Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.
Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР N 302647, G 01 M 17/00, 1982).
Недостатком этого способа является то, что велика трудоемкость его реализации, так как необходимо применять специальное устройство для создания знакопеременной нагрузки, а также невысокая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний.
Изобретение направлено на повышение точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудоемкости.
Решение поставленной задачи достигается тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале на собственных частотах, форма которых задается уравнением
где S, V, U, T - функции Крылова;
βm - корень характеристического уравнения;
X - координаты по продольной оси вала;
A - постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l - длина вала;
m - 1, 2, 3,...
Сущность способа заключается в следующем. Известно, что при возбуждении колебаний вала от постороннего источника (вибратора) на определенных частотах, в результате наложения возбужденной и отраженной волны на длине вала образуются узлы и пучности. При этом координаты пучностей однозначно определяются частотой возбужденного колебания и определяются решением уравнения формы колебаний коленчатого вала через функции Крылова и корни характеристического уравнения βm [Л. Ф. Лепендин. Акустика. М.: Высшая школа, 1978, стр. 134].
где S, V, U, T - функции Крылова;
βm - корень характеристического уравнения;
X - координаты по продольной оси вала;
A - постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l - длина вала;
m - 1, 2, 3,...
Сопоставляя координаты пучностей и координаты коренных и шатунных шеек, определяют диагностические частоты, локально характеризующие сопряжения коренных и шатунных шеек. Это позволяет осуществлять частотную идентификацию коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.
Например, для полной идентификации шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 достаточно определить формы колебаний для первых пяти мод (частот) фиг. 1, фиг. 2.
На фиг. 1, фиг. 2 видно, что на частоте f5 можно определить зазор в 1-й коренной шейке, 2-й шатунной шейке, 5-й коренной шейке. На частоте f4 - в 1-й шатунной шейке, 3-й коренной шейке, 4-й шатунной шейке и т.д.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2293299C2 |
СПОСОБ ДИАГОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2002 |
|
RU2245534C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2004 |
|
RU2240529C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2157983C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 1997 |
|
RU2138381C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 2000 |
|
RU2188751C2 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2183756C2 |
СПОСОБ ПЛАЗМЕННОГО НАПЫЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2135630C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕМОНТА КОЛЕНЧАТЫХ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ | 1999 |
|
RU2163872C2 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЯ С БЕСКОНЕЧНОЙ МАЛОСТЬЮ ВЛИЯНИЯ ДЕФОРМАЦИИ СДВИГА ШАТУНА В ЦИЛИНДРЕ ВРАЩЕНИЯ | 2020 |
|
RU2747981C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины. Данное изобретение направлено на повышение точности оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудозатрат. Изобретение заключается в оценке технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах. 2 ил.
Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале на собственных частотах, форма которых задается уравнением
где S, V, U, T - функции Крылова;
βm - корень характеристического уравнения;
x - координаты по продольной оси вала;
A - постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l - длина вала;
m - 1, 2, 3, ....
RU 98117685 A, 10.06.2000 | |||
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ | 0 |
|
SU364859A1 |
US 5347857 A, 20.09.1994 | |||
US 4730484 A, 15.03.1988 | |||
Способ определения собственных частот крутильных колебаний коленчатого вала кривошипно-ползункового механизма | 1981 |
|
SU1016724A1 |
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания | 1973 |
|
SU461330A1 |
US 5361628 A, 08.11.1994 | |||
US 3636468 A, 18.01.1972 | |||
ЛЕПЕНДИН Л.Ф | |||
Акустика | |||
- М.: Высшая школа, 1978, с.134. |
Авторы
Даты
2001-05-10—Публикация
2000-01-05—Подача