ТОРМОЗ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА Российский патент 2007 года по МПК B61H11/02 B60T13/26 

Описание патента на изобретение RU2298501C1

Изобретение относится к области тормозов железнодорожного подвижного состава, а именно к дисковым тормозам пассажирских вагонов для высоких скоростей движения.

Известен тормоз пассажирского вагона с противоюзным устройством - см. УДК 629.4.077-592-52 (075.8) Иноземцев В.Г., Казаринов В.М., Ясенцев В.Ф. Автоматические тормоза. Учебник для вузов железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1981. 464 с., рисунок III.14 - Схема тормозного оборудования пассажирского вагона с противоюзным устройством и описание на стр.72-73.

Схема характеризуется наличием главной тормозной магистрали, которая служит как для управления тормозными процессами, так и для создания запаса сжатого воздуха на каждом вагоне поезда для торможения путем заполнения запасных резервуаров вагонов от резервуара локомотива через кран машиниста. Такая схема тормоза, требующая повышенного расхода сжатого воздуха при реализации частых торможений с включением противоюзных устройств, снижает быстродействие тормоза.

Известен также тормоз пассажирского вагона с противоюзным устройством, - см. TA28143/71EN Rev 00 10.2002 "Basics of Brake Technology", Knorr-Bremse Special Library, Munchen, рис.2.2-1. Этот тормоз включает главную тормозную и питательную (главного воздушного резервуара локомотива) магистрали с соединительными межвагонными рукавами и концевыми кранами, сжатый воздух в которые подается от главного воздушного резервуара локомотива непосредственно или через кран машиниста, воздухораспределитель, отводящие трубопроводы от тормозной и питательной магистралей, реле давления, дроссель и обратный клапан, разобщительный двухходовой кран, тормозные цилиндры с клапанами противоскольжения.

В этом тормозе для увеличения его быстродействия введена дополнительно к тормозной (ВР) отдельно питательная магистраль (МР), которая запитывается непосредственно от главного воздушного резервуара локомотива, минуя кран машиниста, и практически беспрепятственно пополняющая запасы сжатого воздуха в резервуарах вагонов.

Известен тормоз пассажирского вагона, принятый за прототип технического решения, (см. схему 7.8) воздушного тормоза KE-PR-Mg-D для пассажирских вагонов с дисковыми и электромагнитнорельсовыми тормозами - (публикация Knorr-Bremse Systeme Fur Schienenfahrzeuge GmbH Moosacher Strabe 80 D-80809 Munchen Deutschland. Handbuch. Bremsen fur Schienenfahrzeuge Bremstechnische Begriffe und Werte; изд. 12.2000, стр.134-135), включающий главную тормозную HL и питательную НВ магистрали, воздухораспределитель 1, тормозные цилиндры 30 и 31 с приводами к тормозным накладкам 32, клапаны противоскольжения 28, тормозные диски 33, жестко закрепленные на осях колесных пар, сигнализаторы (индикаторы) с указателями 17 о состоянии тормоза "ЗАТОРМОЖЕНО" и "ОТПУЩЕНО", размещенные внизу обеих боковых стен посредине вагона. При этом внутри сигнализаторов 17 смонтированы пневматические цилиндры, которые приводятся в действие сжатым воздухом, поступающим к ним по трубопроводам от полостей тормозных цилиндров 30 и 31 и питательного резервуара 15 (питательной магистрали НВ).

Недостатком такого тормоза с сигнализаторами, расположенными на боковых стенках вагонов, является значительное увеличение нерабочего объема тормозных цилиндров за счет объемов подводящих трубопроводов и пневмоцилиндров сигнализаторов, что снижает чувствительность регулировки давлений в тормозных цилиндрах.

Кроме того, реализация требований инструкции по эксплуатации тормозов о необходимости подачи сигнала машинисту локомотива проводником вагона об отпуске тормоза связана с необходимостью выхода проводника из вагона, что при малом времени остановки на промежуточных станциях угрожает безопасности проводника.

Для устранения указанных недостатков предлагается введение в тормозную систему электронной сигнализации о состоянии тормоза вместо пневматической, включающей сигнализаторы с пневмоцилиндрами и подводящие трубопроводы (указанная выше пневматическая схема тормоза 7.8 принята в качестве прототипа).

