ТУРБОАГРЕГАТ Российский патент 2014 года по МПК F25B11/02 F01D25/12 

Описание патента на изобретение RU2520763C2

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к турборасширительным агрегатам холодильной и криогенной техники, выполненным в безмасляном исполнении.

Известны конструкции агрегатов [Пластинин П.И. Поршневые компрессоры. В 2 т. Т. 2. Основы проектирования. Конструкции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 2008. - 711 с. (стр.114 (рис.2.4.4.), 116 (рис.2.4.8.), 542 (лист А.1.19)], содержащие вал, подшипники, масляный насос, маслопроводы и маслосборник, причем в валу выполнены каналы, по которым масло от маслосборника по маслопроводам насосом подается в зазоры, образованные валом и подшипниками. Такая конструкция агрегата, за счет выполненных в валу сообщающихся каналов, позволяет организовать подачу масла в зазоры, образованные валом и подшипниками, что, в том числе, обеспечивает интенсивное охлаждение трущихся поверхностей подшипников, поддержание требуемой температуры в зоне трения и, соответственно, повышение ресурса агрегата.

Недостатком такой конструкции агрегата является ее сложность из-за большого количества конструктивных элементов системы смазки и, соответственно, увеличение массогабаритных характеристик агрегата.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является турбоагрегат [Пат. 2303142 РФ, МКИ6 F04D 29/58, F01D 15/08, F25В 11/00. Турбокомпрессор-детандер], содержащий корпус с установленным внутри него на подшипниках валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера, при этом подшипники выполнены с консистентной смазкой, а полость подшипникового узла трения сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера для охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха.

В указанной конструкции агрегата за счет исполнения подшипников с консистентной смазкой и охлаждения их поверхностей частью потока рабочего газа, охлажденного в расширительном колесе агрегата, путем продувки полости, образованной поверхностями корпуса, вала и подшипников агрегата, исключено большое количество конструктивных элементов, присущих системе смазки маслом (жидкостью), что позволило снизить массогабаритные характеристики агрегата.

Недостатками прототипа являются: усложнение конструкции и увеличение массогабаритных характеристик агрегата за счет применения подшипников, смазываемых консистентной смазкой, и введения полости и коммуникаций, связывающих выход турбины с полостью для охлаждения трущихся поверхностей подшипников.

Технической задачей данного изобретения является упрощение конструкции и снижение массогабаритных характеристик агрегата за счет использования компактных подшипников скольжения, а также оригинальной системы подвода охлаждающей среды к их трущимся поверхностям.

Данный технический результат достигается тем, что подшипники турбоагрегата выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов, а в расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы, при этом выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен продольный разрез турбоагрегата с системой каналов, сообщающих проточную часть расширительного колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками.

Турбоагрегат (фиг.1) включает корпус 1 с установленным внутри него на несмазываемых полимерных подшипниках 2 валом 3, с закрепленным на нем, по крайней мере, одним расширительным колесом 4. В расширительном колесе 4 и в валу 3 выполнены каналы 5, сообщающие проточную часть расширительного рабочего колеса 4 с зазорами, образованными валом 3 и подшипниками 2.

Заявляемый турбоагрегат работает следующим образом. Рабочий чистый газ, проходя через корпусные элементы 1 и расширительное колесо 4 турбоагрегата, вращает вал 3 с установленным на нем рабочим колесом 4 и охлаждается. При вращении вала под действием нагрузки, в результате сил трения, на опорных поверхностях несмазываемых подшипников 2 выделяется тепло. Часть потока охлажденного рабочего газа в расширительном колесе 4 турбоагрегата через выполненные в нем и в валу каналы 5 направляется в зазоры, образованные валом 3 и подшипниками 2. Движение газа из межлопаточных каналов расширительного колеса 4 в зазоры, образованные валом 3 и подшипниками 2, по каналам, выполненным в валу 3 и расширительном колесе 4, осуществляется за счет перепада давлений между соответствующими полостями. Размер и расположение сообщающихся каналов 5 в расширительном колесе 4 и в валу 3 определяется режимами работы и исполнением агрегата, а также величиной выделившегося в подшипниках 2 тепла в результате механического трения с валом 3. Рабочий газ из зазоров, образованных подшипниками 2 и валом 3, может отводиться в окружающую среду (например, если газ - воздух) либо в систему отбора газа после расширительного колеса 4 турбоагрегата.

