ТУРБОКОМПРЕССОР-ДЕТАНДЕР Российский патент 2007 года по МПК F01D15/08 F04D29/58 F25B11/00 

Описание патента на изобретение RU2303142C1

Предлагаемое изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбокомпрессорам-детандерам малой производительности для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства.

Известен турбохолодильник, содержащий масляный картер и установленные в нем подшипники вала с расположенными на нем рабочими колесами турбины и компрессора, выполненные в корпусе подшипников продольные каналы для охлаждающего воздуха и входной патрубок турбины с сопловым аппаратом [Авторское свидетельство СССР №172952, кл. F04D 29/58, 1964 г.].

Недостатком известного турбохолодильника является то, что температура охлаждающего воздуха в течение работы повышается, так как часть охлаждающего воздуха циркулирует по замкнутому контуру, что снижает эффективность охлаждения корпуса подшипников.

В качестве прототипа выбран турбовентилятор, содержащий масляный картер и установленные в нем подшипники вала с расположенными на нем рабочими колесами турбины и вентилятора, выполненные в корпусе подшипников продольные каналы для охлаждающего воздуха, причем картер расположен во входном патрубке турбины, имеющем эксцентричный кольцевой канал для подвода воздуха к сопловому аппарату турбины [Авторское свидетельство СССР №172952, кл. F04D 29/58, 1964 г.].

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и большие габариты из-за наличия сложного и громоздкого масляного картера, а также невозможность использования турбовентилятора для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства из-за возможности попадания загрязненной газовоздушной смеси и капель масла в магистраль чистого охлажденного воздуха.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является упрощение и снижение габаритов конструкции турбокомпрессора-детандера за счет использования в нем компактных высокооборотных подшипников качения с консистентной смазкой и обеспечения при этом нормальных температурных условий работы подшипников.

Поставленная задача решается тем, что в турбокомпрессоре-детандере, преимущественно для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства, содержащем корпус с установленным внутри него на подшипниках качения валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера, согласно изобретению подшипники выполнены с консистентной смазкой, подшипниковый узел со стороны компрессора установлен с зазором относительно корпуса, зазор разделен перегородкой из теплоизоляционного материала на две полости, при этом полость со стороны подшипникового узла сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера с возможностью охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха, а полость со стороны компрессора выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана.

Для улучшения охлаждения подшипников на торце подшипникового узла со стороны перегородки выполнено оребрение.

Для интенсификации охлаждения за счет создания турбулизации воздушного потока оребрение выполнено в виде концентрических кольцевых выступов.

Сопоставительный анализ предлагаемого турбокомпрессора-детандера с прототипом и с другими решениями в данной области техники показывает, что изложенная в патентной формуле совокупность признаков не известна из существующего уровня техники, на основании чего можно сделать вывод о его соответствии критерию изобретения «новизна».

При этом изложенная в формуле совокупность признаков не следует явным образом для специалиста из существующего уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии решения критерию изобретения «изобретательский уровень».

Соответствие предлагаемого решения критерию изобретения «промышленная применимость» видно из ниже приведенного примера конкретного выполнения турбокомпрессора-детандера.

Предлагаемое изобретение иллюстрировано чертежом, на котором схематично представлен в турбокомпрессор-детандер в разрезе.

Перечень обозначений на чертеже:

1 - корпус;

2 - подшипник;

3 - вал;

4 - рабочее колесо компрессора;

5 - рабочее колесо турбины-детандера;

6 - компрессор;

7 - турбина-детандер;

8 - подшипниковый узел;

9 - перегородка;

10, 11 - полость;

12 - канал.

Турбокомпрессор-детандер содержит корпус 1 с установленными внутри него на подшипниках 2 валом 3 с закрепленными на его концах рабочими колесами 4, 5 компрессора 6 и турбины-детандера 7 соответственно. Подшипники 2 выполнены с консистентной смазкой и закреплены в подшипниковом узле 8. Подшипниковый узел 8 со стороны компрессора 6 установлен с зазором относительно корпуса 1. При этом зазор разделен перегородкой 9 из теплоизоляционного материала на две полости 10 и 11. Полость 10 со стороны подшипникового узла 8 сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера 7 с возможностью охлаждения подшипников 2 частью потока охлажденного воздуха. Полость 11 со стороны компрессора 6 выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана. Для прохода воздуха в полость 10 в узле 8 выполнены каналы 12.

Работа турбокомпрессора-детандера происходит следующим образом.

Рабочий чистый воздух, проходя через турбину-детандер 7, вращает рабочее колесо 5 и охлаждается. Через вал 3 вращение от колеса 5 передается на рабочее колесо 4 компрессора 6, осуществляющего перекачку горячей и загрязненной газовоздушной смеси. Часть потока охлажденного воздуха (порядка 10%) с выхода турбины-детандера 7 подается в полость 10, охлаждает подшипники 2 и препятствует попаданию возможных утечек загрязненной газовоздушной смеси через подшипниковый узел 8 в турбину-детандер 7 (магистраль чистого воздуха). Наличие между подшипниковым узлом 8 и компрессором 6 перегородки 9 и воздушной полости 11 обеспечивает теплоизоляцию подшипникового узла 8 со стороны горячего компрессора 6.

