Изобретение относится к автомобилестроению, в частности, к колесным транспортным средствам и может быть использовано для защиты от коррозии поверхностей крыльев и кузова, образующих колесную нишу.
Колесная ниша подвержена наиболее сильному абразивному воздействию в процессе эксплуатации автомобиля. Крыло и, в большинстве моделей, задняя часть кузова имеют технологический изгиб внутрь колесной ниши - отбортовку, при этом отбортовка у большинства автомобилей не защищена или защищена частично, например, посредством подкрылка.
Из уровня техники известен ряд решений, направленных на защиту от коррозионного и абразивного воздействия ниши колеса. Широко распространено использование защитных подкрылков, при этом нижняя часть подкрылка частично прикрывает отбортовку со стороны передней двери у переднего колеса, однако она не закрыта полностью. Технически трудно повторить форму кромки на целиковом подкрылке и закрепить ее точно по месту, возможны зазоры между подкрылком и кромкой крыла/кузова.
На большинстве отечественных машин подкрылок, наружная накладка или брызговик прикрепляются к отбортовке несколькими саморезами или болтами. При этом выполнение отверстий разрушает слой защитного лакокрасочного покрытия, а также вызывает необходимость проведения дополнительных операций.
Из SU 1461677, МПК7 B 62 D 25/16, 1987 известен щиток колесной ниши автомобиля, выполненный из упругих пластических материалов с наружными краями в виде полки, расположенной под загнутой внутрь ниши отбортовкой крыла и связанной с ним посредством крепежных элементов, которые выполнены в виде выдавок на поверхности щитка над полкой, обращенных в сторону крыла, образующих с полкой проем для отбортовки крыла и установки на отбортовке уплотнителя. Данная конструкция сложна в изготовлении, требует дополнительных элементов установки (уплотнители), после установки щитка в колесную нишу его практически невозможно снять.
Наиболее близким к предложенному является средство защиты колесной ниши транспортного средства, содержащее подкрылок и элемент защиты (уплотнитель) отбортовки крыла или кузова, имеющий соединенные друг с другом две полки, образующие паз для размещения отбортовки, при этом подкрылок и элемент защиты соединены друг с другом посредством третьей полки данного элемента защиты (RU 2126757, опубл. 27.02.1999).
Данное средство обеспечивает недостаточно надежную защиту отбортовки крыла, поскольку при смещении подкрылка относительно отбортовки элемент защиты (уплотнитель) деформируется, и влага попадает в образовавшийся зазор между элементом защиты и отбортовкой.
Технический результат, полученный в результате реализации изобретения, заключается в достижении и более полной защиты от прямого воздействия грязевого потока, и, следовательно, продлении срока службы металлических частей кузова автомобиля.
Указанный технический результат достигается за счет того, что по первому варианту изобретения в средстве защиты колесной ниши транспортного средства, содержащем подкрылок, выполненный из коррозионно-стойкого материала, и элемент защиты отбортовки крыла или кузова (накладка), выполненный также из коррозионно-стойкого материала и имеющий соединенные друг с другом две полки, образующие паз для размещения отбортовки, первая полка выполнена с возможностью прилегания, по меньшей мере, своей частью к внешней поверхности отбортовки, а вторая полка элемента защиты отбортовки крыла или кузова выполнена с возможностью прилегания, по меньшей мере, своей частью к внутренней поверхности отбортовки, при этом подкрылок и элемент защиты отбортовки крыла или кузова установлены без взаимной фиксации.
Наружный край подкрылка может быть расположен над второй полкой накладки с образованием зазора между ним и полкой подкрылка или без зазора.
Наружный край подкрылка может быть отогнут навстречу отбортовке с образованием полки, по крайней мере, часть которой расположена над второй полкой накладки с образованием зазора между указанными полками или без него.
Отсутствие необходимости в жестком соединении накладки с подкрылком исключает трение в местах возможного контакта подкрылка с металлом и позволяет подкрылку свободно перемещаться относительно внутренней поверхности колесной ниши, что особенно актуально в тяжелых условиях эксплуатации, при налипании большого количества снега или грязи.
