РЕГУЛИРУЕМЫЙ АМОРТИЗАТОР Российский патент 2007 года по МПК B60G17/04 F16F9/512 

Описание патента на изобретение RU2304053C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно, к подвеске транспортных средств.

Аналогом заявляемого изобретения является амортизатор [1], содержащий цилиндр, поршень, шток, направляющую втулку, гидравлическую полость, заполненную рабочей жидкостью и разделенную поршнем на нижнюю и верхнюю части, соединенные между собой каналами поршня, а также клапаны с упругими элементами, газовую полость и разделитель, отделяющий ее от гидравлической полости.

Параметры упругих элементов однозначно определяют характеристику сопротивления (зависимость сил сопротивления от скорости перемещения поршня) амортизатора, вследствие чего конструкция аналога позволяет реализовать только одну такую характеристику.

Значения сил сопротивлений амортизатора с клапанами, основанными на упругих элементах, имеют поле допуска. В связи с этим фактические силы сопротивления могут отличаться от их номинальных значений.

Кроме того, силы сопротивления аналога в процессе эксплуатации уменьшаются со временем из-за снижения жесткости упругих элементов.

Прототипом заявляемого изобретения служит регулируемый амортизатор [2], содержащий цилиндр, поршень, шток, гидравлическую полость, заполненную рабочей жидкостью и разделенную поршнем на нижнюю и верхнюю части, соединенные между собой каналами, а также клапаны с упругими элементами и управляющее устройство, связанное с электродвигателем. Он установлен на внешнем хвостовике штока. Ротор электродвигателя, функционально являющийся его якорем, соединен с регулирующим элементом в виде золотника, размещенного в штоке и имеющего возможность поворачиваться в нем. Корпус электродвигателя, выполняющий функцию индуктора (источника магнитного поля) с постоянными магнитами, установлен неподвижно на внешнем хвостовике штока. С целью обеспечения подвода тока в обмотку якоря, имеющего возможность поворачиваться, электродвигатель снабжен токосъемным устройством.

Конструкция прототипа частично устраняет недостатки, присущие аналогу. Посредством поворота золотника в ту или иную сторону устанавливается одно из двух значений проходного сечения дросселирующего канала, соединяющего две части гидравлической полости. Варьированием пропускной способности канала обеспечивается изменение характеристики сопротивления амортизатора.

Однако максимальные значения сил сопротивления прототипа определяются, как и у аналога, параметрами упругих клапанных элементов. К тому же, наличие только двух значений проходного сечения регулируемого канала обуславливает возможность реализации всего двух характеристик сопротивления амортизатора. Кроме того, размещение регулирующего элемента (золотника) в штоке накладывает ограничения на диапазон регулирования такой характеристики.

Технической задачей заявляемого изобретения являются исключение из амортизатора упругих клапанных элементов и расширение диапазона регулирования его характеристики сопротивления.

Техническая задача решается тем, что амортизатор для определения скорости перемещения поршня снабжен связанными с управляющим устройством тензометрическими датчиками, смонтированными снаружи и внутри цилиндра, а шаговый электродвигатель установлен между направляющей втулкой и перегородкой, имеющей отверстия и кольцевые выступы, при этом валик шагового электродвигателя изготовлен полым для обеспечения возможности перемещения штока внутри него, а на выступающем конце валика закреплены шторки для изменения пропускной способности каналов, выполненных в виде байпаса.

На фиг.1 изображен общий вид регулируемого амортизатора.

на фиг.2 - управляющее устройство.

Регулируемый амортизатор содержит цилиндр 1 (фиг.1), шток 2, направляющую втулку 3, поршень 4, гидравлическую полость 5, разделенную поршнем 4 на нижнюю и верхнюю части, а также газовую полость 6 и разделитель 7, отделяющий газовую полость 6 от гидравлической полости 5. Ее нижняя и верхняя части соединены между собой каналами, выполненными в виде байпасов 8, отверстиями 9 в перегородке 10 и промежутками между кольцевыми выступами 11.

На цилиндре 1, снаружи и внутри его, установлены тензометрические датчики 12. Они включены в электрическую цепь управления шаговым электродвигателем 13, который установлен между направляющей втулкой 3 и перегородкой 10. Валик 14 шагового электродвигателя 13 изготовлен полым. При работе амортизатора шток 2 свободно передвигается внутри валика 14 шагового электродвигателя 13. На выступающем конце валика 14 закреплены шторки 15 для изменения пропускной способности каналов, выполненных в виде байпасов 8.

В схему управления шаговым электродвигателем (фиг.2) входит управляющее устройство 16, связанное проводами 17 с тензометрическими датчиками 12. Управляющее устройство 16 предназначено для выработки управляющих импульсов в зависимости от давления рабочей жидкости и подачи их в шаговый электродвигатель 13. С этой целью он соединен проводами 17 с управляющим устройством 16.

