СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ Российский патент 2007 года по МПК A61M21/00 A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2306152C2

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и психиатрии, и может использоваться для лечения эпилепсии.

Разработка новых способов лечения эпилепсии является актуальной задачей современной медицины, что объясняется распространенностью заболевания, с одной стороны, и недостаточной эффективностью существующих методов лечения, с другой.

Среди известных методов лечения, в первую очередь, следует назвать медикаментозную терапию, включающую использование различных лекарственных средств (см., например, патенты Ru №2071312, 2028801, 2020938, 2116076, 2120283, 2118537, 2144355, 2173552, 2166948, 2236264, 2153891, 2231363, 2200561, 2178289).

К недостаткам медикаментозной терапии относятся побочные эффекты препаратов, привыкание к ним, аллергические реакции, а также высокая стоимость многих лекарственных средств.

Из немедикаментозных методов для лечения эпилепсии предлагались: гипербарическая оксигенация (см., например, патент Ru №1121012, заявка Ru 942770), магнитотерапия (см., например, патенты Ru №2252045, 2195976, 22005600), иглорефлексотерапия (см., например, патент Ru №2169021, заявка Ru №94033884), электротерапия (см., например, патент Ru №2122443), КВЧ-терапия (см., например, патент Ru 2131277). Все эти способы требуют для своего осуществления дорогостоящего сложного оборудования и специально подготовленного персонала. Основным же недостатком их является невысокая эффективность, проявляющаяся в незначительном и непродолжительном улучшении состояния больного. Кроме этого, большинство перечисленных известных способов не исключают использование лекарственных средств.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является известный способ лечения эпилепсии, включающий психотерапевтическое воздействие (патент Ru 2238075). Этот способ имеет те же недостатки: необходимость использования лекарственных средств (психотерапия применяется не как монометод, а в комплексе с медикаментозной терапией), невысокая эффективность лечения, проявляющаяся в незначительном и непродолжительном улучшении состоянии больного.

В задачу предлагаемого изобретения положено повышение эффективности лечения эпилепсии. Техническим результатом изобретения является достижение стойкой продолжительной ремиссии.

Поставленная задача достигается тем, что

1. Проводят 6-8 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:

- адаптивно-физическую реабилитацию - 50 занятий по 45 - 180 минут,

- психолого-педагогическую реабилитацию - 25 занятий по 45 - 90 минут,

- социально-речевую реабилитацию - 25 занятий по 45 минут;

каждое занятие проводят с общепринятым разделением на водную, основную и заключительную части;

на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения «сед согнувшись» в статическом изометрическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения «ноги вместе, грудь лежит на ногах», при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку чуть за предел переносимости так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 сек на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 минут в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 минут, в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного;

на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии и др. с вызыванием выраженных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных; на занятиях по социально-речевой реабилитации через дозированную, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие и произношение инициируют развитие разных уровней устной речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, далее проводят работу по развитию разных форм речи путем выполнения речевых упражнений в условиях как спокойной, так и преимущественно эмоционально-возбужденной и стрессовой ситуаций.

2. При этом количество курсов и продолжительность занятий устанавливают индивидуально, в зависимости от состояния больного, тяжести болезни, возраста.

3. При этом в случае обострения заболевания не проводят увеличения нагрузок до снятия обострения.

4. При этом на занятиях по адаптивно-физической реабилитации в качестве груза используют спортивный инвентарь в виде мешка с песком.

5. При этом на занятиях по психолого-педагогической реабилитации моделируют стрессовые ситуации преимущественно негативного характера, вызывающие страх, ужас, слезы, а при психокоррекции стремятся к тому, чтобы пациент испытал всю палитру эмоций и негативных, и позитивных.

6. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 сек до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.

7. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации используют громкие звуки, вплоть до крика, как при экспрессивной, так и при импрессивной речи.

8. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 сек для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.

