СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Российский патент 2007 года по МПК G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2302040C2

Изобретение относится к области обучения, к используемым при этом приемам и средствам, применяемым при работе с детьми-логопатами младшего школьного возраста.

Известен способ Т.В.Зотовой педагогической коррекции дефектологических нарушений у школьников (патент России №2216785 CL, кл. 7 G09В 19/00, 11/00, 17/00, БИМП №32, 2003 г., с.608).

Известный способ обучения (Т.В.Зотовой) включает проведение ускоренных подготовительного и последующего основного курсов ежедневных продолжительных занятий в объеме полной программы общеобразовательной школы по изучаемому предмету, демонстрацию перед аудиторией школьников основных крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением информации по теории и практике изучаемого предмета, выполненной с использованием условных обозначений и графических символов, демонстрацию дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением букв, выполненных рукописным шрифтом, формирование школьниками индивидуальных демонстрационных приспособлений путем переноса пишущими средствами информации с основных и дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств на носитель, проговаривание в слух при считывании и самодиктант вслух при переносе информации на носитель с произношением слов так, как они пишутся.

Данный известный способ повышает эффективность обучения и обеспечивает коррекцию дефектологических нарушений у школьников, однако он не рассчитан на коррекцию и компенсацию логопедагогических нарушений у детей-логопатов младшего школьного возраста, которые выражаются в нарушении речи, в неразвитости восприятия отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств, познания предметов, явлений, их смысла и символического значения, способности к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов, согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Наиболее близким является "Способ коррекции логопедических нарушений" по патенту России №2168772, М. кл. G09B 19/00, 11/00, 17/00, публ. 10.06.2001 г. №16, с.324. Способ включает использование демонстрационных средств с изображенной на них информацией, подлежащей считыванию и списыванию, проговаривание обучаемыми информации, при чем курс коррекции начинают используя демонстрационные средства с информацией в виде изображенных букв, при их демонстрации и списывании используют звуковое сопровождение, последовательно описывающее траекторию перемещения пишущего средства на бумаге, проговаривают звук, описываемый буквой. При проговаривании демонстрируют работу артикуляционного аппарата. Запись букв сопровождают записью транскрипции передаваемых ими звуков. Проговаривают слоги, образуемые каждым согласным с каждым записанным гласным, проговаривание осуществляют в соответствии с написанием проговариваемых слогов. Многократно повторяют вслух выполняемые действия. Усвоенную последовательность применяют при списывании любой информации в течение всего курса коррекции.

Данный способ обеспечивает коррекцию логопедических нарушений, однако он не рассчитан на коррекцию иных дефектологических нарушений.

Способ не позволяет развивать восприятие отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств, познание предметов, явлений, их смысла и символического значения, способности к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Задачей изобретения является повышение эффективности коррекционно-педагогического воздействия на младших школьников с речевыми нарушениями, обеспечение коррекции и компенсации нарушенных при этом психических функций, путем словесного анализа результатов визуального и перцептивного изучения и сопоставления элементов моделей, многократного целенаправленного выполнения двигательных актов, развития восприятия предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является коррекция наряду с логопедическими нарушениями иных нарушений: ориентации в пространстве, умении выделять частное из общего, обобщать, познание предметов, явлений, их смысла и символического значения, развитие моторных и речевых навыков.

Указанный технический результат достигается тем, что при педагогической коррекции логопедагогических нарушений у детей младшего школьного возраста проводят занятия в объеме программы общеобразовательной школы и дополнительного курса занятий. Основной и дополнительный курсы проводят с использованием демонстрационных средств в виде крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением на них информации, подлежащей считыванию, изучению и переносу на индивидуальные средства, выполненной с использованием условных обозначений и графических символов. Школьники формируют индивидуальные демонстрационные приспособления путем переноса пишущими средствами на индивидуальный носитель информации с демонстрационных средств. Проводят словесный анализ, осуществляют проговаривание вслух и самодиктант вслух переносимой на индивидуальный носитель информации.

