Изобретение относится к области измерительной техники, в частности, для контроля степени износа подшипниковых узлов верхней и нижней головок шатуна двигателя внутреннего сгорания.
Известный способ для определения зазоров в узлах шатуна [1] заключается в том, что в камере сжатия цилиндра двигателя создается разрежение и посредством измерительных индикаторов фиксируют величины перемещений относительно корпуса двигателя в начале поршня, а затем поршня совместно с шатуном и раздельно - шатуна.
При таком способе определения зазора в верхней головке шатуна требуются определенные расчеты, связанные с получением разницы между суммарным зазором, фиксируемым при перемещении поршня совместно с шатуном, и зазором, фиксируемым при перемещении шатуна.
К числу существенных недостатков также следует отнести и то, что на точность измерения зазоров будет сказываться неизбежное наличие масляной пленки в подшипниковых узлах верхней и нижней головок шатуна.
Цель изобретения заключается в определении зазоров без каких-либо расчетов и в устранении погрешностей, зависящих от наличия масляной пленки в подшипниковых узлах шатуна.
На чертеже иллюстрируется установка для измерения зазоров между подшипником верхней головки шатуна и пальцем поршня, а также между шатунным подшипником и шатунной шейкой коленчатого вала.
Установка состоит из вакуум-компрессора 1, двухходового пробкового вентиля 2, металлорезинового рукава 3, переходного патрубка 4, устанавливаемого вместо форсунки или свечи зажигания, измерительного индикатора 5 для фиксации величины перемещения поршня, измерительного индикатора 6 для фиксации величины перемещения шатуна, указателя давления и разрежения 7, перепускных вентилей 8, 9 и приспособлений 10, 11 для установки индикаторов 5, 6.
В качестве дополнительного пояснения конструкции установки следует отметить, что двухходовой пробковый вентиль 2 имеет два положения "Д" и "Р". В положении "Д" вакуум-компрессор 1 обеспечивает через открытый вентиль 8, металлорезиновый рукав 3 и переходной патрубок 4 избыточное давление в камере сгорания цилиндра двигателя в пределах 1,8-2 атм, а в положении "Р" вакуум-компрессор 4 обеспечивает, при закрытом вентиле 8 и открытом 9, разрежение в камере сгорания в пределах 380-420 мм рт. столба.
В процессе измерения зазоров предварительно устанавливают поршень в верхней мертвой точке и посредством приспособления 10, 11 устанавливают измерительный индикатор 5 к штоку шатуна в вертикальной плоскости напротив поршня и индикатор 6, также в вертикальной плоскости напротив головки шатуна.
После этого рукоятку пробкового вентиля 2 переводят в положение "Д" и посредством вентилей 8, 9 переключают установку в режим подачи сжатого воздуха в цилиндр двигателя и далее, после включения вакуум-компрессора создают в цилиндре избыточное давление в пределах 1,8-2 атм. При таком состоянии установки стрелки измерительных индикаторов 5, 6 настраивают на нуль шкалы. Затем отключают вакуум-компрессор, переводят рукоятку пробкового вентиля в положение "Р" и также посредством вентилей 8, 9 переключают установку в режим - разрежение. После включения вакуум-компрессора создают в цилиндре разрежение в пределах, как уже отмечалось, 380-420 мм рт. столба. При таком состоянии установки по измерительным индикаторам 5, 6 фиксируют зазоры между подшипником верхней головки шатуна и пальцем поршня (Δп) и зазор между шатунным подшипником и шатунной шейкой коленчатого вала (Δш).
Таким образом, измерение зазоров Δп и Δш производится раздельно в каждом подшипниковом узле шатуна, и при этом повышение точности измерений достигается за счет плотного прилегания трущихся пар в начальный момент отсчета измерений.
Источник информации
1. А.С. СССР №159295, кл. 42b 26/03, 1963.
Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для контроля степени износа подшипниковых узлов шатуна двигателя внутреннего сгорания. Способ измерения зазоров в подшипниковых узлах шатуна двигателя внутреннего сгорания заключается в контроле значения зазоров между подшипником верхней головки шатуна и пальцем поршня и между шатунным подшипником и шатунной шейкой коленчатого вала и позволяет раздельно фиксировать зазоры между подшипником верхней головки шатуна и пальцем поршня, а также зазор между шатунным подшипником и шатунной шейкой коленчатого вала. При этом класс точности измерения зазоров достигается за счет обеспечения плотных контакторов в подшипниковых узлах головок шатуна, при которых проводится начальная настройка стрелок измерительных индикаторов на нуль шкалы. Эффект измерения зазоров также достигается за счет возможности контроля зазоров в условиях эксплуатации двигателя внутреннего сгорания без его разборки. 1 ил.
Способ измерения зазоров в подшипниковых узлах шатуна двигателя внутреннего сгорания путем создания разрежения в камере сгорания цилиндра и фиксации посредством измерительных индикаторов, величины перемещений относительно корпуса двигателя, вначале перемещение поршня, затем поршня совместно с шатуном и раздельно - шатуна, отличающийся тем, что в начале в камере сгорания цилиндра создают избыточное давление в пределах 1,8-2 атм и после этого стрелки измерительных индикаторов, установленных в вертикальной плоскости напротив поршня с противоположной стороны его головки и нижней головки шатуна, настраивают на нуль шкалы, а затем в цилиндре создают разряжение в пределах 380-420 мм рт. ст. и по индикаторам раздельно фиксируют величину перемещения поршня относительно его шатуна и перемещения шатуна относительно блока двигателя, то есть в результате фиксируют зазоры Δп и Δш.
0 |
|
SU159295A1 | |
Способ определения зазоров впОдшипНиКАХ КРиВОшипНО-шАТуН-НОгО МЕХАНизМА пОРшНЕВОй МАшиНы | 1978 |
|
SU805052A1 |
Способ определения зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1474501A1 |
Устройство для подачи полосового и ленточного материала в рабочую зону пресса | 1985 |
|
SU1287971A1 |
GB 884518 A, 13.12.1961. |
Авторы
Даты
2007-03-20—Публикация
2005-06-01—Подача