Способ строительства мостов и конструкция моста для его осуществления
Изобретение относится к строительству мостов через водные преграды и преимущественно в зонах, удаленных от мостостроительных заводов, полигонным методом.
Известен способ строительства мостов [1], заключающийся в возведении железобетонных вертикальных опор на фундаментах выполненных с помощью сооружения кессонов на дне, на которых устанавливаются пролетные строения, с берегов опирающиеся на береговые устои.
Недостатком такого способа является большая трудоемкость и опасность работы на кессонах.
Известен способ строительства мостов [2], заключающийся в возведении железобетонных вертикальных опор на фундаментах из опускных железобетонных колодцев на дне, на которых устанавливаются пролетные строения, с берегов опирающиеся на береговые устои.
Недостатком этого способа также является большая трудоемкость и потребность в специальных плавсредствах.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ строительства мостов [3], заключающийся в установке опор на дно, на которые устанавливают пролетные строения, опирающиеся со стороны берегов на береговые устои, при этом опоры имеют диаметр, обеспечивающий возможность прохода судов под пролетными строениями.
В основу изобретения поставлена задача предложения способа, который бы позволил упростить технологию изготовления мостов, снизив стоимость постройки, при этом обеспечив возможность постройки мостов без специальных плавсредств и полигонным методом.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном способе строительства мостов, заключающемся в установке на дне железобетонных опор, на которых устанавливают пролетные строения, опирающиеся со стороны берегов на береговые устои, согласно изобретению опоры изготавливают в виде монолитных железобетонных колец с ободами, с шириной и толщиной достаточными по размерам и прочности для опоры на них соответствующих пролетных строений, с учетом нагрузок, действующих на них, а диаметры колец делают достаточными для прохода под пролетными строениями судов, изготовление колец производят с помощью опалубок, которые после затвердевания бетона разбирают, а кольца-опоры устанавливают на обода, после чего их перекатывают с берега на дно и устанавливают на предварительно подготовленных для них местах.
Нижние части ободов колец могут быть углублены в твердый грунт дна.
При небольшой ширине водной преграды все кольца могут быть скреплены друг с другом.
При большой ширине водной преграды кольца могут быть установлены в ряд по одному или скрепленными парами на определенном расстоянии друг от друга.
В зоне и в направлении прохода ледохода смежные кольца могут быть сбетонированы с образованием ледорезов, а их торцевые части выполнены заостренными.
Пространства между смежными кольцами и дном могут быть засыпаны сыпучим материалом или сбетонированы.
По бокам колец в месте контакта их ободов с дном вбивают сваи или костыли.
На наружной поверхности ободов смежных колец могут быть изготовлены кольцевые желоба и соответствующие им по конфигурации кольцевые выступы, при этом выступы одного кольца вводят в желоба другого кольца.
Кольца могут быть выполнены с монолитными внутренними диаметральными перегородками или балками, на которых с обеих сторон кольца соосно с его осевой линией устанавливают две металлические полуоси, на которые насаживают подшипники, а внешние ободы подшипников зажимают хомутами с прикрепленными к ним тросами, за которые с помощью лебедок или плавсредств кольца перекатывают к местам их установки на дне, после чего подшипники с хомутами демонтируют и используют для транспортировки других колец.
В кольцах с обеих сторон могут быть установлены съемные диаметральные балки-распорки с металлическими полуосями, соосными с осевой линией кольца, на которые насаживают подшипники, а их внешние ободы зажимают хомутами с прикрепленными к ним тросами, за которые с помощью лебедок или плавсредств кольца перекатывают к местам их установки на дне, после чего балки-распорки демонтируют и используют для транспортировки других колец.
Направляющие выполняют в виде балок или труб, а ободы колец - с соответствующими ребордами или желобами.
Между нижней частью пролетных строений и верхней частью обода кольца могут быть установлены балки-распорки, которые закрепляют с обоих концов.
Осуществление данного способа достигается тем, что в конструкции моста, состоящей из железобетонных опор, на которых установлены пролетные строения, опирающиеся со стороны берегов на береговые устои, согласно изобретению опоры выполнены в виде монолитных железобетонных колец, при этом ширина и толщина ободов колец достаточны по размерам и прочности для опоры на них соответствующих пролетных строений с учетом нагрузок, действующих на них, а диаметры колец достаточны для прохода под ними судов.
Нижние части ободов колец углублены в твердый грунт дна.
При небольшой ширине водной преграды все кольца могут быть скреплены друг с другом.
При большой ширине водной преграды кольца могут быть установлены в ряд по одному или скреплены парами на определенном расстоянии друг от друга.
В зоне и в направлении прохода ледохода смежные кольца могут быть забетонированы с образованием ледорезов, а их торцевые части выполнены заостренными.
Пространства между смежными кольцами и дном засыпаны сыпучим материалом или забетонированы.
Кольца в месте контакта их ободов с дном могут быть скреплены с грунтом с обеих сторон вбитыми в дно сваями или костылями.