В качестве дополнительного курса проводят курс "Технология". На этом курсе обучают технологии изготовления изучаемых объектов. Курс включает: демонстрацию схемы объекта с выделением конструктивных элементов: узлов и деталей, а также чертежей разверток деталей и вспомогательной информации. Проводят визуальное и перцептивное изучение функционального крупногабаритного панно, конструктивных разборных моделей объекта, которые разбирают на конструктивные элементы. Изучают каждый конструктивный элемент и их соединение друг с другом. При этом проводят словесный анализ полученной информации с сопоставлением: схемы, чертежей, элементов функционального крупногабаритного панно и конструктивных разборных моделей для развития навыков ориентации в пространстве, логического мышления. Школьники формируют малогабаритную модель объекта. Они составляют рассказ об объекте и составляющих его узлах и деталях. Переносят и размещают информацию, в виде схемы, чертежей разверток деталей, таблиц, инструкционных карт на индивидуальный носитель информации, что развивает познание смысла и символического значения предметов. Изготавливают детали из разверток, в соответствии с инструкционными картами и проводят сборку объекта из них.

Обучение на дополнительном курсе "Технология" проводят в течение 6 месяцев, по 2-3 часа с промежутком 1-2 дня.

Курс коррекции начинают с демонстрации крупногабаритного демонстрационного устройства с информацией в виде схемы модели объекта с выделением деталей и узлов, причем детали обозначают буквами, узлы - цифрами. Затем демонстрируют чертежи разверток деталей и вспомогательную информацию в виде: таблиц с расшифровкой условных обозначений, инструкционных карт.

Дополнительно демонстрируют крупногабаритное функциональное панно, закрепляемое на крупногабаритном демонстрационном устройстве, с информацией в виде контурного силуэта модели объекта со съемными элементами, представляющими собой конструктивные элементы: детали и узлы объекта, которые при демонстрации снимают или прикрепляют.

Также демонстрируют крупногабаритную конструктивно разборную модель изучаемого объекта с информацией в виде деталей геометрически, функционально и физически подобных деталям модели изучаемого объекта. Крупногабаритную конструктивно разборную модель в процессе демонстрации и изучения собирают и разбирают на узлы и детали.

После изучения и анализа полученной информации школьники формируют вспомогательную малогабаритную модель из наборов деталей, копирующих детали крупногабаритной конструктивно разборной модели изучаемого объекта.

Курс продолжают демонстрацией крупногабаритного демонстрационного устройства с информацией в виде слов, словосочетаний или графических символов, используя которые, школьники составляют рассказ об объекте, его узлах и деталях. Только после этого школьники начинают перенос информации на вспомогательное малогабаритное индивидуальное демонстрационное приспособление, частично копирующее информацию, изображенную на крупногабаритном демонстрационном устройстве. При формировании малогабаритного индивидуального демонстрационного приспособления перенос информации осуществляют на носитель, причем формирование приспособлений начинают с переноса простых элементов схем и чертежа: букв, цифр, производят дочерчивание линий чертежа, осевых линий, разметки для отверстий, после достижения точного их воспроизведения и приобретения навыков черчения, школьники выполняют чертежи разверток деталей полностью. При этом используют измерительные инструменты, накладываемые фигуры, трафаретные формы, таблицы с расшифровкой условных обозначений.

По выполненным чертежам и в соответствии с инструкционной картой, на которой представлены этапы и приемы изготовления, изготавливают детали объекта, и производят сборку отдельных узлов и всей модели объекта в целом.

Изучение, анализ и перенос информации чередуют с выполнением физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, а при сборке и разборке крупногабаритных функциональных панно, крупногабаритных конструктивно разборных моделей, формировании малогабаритных моделей и сборке модели объекта, проводят манипулирование конструктивными элементами в кистях рук. Также выполняют упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Информацию на крупногабаритное демонстрационное устройство наносят мелом, клейкой лентой, гуашью, моделином.

При словесном анализе визуального, перцептивного изучения и сопоставления чертежей, элементов крупногабаритных функциональных панно и конструктивных разборных моделей, выявляют одинаковые, сходные элементы, с определением: формы, размера, свойств материала; характерных особенностей: цвета, фактуры, функционального назначения; расположение относительно других элементов объекта и всего объекта: симметрично, справа, слева, выше, ниже.

Контурный силуэт модели на крупногабаритном функциональном панно выполняют рельефным.

В качестве носителя при формировании вспомогательного малогабаритного индивидуального демонстрационного устройства служат материалы, выбранные из ряда: бумага, картон, ткань, пластилин, глина, дерево.

Крупногабаритная конструктивно разборная модель в 2-3 раза больше изготавливаемой модели объекта.

Индивидуальное демонстрационное устройство в 2-3 раза меньше изготавливаемой модели объекта.