9. При этом по окончании каждого курса проводят комплексное диагностическое обследование, по результатам которого определяют продолжительность и формы дальнейшего лечения.

Предлагаемый способ лечения эпилепсии осуществляют следующим образом.

Всего проводят 6-8 курсов комплексной терапии по 100 занятий каждый. Перерыв между курсами должен составлять, как правило, от одной до нескольких недель, причем оптимальная его продолжительность 2-3 недели. Количество курсов определяется состоянием больного и тем больше, чем хуже состояние.

В комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:

1) адаптивно-физическую реабилитацию - 50 занятий по 45-180 минут;

2) психолого-педагогическую реабилитацию - 25 занятий по 45-90 минут;

3) социально-речевую реабилитацию - 25 занятий по 45 минут.

Продолжительность занятий определяется возрастом больного, выраженностью и тяжестью заболевания, состоянием больного.

При проведении психолого-педагогической и социально-речевой реабилитации в основном ориентируются на 45-минутную продолжительность. При проведении адаптивно-физической реабилитации продолжительность занятия в начале курса составляет 45 минут, а затем увеличивается по мере того, как увеличивается максимально переносимая больными продолжительность выполнения основного упражнения (гимнастическое упражнение «сед согнувшись). В среднем продолжительность этих занятий составляет 45-90 минут, но в отдельных случаях может доходить до 180 минут.

Каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части.

На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основном часть занятия включают в выполнение гимнастического упражнения «сед согнувшись».

Рассмотрим структуру занятия по адаптивно-физической реабилитации. Она состоит из 3-х частей:

1) разминка,

2) основное действие,

3) заключительная часть.

Назначение разминки - подготовить пациента к занятию. Выполняются упражнения общефизической подготовки (подготовительные: прыжки, бег на месте, приседания и др.; подводящие упражнения к основной нагрузке: наклоны вперед из положения сед согнувшись, шпагаты - правый, левый, прямой). Длительность разминки - 15-20 минут. Цель разминки -«разогреть» мышцы.

Основная часть - состоит из одного упражнения: сед согнувшись в статическом режиме. Длительность выполнения этого упражнения начинается с 30 секунд. От занятия к занятию, основываясь на принципах спортивной тренировки: постепенности, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения системы занятий - проводится увеличение статической нагрузки (за 50 часов занятий - до 45 минут неподвижно). Необходимо учитывать упругий барьер (тонус мышц) мышц тазобедренного пояса, мышц спины и нижних конечностей, который проявляется углом наклона.

На каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 сек на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 минут в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 минут, в зависимости от индивидуальных показаний.

Исходное положение пациента: в положении сидя на полу, ноги вместе, руки вытянуты вперед. Специалист, находясь сзади пациента, упирается руками в область лопаток, помогает ему согнуться до первого переносимого болевого ощущения, не нарушая тканевой барьер и не нанося спортивной травмы. При проведении основного упражнения используется утяжеление (спортивный инвентарь представляет собой мешок, заполненный сухим речным песком). Груз, максимальный вес которого составляет половину массы тела пациента, накладывается на спину. Первые 10 занятий проводятся без использования отягощения и увеличения продолжительности выполнения основного упражнения.

Итак, от занятия к занятию увеличивается дозировка упругостатической нагрузки по двум направлениям:

1) развитие гибкости через выполнение основного упражнения «сед согнувшись» с минимального до максимального сгибания (угол наклона приближается к 0 градусов);

2) развитие силы через использование утяжеления.

Многократное повторение упражнений влияет на общую выносливость организма.

Заключительная часть занятия состоит из упражнений динамического характера (ходьба, приседания, др.), которые позволяют сбросить статистическое напряжение и снять физическое утомление.

На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных, преимущественно позитивных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных.

Для моделирования стрессовых ситуаций используются самые различные приемы, от простейших - резкий звук, «обзывание» больного до театрализованных сцен (в основном, трагического характера), разыгрываемых психотерапевтом.

