АМОРТИЗАТОР ДВУХСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ Российский патент 2007 года по МПК F16F7/08 F16F1/34 

Описание патента на изобретение RU2301362C2

Изобретение относится к амортизаторам или демпферам трения, в частности к кольцевым пружинам, деформируемым в радиальном направлении аксиальной нагрузкой.

Известны кольцевые пружины, состоящие из набора чередующихся колец с наружными и внутренними коническими поверхностями [1, 2]. Осевая сила, приложенная к пружинам, вызывает на конических поверхностях большие давления, которые заставляют наружные кольца расширяться, а внутренние - сжиматься. Сравнительно малые радиальные деформации колец благодаря малому углу конусности преобразуются в значительные осевые перемещения колец. Сумма осевых перемещений всех колец составляет осадку пружины.

Недостаток этой конструкции в одностороннем ее действии.

Известен амортизатор, содержащий упругий элемент, выполненный в виде встречно направленных полых усеченных конусов, соединенных большими основаниями и имеющих убывающую толщину от меньшего основания к большему. При этом упругий элемент разрезан плоскостями, проходящими через ось амортизатора, на отдельные части [3].

Недостаток изобретения в одностороннем направлении гашения колебаний.

Известны амортизаторы, выполненные на основе клинчатых пружин, снабженные реверсорами, т.е. устройствами, позволяющими нагружать амортизатор в прямом и в обратном направлении [4].

По своей технической сущности последние конструкции в наибольшей мере соответствуют предлагаемой и могут быть приняты в качестве прототипа.

Задачей, решаемой предлагаемой конструкцией, является возможность двухстороннего действия амортизатора.

Поставленная задача решается тем, что предлагаемая конструкция амортизатора двухстороннего действия, содержащего энергопоглощающие упругие элементы, снабжена реверсором.

Отличительной особенностью конструкции является то, что энергопоглощающие упругие элементы выполнены в виде кольцевых клинчатых пружин, наружные поверхности внутренних пружин и внутренние поверхности наружных пружин выполнены коническими, при этом пружины собранны соосно в пакет с возможностью взаимодействия попарно друг с другом по упомянутым коническим поверхностям, выполненным с углом конусности большим угла трения материала, при этом реверсор состоит из корпуса, установленного внутри пакета энергопоглощающих упругих элементов и цилиндра, размещенного внутри корпуса, причем корпус и цилиндр снабжены радиальными упорами, размещенными в разных продольных плоскостях с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия с одним из торцов пакета, другой торец которого взаимодействует с подвижным упорным кольцом, установленным на противоположном конце корпуса и упирающимся в сферическую поверхность радиальных упоров штока, размещенного в полости упомянутого цилиндра с возможностью перемещения в его продольных пазах посредством дополнительных выдвижных упоров, размещенных на конце штока и удерживаемых винтовой пробкой, и в продольных пазах корпуса, при этом шток упирается в буртик подпятника одного сферического тягового элемента, а другой тяговый элемент установлен на цилиндре с противоположной стороны амортизатора.

На фиг.1 представлена конструкция предлагаемого амортизатора, а на фиг.2 - ее поперечный разрез.

Амортизатор двухстороннего действия состоит из энергопоглощающих упругих элементов, выполненных в виде внутренних 1 и наружных 2 кольцевых пружин. Наружные поверхности внутренних пружин 1 и внутренние поверхности наружных пружин 2 выполнены коническими. Реверсор состоит из корпуса 3, установленного внутри пакета упомянутых энергопоглощающих упругих элементов 1, 2 и цилиндра 4, размещенного внутри корпуса 3, причем корпус 3 и цилиндр 4 снабжены радиальными упорами 5 и 6, соответственно размещенными в пазах, расположенных в разных продольных плоскостях с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия с одним из торцов пакета, другой торец которого взаимодействует с подвижным упорным кольцом 7, установленным на противоположном конце амортизатора и упирающимся в сферическую поверхность радиального упора 8 штока 9, размещенного в полости упомянутого цилиндра 4 с возможностью перемещения в его продольных пазах посредством дополнительных выдвижных упоров 10, размещенных на конце штока 9 и удерживаемых винтовой пробкой 11, и в продольных пазах корпуса 3, при этом шток 9 упирается в буртик подпятника 12 сферического тягового элемента 13, а другой сферический тяговый элемент 14 установлен на цилиндре 4 с противоположной стороны амортизатора. Сферические головки тяговых элементов 13 и 14 закреплены на креплениях амортизируемых конструкций 15 и 16.

