекающееся с углублением 12 под защелку 9 продольное ступенчатое отверстие 24. На боковой поверхности защелки 9 выполнена выемка 27. Цилиндровое замковое устройство 18 с кулачком 20 размещены в первой ступени 25 продольного ступенчатого отверстия 24, выходящей на внешний торец засова 7, а коромысло 16 размещено во второй ступени 26 с обеспечением подвижного сопряжения утолщенной бочкообразной части 17 со стенками отверстия. Конец 28 коромысла 16 размещен в выемке 27 на боковой стороне защелки 9, другой конец 29 коромысла 16 сопряжен со спиральным пазом 23 кулачка 20. На стороне 30 корпуса 1, обращенной к засову 7 со стороны ввода в Т-образный паз, выполнена заходная фаска 31. Технический результат заключается в повышении степени защиты от взлома и улучшении условий эксплуатации замка. 16 з.п. ф-лы, 8 ил.
ЗАМОК | 2000 |
|
RU2170799C1 |
Устройство противоугонного замка рулевого управления | 1987 |
|
SU1466641A3 |
Способ депарафинизации остаточного рафината | 1984 |
|
SU1237698A1 |
GB 1284393 A, 09.08.1972 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ВОДКИ "БУРОВАЯ" | 2005 |
|
RU2287567C1 |
Устройство для измерения давления во взрывной ударной волне | 1978 |
|
SU669234A1 |
Авторы
Даты
2007-01-27—Публикация
2005-05-23—Подача