СПОСОБ ДИАГОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ Российский патент 2005 года по МПК G01M17/00 

Описание патента на изобретение RU2245534C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.)

Однако при диагностировании сопряженных деталей необходимо использовать устройство для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния. Следующим недостатком известного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний, так как каждое сопряжение, участвующее в движении деталей, создает свой спектр частот и в некоторых случаях частотный спектр одного сопряжения может совпадать с частотным спектром другого сопряжения.

Технический результат направлен на повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости.

Технический результат достигается тем, что оценку технического состояния поршневой машины производят по величине зазоров в сопряженных деталях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и формы ударных импульсов, воздействующих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок. На неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;

f - частота, Гц.

Отличительным признаком от прототипа является то, что на неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;

f - частота, Гц.

На фиг.1 представлен график семейства характеристик зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса; на фиг.2 - графики зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса: а - для частоты f1=100 Гц; б - для частоты f2=200 Гц.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность контроля, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.

Например, известно, что на неработающем двигателе при возбуждении его посторонним источником (вибратором) происходят соударения механических объектов. При соударении механических объектов возникают их колебания. В результате взаимодействия соударяющихся объектов возникает возмущающая сила Р, под действием которой коленчатый вал приходит в движение по закону

где υo - скорость в момент удара в соединении, м/с;

ω - собственная частота колебаний вала, Гц.

Максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями на его собственной частоте будет равно

В результате преобразования выражения (2) получим окончательное соотношение для определения максимального отклонения вала

где ав - ускорение вала, м/с2;

f - частота, на которой проводится диагностирование, Гц.

Выражение (3) является общей математической зависимостью, описывающей колебания коленчатого вала любого двигателя. Используя это соотношение, определяют остаточный ресурс коленчатого вала любого двигателя. В частности по данной формуле рассчитывают, а затем строят график зависимости отклонения вала от ускорения αв, которое в итоге получает вал от внешнего возбуждения (вибратора), а также тогда, когда неизвестна резонансная частота коленчатого вала.

Ускорение вала αв определяется из соотношения

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

Тогда соотношение (3) с учетом (4) получаем в виде

На основе соотношения (5) производят исследования технического состояния коленчатых валов любой марки, используя датчики ускорения.

Характер зависимости у=f (А) в общем виде для каждой i-ой частоты выглядит, как показано на фиг.1, при этом f1<f2<f3<f4<f5<...<fП.

Семейство характеристик строят для частот, отстающих друг от друга по частоте, например, через 25 Гц. Тогда проводят диагностирование подшипниковых узлов коленчатого вала не только на резонансных частотах, а на любых других частотах, на которых наблюдается наибольшая амплитуда колебаний вала.

Пример расчета для двух частот f1=100 Гц и f2=200 Гц представлен в таблице. Коэффициент передачи датчика kпep=12,5mV·м·сек2.

Расчет зависимости величины поперечного отклонения вала от величины амплитуды виброимпульса.

Таблица Частоты100Гц200 ГцA, mVУ, мкмA, mVУ, мкм1003210081504815012200642001630096300244001284003250016050040

Похожие патенты RU2245534C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Горностаев А.И.
  • Живов С.Б.
  • Пшеничкин Н.И.
  • Медведев Ю.С.
RU2166743C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Живов Сергей Борисович
  • Агеев Дмитрий Сергеевич
  • Горячев Олег Вячеславович
  • Гостеев Олег Владимирович
  • Дубровский Роман Владимирович
  • Тюрин Александр Владимирович
RU2293299C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2004
  • Миронов Е.Н.
  • Горностаев А.И.
  • Живов С.Б.
  • Герасимов А.Д.
RU2240529C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Живов С.Б.
  • Горностаев А.И.
  • Пшеничкин Н.И.
RU2157983C2
Способ оценки технического состояния поршневой машины 1980
  • Береснев Владислав Николаевич
  • Зорин Борис Федорович
  • Романов Александр Васильевич
SU941871A1
Способ оценки технического состояния поршневой машины 1982
  • Батяев Анатолий Алексеевич
  • Береснев Владислав Николаевич
  • Романов Александр Васильевич
SU1021974A1
Способ определения остаточного ресурса деталей машин 2019
  • Дорохов Алексей Семенович
  • Денисов Вячеслав Александрович
  • Соломашкин Алексей Алексеевич
RU2733105C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЖИМОВ ТРЕНИЯ В СОПРЯЖЕНИЯХ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ И КРИВОШИПНО-ШАТУННОЙ ГРУПП ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Никитин Юрий Николаевич
  • Финкельберг Лев Аронович
  • Костюченков Александр Николаевич
  • Астахов Александр Анатольевич
RU2391642C2
Способ диагностирования судового дизеля 1985
  • Горюнов Евгений Васильевич
SU1343270A1
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Виноградов Виктор Владимирович
  • Малофеев Станислав Алексеевич
  • Палкин Анатолий Васильевич
  • Рябец Владимир Алексеевич
SU985732A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 245 534 C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ДИАГОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ

Способ диагностики может быть использован для оценки технического состояния поршневой машины. Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей на неработающем двигателе при воздействии постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV; kпер - коэффициент передачи датчика, mV; f - частота, на которой проводится диагностирование. Изобретение обеспечивает повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости. 2 ил. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 245 534 C2

Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика;

kпер - коэффициент передачи датчика;

f - частота.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2245534C2

А. УЛИТОВСКИЙ 0
SU302647A1
Способ испытания гидропривода ведущих колес транспортного средства 1987
  • Каргиев Борис Шамилович
SU1456810A1
RU 2059218 С1, 27.04.1996
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1

RU 2 245 534 C2

Авторы

Живов С.Б.

Горностаев А.И.

Пшеничкин Н.И.

Горячев О.В.

Гостеев О.В.

Шишков С.Н.

Даты

2005-01-27Публикация

2002-09-16Подача