Изобретение относится к способам и устройствам для спасения жизни и противопожарной технике, а именно к доставке противопожарного и аварийно-спасательного оборудования от транспортных средств или мест хранения до мест применения (использования) при тушении пожаров и других аварийно-спасательных работах, требующих сосредоточения различных видов оборудования за малое время, а также эвакуации пострадавших и материальных ценностей.
Известен кузов пожарного автомобиля, содержащий цистерну, бак для пенообразователя, отсеки для размещения пожарного оборудования (М.Д.Безбородько. Пожарные автомобили. - Л.: Машиностроение, 1982, с.116-118; патенты России №2243015, 2196627), после чего доставка оборудования из отсеков производится путем переноски, в т.ч. в ранцах, кассетах, также путем переноски, в т.ч. на носилках производится эвакуация пострадавших.
Недостатком данного способа является ограниченное количество переносимого человеком оборудования.
Известен способ доставки противопожарного и аварийно-спасательного оборудования в сменном модуле, загружаемом на транспортное средство, в том числе и при помощи грузоподъемных механизмов, содержащем полный набор оборудования, размещаемый на транспортном средстве (Научно-технический прогресс в пожарной охране / Д.И.Юрченко, Ю.Ф.Аверин, А.В.Антонов и др.; под ред. Д.И.Юрченко. - М.: Стройиздат, 1987. - 376 с.: ил., с.176).
Недостатком этого способа являются большая масса и габариты модуля, не позволяющие мускульной силой одного-двух человек перемещать его даже через незначительные препятствия (бордюры, пороги), тем более по маршевым лестницам зданий и сооружений, а также размещать его в лифтах, клетях, дверных проемах и других ограниченных пространствах внутри зданий и сооружений.
Техническим результатом предложенного изобретения является то, что доставка противопожарного и аварийно-спасательного оборудования от транспортных средств или мест хранения до мест применения (использования) при тушении пожаров и других аварийных работ, требующих сосредоточения различных видов оборудования за малое время, а также эвакуации в необходимых случаях пострадавших людей и материальных ценностей, производится с меньшими трудозатратами, при этом имеется возможность как комплектования необходимым набором оборудования, так и формирования функционального назначения специализированного транспортного средства (пожарного, аварийно-спасательного или другого автомобиля) или места их сосредоточения (поста, модуля, станции и т.п.).
Указанный технический результат достигается тем, что оборудование или материальные ценности размещаются в контейнерах, позволяющих перемещать их мускульной силой одного человека по горизонтальным и наклонным поверхностям и двух человек - по лестничным маршам с минимальными трудозатратами. По необходимости на контейнере могут быть эвакуированы пострадавшие.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1. изображен общий вид контейнера (быстроразъемные крепления не показаны, выдвигающиеся управляющие штанги показаны схематично); на фиг.2 - блок колес ходовой части контейнера; на фиг.3 - схема движения блока колес при преодолении препятствий; на фиг.4 - выдвигающаяся управляющая штанга; на фиг.5 - составной борт (трап) в транспортном положении и частично разложенном состоянии; на фиг.6 - составной борт (трап) в рабочем положении и с находящимся на нем контейнером; на фиг.7 - размещение контейнеров вдоль бортов транспортного средства взамен отсеков; на фиг.8 - общий вид контейнера с прикрепленными к ходовой части лыжами.
Доставка противопожарного и аварийно-спасательного оборудования от транспортных средств или мест хранения до мест применения (использования) при тушении пожаров, спасании людей, материальных ценностей и других аварийных работ осуществляется в контейнерах 1, вместимость которых подбирается по необходимости, с учетом возможности их перемещения мускульной силой одного человека по горизонтальным и наклонным поверхностям и двух человек - по лестничным маршам.
Для предохранения содержимого от механических воздействий при транспортировке, погодных и иных факторов, могущих отрицательно повлиять на размещаемое оборудование, контейнер выполнен закрытым.
Доступ к оборудованию осуществляется через проемы (проем), закрытые рольставнями 2, открывание которых не увеличивает габариты контейнера в целом. Это позволяет извлекать содержимое контейнера в ограниченных пространствах (лифтах, лестничных клетках, коридорах, галереях, кузовах транспортных средств).
Ходовая часть контейнера состоит из блоков колес 3 соединенных с корпусом контейнера 1 посредством выдвигающихся управляющих штанг 4.
Для размещения пострадавшего на контейнере предусмотрены шарнирно-закрепленные полотна 5, которые при раскладывании образуют вместе с верхней частью контейнера поверхность для размещения человека в положении лежа.