На наружной поверхности ободов смежных колец могут быть выполнены кольцевые желоба и соответствующие им по конфигурации выступы, при этом выступы одного кольца расположены в желобах другого кольца.
В кольцах может быть выполнена монолитная внутренняя диаметральная перегородка или балки, при этом на них с обеих сторон кольца соосно с его осевой линией установлены металлические полуоси для установки подшипников, внешние ободы которых зажаты хомутами с прикрепленными к ним тросами для транспортировки колец.
На кольцах с обеих сторон могут быть установлены съемные диаметральные балки-распорки с металлическими полуосями в их центрах для установки на них подшипников, внешние ободы которых зажаты хомутами с прикрепленными к ним тросами для транспортировки колец.
Между нижней частью пролетного строения и верхней частью обода кольца устанавливают балки-распорки, закрепленные с обоих концов.
Краткое описание чертежей
На фиг.1 представлен общий вид моста через неширокие водные преграды;
на фиг.2 представлен общий вид моста через широкие водные преграды;
на фиг.3 представлено сечение ледореза;
на фиг.4 представлен общий вид кольца с различными конфигурациями его внешнего обода;
на фиг.5 представлен чертеж кольца с диаметральной монолитной железобетонной перегородкой или балками во внутренней его части с полуосями с обеих сторон кольца;
на фиг.6 представлен чертеж кольца с временными диаметральными балками-распорками с полуосями, с насаженными на них подшипниками, ободы которых зажаты хомутами с прикрепленными к ним тросами;
Позициями на фиг.1 - 6 обозначены:
1 - железобетонные кольца;
2 - ободы колец 1;
3 - ледорезы;
4 - кольцевые желоба на наружной поверхности обода 2 кольца 1;
5 - кольцевые выступы на наружной поверхности обода 2 кольца 1;
6 - диаметральная монолитная перегородка или балки внутри кольца 1;
7 - временные (съемные) диаметральные балки-распорки внутри кольца 1;
8 - металлические полуоси;
9 - подшипники;
10 - хомуты с закрепленными на них тросами;
11 - пролетные строения;
12 - береговые устои;
13 - костыли или сваи;
14 - пространства между смежными кольцами 1 и дном;
15 - балки-распорки.
Вариант осуществления способа и конструкции моста
Согласно фиг.1, 6 предложенный способ и конструкция моста содержат железобетонные кольца 1 с ободами различной конфигурации, показанными на фиг.4, 5 и 6, а именно с плоскими ободами, с ободами, края которых в необходимых местах могут иметь заостренную конфигурацию, как показано на сечении Б-Б фиг.4, с кольцевыми желобами 4 на наружной поверхности обода 2 с кольцевыми выступами 5 с конфигурацией, обратной кольцевым желобам 4, и для большей прочности с диаметральной монолитной перегородкой или балками 6 внутри кольца 1 с полуосями 8; кольца установлены на дне вертикально на обода, как показано на фиг.1, 2, при этом смежные кольца 1 в зоне и в направлении прохода ледохода скреплены (сбетонированы) с образованием ледорезов 3. Пролетные строения 11 опираются на ободы 2 колец 1, а со стороны берегов на береговые устои 12. Для большей устойчивости колец 1 они могут быть углублены в нижней части в грунт дна, а в месте их контакта с дном скреплены с ним костылями или сваями 13, забитыми по их бокам в грунт дна, кроме этого, пространства 14 между смежными кольцами 1 и дном засыпаны гравием, грунтом, камнями или забетонированы. Смежные кольца могут быть также взаимно сцеплены с помощью желобов 4 и выступов 5, вставленных друг в друга.
При небольшой ширине водной преграды кольца 1 скреплены друг с другом в одну цепочку, как показано на фиг.1, а при широких водных преградах кольца 1 установлены в ряд по одному или скрепленными парами на определенном расстоянии, как показано на фиг.2.
Для удобства транспортировки колец 1 на место их установки на дне диаметральные монолитные перегородки или балки 6 внутри кольца 1 в центрах их торцов с обеих его сторон имеют полуоси 8 для насаживания на них подшипников 9, которые зажаты хомутами 10 с прикрепленными к ним тросами.
Для увеличения прочности пролетных строений 11 между их нижней частью и верхней частью обода кольца 1 установлены балки-распорки 15, закрепленные с обоих концов.