Возможный зазор способствует проветриванию/просушиванию пространства, ограниченного крылом и подкрылком по всему периметру колесной ниши.
Согласно второму варианту изобретения в средстве защиты колесной ниши транспортного средства, содержащем подкрылок, выполненный из коррозионно-стойкого материала, и элемент защиты отбортовки крыла или кузова (накладку), выполненный также из коррозионно-стойкого материала и имеющий соединенные друг с другом две полки, образующие паз для размещения отбортовки, первая полка выполнена с возможностью прилегания, по меньшей мере, своей частью к внешней поверхности отбортовки, а вторая полка элемента защиты отбортовки крыла или кузова выполнена с возможностью прилегания, по меньшей мере, своей частью к внутренней поверхности отбортовки, при этом элемент защиты внутренней поверхности крыла или кузова и элемент защиты отбортовки крыла или кузова зафиксированы между собой, причем, по меньшей мере, на части поверхности подкрылка со стороны отбортовки могут быть выполнены верхняя и нижняя полки, между которыми размещена накладка. Начало нижней полки может быть расположено под концом верхней полки или в верхней полке может быть выполнен хотя бы один вырез, под которым расположена нижняя полка, или нижняя полка может быть выполнена короче верхней и расположена непосредственно под верхней полкой.
В подкрылке могут быть конструктивные элементы («антикрылья» для перенаправления воздушного потока, отверстия, выступы и т.п.) для забора воздуха и проветривания колесной ниши.
Для увеличения жесткости конструкции подкрылок может иметь ребра жесткости.
В обоих вариантах изобретения первая полка накладки может иметь ширину, достаточную для прилегания только к внешней поверхности отбортовки, или может быть выполнена с загнутым краем с возможностью охвата части крыла или кузова, примыкающей к отбортовке, или может иметь габариты больше части отбортовки, подверженной прямому воздействию грязевого потока.
Вторая полка элемента защиты отбортовки крыла или кузова может иметь габариты меньше габаритов первой полки и достаточную для прилегания всей этой полки к части внутренней поверхности отбортовки или в другом варианте часть второй полки элемента защиты отбортовки крыла или кузова может быть выполнена с возможностью прилегания к внутренней поверхности отбортовки, краевая ее часть отогнута с возможностью прилегания к внутренней поверхности участка крыла или кузова, примыкающей к отбортовке.
В последнем варианте в поперечном сечении внутренняя поверхность второй полки накладки может иметь форму ломаной линии, состоящей из трех отрезков или часть второй полки накладки, прилегающей к отбортовке, может быть плавно сопряжена с зауженной краевой ее частью.
Ширина полок может быть выбрана из условия обеспечения упора элемента защиты отбортовки во внутреннее ребро отбортовки, либо из условия обеспечения упора второй полки во внутреннюю часть крыла или кузова с образованием полости внутри паза элемента защиты, пустой или заполненной химическим герметизирующим составом.
Элемент защиты отбортовки крыла или кузова предпочтительно выполнять упругим с возможностью закрепления на отбортовке путем защелкивания.
Элемент защиты отбортовки крыла или кузова целесообразно закреплять на крыле или кузове посредством слоя мастики, герметика или антикоррозионного средства.
Элемент защиты отбортовки и подкрылок могут быть закреплены на крыле или кузове посредством крепежных элементов.
Они также могут иметь покрытие из шумопоглощающего материала.
Элемент защиты отбортовки крыла или кузова может быть выполнен из прозрачного материала или из цветного материала, например, повторяющего цвет кузова транспортного средства, или из черного материала.
Элемент защиты отбортовки может иметь посадочные места для крепления брызговика.
Элемент защиты отбортовки крыла или кузова может иметь длину, соответствующую, по крайней мере, части длины отбортовки.
Предлагаемое средство представляет собой сочетание двух элементов: накладки, которая защищает наиболее опасные с точки зрения возможности сколов и последующей коррозии части отбортовки - его ребра (внутреннее и наружное) и внешнюю плоскость, обращенную навстречу грязевому потоку, от попадания камней, воды, солевых растворов, грязи и пр. и подкрылка, который защищает внутреннюю поверхность крыла (заднее колесо) или крыла (переднее колесо) кузова. По одному из вариантов указанные элементы установлены без взаимного крепления, по другому варианту - со взаимным креплением, который реализуется за счет посадочных мест, выполненных на накладке, или подкрылке, или отбортовке, или с помощью третьего элемента - защелки.