Управляющее устройство 16 обеспечивает возможность реализации широкого спектра характеристик сопротивления в диапазоне сил, регламентируемом надежностью амортизатора.

Амортизатор работает следующим образом.

При равенстве давлений рабочей жидкости в обеих частях гидравлической полости 5 шторки 15 (фиг.1) находятся в крайнем положении движения против часовой стрелки (на сечении А-А). Это положение - стартовое для шагового электродвигателя. В таком состоянии каналы, выполненные в виде байпасов 8, полностью перекрываются шторками 15.

При сжатии поршень 4 начинает перемещаться вниз, в результате чего давление рабочей жидкости в нижней части гидравлической полости 5 становится выше, чем в ее верхней части. Нижняя часть цилиндра 1 расширяется больше чем верхняя. На нижнем тензометрическом датчике 12 возникает положительный потенциал. Его значение пропорционально давлению жидкости и, следовательно, скорости перемещения поршня 4. Положительный знак потенциала на нижнем тензометрическом датчике 12 служит для управляющего устройства 16 (фиг.2) основанием для выработки воздействия по изменению проходного сечения байпасов 8 в соответствии с программой ветви сжатия на реализуемой характеристике сопротивления амортизатора. Управляющее устройство вырабатывает необходимое число импульсов тока и передает их в шаговый электродвигатель 13 (фиг.1). В соответствии с указанным числом импульсов валик 14 шагового электродвигателя 13 вместе со шторками 15 поворачиваются на угол, обеспечивающий изменение пропускной способности байпасов 8 до значения, создающего сопротивление сжатию с силой, которая для конкретной скорости перемещения поршня регламентируется программой ветви сжатия реализуемой характеристики. Пропускная способность каналов меняется за счет изменения степени перекрытия байпасов 8 шторками 15 при повороте последних.

При отбое поршень 4 начинает перемещаться вверх, в результате чего давление рабочей жидкости в верхней части гидравлической полости 5 становится выше, чем в ее нижней части. Верхняя часть цилиндра расширяется больше чем нижняя. На верхнем тензометрическом датчике 12 возникает положительный потенциал. Его значение пропорционально давлению жидкости и, следовательно, скорости перемещения поршня 4. Положительный знак потенциала на верхнем тензометрическом датчике 12 служит для управляющего устройства 16 (фиг.2) основанием для выработки воздействия по изменению проходного сечения байпасов 8 в соответствии с программой ветви отбоя на реализуемой характеристике сопротивления амортизатора. Управляющее устройство вырабатывает необходимое число импульсов тока и передает их в шаговый электродвигатель 13 (фиг.1). В соответствии с указанным числом импульсов валик 14 шагового электродвигателя 13 вместе со шторками 15 поворачиваются на угол, обеспечивающий изменение пропускной способности байпасов 8 до значения, создающего сопротивление отбою с силой, которая для конкретной скорости перемещения поршня регламентируется программой ветви отбоя реализуемой характеристики. Пропускная способность каналов меняется за счет изменения степени перекрытия байпасов 8 шторками 15 при повороте последних.

Максимальная, реализуемая в амортизаторе сила сопротивления достигается, когда валик 14 шагового электродвигателя 13 вместе со шторками 15 находятся в крайнем положении движения по часовой стрелке (на сечении А-А). Это - положение "стоп" для шагового электродвигателя. В таком состоянии каналы, выполненные в виде байпасов 8, полностью открыты.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый амортизатор отличается тем, что он для определения скорости перемещения поршня снабжен связанными с управляющим устройством тензометрическими датчиками, смонтированными снаружи и внутри цилиндра, а шаговый электродвигатель установлен между направляющей втулкой и перегородкой, имеющей отверстия и кольцевые выступы, при этом валик шагового электродвигателя изготовлен полым для обеспечения возможности перемещения штока внутри него, а на выступающем конце валика закреплены шторки для изменения пропускной способности каналов, выполненных в виде байпаса.

Вышеперечисленные признаки позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию "новизна".

Существующие технологии машиностроения и применяемые в нем материалы позволяют организовать промышленное изготовление и оснащение транспортных средств регулируемыми амортизаторами.

Источники информации

1. Раймпель Й. Шасси автомобиля. Амортизаторы, шины, и колеса. М., Машиностроение, 1986, стр.33, рис.1.30 (аналог).

2. Амортизатор KAYABA 443218 (Nissan 56210) для автомобилей Nissan Bluebird, Bluebird U (VRU 11, VEU 11) 10.1983 г. - 1986 г. Каталог " KAYABA 2001. SHOCK ABSORBER". KAYABA Europe Gmbh Breit Strasse10 В 40670 Meerbusch Germany, стр.116 (прототип).

