СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2293299C2

Изобретение относится к диагностике двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам определения технического состояния двигателей, и может быть использовано для определения остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.).

Недостатком данного способа является необходимость использования при диагностировании сопряженных деталей устройства для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния, низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из обычного спектра колебаний.

Наиболее близким по технической сущности является способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах (Патент RU №2166743, G 01 M 15/00, 2001 г.).

Недостатком данного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в отсутствие диагностических частот, на которых необходимо проводить диагностирование поршневой машины и решать вопрос диагностирования только в общем виде без конкретной привязки к марке поршневой машины, большая трудоемкость при определении технического состояния (остаточного ресурса) поршневой машины.

Технический результат направлен на повышение точности и достоверности, сокращение трудоемкости при определении остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя.

Технический результат достигается оценкой технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах, где остаточный ресурс определяют по номограммам, построенным при использовании математической зависимости

где tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали, сопряжения, км;

Uп - предельное изменение параметра, мкм;

U(t) - полное значение изменения параметра, мкм;

α - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, α=1,4.

Тогда для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-шатунная шейка коленчатого вала получим

Для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-коренная шейка коленчатого вала получим

Отличительными признаками от прототипа является то, что оценка технического состояния подшипников коленчатого вала осуществляется по номограммам, которые строятся с использованием математической зависимости

где tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали, сопряжения, км;

Uп - предельное изменение параметра, мкм;

U(t) - полное значение изменения параметра, мкм;

α - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, α=1,4.

На фиг.1 и 2 представлены номограммы для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-шатунная шейка коленчатого вала и номограмма для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-коренная шейка коленчатого вала.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность определения остаточного ресурса сопряжения, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.

Например, известно, что полное значение изменения параметра определяют по математической зависимости

где Пз - измеренное при диагностировании значение параметра, мкм;

Пн - номинальное значение параметра, мкм.

Предельное изменение параметра определяется по математической зависимости

где Пп - предельное значение параметра, мкм.

Тогда остаточный ресурс сопряжения подшипник-шейка коленчатого вала можно определить по математической зависимости

где tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали, сопряжения, км;

α - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, α=1,4.

Тогда для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-шатунная шейка коленчатого вала получим

Для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-коренная шейка коленчатого вала получим

Однако, математическую зависимость для определения остаточного ресурса в общем виде неудобно использовать в работе диагностов, им пришлось бы проводить много трудоемких вычислений.

Определить остаточный ресурс подшипниковых узлов значительно проще при использовании номограмм, приведенных на фиг.1 и 2. По предлагаемым номограммам, зная степенной коэффициент формулы изменения параметра, можно определить остаточный ресурс подшипниковых узлов коленчатого вала, например, двигателя КамА3-740, при известной наработке от начала эксплуатации до момента диагноза и характера изменения параметра состояния,

Для понимания физического смысла зависимостей, графически изображенных в номограммах, сделаем некоторые пояснения.

Чтобы определить остаточный ресурс подшипниковых узлов при известной наработке от начала эксплуатации, необходимо, по полученной величине амплитуды виброимпульсы при диагностировании тестовым вибрационным методом, используя графики, изображенные на фиг.1 и 2, определить величину зазора в интересующем нас сопряжении, после чего перейти на номограммы для определения остаточного ресурса шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя. Зная наработку от начала эксплуатации и зазор в сопряжении, определяем остаточный ресурс сопряжения.

Похожие патенты RU2293299C2

название год авторы номер документа
Способ определения остаточного ресурса деталей машин 2019
  • Дорохов Алексей Семенович
  • Денисов Вячеслав Александрович
  • Соломашкин Алексей Алексеевич
RU2733105C1
СПОСОБ ДИАГОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2002
  • Живов С.Б.
  • Горностаев А.И.
  • Пшеничкин Н.И.
  • Горячев О.В.
  • Гостеев О.В.
  • Шишков С.Н.
RU2245534C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Жосан А.А.
  • Жосан А.А.
  • Новиков А.Н.
RU2191362C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Горностаев А.И.
  • Живов С.Б.
  • Пшеничкин Н.И.
  • Медведев Ю.С.
RU2166743C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2344400C1
Устройство бортового диагностирования предотказного состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания 2023
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Никишин Вячеслав Николаевич
  • Кулаков Олег Александрович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Гапиев Радик Мирзашаехович
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Фахруллин Ильшат Рафисович
RU2809890C1
Тестер остаточного ресурса и способ тестового технического диагностирования кривошипно-шатунного механизма автомобильного ДВС 2015
  • Звеков Алексей Николаевич
RU2634162C2
Способ диагностирования судового дизеля 1985
  • Горюнов Евгений Васильевич
SU1343270A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 293 299 C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике двигателей внутреннего сгорания и способам определения технического состояния двигателей, и может быть использовано для определения остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя. Изобретение позволяет повысить точность и достоверность, сократить трудоемкость при определении остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя. В предлагаемом способе техническое состояние поршневой машины определяется по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах. Остаточный ресурс определяют по номограммам, построенным при использовании математической зависимости. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 293 299 C2

Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах, отличающийся тем, что остаточный ресурс определяют по номограммам, построенным при использовании математической зависимости

tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали сопряжения, км;

Un - предельное изменение параметра, мкм;

U(t) - полное значение изменения параметра, мкм;

α - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, α=1,4.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2293299C2

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Горностаев А.И.
  • Живов С.Б.
  • Пшеничкин Н.И.
  • Медведев Ю.С.
RU2166743C1
RU 98117685 A, 10.06.2000
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 0
SU364859A1
Способ определения собственных частот крутильных колебаний коленчатого вала кривошипно-ползункового механизма 1981
  • Келлер Эрнст Александрович
SU1016724A1
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания 1973
  • Соловьев Владимир Иванович
  • Михлин Владимир Матвеевич
  • Аллилуев Валерий Александрович
SU461330A1
US 5347857 А, 20.09.1994
US 4730484 A, 15.03.1988
US 5361628 А, 08.11.1994
US 3636468 A, 18.01.1972.

RU 2 293 299 C2

Авторы

Живов Сергей Борисович

Агеев Дмитрий Сергеевич

Горячев Олег Вячеславович

Гостеев Олег Владимирович

Дубровский Роман Владимирович

Тюрин Александр Владимирович

Даты

2007-02-10Публикация

2002-09-27Подача