Технический вариант в первом варианте изобретения достигается за счет того, что при смещении подкрылка относительно отбортовки он свободно скользит по накладке, не вызывая в ней напряжений и не меняя ее геометрию, исключая образование зазоров между накладкой и отбортовкой и попадание в них влаги.
Технический вариант во втором варианте изобретения достигается за счет того, что элемент защиты отбортовки расположен между двумя полками, выполненными на подкрылке и исключающими изменение геометрии элемента защиты.
Накладка и подкрылок могут быть установлены как на новые, так и на эксплуатируемые автомобили.
Настоящее изобретение поясняется конкретными примерами выполнения, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения заданного технического результата.
Нижеприведенные графические материалы иллюстрируют некоторые возможные варианты осуществления изобретения.
На фиг.1 показана колесная ниша автомобиля.
На фиг.2 (а, б) - схемы вариантов выполнения средства без взаимной фиксации подкрылка 4 и накладки 1.
На фиг.3 - схема варианта выполнения средства со взаимной фиксацией подкрылка и накладки за счет посадочных мест, выполненных на подкрылке.
На фиг.4 (а, б, в) - варианты выполнения посадочных мест на подкрылке (вид А на фиг.3).
На фиг.5 - схема варианта выполнения средства со взаимной фиксацией подкрылка и накладки за счет посадочных мест, выполненных на накладке.
На фиг.6 (а, б) - вид Б по фиг.5, а - подкрылок, б - накладка.
На фиг.7 - схема варианта выполнения средства со взаимной фиксацией подкрылка и накладки за счет защелки, имеющей один паз.
На фиг.8 (а, б, в) - вид В по фиг.7, а - подкрылок, б - накладка, в - защелка.
На фиг.9 - схема варианта выполнения средства со взаимной фиксацией подкрылка и накладки за счет защелки, имеющей два паза.
На фиг.10 (а, б, в) - вид Г на фиг.9, а - подкрылок, б - защелка, в - накладка.
На фиг.11 (а, б, в) - отбортовка 2 с выступом 22 (а), накладка 1 (б) и подкрылок 4 (в).
На фиг.12 (а, б, в) - вид Д, Е, Ж на фиг.11, где 23 - посадочные места, соответствующие низкому выступу Н.
На фиг.13 (а, б, в) - вид Д, Е, Ж на фиг.11, где 23 - посадочные места, в виде выреза, в том числе Г-образного, соответствующие высокому выступу H.
Средство защиты колесной ниши транспортного средства (фиг.1) содержит элемент защиты отбортовки крыла (передняя колесная ниша) или кузова (задняя колесная ниша) в виде накладки 1, размещенной на отбортовке 2 крыла 3 автомобиля, и элемент защиты в виде подкрылка 4, закрывающий, по меньшей мере, часть внутренней поверхности крыла 3 кузова 5 (передняя колесная ниша) или только кузова (задняя колесная ниша). Позицией 6 показано колесо автомобиля.
Подкрылок и накладка могут быть установлены без взаимной фиксации таким образом, что наружный край подкрылка 4 расположен над второй полкой накладки 1 с образованием зазора между ним и полкой подкрылка или наружный край подкрылка 4 отогнут навстречу отбортовке с образованием полки 13, по крайней мере, часть которой расположена над второй полкой накладки с образованием зазора между указанными полками.
На части наружного края подкрылка 4 со стороны отбортовки 2 выполнены верхняя 7 и нижняя 8 полки, между которыми размещена накладка 1 (фиг.3).
Полки могут быть смещены друг относительно друга таким образом, что начало нижней 8 полки расположено под концом верхней 7 полки (фиг.4а). Соответственно возможен и зеркальный вариант, например на другом колесе. В верхней полке 7 может быть выполнен хотя бы один вырез 9, под которым расположена нижняя полка 8 (фиг.4б). Нижняя полка 8 может быть выполнена короче верхней 7 и расположена непосредственно под ней (фиг.4в).