Новизна изобретения заключается в том, что

в качестве дополнительного курса проводят курс "Технология", на котором обучают технологии изготовления изучаемых объектов.

Многократное демонстрирование изучаемого объекта: в виде чертежа на крупногабаритном демонстрационном устройстве, на функциональном крупногабаритном панно, в виде крупногабаритной конструктивно разборной модели, которые дети изучают визуально и на ощупь с многократно повторяемым словесным анализом, позволяет быстрее развить восприятие отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Это позволяет лучше понять расположение конструктивных элементов относительно друг друга и развить умение ориентироваться в пространстве. Развивается умение проводить визуальное сопоставление графических элементов, окружающих предметов, умения делать обобщения.

Неоднократная сборка и разборка демонстрационных средств позволяет выработать целенаправленные автоматизированные двигательные акты, согласованность движений, развивается взаимодействие зрительного и мышечного анализатора.

Выполнение физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, дополняется движениями рук, производящих манипулирование деталями при сборке и разборке крупно- и мелкогабаритных конструктивно разборных моделей, так как конструктивные элементы моделей соединяются с помощью крепежных элементов, а также при выполнении изготовления деталей объекта по чертежам и сборке модели. Чередование физических упражнений на все группы мышц, с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями на укрепление мышц артикуляционного аппарата, упражнениями по произношению звуков, соотнесенных с функциями и особенностями изучаемого объекта, позволяет разнообразить занятие, снять напряжение и повысить эффективность.

Использование школьниками вспомогательных устройств в виде измерительных инструментов, наложенных фигур и трафаретных форм развивает у них навыки правильного размещения информации на носителе.

При зрительном, перцептивном и словесном анализе сопоставления элементов моделей изучаемых объектов школьники соотносят размер, форму, материал, цвет, схожие элементы, определяют место расположения деталей, что развивает у них навыки логического мышления.

Освоение технологии изготовления изучаемых объектов постепенно расширяет сохранные навыки правильной речи, обеспечивает коррекцию и компенсацию нарушенных психических функций, способствует формированию и наращиванию новых качеств и навыков правильной речи.

При этом используя плавное и доступное для ребенка-логопата наращивание сложности речевых и физических упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи на курсе "Технология", учитель руководствуется следующими правилами: от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от сохранных сторон речи к нарушенным. В результате в ходе курса школьники совместно с учителем, используя различные демонстрационные устройства в сочетании с физическими упражнениями на все группы мышц и развития артикуляционного аппарата, с учетом принципа доступности, последовательности и систематичности, осваивают технологию изготовления изучаемых объектов, у них постепенно расширяются сохранные навыки правильной речи, что приводит к обеспечению коррекции и компенсации нарушенных при этом психических функций. Дополнительный курс занятий по коррекции логопедагогических нарушений ориентирует младших школьников на самостоятельную практическую, творческую и проектную деятельность по определенной тематике, при этом учитель, опираясь на прочно усвоенные знания и полученные в ходе занятий навыки, направляет учебную деятельность детей-логопатов к новому и неизведанному и оказывает только консультативную помощь.

В конце курса школьники уже самостоятельно изучают представленный учителем объект, выделяют из него составные элементы, изучают их форму, цвет, размеры, материал, взаиморасположение, способы крепления и соотносят их с ранее известными, находят схожие элементы, выявляют недостающие элементы, после чего формируют вспомогательные и индивидуальные демонстрационные устройства в виде таблиц, схем, рисунков, инструкционных карт и переходят к изготовлению изучаемого объекта.

В ходе курса младшие школьники развивают восприятия отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств, познания предметов, явлений, их смысла и символического значения, способности к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов, согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Указанный технический результат достигается также тем, что задания по изучению демонстрационных объектов дифференцируются в соответствии с уровнем имеющихся способностей и знаний у ребенка, которые предварительно определяются психологом, педагогом и логопедом. Дети с примерно одинаковым уровнем развития определяются учителем в пары и выполняют работу по изготовлению индивидуального демонстрационного устройства, учитель распределяет обязанности между ними, планируя таким образом их деятельность. Следует отметить, что данный прием организации практической деятельности применяется только в первый месяц обучения, так как ко второму месяцу учащиеся научаются работать в парах, самостоятельно распределять между собой обязанности при желании работают самостоятельно.