Устройство работает следующим образом. При приложении к тяговым элементам 13, 14 растягивающих усилий, тяговый элемент 13, соединенный с корпусом 3 через радиальный упор 5, взаимодействует с правым торцом пакета пружин 1, 2, а тяговый элемент 14, соединенный с цилиндром 4, а также через выдвижные упоры 10 с радиальными упорами 8 штока 9 и упорное кольцо 7 взаимодействует с левым торцом пакета. Происходит сжатие пакета. Внутренние и наружные пружины 1, 2, взаимодействующие своими коническими поверхностями, внедряются друг в друга и под действием приложенного осевого усилия, преобразованного коническими поверхностями в радиальные, начинают деформироваться. Причем наружные пружины 2 растягиваются, а внутренние 1 - сжимаются, поглощая энергию. Дополнительное поглощение энергии происходит за счет преобразования ее в тепло в результате трения конических поверхностей.

При приложении к амортизатору сжимающих усилий тяговый элемент 14 через радиальные упоры 6 цилиндра 4 взаимодействует с правой стороной пакета пружин, а тяговый элемент 13 через буртик подпятника 12 и радиальные упоры 8 штока 9 взаимодействует с левым торцом пакета, также сжимая его. Поглощение энергии происходит аналогично вышеупомянутому.

Заявитель изготовил опытные образцы амортизатора, которые полностью подтвердили правильность заявленной конструкции.

Использованная литература

1. П.И.Орлов, Основы конструирования, т.3. М., Машиностроение, 1977, стр.200.

2. Справочник машиностроения, т.4, М., 1968, стр.738,

3. АС №1011930, Амортизатор, 1980.

4. И.А.Биргер и др., Расчет на прочность деталей машин. М., Машиностроение, 1979, стр.173 (прототип).

Похожие патенты RU2301362C2

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Гончарук Геннадий Георгиевич
  • Хахин Геннадий Алексеевич
  • Минин Андрей Кириллович
RU2347702C1
УДАРНО-ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЦЕПОК С ЦЕНТРАЛЬНЫМ БУФЕРОМ ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2006
  • Бенш Йорг
  • Бартлинг Франц-Петер
  • Шюлер Мартин
  • Эрдер Альфонс
  • Ланге Мартин
RU2384442C2
АВАРИЙНОЕ ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1999
  • Малафеев В.А.
  • Гурин С.В.
  • Беляев В.И.
  • Истомин Ю.Н.
  • Баранов Е.Н.
RU2181677C2
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2009
  • Кутузов Василий Васильевич
  • Бочаров Геннадий Николаевич
RU2409777C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С КОЛЕСНЫМ ПРИЦЕПОМ 1997
  • Цыпцын В.И.
  • Гамаюнов П.П.
  • Нехорошев В.В.
  • Мандрик И.И.
  • Мандрик П.И.
RU2127198C1
АГРЕГАТ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ИЗ ГРУНТА АНКЕРОВ И ФУНДАМЕНТОВ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2001
  • Григорьев Александр Владимирович
  • Глинчиков Адольф Васильевич
  • Зенькович Павел Алексеевич
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Порватов Александр Сергеевич
  • Рождественский Сергей Владимирович
RU2280734C2
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ ЖЕСТКОГО СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2008
  • Малафеев Виктор Артемович
  • Беляев Владимир Игоревич
  • Грищук Юрий Петрович
  • Выхорь Екатерина Владимировна
RU2415043C2
КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ СИСТЕМА 2013
  • Глазатов Виктор Иванович
  • Долбенков Владимир Гигорьевич
  • Никифоров Виктор Васильевич
  • Потапов Владимир Фёдорович
RU2529252C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ОТДЕЛЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧАСТЕЙ ИЗДЕЛИЯ ОТ КОРПУСА 2002
  • Геров В.И.
  • Соломонов Ю.С.
  • Сухадольский А.П.
RU2234005C2
ПЛАСТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2009
  • Шалин Владимир Степанович
  • Шалин Николай Степанович
RU2480641C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 301 362 C2

