Предлагаемое изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбокомпрессорам-детандерам малой производительности для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства.
Известен турбохолодильник, содержащий масляный картер и установленные в нем подшипники вала с расположенными на нем рабочими колесами турбины и компрессора, выполненные в корпусе подшипников продольные каналы для охлаждающего воздуха и входной патрубок турбины с сопловым аппаратом [Авторское свидетельство СССР №172952, кл. F04D 29/58, 1964 г.].
Недостатком известного турбохолодильника является то, что температура охлаждающего воздуха в течение работы повышается, так как часть охлаждающего воздуха циркулирует по замкнутому контуру, что снижает эффективность охлаждения корпуса подшипников.
В качестве прототипа выбран турбовентилятор, содержащий масляный картер и установленные в нем подшипники вала с расположенными на нем рабочими колесами турбины и вентилятора, выполненные в корпусе подшипников продольные каналы для охлаждающего воздуха, причем картер расположен во входном патрубке турбины, имеющем эксцентричный кольцевой канал для подвода воздуха к сопловому аппарату турбины [Авторское свидетельство СССР №172952, кл. F04D 29/58, 1964 г.].
Недостатком известного устройства является сложность конструкции и большие габариты из-за наличия сложного и громоздкого масляного картера, а также невозможность использования турбовентилятора для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства из-за возможности попадания загрязненной газовоздушной смеси и капель масла в магистраль чистого охлажденного воздуха.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является упрощение и снижение габаритов конструкции турбокомпрессора-детандера за счет использования в нем компактных высокооборотных подшипников качения с консистентной смазкой и обеспечения при этом нормальных температурных условий работы подшипников.
Поставленная задача решается тем, что в турбокомпрессоре-детандере, преимущественно для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства, содержащем корпус с установленным внутри него на подшипниках качения валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера, согласно изобретению подшипники выполнены с консистентной смазкой, подшипниковый узел со стороны компрессора установлен с зазором относительно корпуса, зазор разделен перегородкой из теплоизоляционного материала на две полости, при этом полость со стороны подшипникового узла сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера с возможностью охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха, а полость со стороны компрессора выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана.
Для улучшения охлаждения подшипников на торце подшипникового узла со стороны перегородки выполнено оребрение.
Для интенсификации охлаждения за счет создания турбулизации воздушного потока оребрение выполнено в виде концентрических кольцевых выступов.
Сопоставительный анализ предлагаемого турбокомпрессора-детандера с прототипом и с другими решениями в данной области техники показывает, что изложенная в патентной формуле совокупность признаков не известна из существующего уровня техники, на основании чего можно сделать вывод о его соответствии критерию изобретения «новизна».
При этом изложенная в формуле совокупность признаков не следует явным образом для специалиста из существующего уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии решения критерию изобретения «изобретательский уровень».
Соответствие предлагаемого решения критерию изобретения «промышленная применимость» видно из ниже приведенного примера конкретного выполнения турбокомпрессора-детандера.
Предлагаемое изобретение иллюстрировано чертежом, на котором схематично представлен в турбокомпрессор-детандер в разрезе.
Перечень обозначений на чертеже:
1 - корпус;
2 - подшипник;
3 - вал;
4 - рабочее колесо компрессора;
5 - рабочее колесо турбины-детандера;
6 - компрессор;
7 - турбина-детандер;
8 - подшипниковый узел;
9 - перегородка;
10, 11 - полость;
12 - канал.
Турбокомпрессор-детандер содержит корпус 1 с установленными внутри него на подшипниках 2 валом 3 с закрепленными на его концах рабочими колесами 4, 5 компрессора 6 и турбины-детандера 7 соответственно. Подшипники 2 выполнены с консистентной смазкой и закреплены в подшипниковом узле 8. Подшипниковый узел 8 со стороны компрессора 6 установлен с зазором относительно корпуса 1. При этом зазор разделен перегородкой 9 из теплоизоляционного материала на две полости 10 и 11. Полость 10 со стороны подшипникового узла 8 сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера 7 с возможностью охлаждения подшипников 2 частью потока охлажденного воздуха. Полость 11 со стороны компрессора 6 выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана. Для прохода воздуха в полость 10 в узле 8 выполнены каналы 12.
Работа турбокомпрессора-детандера происходит следующим образом.
Рабочий чистый воздух, проходя через турбину-детандер 7, вращает рабочее колесо 5 и охлаждается. Через вал 3 вращение от колеса 5 передается на рабочее колесо 4 компрессора 6, осуществляющего перекачку горячей и загрязненной газовоздушной смеси. Часть потока охлажденного воздуха (порядка 10%) с выхода турбины-детандера 7 подается в полость 10, охлаждает подшипники 2 и препятствует попаданию возможных утечек загрязненной газовоздушной смеси через подшипниковый узел 8 в турбину-детандер 7 (магистраль чистого воздуха). Наличие между подшипниковым узлом 8 и компрессором 6 перегородки 9 и воздушной полости 11 обеспечивает теплоизоляцию подшипникового узла 8 со стороны горячего компрессора 6.
Использование изобретения позволяет существенно улучшить массогабаритные характеристики турбокомпрессора-детандера и упростить его конструкцию. Наличие теплоизоляции и воздушного охлаждения подшипникового узла обеспечивает нормальные условия для длительной работы подшипников качения с консистентной смазкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОАГРЕГАТ | 2012 |
|
RU2520763C2 |
ТУРБОАГРЕГАТ КОМПРЕССОРНО-НАСОСНЫЙ | 1997 |
|
RU2133929C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 1996 |
|
RU2117772C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2003 |
|
RU2290543C2 |
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания | 2020 |
|
RU2750220C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР С ГАЗОМАГНИТНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ | 2014 |
|
RU2549002C1 |
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2597322C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU909247A1 |
Система смазки подшипников турбохолодильника | 1982 |
|
SU1078215A1 |
Турбокомпрессорная установка (варианты) | 2012 |
|
RU2623058C2 |
Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбокомпрессорам-детандерам малой производительности для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства. Турбокомпрессор-детандер содержит корпус с установленным внутри него на подшипниках качения валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера. Подшипники выполнены с консистентной смазкой. Подшипниковый узел со стороны компрессора установлен с зазором относительно корпуса. Зазор разделен перегородкой из теплоизоляционного материала на две полости, при этом полость со стороны подшипникового узла сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера для охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха. Полость со стороны компрессора выполнена герметичной с возможностью выполнения функции теплового экрана. Техническим результатом является упрощение и снижение габаритов конструкции турбокомпрессора-детандера и обеспечение при этом нормальных температурных условий работы подшипников. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
ТУРБОВЕНТИЛЯТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА ГЕРМЕТИЧНЫХ КАБИН И ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 0 |
|
SU172952A1 |
ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК | 0 |
|
SU245148A1 |
Турбохолодильник системы кондиционирования воздуха отсеков летательных аппаратов | 1962 |
|
SU153840A1 |
US 3740170 А, 19.06.1973 | |||
Объемный дозатор пастообразных продуктов | 1973 |
|
SU480911A1 |
JP 59070830 А, 21.04.1984. |
Авторы
Даты
2007-07-20—Публикация
2006-02-14—Подача