Особо важным значением при работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения, является развитие и расширение сохранных навыков правильной речи и психических функций, проведение занятий не ежедневно, а с промежутком 1-2 дня, изготовление школьниками на каждом занятии индивидуальных демонстрационных устройств в сочетании с упражнениями на укрепление мышц артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, обучение их целенаправленным автоматизированным двигательным актам, визуальному и перцептивному анализу, что способствует наращиванию новых качеств и навыков, эффективному усвоению и качественному запоминанию информации по изучаемому предмету.

На фиг.1 изображена схема объекта, с выделением конструктивных элементов и узлов.

На фиг.2 изображен чертеж цилиндрической развертки кузова, деталь Б.

На фиг.3 изображена таблица условных обозначений.

На фиг.4 изображена инструкционная карта.

На фиг.5 изображено панно объекта и съемные детали.

Ниже приведен пример реализации изобретения.

Пример. Проводятся занятия в объеме программы общеобразовательной школы по различным предметам: математика, русский язык, развитие речи, ИЗО и т.п. На занятиях по трудовому обучению был внедрен дополнительный курс "Технология" для детей младшего школьного возраста. Срок проведения курса "Технология" составлял 6 месяцев, при этом занятия продолжительностью 2-3 часа проводились с промежутком 1-2 дня. Курс "Технология" младшим школьникам проводили параллельно занятиям в объеме общеобразовательной школы по другим предметам. В процессе реализации курса у школьников вырабатывались навыки самостоятельной и продуктивной деятельности. Занятия проводились с группой из 10-15 человек, состоящей из школьников-логопатов 1-4 классов начальной школы. Основными крупногабаритными демонстрационными устройствами служили: аудиторная доска, доска со съемными креплениями для размещения изучаемых образцов, участок полового покрытия площадью 2 м2 с намеченными типизованными элементами конструкции, функциональное панно с контурным силуэтом изучаемого объекта, который выполнялся из крепежных элементов, если панно тканевое, то из пуговиц, крючков, кнопок, застежек, замка молнии, если деревянная основа панно, то из гвоздиков с большими шляпками, гаек, шурупов.

Перед учащимися для считывания зрительно информации на аудиторной доске помещали схему модели объекта, например, машину с цилиндрическим кузовом (Фиг.1) с выделением на ней деталей: А - колеса, Б - цилиндрический кузов, В - кабина и узлы: соединение колес с кузовом, обозначаемых цифрами - 1. Школьники изучали схему модели, общий вид и условные обозначения, выделенные на схеме в виде графических символов: детали обозначены буквами, узлы - цифрами. При этом они по слогам произносили наименование деталей и запоминали их.

Затем учитель перед школьниками демонстрировал крупногабаритное функциональное панно (Фиг.5) с информацией, повторяющей информацию на аудиторной доске, в виде контурного силуэта модели объекта - машины со съемными элементами, которые расположены рядом с панно на столе подставке. На панно буквами А, Б, В, Д обозначены места расположения деталей. Школьники пальцами рук изучали на ощупь детали панно: А - колесо, Б - кузов, В - кабина, определяли материал, из которого они сделаны, форму, размеры, взаимное расположение, их функциональное назначение, определяли схожие между собой детали, произносили вслух названия деталей как они пишутся и произносятся. Затем в соответствии с условными обозначениями на панно, на котором буквами обозначены места расположения деталей: А - колеса, Б - цилиндрический кузов, В - кабина, Д - декоративные диски на колесах, аккуратно прикрепляли съемные детали на панно, в результате по завершению получался аппликационный силуэт изучаемого объекта, в данном примере - машина. Таким образом, дети учатся не только правильно размещать информацию на панно, средства крепления на панно сделаны из пуговиц, крючков и т.д., у них формируется умение ориентироваться в пространстве, развиваются перцептивные способности, мелкая моторика, кроме того использование функциональных панно способствовало качественному зрительному восприятию и анализу считываемой информации.