Рассмотрим структуру занятия по психолого-педагогической реабилитации. Оно состоит из 3-х частей:

1) вводная,

2) основная,

3) заключительная.

Назначение вводной части - настроить пациента на занятие, подготовить к работе в нагрузочном режиме. Выполняются разминочные упражнения (психологические этюды). Обговариваются правила проведения психотренинга.

Основная часть предполагает определенные (театрализованные, трагического характера) действия психотерапевта, направленные на вызывание у пациента эмоционального ответа. При этом пациент должен получить дозированную эмоционально-стрессовую нагрузку и испытать всю палитру эмоций - от отрицательных (ужас, страх - до плача) до выраженных положительных эмоций (смех, радость, др.).

Заключительная часть занятия представляет собой анализ собственных переживаний и ощущений со стороны пациента и психотерапевта.

Занятия по психолого-педагогической реабилитации имеют основной целью выработку у пациентов стрессоустойчивости, для чего используются разные виды психокоррекции: психодрама, гештальттехники, телесно-ориентированная терапия и др. От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:

1) анализ и эмпатия эмоциональных реакций окружающих;

2) активное проявление собственных эмоциональных реакций и расширение их диапазона в ответ на усложняющиеся сюжеты.

На занятиях по социально-речевой реабилитации осуществляют формирование нормальных форм речевого поведения и стиля общения на основе предварительного глубокого растормаживания речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога.

Продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 сек до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.

Продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 сек для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.

Далее (после активации слуховых и речевых зон) проводят работу по развитию разных форм речи, включающую формирование лексико-грамматической стороны речи, формирование адекватного выбора средств выразительности языка в условиях как спокойной, так и эмоционально-возбужденной и стрессовой ситуаций.

При этом используют самые различные логопедические упражнения, работу с текстами, составление текстов и рассказов на заданные темы и т.п.

Пример конкретного исполнения.

Больной С., 1981 г.р. Диагноз при поступлении: эпилепсия с частыми полиморфными судорожными пароксизмами.

Анамнез: родился от первой беременности, без осложнений. Роды в срок. Раннее психомоторное развитие соответствует нормативам. В шестимесячном возрасте перенес ЧМТ - отец уронил ребенка на пол. Лечился стационарно в детской больнице. Затем постоянно стоял на учете у психоневролога. В 11-летнем возрасте перенес повторную ЧМТ. Первые судорожные припадки появились в десятилетнем возрасте. Постоянно принимает противосудорожные препараты. Клонико-тонические приступы с потерей сознания повторялись с частотой - 1-2 раза в неделю.

В клинику обратился в ноябре 2002 года по поводу лечения эпилепсии.

Проведена комплексная диагностика пациента: электроэнцефалография, ортопедоневрологическая, психолого-психиатрическая, акустико-лингвистическая.

Данные электроэнцефалографического исследования №1 от 20 ноября 2002.

1. Общий амплитудный уровень ЭЭГ сниженный.

2. Альфа-ритм частотой 10-10,5 колебаний в секунду регистрируется достаточно регулярно, неравномерен по амплитуде и заострен по форме, проявляется преимущественно по задним отделам коры, более дезорганизован в левой затылочно-теменной области. Регионарные различия временами сглажены.

3. Реакция активации коры на афферентные раздражения сохранена, усвоение ритма световых мельканий в диапазоне альфа-ритма (8-12 Гц).

4. Группы и групповые вспышки билатерально-синхронных тета-волн временами проявляются по передним отделам коры.

5. Диффузно отмечаются низко- и среднеамплитудные синусоидальные и асинхронные частые бета-колебания с преобладанием по передним отделам коры.

6. Гипервентиляция (2 мин) вызывает нарастание медленноволновой активности, преимущественно тета-диапазона, по передним отделам коры с акцентом в левой теменно-центрально-лобной области в сочетании с острыми потенциалами, проявляющимися в виде вспышек, также с превалированием в левом полушарии.