Целью настоящего технического решения является такое исполнение тормоза, которое позволит исключить наличие дополнительного объема тормозных цилиндров и повысить чувствительность регулировки давления сжатого воздуха в них, а также предотвратить выход проводника из вагона и тем самым повысить безопасность эксплуатации вагонов.

Техническое решение этой задачи достигается путем присоединения к воздушным полостям тормозных цилиндров известных пневмоэлектрических преобразователей давления, электрические сигналы от которых при изменении давления воздуха в тормозных цилиндрах посредством кабельной разводки подаются в микропроцессорный блок обработки, входящий в известный, установленный на вагоне микропроцессорный комплекс системы управления, контроля и диагностики (САУКД) пассажирского вагона.

На основании обработанной информации от электрических сигналов формируются соответствующие команды о состоянии тормоза и подаются на индикаторные дисплей САУКД и информационные табло, установленные в рабочем тамбуре и служебном купе вагона.

Сущность заявляемого технического решения поясняется на чертеже, где изображена часть схемы предлагаемого исполнения дискового тормоза со схемой электронной сигнализации о состоянии дискового тормоза.

К подводящим трубопроводам тормозных цилиндров присоединены четыре пневмоэлектрических преобразователя давления с кабелями разводки, соединяющими преобразователи с установленным внутри вагона микропроцессорным комплексом системы управления контроля и диагностики.

Пневмоэлектрические преобразователи давления (датчики) 1, регистрирующие избыточное давление воздуха, устанавливаются на подводящих трубопроводах 2, непосредственно связанных с рабочими полостями тормозных цилиндров 3, приводящих в действие блоки дискового тормоза 4. В системе задействовано четыре датчика 1 - по два на каждую колесную пару, так как цилиндры одной колесной пары работают параллельно.

Пневмоэлектрические преобразователи давления 1 имеют кабели разводки 5, посредством которых они соединены с микропроцессорным комплексом системы управления, контроля и диагностики (САУКД) 6. Электрические сигналы подаются на микропроцессорный блок обработки (МБО) 7, входящий в комплект САУКД вагона, для дальнейшей обработки. МБО 7 формирует соответствующие команды о состоянии тормоза для передачи их на индикаторный дисплей САУКД 8 и на индикаторные табло 9, установленные в рабочем тамбуре 10 и служебном купе 11 вагона.

Датчики 1 питаются от источника постоянного тока по двухпроводной цепи. МБО 7 с установленной скважностью производит измерение параметров датчиков 1 и на основании этих параметров по заданному алгоритму определяет состояние тормоза вагона:

при регистрации всеми датчиками 1 избыточного давления выше 0,04-0,05 МПа формируется команда "ЗАТОРМОЖЕНО";

при регистрации всеми датчиками 1 избыточного давления, близкого к нулю, формируется команда "ОТПУЩЕНО".

при определении МБО 7 одного или нескольких неисправных датчиков 1 команды "ЗАТОРМОЖЕНО" и "ОТПУЩЕНО" не формируются.

Кроме решения задачи по определению состояния тормоза вагона и подачи соответствующих сигналов на табло 9 предложенная система позволяет с помощью МБО 7 выполнять внутреннюю диагностику системы и передачу необходимых сигналов на дисплей САУКД 8, а также реализовать такие дополнительные функции, как передача данных о состоянии тормоза через поездную систему "ЛАИДС" на компьютер начальника поезда и далее по системам связи в пункты оборота составов, дополнительную тревожную звуковую сигнализацию при трогании поезда с места с неотпущенными тормозами.

Таким образом, предложенный тормоз пассажирского вагона с электронной сигнализацией о состоянии тормоза обеспечит технический результат, заключающийся в повышении чувствительности регулирования давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах и повышении безопасности эксплуатации вагонов, а также позволит реализовать дополнительные функции при выполнении задач достоверного определения состояния тормоза.

Заявленное техническое решение реализовывается на изготавливаемых ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" пассажирских вагонах нового поколения, оборудованных дисковыми тормозами и противоюзным устройством.