Так же в процессе обучения учитель использовал дополнительное крупногабаритное демонстрационное устройство, в виде конструктивно разборной, геометрически, физически и функционально подобной модели изучаемого объекта. На аудиторной доске размещались для демонстрации схемы отдельных узлов и элементов, таблица с расшифровкой условных обозначений (Фиг.3), инструкционная карта с этапами и приемами изготовления готового изделия (Фиг.4). В нашем примере эта машина с цилиндрическим кузовом. Модель машины разборная, крупногабаритная длина 40 см, высота 25 см. Изучение осуществлялось по одной модели. При этом школьники изучали крупногабаритную демонстрационную модель машины на ощупь, разбирали модель на конструктивные элементы, произносили в слух их наименование и одну из характеристик, например: конструктивный элемент демонстрационного устройства машины - колесо, оно круглое, или маленькое или большое, или резиновое; определяли размеры деталей, определяли форму каждой детали: колесо - круглое, кузов - цилиндрический, кабина - кубическая; их расположение относительно друг друга: кузов за кабиной, колеса внизу под кабиной и кузовом; определяли простейшие свойства материала: картон, жесть, пластмасса, из которого сделано крупногабаритное демонстрационное устройство машины, его характерные особенности: прочность материала, сгибаемость, цвет. Изучение крупногабаритной модели способствовало развитию у детей познавательной психической деятельности, восприятию отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств, познанию предметов, явлений, их смысла и символического значения. После изучения и анализа полученной информации школьники формировали вспомогательную малогабаритную модель из наборов деталей, копирующих детали крупногабаритной конструктивно разборной модели изучаемого объекта, в данном случае машины с цилиндрическим кузовом.

Точность воспроизведения сборки модели машины с цилиндрическим кузовом формирует у детей умение сопоставлять, сравнивать, мобилизовать внимание, формирует субъективный опыт работы с конструктором.

После визуального изучения схемы модели объекта машины с выделением деталей и узлов, обозначенных графическими символами в виде букв и цифр и перцептивно - когнитивного изучения панно, крупногабаритной разборной модели, и сборки малогабаритной разборной модели учитель предлагал школьникам составить описательный рассказ, характеризующий изучаемый объект. Для составления рассказа на крупногабаритном демонстрационном устройстве аудиторной доске учителем были написаны начальные фразы предложений в виде слов: машина, колесо, словосочетаний: кузов......формы или графических символов: → - стрелка обозначает движение. В итоге школьники самостоятельно производили анализ целого демонстрационного устройства и его элементов, представленных в различных видах. Это способствовало развитию логического мышления и расширению сохранных навыков правильной речи.

Далее школьники приступали к переносу информации на вспомогательное малогабаритное индивидуальное демонстрационное приспособление. Вспомогательными малогабаритными индивидуальными приспособлениями служили листы: бумага, картон, ткань с разметками разверток деталей, пластилин, глина, геометрически подобные формы, дощечки определенного формата. Учащиеся переносили информацию, изображенную на аудиторной доске, и обозначения. Перенос информации на вспомогательное малогабаритное индивидуальное приспособление школьники осуществляли поэтапно, проговаривая в слух в медленном темпе свои действия, а также проговаривая вслух при считывании и самодиктант вслух при переносе информации на индивидуальные приспособления с произношением слов так, как они пишутся и произносятся.

В качестве пишущего средства школьники использовали: на бумаге и картоне цветные карандаши; на ткани - пастель и мел; на пластилине и глине - тоненькие деревянные палочки, стеки; на дощечки и геометрически подобные формы - цветные карандаши. Кроме того, школьники при переносе на вспомогательное малогабаритное индивидуальное приспособление информации в виде сложных геометрических элементов и форм использовали накладываемые фигуры и трафаретных форм. Это формировало у детей-логопатов аккуратность, старательность, точность, навыки правильной ориентации в пространстве. Перенос информации на малогабаритные индивидуальные приспособления сопровождался совместным анализом учитель - ученик - класс и самоанализом. Затем из вспомогательного малогабаритного устройства, в данном случае - это развертка чертежа кузова машины (Фиг.2), на которую перенесена ось симметрии и нанесены условные обозначения в виде буквы, обозначающей данную деталь, учитель предлагает изготовить деталь. Следует отметить, что перенос информации на вспомогательные малогабаритные индивидуальные приспособления младшие школьники чередовали с пальцевыми играми - пальчиковой гимнастикой, направленными на развитие мелкой моторики, а также с упражнениями на укрепление мышц артикуляционного аппарата, упражнениями по произношению звуков, соотнесенных с функциями и особенностями изучаемого объекта: звук, издаваемый машиной, шуршание бумаги и т.д.

По окончании формирования вспомогательных малогабаритных индивидуальных приспособлений, выполненный чертеж развертки цилиндра, кабины, используя предложенные учителем инструкционные карты (Фиг.4), на которых представлены этапы и приемы изготовления, производят сборку отдельных узлов и всей модели в целом.