Таким образом, данное техническое решение позволяет снизить массогабаритные характеристики турбоагрегата и упростить его конструкцию.

Похожие патенты RU2520763C2

название год авторы номер документа
Подшипник скольжения с порошковой смазкой 2021
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2769824C1
ТУРБОКОМПРЕССОР-ДЕТАНДЕР 2006
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Скуфинский Александр Иванович
  • Бучик Василий Николаевич
RU2303142C1
СИСТЕМА МАСЛЯНОГО УПЛОТНЕНИЯ И ПАРОВАЯ ТУРБИНА 2008
  • Берберич Натан Роберт
RU2470206C2
ТУРБОДЕТАНДЕРНАЯ ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА И СИСТЕМА ОТБОРА ЭНЕРГИИ ПОТОКА ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ ГАЗОПРОВОДА 2013
  • Сударев Анатолий Владимирович
  • Сурьянинов Андрей Андреевич
  • Молчанов Александр Сергеевич
  • Тен Василий Степанович
  • Сударев Борис Владимирович
  • Головкин Борис Анатольевич
  • Торчинский Алексей Эдуардович
RU2564173C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2015
  • Райковский Николай Анатольевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Зюлин Дмитрий Викторович
  • Потапов Виталий Валерьевич
  • Абрамов Сергей Александрович
RU2605227C1
Детандер-генераторный агрегат 2020
  • Черных Александр Сергеевич
  • Геращенко Аркадий Григорьевич
  • Федюхин Александр Валерьевич
  • Султангузин Ильдар Айдарович
  • Карасевич Владислав Александрович
RU2732275C1
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Шадек Евгений Глебович
RU2044149C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ЭЛЕМЕНТОВ РЕДУКТОРА 1989
  • Смолевицкий Станислав Николаевич[Ua]
  • Борисенко Наталья Алексеевна[Ua]
  • Герасин Иван Иванович[Ua]
RU2020369C1
ТУРБОАГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2158398C1
ПРИВОДНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СУФЛЕР С ОСЕВОЙ КРЫЛЬЧАТКОЙ 2014
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2558719C1

Реферат патента 2014 года ТУРБОАГРЕГАТ

Изобретение относится к энергетическому машиностроению. Турбоагрегат содержит корпус с установленным внутри него на подшипниках валом. На валу закреплено, по крайней мере, одно расширительное рабочее колесо. Подшипники выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов. В расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы. Выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками. Изобретение направлено на упрощение конструкции и снижение массогабаритных характеристик турбоагрегата. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 520 763 C2

Турбоагрегат, содержащий корпус с установленным внутри него на подшипниках валом, с закрепленным на нем, по крайней мере, одним расширительным рабочим колесом, отличающийся тем, что подшипники выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов, а в расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы, при этом выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2520763C2

СТАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛ, СТАЛЬНАЯ ТРУБА ДЛЯ НЕФТЯНОЙ СКВАЖИНЫ И СПОСОБ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 2017
  • Араи, Юдзи
  • Йосида, Синдзи
  • Сома, Ацуси
  • Камитани, Хироки
RU2709567C1
Способ получения сигналов параболической формы, в частности для компенсации "черного пятна" иконоскопа 1940
  • Корчмар А.
SU57846A1
ОХЛАЖДАЕМАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2305786C2

RU 2 520 763 C2

Авторы

Юша Владимир Леонидович

Райковский Николай Анатольевич

Даты

2014-06-27Публикация

2012-09-20Подача