3. Патент Российской Федерации №2253576, 2002 г.

Похожие патенты RU2304053C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛИРУЕМЫЙ АМОРТИЗАТОР 2002
  • Гусев Е.П.
  • Плотников А.М.
  • Воеводов С.Ю.
RU2253576C2
КРЫЛЬЧАТЫЙ АМОРТИЗАТОР 2003
  • Гусев Е.П.
  • Плотников А.М.
  • Воеводов С.Ю.
RU2253771C2
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ОДНОТРУБНЫЙ ГАЗОНАПОЛНЕННЫЙ АМОРТИЗАТОР 2003
  • Гусев Е.П.
  • Плотников А.М.
  • Воеводов С.Ю.
RU2263238C2
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТЕРМОСТАТИЧЕСКОГО КЛАПАНА 2008
  • Мольбаэк Енс Йерген
RU2455674C2
ПОДВЕСКА ПЕРЕДНИХ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЁС 2002
  • Колосов И.В.
  • Ходес И.В.
RU2232683C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2006
  • Калинин Сергей Николаевич
RU2313013C1
ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЙ ТОЧЕЧНЫЙ ВАГОННЫЙ ЗАМЕДЛИТЕЛЬ 2023
  • Калинин Сергей Николаевич
RU2813574C1
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2004
  • Калинин Сергей Николаевич
RU2280791C1
АМОРТИЗАТОР 2002
  • Чернышев В.И.
  • Прокопов Е.Е.
RU2234015C1
МАГНИТОРЕОЛОГИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2002
  • Гусев Е.П.
  • Плотников А.М.
  • Воеводов С.Ю.
RU2232316C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 304 053 C1

Реферат патента 2007 года РЕГУЛИРУЕМЫЙ АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно, к подвеске транспортных средств. В регулируемом амортизаторе имеются перепускные каналы, выполненные в виде байпаса, а также связанные с управляющим устройством тензометрические датчики, смонтированные снаружи и внутри цилиндра, и шаговый электродвигатель. Он установлен между направляющей втулкой и перегородкой, имеющей отверстия и кольцевые выступы. Валик шагового электродвигателя изготовлен полым для обеспечения возможности перемещения штока внутри него. На выступающем конце валика закреплены шторки для изменения пропускной способности каналов, выполненных в виде байпаса. Тензометрические датчики вырабатывают электрический сигнал, пропорциональный скорости перемещения поршня. Сигнал передается в управляющее устройство, которое вырабатывает необходимое число импульсов и подает их в шаговый электродвигатель. Его валик поворачивается сам и поворачивает шторки на угол, обеспечивающий изменение пропускной способности каналов до значения, создающего сопротивление с силой, которая для конкретных хода и скорости перемещения поршня амортизатора регламентируется программой реализуемой характеристики сопротивления. Технический результат - исключение из амортизатора упругих клапанных элементов и расширение диапазона регулирования его характеристик сопротивления. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 304 053 C1

Регулируемый амортизатор, содержащий цилиндр с гидравлической полостью, шток, поршень, разделяющий гидравлическую полость на нижнюю и верхнюю части, соединенные между собой каналами, и управляющее устройство, связанное с электродвигателем, отличающийся тем, что для определения скорости перемещения поршня он снабжен связанными с управляющим устройством тензометрическими датчиками, смонтированными снаружи и внутри цилиндра, а шаговый электродвигатель установлен между направляющей втулкой и перегородкой, имеющей отверстия и кольцевые выступы, при этом валик шагового электродвигателя изготовлен полым для обеспечения возможности перемещения штока внутри него, а на выступающем конце валика закреплены шторки для изменения пропускной способности каналов, выполненных в виде байпаса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2304053C1

Перекатываемый затвор для водоемов 1922
  • Гебель В.Г.
SU2001A1
SHOK ABSORBER", с.116, АМОРТИЗАТОР KAYABA 443218 (NISSAN 56210)
РЕГУЛИРУЕМЫЙ АМОРТИЗАТОР 2002
  • Гусев Е.П.
  • Плотников А.М.
  • Воеводов С.Ю.
RU2253576C2
АМОРТИЗАТОР С РЕГУЛИРУЕМОЙ СИЛОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ И ГИДРОДЕМПФИРОВАНИЯ 1991
  • Власов Валентин Николаевич
RU2031275C1
Промежуточная станция для контейнеров трубопроводного гидротранспорта 1981
  • Липский Владимир Константинович
  • Рысев Герман Степанович
  • Троицкий Игорь Николаевич
SU1096171A1

RU 2 304 053 C1

Авторы

Гусев Евгений Павлович

Цыганов Александр Владимирович

Даты

2007-08-10Публикация

2005-12-26Подача