Заключение:

Выявляются умеренные общие изменения ЭЭГ с признаками раздражения базально-диэнцефальных образований мозга. Отмечается умеренная межполушарная асимметрия за счет дезорганизации основного ритма в левой затылочно-теменно-центральной области и преобладания медленноволновой активности в левом полушарии, наряду с явлениями ирритации, что подчеркивается при гипервентиляции. Типичная эпиразрядная активность в ЭЭГ отсутствует.

Неврологический статус от 25 ноября 2002 года

Черепно-мозговые нервы: аккомодация и конвергенция снижены

Мышечный тонус: повышенный, симметричный, контрактуры отсутствуют, тремор в руках.

Рефлексы: симметричны, оживлены в руках и ногах, патологических рефлексов нет, клонусы отсутствуют. Рефлексы орального автоматизма отсутствуют

Чувствительность: в норме

Менингеальные симптомы: отсутствуют

Координация движений: сохранена, походка нормальная; при нагрузочных пробах выявляются нарушения равновесия

Вазомоторные и трофические нарушения отсутствуют

Функции тазовых органов: не нарушены

Заключение:

На момент обследования выявляется микроочаговая симптоматика, при ортопедическом обследовании патологии не выявлено.

Диагноз клинический:

Эпилепсия с частыми полиморфными судорожными припадками. ШифрМКБ-10:С40.3

По данным психолого-психиатрического и акустико-лингвистического обследований отклонений не выявлено.

По результатам диагностики было назначено шесть курсов комплексной реабилитации (1 курс равен 100 часам занятий) в амбулаторном режиме. Каждый курс состоит из трех видов занятий (продолжительность 1 занятия - 45 минут): адаптивно-физическая реабилитация, психолого-педагогическая, социально-речевая. Соотношение по часам на каждом курсе составило:

- адаптивно-физическая реабилитация - 50 час.

- психолого-педагогическая реабилитация - 25 час.

- социально-речевая реабилитация - 25 час.

С декабря 2002 года приступил к комплексу занятий в следующем режиме: 2 раза в неделю по 1 занятию каждого вида, т.е. 3 часа занятий за одно посещение клиники (или 6 часов занятий в неделю).

Рассмотрим структуру занятия по адаптивно-физической реабилитации. Она состоит из 3-х частей:

1) разминка,

2) основное действие,

3) заключительная часть.

Назначение разминки - подготовить пациента к занятию. Выполняются упражнения общефизической подготовки (подготовительные: прыжки, бег на месте, приседания и др.; подводящие упражнения к основной нагрузке: наклоны вперед из положения сед согнувшись, шпагаты - правый, левый, прямой). Длительность разминки - 15-20 минут. Цель разминки -«разогреть» мышцы.

Основная часть - состоит из одного упражнения: сед согнувшись в статическом режиме. Длительность выполнения этого упражнения начинается с 30 секунд. От занятия к занятию, основываясь на принципах спортивной тренировки: постепенности, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения системы занятий - проводится увеличение статической нагрузки (за 50 часов занятий - до 45 минут неподвижно). Необходимо учитывать упругий барьер (тонус мышц) мышц тазобедренного пояса, мышц спины и нижних конечностей, который проявляется углом наклона. Исходное положение пациента: в положении сидя на полу, ноги вместе, руки вытянуты вперед. Специалист, находясь сзади пациента, упирается руками в область лопаток, помогает ему согнуться до первого переносимого болевого ощущения, не нарушая тканевой барьер и не нанося спортивной травмы. При проведении основного упражнения используется утяжеление (спортивный инвентарь представляет собой мешок, заполненный сухим речным песком). Груз, максимальный вес которого составляет половину массы тела пациента, накладывается на спину. Первые 10 занятий проводятся без использования отягощения и увеличения продолжительности выполнения основного упражнения.

Итак, от занятия к занятию увеличивается дозировка упругостатической нагрузки по двум направлениям:

1) развитие гибкости через выполнение основного упражнения «сед согнувшись» с минимального до максимального сгибания (угол наклона приближается к 0 градусов);

2) развитие силы через использование утяжеления.