Реферат патента 2007 года АМОРТИЗАТОР ДВУХСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ

Изобретение относится к области машиностроения. Амортизатор двухстороннего действия содержит энергопоглощающие упругие элементы и снабжен реверсором. Энергопоглощающие упругие элементы выполнены в виде наружных и внутренних кольцевых клинчатых пружин. Наружные поверхности внутренних кольцевых клинчатых пружин и внутренние поверхности наружных кольцевых клинчатых пружин выполнены коническими. Кольцевые клинчатые пружины собраны соосно в пакет с возможностью взаимодействия попарно друг с другом по упомянутым коническим поверхностям, выполненным с углом конусности, большим угла трения материала кольцевых клинчатых пружин. Реверсор состоит из корпуса, установленного внутри упомянутого пакета кольцевых клинчатых пружин с гарантированным зазором, большим радиальной деформации внутренних кольцевых клинчатых пружин, и цилиндра, размещенного внутри корпуса. Корпус и цилиндр снабжены радиальными упорами, размещенными в разных продольных плоскостях с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия с одним из торцов пакета, другой торец которого взаимодействует с подвижным упорным кольцом, установленным на противоположном конце корпуса и упирающимся в сферическую поверхность радиальных упоров штока, размещенного в полости упомянутого цилиндра с возможностью перемещения в его продольных пазах посредством дополнительных выдвижных упоров, размещенных на конце штока, удерживаемых винтовой пробкой, и в продольных пазах корпуса. Шток упирается в буртик подпятника сферического тягового элемента. Другой сферический тяговый элемент установлен на цилиндре с противоположной стороны амортизатора. Достигается возможность двухстороннего действия амортизатора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 301 362 C2

Амортизатор двухстороннего действия, содержащий энергопоглощающие упругие элементы, снабженный реверсором, отличающийся тем, что энергопоглощающие упругие элементы выполнены в виде наружных и внутренних кольцевых клинчатых пружин, при этом наружные поверхности внутренних кольцевых клинчатых пружин и внутренние поверхности наружных кольцевых клинчатых пружин выполнены коническими, кольцевые клинчатые пружины собраны соосно в пакет с возможностью взаимодействия попарно друг с другом по упомянутым коническим поверхностям, выполненным с углом конусности, большим угла трения материала кольцевых клинчатых пружин, а реверсор состоит из корпуса, установленного внутри упомянутого пакета кольцевых клинчатых пружин с гарантированным зазором, большим радиальной деформации внутренних кольцевых клинчатых пружин, и цилиндра, размещенного внутри корпуса, причем корпус и цилиндр снабжены радиальными упорами, размещенными в разных продольных плоскостях с возможностью взаимного перемещения и взаимодействия с одним из торцов пакета, другой торец которого взаимодействует с подвижным упорным кольцом, установленным на противоположном конце корпуса и упирающимся в сферическую поверхность радиальных упоров штока, размещенного в полости упомянутого цилиндра с возможностью перемещения в его продольных пазах посредством дополнительных выдвижных упоров, размещенных на конце штока, удерживаемых винтовой пробкой, и в продольных пазах корпуса, при этом шток упирается в буртик подпятника сферического тягового элемента, другой сферический тяговый элемент установлен на цилиндре с противоположной стороны амортизатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2301362C2

Амортизатор 1990
  • Соловьев Юрий Александрович
  • Маратканов Василий Николаевич
SU1733758A2
АМОРТИЗАТОР УДАРА 1994
  • Моргулец Сергей Владимирович
RU2078264C1
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ АВТОСЦЕПКИ 2002
  • Кеглин Б.Г.
  • Болдырев А.П.
  • Шлюшенков А.П.
  • Прилепо Т.Н.
  • Игнатенко Ю.В.
  • Ступин Д.А.
  • Иванов А.В.
RU2198809C1
US 4002244 А, 11.01.1977.

RU 2 301 362 C2

Авторы

Земсков Эдуард Анатольевич

Москаленко Евгений Александрович

Пахомов Олег Алексеевич

Жартовский Григорий Саввич

Даты

2007-06-20Публикация

2005-06-06Подача