ФРИКЦИОННАЯ МУФТА Российский патент 2007 года по МПК F16D25/04 F16D13/22 F16D13/58 

Описание патента на изобретение RU2295066C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является изобретение (авторское свидетельство РФ №2107851, МПК F 16 D 25/04, 1998 г.), содержащая ведущую полумуфту установленную на валу на шлицах, выполненную в виде фланца со ступицей, на котором обечайкой и болтами закреплен фигурный резиновый диск с уплотнительным буртиком, подвижно контактирующим со ступицей и образующим с ней и фланцем замкнутую полость изменяемого объема, ведомую полумуфту, установленую на радиально-упорном подшипнике и имеющую резьбовые отверстия, в которые ввернуты болты, крепящие крыльчатку вентилятора. В валу и ступице выполнены каналы подачи рабочей среды.

Недостатком фрикционной муфты является большая вероятность износа уплотнительного буртика фигурного резинового диска в момент его соприкосновения с ведомой полумуфтой и выравнивания их угловых скоростей, что может привести к просачиванию рабочей среды во время поступления ее в замкнутую полость и, как следствие, понижению эффективности работы вентилятора и системы охлаждения двигателя в целом.

Технический результат изобретения направлен на повышение надежности и долговечности фрикционной муфты.

Технический результат достигается тем, что фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на валу, и ведомую полумуфту, снабженную фигурным резиновым диском, причем ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце, подвижно контактируя со ступицей, причем фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема, при этом между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы.

Отличительными признаками от прототипа является то, что между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы.

Предлагаемая фрикционная муфта представлена на чертеже. Она содержит ведущую полумуфту 1, установленную на валу 2 и снабженную фигурным резиновым диском 4, и ведомую полумуфту 3, при этом ведущая полумуфта 1 выполнена в виде фланца 5 со ступицей 6, а фигурный резиновый диск 4 закреплен на фланце 5, подвижно контактируя со ступицей 6, причем фигурный резиновый диск 4 со ступицей 6 и фланцем 5 образует полость 7 изменяемого объема, между ведомой полумуфтой 3 и фигурным резиновым диском 4 установлен фрикционный диск 8, причем шипы 9 фрикционного диска 8 входят в глухие отверстия 10 фигурного резинового диска 4, в которые вставлены металлические стаканы 11.

Устройство работает следующим образом. Вал 2 получает вращение через шестерни от коленчатого вала двигателя. Ему передаются и крутильные колебания, возникающие на коленчатом валу. При низких температурах охлаждающей жидкости полумуфты разомкнуты. При повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя сверх нормы открывается подача масла из системы смазки (не показана), которое под заданным давлением по каналам 12 и 13 поступает в полость 7 и давит на фрикционный диск 8 через шипы 9 и резиновый диск 4, прижимая его к торцевой поверхности полумуфты 3. Происходит сцепление полумуфт, вентилятор получает вращение. Крутильные колебания от фланца 5 передаются диску 4 в месте его соединения с фланцем, но в силу большой инерционности вентилятора они демпфируются на кольцевом участке диска 4 между радиусами R и r. Происходят окружные изгибы резины, и поверхность диска 4, контактирующая с торцом полумуфты 3 через фрикционный диск 8, крутильных колебаний не испытывает. При понижении температуры охлаждающей жидкости двигателя подача масла в полость 7 прекращается, давление сбрасывается и диск 4 приходит под действием сил упругости в исходное положение, полумуфты разъединяются.

В результате достигается повышение надежности и долговечности фрикционной муфты.

Похожие патенты RU2295066C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1994
  • Алексеев Владимир Алексеевич
RU2107851C1
Фрикционная муфта для автоматического регулирования вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Дмитриевский Евгений Владимирович
  • Новиков Руслан Асланович
  • Фокин Юрий Иосифович
RU2752303C1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА 2016
  • Иванников Константин Валерьевич
  • Комарницкий Олег Владимирович
  • Медведев Владимир Михайлович
  • Сигаев Виктор Алексеевич
  • Шибанов Юрий Викторович
RU2636449C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2000
  • Бахолдин А.М.
  • Амзин С.Н.
RU2179662C1
ФРИКЦИОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2002
  • Бахолдин А.М.
  • Деревянкин И.А.
RU2221940C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2008
  • Зеленев Виктор Глебович
  • Ясинский Сергей Владимирович
  • Кретов Сергей Иванович
  • Бахолдин Александр Михайлович
RU2366842C1
Устройство для получения тарированного крутящего момента 1986
  • Пенкин Сергей Николаевич
SU1460459A1
Устройство,передающее крутящий момент,преимущественно трактора К-700 роторного траншейного экскаватора 1984
  • Альшиц Марк Зиновьевич
  • Гурьев Юрий Семенович
  • Савин Александр Михайлович
SU1163065A1
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ СДВОЕННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА ДЛЯ НАСОСНОГО АГРЕГАТА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Гуськов Александр Михайлович
  • Кушнарев Владимир Иванович
RU2484325C1

Реферат патента 2007 года ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания. Фрикционная муфта содержит ведущую полумуфту, установленную на валу и снабженную фигурным резиновым диском, и ведомую полумуфту. При этом ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце, подвижно контактируя со ступицей. Фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема. Между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности муфты. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 295 066 C1

Фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на валу и снабженную фигурным резиновым диском, и ведомую полумуфту, при этом ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце, подвижно контактируя со ступицей, причем фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема, отличающаяся тем, что между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2295066C1

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1994
  • Алексеев Владимир Алексеевич
RU2107851C1
Соединение соосных валов 1981
  • Федосеева Лариса Семеновна
  • Бадера Иосиф Степанович
  • Дуцяк Игорь Зенонович
SU1030591A2
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ФРИКЦИОННОЕ КОЛЬЦО ШИНОПНЕВМАТИЧЕСКОЙ МУФТЫ 0
  • В. И. Воробьев, А. В. Купри Нов, Б. Д. Кукаленко В. В. Макаров
SU247733A1
ФРИКЦИОННЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА АВИАЦИОННЫХ КОЛЕС 1999
  • Соколов А.Ф.
RU2163557C1

RU 2 295 066 C1

Авторы

Латыфов Хуршед Хаятович

Клевлеев Тимур Халимович

Кутовой Сергей Степанович

Даты

2007-03-10Публикация

2005-11-07Подача