Многократное повторение упражнений влияет на общую выносливость организма.

Заключительная часть занятия состоит из упражнений динамического характера (ходьба, приседания, др.), которые позволяют сбросить статическое напряжение и снять физическое утомление.

Занятия по психолого-педагогической реабилитации имеют основной целью выработку у пациентов стрессоустойчивости, для чего используются разные виды психокоррекции: психодрама, гештальттехники, телесно-ориентированная терапия. От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:

1) анализ и эмпатия эмоциональных реакций окружающих;

2) активное проявление собственных эмоциональных реакций и расширение их диапазона в ответ на усложняющиеся сюжеты.

Увеличению эмоционально-стрессовой нагрузки также способствует изменение формы проведения занятий: от индивидуальных - к групповым.

Главное назначение занятий по социально-речевой реабилитации: через дозированную нагрузку на слуховое восприятие и произношение инициировать развитие разных уровней устной речи (включая монологический). От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:

1) импрессивная речь (интенсивность, продолжительность, смысловое содержание);

2) экспрессивная речь (интенсивность, продолжительность, смысловое содержание).

Увеличению слухоречевой нагрузки также способствует изменение формы проведения занятий: от индивидуальных - к групповым.

Основной принцип восстановительных мероприятий любого вида - дозированное увеличение нагрузки: упругостатической, эмоционально-стрессовой, слухоречевой от занятия к занятию.

Через 200 часов (2 курса) занятий проводился мониторинг (электроэнцефалограмма, ортопедоневрологическое, психолого-психиатрическое, акустико-лингвистическое), который выявил период обострения основного заболевания (судорожные припадки наблюдались 4-5 раз в неделю).

Данные электроэнцефалографического исследования №2 от 12 мая 2003 г.

1. Альфа-ритм частотой 10 колебаний в секунду регистрируется достаточно регулярно, неравномерен по амплитуде и заострен по форме, проявляется преимущественно по задним отделам коры, более дезорганизован в левой затылочно-теменной области, временами в виде вспышек распространяется на передние отделы коры. Регионарные различия прослеживаются.

2. В левой височно-передне-височной и центрально-лобной области периодически проявляются острые волны и пик-волновые комплексы в виде вспышек.

3. Реакция активации коры на афферентные раздражения сохранена, усвоение ритма световых мельканий в диапазоне низких и высоких частот.

4. Группы и групповые вспышки билатерально-синхронных тета- и дельта-волн проявляются по передним отделам коры с преобладанием амплитуды и регулярности в левой лобно-центральной области.

5. Низкоамплитудные синусоидальные и асинхронные частые бета-колебания представлены преимущественно по передним отделам коры.

6. Гипервентиляция (3 мин) вызывает увеличение межполушарной асимметрии за счет преобладания медленноволновой активности в лобно-центральной области слева, сохраняющейся дезорганизации альфа-ритма в левой затылочно-теменной в сочетании со вспышками острых волн и пик-волновых комплексов. Во время проведения пробы отмечалось двукратное отключение сознания (10 и 20 сек). В приступный период на ЭЭГ сохранялась межполушарная асимметрия с фокусом медленноволновой активности в левой височно-теменно-центрально-лобной области.

Заключение:

Выявляются значительные общие изменения ЭЭГ с признаками раздражения подкорково-стволовых образований мозга, что подчеркивается при проведении функциональных проб. Устойчиво выражена межполушарная асимметрия за счет преобладания медленноволновой активности в левой височно-теменно-центрально-лобной области, дезорганизации основного ритма в левой затылочно-теменной области с фокусом эпилептической активности в левой височно-теменно-центральной области.

В неврологическом статусе выраженных изменений не произошло, кроме оживления сухожильных рефлексов.

Данные психолого-психиатрического исследования от 20 мая 2003 г.