Накладка может иметь три полки: первую - 10, вторую - 11 и третью - 12. Третья полка 12 расположена над второй полкой 11, между которыми образован паз для размещения, по меньшей мере, части отогнутого края 13 подкрылка. Между первой 10 и второй 11 полками образован паз для размещения отбортовки 2 (фиг.5).
Отогнутый край 13 подкрылка 4 размещен между второй и третьей полкой накладки (фиг.6).
Подкрылок 4 и накладка 1 могут быть соединены между собой посредством защелки 14.
Защелка 14 может иметь соединенные между собой две полки 15 и 16, между которыми образован паз. Верхняя полка 15 защелки проходит через отверстие 17, выполненное в подкрылке 4 над его отогнутым краем 13 (фиг.7 и 8).
Защелка 14 может иметь расположенные друг под другом три полки, причем верхняя полка 18 соединена со средней 19 с образованием паза для размещения отогнутого края 13 подкрылка 4, а средняя полка 19 соединена с нижней полкой 20 с образованием паза для размещения накладки 1. Отогнутый край 13 подкрылка в продольном сечении имеет П-образный выступ 21, выполненный с возможностью его размещения между верхней 18 и средней 19 полками защелки 14 (фиг.9 и 10).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ КОЛЕСНОЙ НИШИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2271298C1 |
ПОДКРЫЛОК С ШУМОИЗОЛЯЦИЕЙ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2597751C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2423278C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2421361C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2430853C1 |
ПЕРЕДНИЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2591548C1 |
ЩИТОК КОЛЕСНОЙ НИШИ АВТОМОБИЛЯ | 1991 |
|
RU2042553C1 |
ОБОГРЕВАЕМЫЙ ПОДКРЫЛОК АВТОМОБИЛЯ | 2005 |
|
RU2268188C1 |
Щиток колесной ниши автомобиля | 1987 |
|
SU1461677A1 |
КРЕПЛЕНИЕ БАМПЕРА АВТОМОБИЛЯ | 2013 |
|
RU2538861C1 |
Изобретение может быть использовано для защиты от коррозии поверхностей крыльев и кузова, образующих колесную нишу. Средство представляет собой сочетание двух элементов: накладки, которая защищает наиболее опасные с точки зрения возможности сколов и последующей коррозии части отбортовки - его ребра (внутреннее и наружное) и внешнюю плоскость, обращенную навстречу грязевому потоку, от попадания камней, воды, солевых растворов, грязи и пр. и подкрылка, который защищает внутреннюю поверхность крыла и/или кузова. По одному из вариантов указанные элементы установлены без взаимного крепления, при котором не требуется жесткого соединения подкрылка с отбортовкой или накладкой и допускается зазор между данными элементами по периметру отбортовки, который не снижает защитные свойства средства защиты. По другому варианту - со взаимным креплением, который реализуется за счет посадочных мест, выполненных на накладке и/или подкрылке, и/или отбортовке, и/или с помощью третьего элемента - защелки. Технический результат - обеспечение защиты от прямого воздействия грязевого потока, продление срока службы металлических частей кузова автомобиля, повышение эксплуатационных свойств путем долговременной (практически на весь срок службы автомобиля) дополнительной защиты отбортовки крыла и/или кузова, снижение трудоемкости изготовления и установки защитных элементов колесной ниши и облегчение процесса ремонта, в частности замены накладок, восстановление защитных покрытий. 2 н. и 56 з.п. ф-лы. 27 ил.
КОНСТРУКЦИЯ РАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 1997 |
|
RU2126757C1 |
ЩИТОК КОЛЕСНОЙ НИШИ АВТОМОБИЛЯ | 1991 |
|
RU2042553C1 |
Устройство для защиты от коррозии переднего крыла легкового автомобиля | 1991 |
|
SU1798239A1 |
DE 2934145 A1, 26.06.1980 | |||
Щиток колесной ниши автомобиля | 1987 |
|
SU1461677A1 |
Авторы
Даты
2007-02-20—Публикация
2004-12-23—Подача