Похожие патенты RU2298501C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2004
  • Приходько Владимир Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Стеринзат Яков Мойсеевич
  • Морока Виктор Анатольевич
  • Супряженко Валентина Михайловна
  • Набока Валерий Николаевич
  • Ермаков Виталий Викторович
RU2272729C2
БЛОК АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ ТЕЛЕЖКИ 2012
  • Чуев Сергей Георгиевич
  • Тагиев Павел Михайлович
  • Афанасьев Сергей Иванович
  • Егоренков Николай Анатольевич
  • Популовский Сергей Алексеевич
RU2524751C1
Электропневматический тормоз вагонотолкателя (варианты) 2017
  • Смирнов Валерий Павлович
  • Одиноков Олег Иванович
  • Рошинец Олег Иванович
RU2661175C1
Автоматическая система опробования тормозов железнодорожного подвижного состава 1984
  • Глушко Марат Иванович
SU1299872A2
СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Маликов Николай Васильевич
RU2392141C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА СКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Зубков Вениамин Фёдорович
  • Хохулин Алексей Михайлович
  • Цибизов Максим Николаевич
  • Киреева Елена Николаевна
  • Крылова Светлана Борисовна
RU2693596C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2017
  • Зубков Вениамин Фёдорович
  • Хохулин Алексей Михайлович
  • Цибизов Максим Николаевич
  • Киреева Елена Николаевна
  • Трепачева Татьяна Владиславовна
  • Горюнов Григорий Николаевич
RU2648493C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПЛОТНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СЕТИ ПОЕЗДА 2019
  • Антропов Александр Николаевич
  • Дмитриев Игорь Владимирович
  • Пряников Сергей Александрович
RU2725834C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА 2010
  • Маликов Николай Васильевич
RU2428334C1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ВАГОНА 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Теслин Вячеслав Владимирович
  • Рощупкина Татьяна Александровна
  • Пылёва Татьяна Игоревна
RU2464186C1

Реферат патента 2007 года ТОРМОЗ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, а именно к тормозным системам железнодорожного подвижного состава. Тормоз включает главную тормозную и питательную магистрали, воздухораспределитель, тормозные цилиндры с приводами к тормозным накладкам и подводящими трубопроводами, клапаны противоскольжения и тормозные диски. Тормозные диски жестко закреплены на осях колесных пар. К подводящим трубопроводам тормозных цилиндров присоединены четыре пневмоэлектрических преобразователя давления с кабелями разводки. Кабели разводки соединяют пневмоэлектрические преобразователи давления с установленным внутри вагона микропроцессорным комплексом системы управления контроля и диагностики. В рабочем тамбуре и служебном купе проводника вагона установлены индикаторные табло, отображающие информацию о состоянии тормоза. Достигается повышение чувствительности регулировки давления сжатого воздуха в цилиндрах, повышение безопасности эксплуатации вагонов и возможность исключения дополнительного объема тормозных цилиндров. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 298 501 C1

1. Тормоз пассажирского вагона, включающий главную тормозную и питательную магистрали, воздухораспределитель, тормозные цилиндры с приводами к тормозным накладкам и подводящими трубопроводами, клапаны противоскольжения и тормозные диски, жестко закрепленные на осях колесных пар, отличающийся тем, что к подводящим трубопроводам тормозных цилиндров присоединены четыре пневмоэлектрических преобразователя давления с кабелями разводки, соединяющими их с установленным внутри вагона микропроцессорным комплексом системы управления контроля и диагностики.2. Тормоз пассажирского вагона по п.1, отличающийся тем, что в рабочем тамбуре и служебном купе проводника вагона установлены индикаторные табло, отображающие информацию о состоянии тормоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2298501C1

DE 10106377 A1, 04.07.2002
US 4575159 А, 11.03.1986
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1993
  • Вейтцель Олег Олегович
RU2044668C1
DE 10250821 A1, 13.05.2004
Тормозная система многосекционного железнодорожного тягового средства 1989
  • Балон Леонид Вениаминович
  • Елсаков Геннадий Михайлович
  • Маликов Николай Васильевич
  • Смородин Владимир Анатольевич
SU1719255A1
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Аввакумов А.С.
RU2139210C1

RU 2 298 501 C1

Авторы

Приходько Владимир Иванович

Коробка Борис Афанасьевич

Шкабров Олег Анатольевич

Игнатов Георгий Сергеевич

Стеринзат Яков Моисеевич

Даты

2007-05-10Публикация

2005-08-23Подача