Психологическое исследование интеллектуально-мнестической сферы:

При исследовании познавательной деятельности с помощью патопсихологических методов отмечается сохранность основных функций внимания (объем, концентрация, переключаемость) и уровня умственной работоспособности с тенденцией к инертности и истощаемости.

Мнестическая функция - без выраженных особенностей и отчетливых признаков снижения. Кратковременная речеслуховая механическая память - 5 слов и 5 цифр после первого предъявления; «Кривая запоминания 10 слов»: 5,7,10 - полностью соответствует нормативным данным. Зрительно-пространственная память (воспроизведение геометрических фигур-тест Бентона) не нарушена.

Мыслительная деятельность - осуществляется преимущественно на среднем уровне обобщения без искажения логической структуры. Мышление излишне обстоятельное, детализированное.

Психологическое исследование эмоционально-личностной сферы:

Определяется высокий уровень реактивной тревожности, умеренно повышенный уровень личностной тревожности (шкала Спилберга - 48 и 36 баллов).

По данным личностного опроса определяются: педантическая и возбудимая акцентуации характера: преобладание черт ригидности и педантизма, трудности переключения с одной эмоции на другую, склонность к повышенной импульсивности, реактивности в сфере влечений.

Результаты цветовых выборов свидетельствуют о стремлении избегать любых ограничений, стесняющих свободу дальнейшего роста, повышения престижа личности.

По данным проективных методик определяется наличие ригидности, склонности к вербальной агрессии, наличие потребности в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, высокая значимость сексуальной сферы.

Психиатрическое обследование: Контакту доступен с трудом (на фоне приема противосудорожных препаратов). Говорит тихо, односложно, медленно осмысливает вопрос, иногда вопросы приходится повторять. Выражение лица маскообразное, кожа сальная, речь косноязычная. Настроение снижено, склонен к аффективному типу реагирования. Эгоцентричен - все тематики беседы вокруг его переживаний и мыслей. Разницы в серьезных и шутливых вопросах не улавливает. Личность умеренно снижена по психоорганическому типу с акцентом на умеренно выраженное слабоумие по эпилептическому типу.

Заключение:

Наличие полиморфных судорожных пароксизмов, аффективных расстройств типа дистимии-дисфории, умеренно выраженного психоорганического слабоумия по эпилептическому типу, прогредиентный тип течения.

Клинический диагноз:

Эпилепсия с полиморфными судорожными пароксизмами, аффективными расстройствами, умеренно выраженным эпилептическим слабоумием. Шифр МКБ-10: С 40. Р 02.8 Г 38.8

По данным акустико-лингвистического обследования выявлено некоторое снижение контроля за речевой продукцией.

Основной принцип восстановительных мероприятий в период обострения - использование той дозы нагрузки (или даже ее уменьшение): упругостатической, эмоционально-стрессовой, слухоречевой, которая вызвала обострение.

Особенности проведения занятий в период эпилептических припадков заключаются в следующем:

- на занятиях по адаптивно-физической реабилитации уменьшается упругостатическая нагрузка - уменьшается угол наклона в положении сед согнувшись, не используется отягощение. Осуществляется страховка (удержание или жесткая фиксация) от возможных повреждений, связанных с клонико-тоническими судорогами;

- на занятиях по психолого-педагогической реабилитации уменьшается эмоционально-стрессовая нагрузка. Осуществляется страховка (удержание или жесткая фиксация) от возможных повреждений, связанных с клонико-тоническими судорогами;

- на занятиях по социально-речевой реабилитации уменьшается слухоречевая нагрузка. Осуществляется страховка (удержание или жесткая фиксация) от возможных повреждений, связанных с клонико-тоническими судорогами.