В процессе изготовления изделия, периодически прерывая продуктивную деятельность, дети выполняли под музыку физические упражнения, играли в специальные оздоровительные игры, направленные на укрепление общего физического состояния, что способствовало снижению утомляемости, психологической комфортности и повышало работоспособность на 50%.

Таким образом, в процессе освоения продуктивных видов деятельности развиваются структуры взаимосвязей психологических функций, у учащихся развивается зрительное восприятие, чувственное познание (перцепция), внимание, память, умение анализировать, сопоставлять, пополняется активный словарный запас, улучшаются речевые навыки.

После завершения дополнительного курса "Технология" у учащихся заметно повысилась успеваемость по всем предметам, прирост знаний составил в среднем 45%, уровень исследуемых компонентов личностного развития, таких как внимание, память, мышление, мелкая моторика, связная речь, зрительное восприятие, пространственный праксис, креативные способности улучшились, по ранговой школе от 2 баллов - низкий уровень до 5 баллов - в пределах нормы, что является нормой для детей данной возрастной группы. Повысился уровень самостоятельности на 51%, учащиеся сами могли планировать этапы продуктивной деятельности, выполнять предложенные учителем задания без посторонней помощи, по завершению работы могли осмысленно произвести самоанализ, составляя рассказ из простых односложных предложений с использованием терминологии. Сформированность умений и навыков по продуктивным видам деятельности улучшилась на 65%. Кроме того, у логопатов появился интерес к рабочим профессиям: мебельщик, краснодеревщик, художник-оформитель, швея, вышивальщица.

Похожие патенты RU2302040C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2004
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2287190C2
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 2002
  • Зотова Т.В.
RU2216785C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168773C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2203103C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168770C1
Транспортир демонстрационный 2017
  • Калашников Александр Николаевич
RU2676580C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2008
  • Гидзинская Людмила Борисовна
RU2402821C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2009
  • Клейменова Ольга Айдаровна
  • Орленко Сергей Александрович
RU2399958C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ЭЙДЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА 2008
  • Поспелова Ольга Валерьевна
RU2383933C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 302 040 C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к области обучения медицины и позволяет повысить эффективность развития моторных и речевых навыков детей. Основной курс обучения проводят в объеме программы общеобразовательной школы. В качестве дополнительного курса проводят курс "Технология", на котором обучают технологии изготовления изучаемых объектов. Курс включает демонстрацию крупногабаритного демонстрационного устройства с выделением конструктивных элементов, изучение крупногабаритного функционального панно, конструктивных разборных моделей объекта, формирование малогабаритных моделей объектов, размещение информации в виде схем, чертежей разверток деталей, таблиц, инструкционных карт на индивидуальный носитель информации. Изучение, анализ и перенос информации чередуют с выполнением физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук. При сборке и разборке функциональных крупногабаритных панно, крупногабаритных конструктивно разборных моделей, формировании малогабаритных моделей и сборке модели объекта проводят манипулирование конструктивными элементами в кистях рук. Выполняют упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 302 040 C2