Осуществление способа и работа конструкции моста
Осуществление данного способа достигается тем, что опоры моста изготавливают в виде монолитных железобетонных колец 1 с ободами с шириной и толщиной, достаточными по размерам и прочности для соответствующих пролетных строений 11 и нагрузок, которые испытывает мост; изготовление колец 1 производят с помощью опалубок, которые разбирают после затвердевания железобетона, затем кольца 1 устанавливают на обод, т.е. в вертикальное положение, например, с помощью лебедок или кранов и скатывают их на дно по заранее подготовленному на дне полотну с твердым грунтом, после чего при нешироких водных преградах скрепляют все кольца 1 друг с другом в месте контакта их ободов и на них устанавливают пролетные строения 11, которые также скрепляют с кольцами 1 и упирают с двух сторон моста в береговые устои 12, при этом, если пролетные строения 11 состоят из секций, то секции скрепляют между собой. Смежные кольца 1 в зоне и в направлении прохода ледохода скрепляют (бетонируют) с образованием ледорезов 3, а их торцевые части делают заостренными. Положительной особенностью колец является то, что при возрастании на них нагрузки до вдавливания в грунт площадь контакта обода кольца с дном также увеличивается, что соответственно снижает удельную нагрузку на него. Кольца 1 для большей их устойчивости в месте контакта их с дном скрепляют с ним костылями (или сваями) 13, а пространства 14 между смежными кольцами 1 и дном засыпают гравием, камнями, грунтом или бетонируют. Кольца 1 могут иметь кольцевые желоба 4 и соответствующие им кольцевые выступы 5 на наружной поверхности смежных ободов, которые также могут быть использованы как для более удобной их перекатки по соответствующим направляющим, так и для сцепления колец 1 друг с другом. Для большей прочности колец-опор 1 они имеют диаметральные монолитные перегородки или балки 6 внутри кольца 1 с полуосями 8 для насадки на них подшипников 9, верхняя обойма которых зажата хомутами 10 с закрепленными на них тросами, за которые лебедками или плавсредствами кольца 1 перекатывают на их места на дне.
Внутри кольца могут устанавливаться временные (съемные) диаметральные балки-распорки, также имеющие полуоси 8 для вышеуказанных целей.
Для увеличения прочности пролетных строений 11 между их нижней и верхней частями обода кольца 1 устанавливают балки-распорки 15, закрепленные с обоих концов.
Изобретение позволяет значительно упростить технологию изготовления мостов, снизить стоимость их строительства и позволяет изготавливать мосты полигонным методом.
Источники информации
1. «Строительство мостов». М.: Транспорт, изд. второе, 1987 г. Б.В.Бобриков и др. стр.57, рис.38 - аналог.
2.Стр.54-57, 83-99, 105-108, рис.3.6, 3.7 - аналог.
3.Патент №8115, 28.02.1929, кл. E01D 1/00, 2 стр. - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АРОЧНЫЙ МОСТ | 2009 |
|
RU2403335C1 |
МОБИЛЬНЫЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОСТ | 2014 |
|
RU2553820C1 |
АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ С НЕРАЗРЕЗНЫМИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ПРОЛЕТНЫМИ СТРОЕНИЯМИ И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2275451C2 |
Сборно-разборный железнодорожный мост | 2021 |
|
RU2758302C1 |
ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ | 2019 |
|
RU2702676C1 |
АРОЧНЫЙ МОСТ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ | 1992 |
|
RU2064547C1 |
Усиленный балочный мост | 1990 |
|
SU1717693A1 |
СПОСОБ НАВОДКИ НАПЛАВНОГО МОСТА | 1995 |
|
RU2086728C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДЕФОРМАЦИЙ ОПОРЫ МОСТА ПРИ ПРОДОЛЬНОЙ НАДВИЖКЕ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2163949C2 |
Способ монтажа неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения моста | 1986 |
|
SU1333736A1 |
Изобретение относится к строительству мостов через водные преграды и преимущественно в зонах, удаленных от мостостроительных заводов. Способ строительства мостов, заключающийся в установке опор на дно, на которые устанавливают пролетные строения, опирающиеся со стороны берегов на береговые устои. Опоры имеют диаметр, обеспечивающий возможность прохода судов под пролетными строениями. Опоры изготавливают в виде монолитных железобетонных колец с ободами в разборной опалубке. Затем кольца устанавливают ободами на направляющие, перекатывают по ним с берега и устанавливают на предварительно подготовленное место на дне. Пролетное строение опирают на ободы колец. Мост с опорами, выполненными в виде установленных на предварительно подготовленном месте на дне монолитных железобетонных колец с ободами, на которые оперто пролетное строение. Технический результат - упрощение технологии и обеспечение возможности постройки мостов без специальных плавсредств и полигонным методом. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 6 ил.
Мост | 1927 |
|
SU8115A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ МОСТА ЧЕРЕЗ ВОДНУЮ ПРЕГРАДУ | 2004 |
|
RU2237123C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ БАЛОЧНОГО МОСТА | 1999 |
|
RU2146742C1 |
БОБРИКОВ Б.В | |||
Строительство мостов | |||
- М.: Транспорт, 1978 | |||
ОСИПОВ В.О | |||
Мосты и тоннели на железных дорогах | |||
- М.: Транспорт, 1988, с.203-204 | |||
БОЛДЫРЕВ В.Д | |||
и др | |||
Искусственные сооружения | |||
- М.: Трансжелдориздат, 1935, с.61-80 | |||
Гибшман Е.Е | |||
Мосты | |||
- М.: Научно-техническое издательство автотранспортной литературы, с.332-354. |
Авторы
Даты
2007-05-20—Публикация
2005-06-27—Подача