После четвертого курса занятий (400 часов) клинические признаки обострения постепенно уменьшились (1 раз в месяц), но сохранились вязкость мыслительного процесса и эпилептоидные черты характера. Вне обострения особенности проведения занятий заключаются в следующем:

- на занятиях по адаптивно-физической реабилитации плавно увеличивается упругостатическая нагрузка - увеличивается угол наклона в положении сед согнувшись, используется отягощение. Длительность выполнения основного упражнения доводится до 135 минут (3 занятия по 45 минут);

- на занятиях по психолого-педагогической реабилитации плавно увеличивается эмоционально-стрессовая нагрузка; продолжительность занятия - 45 минут;

- на занятиях по социально-речевой реабилитации плавно увеличивается слухоречевая нагрузка; продолжительность занятий - 45 минут.

После шестого курса занятий (600 часов) эпилептические припадки не отмечаются.

Данные электроэнцефалографического исследования №3 от 15 апреля 2005 г.

1. Альфа-ритм частотой 10 колебаний в секунду регистрируется достаточно регулярно (D>S), слабо модулирован, неравномерен по амплитуде и заострен по форме.

2. Реакция активации коры на афферентные раздражения сохранена, усвоение ритма световых мельканий в альфа-диапазоне.

3. Гипервентиляция (3 мин) не вызывает дезорганизацию биопотенциалов.

Заключение:

Отмечается синхронизация биоэлектрической активности мозга. Функциональные нагрузки вызывают легкую депрессию альфа-ритма. Типичная эпи-активность в настоящее время не отмечается.

Итак, весь период реабилитации условно подразделяется на 3 этапа: до обострения, собственно обострение и выход из обострения (выздоровление).

Предлагаемый метод по сравнению с известными имеет ряд преимуществ:

1. Комплексный подход, заключающийся в проведении трех видов реабилитации одновременно: адаптивно-физическая, психолого-педагогическая, социально-речевая - обеспечивает более эффективное достижение положительных результатов.

2. Мониторинговые обследования пациентов через каждые 100 часов занятий позволяют выявить этап обострения основного заболевания и скорректировать программу реабилитации в целях максимального достижения положительных результатов. На этапе обострения нагрузка любого вида уменьшается в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

3. Эффективность занятий обеспечивается через глубокую растяжку.

4. Способ обеспечивает более высокую стабильность достигнутых результатов реабилитации.

5. Регресс заболевания не возникает.

Способ разработан в клинике доктора Мышляева и прошел апробацию у 5 пациентов с положительным результатом.

Похожие патенты RU2306152C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ 2005
  • Багров Евгений Петрович
  • Белов Валентин Николаевич
  • Бессонова Елена Юрьевна
  • Блиткина Любовь Альбертовна
  • Ведерникова Лилия Леонтьевна
  • Горшунов Николай Викторович
  • Литвинов Александр Геннадьевич
  • Лукин Роман Сергеевич
  • Малова Марина Михайловна
  • Метиева Людмила Анатольевна
  • Минеева Елена Геннадьевна
  • Минькова Наталья Сергеевна
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Хамзина Ольга Ивановна
  • Харитонова Лариса Вячеславовна
  • Шитов Владимир Иванович
RU2308981C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2005
  • Багров Евгений Петрович
  • Белов Валентин Николаевич
  • Бессонова Елена Юрьевна
  • Блиткина Любовь Альбертовна
  • Ведерникова Лилия Леонтьевна
  • Горшунов Николай Викторович
  • Литвинов Александр Геннадьевич
  • Лукин Роман Сергеевич
  • Малова Марина Михайловна
  • Метиева Людмила Анатольевна
  • Минеева Елена Геннадьевна
  • Минькова Наталья Сергеевна
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Хамзина Ольга Ивановна
  • Харитонова Лариса Вячеславовна
  • Шитов Владимир Иванович
RU2306153C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760197C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760196C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 2011
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Малова Марина Михайловна
RU2486925C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 2012
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Горшунов Николай Викторович
RU2518130C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2012
  • Сидоров Александр Михайлович
  • Сидорова Маргарита Михайловна
  • Сидоров Сергей Александрович
  • Обухов Андрей Александрович
RU2497555C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2020
  • Ефремова Татьяна Евгеньевна
  • Сафонова Ирина Александровна
  • Лобанова Алена Михайловна
  • Колтунова Ирина Юрьевна
  • Белашев Сергей Витальевич
  • Рыжкина Екатерина Игоревна
RU2746661C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно - к неврологии и психиатрии, и может использоваться для лечения эпилепсии. Способ включает 6-8 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом проводится 3 вида занятий: адаптивно-физическая реабилитация; психолого-педагогическая реабилитация; социально-речевая реабилитация. На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть включают выполнение гимнастического упражнения «сед согнувшись» в статическом изометрическом режиме. На каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения. С 10 занятия при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку. При этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного. На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятию к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции. На занятиях по социально-речевой реабилитации активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога. Проводят выполнение речевых упражнений в условиях как спокойной, так и преимущественно эмоционально-возбуждающей и стрессовой ситуации. Способ позволяет получить стойкую продолжительную ремиссию. 8 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 306 152 C2