1. Способ педагогической коррекции логопедических нарушений у детей младшего школьного возраста, включающий проведение занятий в объеме программы общеобразовательной школы и дополнительного курса занятий, которые проводят с использованием демонстрационных средств в виде крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением на них информации, подлежащей считыванию, изучению и переносу на индивидуальные средства, выполненной с использованием условных обозначений и графических символов, формирование школьниками индивидуальных демонстрационных приспособлений путем переноса пишущими средствами на индивидуальный носитель информации с демонстрационных средств, словесный анализ, проговаривание вслух и самодиктант вслух переносимой на индивидуальный носитель информации, отличающийся тем, что в качестве дополнительного курса проводят курс "Технология", на котором обучают технологии изготовления изучаемых объектов, при этом курс включает демонстрацию схемы объекта с выделением конструктивных элементов - узлов и деталей, чертежей разверток деталей и вспомогательной информации, визуальное и перцептивное изучение крупногабаритного функционального панно, конструктивных разборных моделей объекта, которые разбирают на конструктивные элементы, изучение каждого конструктивного элемента и их соединение друг с другом с проведением словесного анализа полученной информации с сопоставлением схемы, чертежей, элементов, представленных на крупногабаритном функциональном панно, и конструктивных разборных моделей, для развития навыков ориентации в пространстве, логического мышления, формирование малогабаритной модели объектов, составление школьниками рассказа об объекте и составляющих его узлах и деталях, перенос и размещение информации в виде схемы, чертежей разверток деталей, таблиц, инструкционных карт на индивидуальный носитель информации, для развития познания смысла и символического значения предметов, изготовление деталей из разверток в соответствии с инструкционными картами и сборку объекта из них, причем обучение на дополнительном курсе "Технология" проводят в течение 6 месяцев по 2-3 часа с промежутком 1-2 дня, курс коррекции начинают с демонстрации крупногабаритного демонстрационного устройства с информацией в виде схемы модели объекта с выделением деталей и узлов, причем детали обозначают буквами, а узлы - цифрами, демонстрируют чертежи разверток деталей и вспомогательную информацию в виде таблиц с расшифровкой условных обозначений и инструкционных карт, дополнительно демонстрируют крупногабаритное функциональное панно, закрепленное на крупногабаритном демонстрационном устройстве, с информацией в виде контурного силуэта модели объекта со съемными элементами, представляющими собой конструктивные элементы - детали и узлы объекта, которые при демонстрации снимают или прикрепляют, демонстрируют крупногабаритную конструктивно разборную модель изучаемого объекта с информацией в виде деталей геометрически, функционально и физически подобных деталям модели изучаемого объекта, при этом крупногабаритную конструктивно разборную модель в процессе демонстрации и изучения собирают и разбирают на узлы и детали, после изучения и анализа полученной информации школьники формируют вспомогательную малогабаритную модель из наборов деталей, копирующих детали крупногабаритной конструктивно разборной модели изучаемого объекта, курс продолжают демонстрацией крупногабаритного демонстрационного устройства с информацией в виде слов, словосочетаний или графических символов, используя которые школьники составляют рассказ об объекте, его узлах и деталях, переносят информацию на вспомогательное малогабаритное индивидуальное демонстрационное приспособление, частично копирующее информацию, изображенную на крупногабаритном демонстрационном устройстве, при формировании малогабаритного индивидуального демонстрационного приспособления перенос информации осуществляют на носитель, причем формирование приспособления начинают с переноса простых элементов схем и чертежа - букв, цифр, производят дочерчивание линий чертежа, осевых линий, разметки для отверстий, после достижения точного их воспроизведения и приобретения навыков черчения, школьники выполняют чертежи разверток деталей полностью, при этом используют измерительные инструменты, накладываемые фигуры, трафаретные формы, таблицы с расшифровкой условных обозначений, по выполненным чертежам и в соответствии с инструкционными картами, на которых представлены этапы и приемы изготовления, изготавливают детали объекта, и производят сборку отдельных узлов и всей модели объекта в целом, изучение, анализ и перенос информации чередуют с выполнением физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, а при сборке и разборке крупногабаритных функциональных панно, крупногабаритных конструктивно разборных моделей, формировании малогабаритных моделей и сборке модели объекта, проводят манипулирование конструктивными элементами в кистях рук и выполняют упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что информацию на крупногабаритное демонстрационное устройство наносят мелом, клейкой лентой, гуашью, моделином.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при словесном анализе визуального, перцептивного изучения и сопоставления чертежей, элементов крупногабаритного функционального панно и конструктивных разборных крупно и малогабаритных моделей, выявляют одинаковые, сходные элементы с определением формы, размера, свойств материала, характерных особенностей - цвета, фактуры, функционального назначения, расположение относительно других элементов объекта и всего объекта - симметрично, справа, слева, выше, ниже.4. Способ по п.1, отличающийся тем, что контурный силуэт модели на функциональном крупногабаритном панно выполняют рельефным.5. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве носителя при формировании вспомогательного малогабаритного индивидуального демонстрационного устройства служат материалы, выбранные из ряда: бумага, картон, ткань, пластилин, глина, дерево.6. Способ по п.1, отличающийся тем, что крупногабаритная конструктивно разборная модель в 2-3 раза превышает изготавливаемую модель объекта.7. Способ по п.1, отличающийся тем, что индивидуальное демонстрационное устройство в 2-3 раза меньше изготавливаемой модели объекта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2302040C2

СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 2002
  • Зотова Т.В.
RU2216785C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168773C1
US 4045884 A, 06.09.1977.

RU 2 302 040 C2

Авторы

Ростовцев Альберт Николаевич

Соколова Елена Михайловна

Соколов Алексей Александрович

Даты

2007-06-27Публикация

2005-03-31Подача