Использование изобретения позволяет существенно улучшить массогабаритные характеристики турбокомпрессора-детандера и упростить его конструкцию. Наличие теплоизоляции и воздушного охлаждения подшипникового узла обеспечивает нормальные условия для длительной работы подшипников качения с консистентной смазкой.

Похожие патенты RU2303142C1

название год авторы номер документа
ТУРБОАГРЕГАТ 2012
  • Юша Владимир Леонидович
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2520763C2
ТУРБОАГРЕГАТ КОМПРЕССОРНО-НАСОСНЫЙ 1997
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2133929C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 1996
  • Иванов В.А.
  • Попов Л.А.
  • Сухов А.И.
  • Тепляшин В.А.
  • Яковлев А.Я.
  • Майбуров В.И.
RU2117772C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2003
  • Чепыжов Виктор Александрович
  • Чекашов Александр Анатольевич
  • Гнездилов Сергей Михайлович
RU2290543C2
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
ТУРБОКОМПРЕССОР С ГАЗОМАГНИТНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ 2014
  • Смирнов Владимир Васильевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Космынин Александр Витальевич
  • Хвостиков Александр Станиславович
RU2549002C1
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Костогрыз Валентин Григорьевич
  • Дудьев Дмитрий Яковлевич
  • Сигайло Владимир Яковлевич
  • Гельмедов Абдул-Агля Шайхович
  • Климов Николай Иванович
  • Кошолап Юрий Григорьевич
  • Бугаёв Сергей Иванович
  • Климов Виталий Николаевич
  • Лиходид Пётр Викторович
  • Лаврик Александр Степанович
  • Новиков Михаил Викторович
  • Валитова Земфира Ровильевна
  • Романов Александр Васильевич
RU2597322C1
Двигатель внутреннего сгорания 1980
  • Богодяж Иван Петрович
  • Белоусов Владимир Николаевич
  • Юнь Евгений Александрович
SU909247A1
Система смазки подшипников турбохолодильника 1982
  • Серебряков Георгий Петрович
  • Френк Муня Цалевич
  • Хомутов Глеб Васильевич
SU1078215A1
Турбокомпрессорная установка (варианты) 2012
  • Ланди Джакомо
  • Пеано Гвидо
  • Каматти Массимо
  • Нальди Лоренцо
RU2623058C2

Реферат патента 2007 года ТУРБОКОМПРЕССОР-ДЕТАНДЕР

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбокомпрессорам-детандерам малой производительности для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства. Турбокомпрессор-детандер содержит корпус с установленным внутри него на подшипниках качения валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера. Подшипники выполнены с консистентной смазкой. Подшипниковый узел со стороны компрессора установлен с зазором относительно корпуса. Зазор разделен перегородкой из теплоизоляционного материала на две полости, при этом полость со стороны подшипникового узла сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера для охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха. Полость со стороны компрессора выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана. Техническим результатом является упрощение и снижение габаритов конструкции турбокомпрессора-детандера и обеспечение при этом нормальных температурных условий работы подшипников. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 303 142 C1

1. Турбокомпрессор-детандер, преимущественно для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства, содержащий корпус с установленным внутри него на подшипниках качения валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера, отличающийся тем, что подшипники выполнены с консистентной смазкой, подшипниковый узел со стороны компрессора установлен с зазором относительно корпуса, зазор разделен перегородкой из теплоизоляционного материала на две полости, при этом полость со стороны подшипникового узла сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера для охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха, а полость со стороны компрессора выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана.2. Турбокомпрессор-детандер по п.1, отличающийся тем, что на торце подшипникового узла со стороны перегородки выполнено оребрение.3. Турбокомпрессор-детандер по п.2, отличающийся тем, что оребрение выполнено в виде концентрических кольцевых выступов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2303142C1

ТУРБОВЕНТИЛЯТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА ГЕРМЕТИЧНЫХ КАБИН И ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 0
SU172952A1
ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК 0
  • Л. М. Горбачев, В. П. Грайфер, Е. П. Чуриков, В. А. Михайлов,
  • Г. В. Морозов, Ю. И. Блохин В. Г. Баранов
SU245148A1
Турбохолодильник системы кондиционирования воздуха отсеков летательных аппаратов 1962
  • Соколов Г.И.
  • Баранов Н.В.
  • Орлов И.Е.
  • Адлер М.В.
  • Вересов Г.Я.
SU153840A1
US 3740170 А, 19.06.1973
Объемный дозатор пастообразных продуктов 1973
  • Татаринов Николай Степанович
  • Чиннов Юрий Валентинович
SU480911A1
JP 59070830 А, 21.04.1984.

RU 2 303 142 C1

Авторы

Валюхов Сергей Георгиевич

Скуфинский Александр Иванович

Бучик Василий Николаевич

Даты

2007-07-20Публикация

2006-02-14Подача