1. Способ лечения эпилепсии, включающий использование методов психокоррекции, отличающийся тем, что проводят 6-8 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:

адаптивно-физическую реабилитацию (АФР) - 50 занятий по 45-180 мин;

психолого-педагогическую реабилитацию (ППР) - 25 занятий по 45-90 мин;

социально-речевую реабилитацию (СРР) - 25 занятий по 45 мин,

на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения «сед согнувшись» в статическом изометрическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения «ноги вместе, грудь лежит на ногах», при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого, на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 с на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 мин в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 мин в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного;

на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных;

на занятиях по социально-речевой реабилитации сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, далее проводят выполнение речевых упражнений в условиях как спокойной, так и преимущественно эмоционально-возбужденной и стрессовой ситуаций.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество курсов и продолжительность занятий устанавливают индивидуально в зависимости от состояния больного, тяжести болезни, возраста.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае обострения заболевания не проводят увеличения нагрузок до снятия обострения.4. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по адаптивно-физической реабилитации в качестве груза используют спортивный инвентарь в виде мешка с песком.5. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по психолого-педагогической реабилитации моделируют стрессовые ситуации преимущественно негативного характера, вызывающие страх, ужас, слезы, а при психокоррекции стремятся к тому, чтобы пациент испытал всю палитру эмоций и негативных, и позитивных.6. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 с до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.7. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по социально-речевой реабилитации используют громкие звуки вплоть до крика как при экспрессивной, так и при импрессивной речи.8. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 с для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.9. Способ по п.1, отличающийся тем, что по окончании каждого курса проводят комплексное диагностическое обследование, по результатам которого определяют продолжительность и формы дальнейшего лечения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2306152C2

СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 2002
  • Семенова С.В.
  • Яковенко В.В.
  • Яковлева Ю.А.
RU2238035C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ" 1995
  • Родионова Ольга Михайловна
  • Перепелкин Валерий Иванович
RU2074690C1
WO 9963997 А, 16.12.1999
ЕРОШИНА Е.С
Височная эпилепсия: медицинская реабилитация и качество жизни больных, автореф
дисс., 2004, с.3-19
DERRY PA
Psychological treatment in intractable epilepsy: approaches, evidence, and future directions - Adv Neurol
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1

RU 2 306 152 C2

Авторы

Багров Евгений Петрович

Белов Валентин Николаевич

Бессонова Елена Юрьевна

Блиткина Любовь Альбертовна

Ведерникова Лилия Леонтьевна

Горшунов Николай Викторович

Литвинов Александр Геннадьевич

Лукин Роман Сергеевич

Малова Марина Михайловна

Метиева Людмила Анатольевна

Минеева Елена Геннадьевна

Минькова Наталья Сергеевна

Мышляев Сергей Юрьевич

Хамзина Ольга Ивановна

Харитонова Лариса Вячеславовна

Шитов Владимир Иванович

Даты

2007-09-20Публикация

2005-08-22Подача