Для облегчения перемещения контейнера через наиболее часто встречающиеся препятствия (ступени, пороги и т.д.) ходовая часть контейнера выполнена в виде нескольких блоков колес 3, каждый из которых представляет собой пластины 6 в форме равностороннего многоугольника (выбран треугольник) с колесами 7, оси 8 которых закреплены вблизи его вершин и осью 9 в центре, причем радиусы колес и размеры сторон многоугольника подбираются таким образом, чтобы при столкновении с препятствием (например, ступенью лестницы) вышестоящее колесо при условии поворота пластин 6 блока на оси 9 в направлении движения оказалось над препятствием, чем обеспечивается подъем оси блока 9 и преодоление препятствия. При столкновении со следующим препятствием последовательность работы такая же, что позволяет преодолевать лестничные марши (фиг.3).
Для того, чтобы избежать смещения центра тяжести контейнера при движении по лестничным маршам и уклонам, ходовая часть (блок колес 3) соединена с контейнером 1 посредством выдвигающихся штанг 4, управляемых системой рычагов 10, от положения которой зависит направление движения контейнера или наклон его корпуса.
В целях снижения угла наклона плоскости для перемещения контейнера, что в свою очередь обеспечивает возможно быстрое, безопасное и менее трудоемкое скатывание и закатывание контейнера 1 из (в) кузова транспортного средства 11, перевозимый на транспортном средстве откидной борт (трап) выполняется состоящим из двух или более полотен 12, соединенных между собой и с кузовом шарнирами 13 таким образом, что при приведении в рабочее положение из транспортного его длина увеличивается пропорционально числу полотен. В нижней части наиболее удаленного от кузова полотна расположены катки 14, обеспечивающие беспрепятственное раскладывание полотен.
Контейнеры могут размещаться на транспортном средстве как внутри кузова (фиг.5, 6), так и заменять собой расположенные, как правило, вдоль бортов отсеки (фиг.7). В этом случае контейнеры выполняются аналогичными по размеру отсекам и располагаются в тех же местах кузова, что и отсеки. При этом упрощается изготовление кузова и обеспечивается быстрая смена оборудования, что в свою очередь позволяет варьировать функциональностью транспортного средства.
При необходимости перемещения контейнера по снежному покрову или рыхлому грунту на каждый блок колес прикрепляется лыжа 15, что обеспечивает увеличение опорной площади ходовой части и, как следствие, снижение давления на опорную поверхность (фиг.8).
Для предотвращения перемещения контейнеров внутри кузова при движении транспортного средства они крепятся к кузову при помощи быстроразъемных креплений. Их конструкция, как и крепление лыж к блокам колес, может быть различной и не является предметом защиты данного способа.
Количество, расположение и исполнение блоков колес, выдвигающихся управляющих штанг, быстроразъемных креплений, рольставней, составных бортов (трапов), лыж, откидных полотен может быть различным, как и массогабаритные параметры контейнера, что не влияет на сущность способа и назначение устройств для его осуществления, а зависит от условий использования в определенных условиях.
Количество и оснащение контейнеров подбирается в зависимости от размеров кузова и назначения специализированного транспортного средства или места их сосредоточения (отсека, поста, модуля, станции и т.п.).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2005 |
|
RU2299819C1 |
СПОСОБ КОМПОНОВКИ ИЗОЛИРУЮЩЕГО ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ОТКРЫТОЙ СХЕМОЙ ДЫХАНИЯ | 2006 |
|
RU2307688C1 |
СПОСОБ ЭКОНОМИИ РЕСУРСА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2277431C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2006 |
|
RU2313462C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ИЗ МАЛОВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2546422C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ | 2018 |
|
RU2697003C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2252161C1 |
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2012 |
|
RU2517008C1 |
Устройство экстренной эвакуации людей из высотных зданий | 2017 |
|
RU2651656C1 |
Устройство для экстренной эвакуации людей из высотных зданий | 2020 |
|
RU2737940C1 |
Способ транспортирования противопожарного и аварийно-спасательного оборудования обеспечивает доставку его к местам применения за малое время с минимально возможными трудозатратами. Контейнер для транспортирования противопожарного и аварийно-спасательного оборудования, эвакуации материальных ценностей и пострадавших людей укомплектован необходимым набором оборудования, перемещается мускульной силой одного человека по горизонтальным и наклонным поверхностям и двух человек - по лестничным маршам. Кроме того, предусмотрена возможность эвакуации в необходимых случаях пострадавших людей и материальных ценностей. Набор контейнеров в свою очередь формирует функциональное назначение специализированного транспортного средства (пожарного, аварийно-спасательного или другого автомобиля, прицепа, плавсредства). 5 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ | |||
/Под | |||
ред | |||
Д.И.ЮРЧЕНКО | |||
- М.: Стройиздат, 1987, 376 с.: ил., с.176 | |||
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, В ЧАСТНОСТИ, ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2003 |
|
RU2243015C1 |
АВТОМОБИЛЬ АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ | 2001 |
|
RU2196627C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ | 1996 |
|
RU2125960C1 |
ВОЛОКНИСТАЯ МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ, | 0 |
|
SU308136A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБЕЧАЕК ИЗ ЛЕНТЫ, | 0 |
|
SU183036A1 |
Авторы
Даты
2007-06-20—Публикация
2005-04-26—Подача