СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ Российский патент 2021 года по МПК A61F5/58 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2760197C1

Изобретение относится к медицине, в частности к способам лечения заикания.

Из уровня техники известен СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ *RU2306153С2, опубл. 20.09.2007], включающий использование методов психокоррекции, логопедии, отличающийся тем, что проводят 5-7 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий: социально-речевую реабилитацию - 50 занятий по 45-90 мин; адаптивно-физическую реабилитацию - 25 занятий до 45-180 мин; психолого-педагогическую реабилитацию - 25 занятий по 45-90 мин, каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части; на занятиях по социально-речевой реабилитации через глубокое растормаживание речи и дозированную, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие, произношение и психоэмоциональную сферу осуществляют формирование плавной и ритмичной речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, речевыми и неречевыми, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, параллельно выполняют логопедические общепринятые упражнения по развитию плавной и ритмичной речи, но при этом выполняют их в режиме моделируемой психоэмоциональной нагрузки мини-стрессового характера, одновременно проводят обучение выступлениям на публике с использованием элементов спора, аргументации и доказательности речи в диалоговом и полилоговом режимах; на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения "сед согнувшись" в статическом изометрическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения "ноги вместе, грудь лежит на ногах", при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку чуть за предел переносимости так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого, на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 с на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 мин в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 мин в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного; на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных.

Недостатком данного аналога является большая длительность лечения заикания, что может привести в процессе коррекции к регрессу достигнутых результатов, ограниченность речевых нарушений, которые могут быть исправлены подобным образом и сильную зависимость достигаемых результатов от индивидуальных особенностей пациента.

Наиболее близким по технической сущности является СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ *RU2450835С1, опубл. 20.05.2012+, включающий саморегуляцию системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором, отличающийся тем, что на первом этапе проводят сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, после которого пациентам назначают режим молчания вне занятий на 5 дней, затем проводят занятия по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения, кроме того, на первом этапе проводят аутогенные тренировки, на втором этапе проводят упражнения, на которых пациентов обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук, кроме этого, на данном этапе проводят сеансы расслабляющего массажа, самомассажа, а также сеансы групповой терапии по переформированию отношения пациентов к речевому дефекту, по усилению мотивации к лечению, на третьем этапе сформированный у пациентов навык синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук используют в искусственно созданных трудных ситуациях в режиме «публичного выступления», постепенно заменяя движения двух рук на движение одной ведущей руки, а затем, на речь, без сопровождения ее движением ведущей руки.

Недостатком прототипа является длительный срок лечения заикания, который с одной стороны обусловлен недостаточным психоэмоциональным и мышечным расслаблением пациента перед проведением занятий, а также ограниченным набором средств для влияния на процесс восстановления речевой функции.

Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.

Техническим результатом изобретения является ускорение лечения острой формы заикания, закрепление эффекта.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ лечения острой формы заикания у детей в возрасте от 2 до 5 лет, включающий проведение лечения в домашних условиях в присутствии ближайших взрослых родственников без внешних раздражающих факторов, причем лечение проводят в три этапа: на первом этапе в течение одного месяца производят навязывание ребенку лечебной речи посредством равномерного говорения взрослыми отдельными слогами под метроном, при этом на всем протяжении первого этапа взрослым оказывают психологическую помощь; после формирования у ребенка речи без спазматических задержек и судорог проводят второй этап лечения , при котором на протяжении 1-2 месяцев продолжают лечение посредством равномерного говорения взрослыми отдельными слогами под метроном; на третьем этапе чередуют лечение с равномерным говорением взрослыми отдельными словами под метроном и посещение взрослыми и ребенком людных мест, при этом между посещением людных мест психолог с ребенком проводит занятия.

В частности, внешние раздражающие факторы включают радио и телепередачи, компьютерные игры.

Осуществление изобретения

Способ рассчитан на лечение острой формы заикания у детей от 2 до 5 лет, при этом под острой формой заикания подразумевается заикание, возникшее от нескольких дней до нескольких недель до начала лечения.

Лечебный эффект в данном случае достигается путём создания для ребёнка особой лечебной среды, которая включает в себя следующие режимные моменты: отказ от посещения дошкольных учреждений, любых кружков и секций, людных мест. Пребывание ребёнка в домашних условиях в присутствии только ближайших родственников. Исключение из жизни семьи и ребёнка просмотра телевизора, прослушивания радиопередач, возбуждающих нервную систему компьютерных игр. Создание максимально спокойной и доброжелательной атмосферы дома. Кроме того, одним из важнейших приёмов в достижении лечебного эффекта является навязывание ребёнку определённого ритма речи. Для этого все окружающие взрослые должны полностью отказаться от привычной беглой речи в присутствии ребёнка и полностью перейти на послоговую, равнометричную речь. Для облегчения этого перехода можно использовать метроном, имитирующее его приложение или электронное устройство. Навязывание лечебной речи ребёнку должно проходить в очень мягкой, доброжелательной манере, через игры и положительные подкрепления. На данном этапе родителям оказывается психологическая помощь, направленная на сохранение высокого уровня мотивации, веру в успешное завершение лечения и снижение уровня стресса в связи с вынужденной изоляцией. В течение месяца соблюдения лечебного режима, благодаря деятельности зеркальных нейронов коры головного мозга, ребёнок переходит на говорение равнометричной речью, что позволяет избавиться от запинок. Речь становится плавной, без спазматических задержек и судорог. Для сохранения положительного результата, требуется этап закрепления. На этом этапе семья продолжает соблюдать лечебный режим и равнометричную речь. По завершении этого этапа наступает третий, заключительный этап лечения, а именно выход из режима и возврат к обычной жизни и обычной беглой речи. Данный этап проходит строго под контролем специалиста, осуществляется постепенно и заключается в регулярных посещениях родителей с ребёнком людных мест, постепенно увеличивая время пребывания и чередуя их с периодами прежней изоляции и наблюдением за изменением речи ребёнка. На данном этапе целесообразно подключить к работе детского психолога, с целью наименее травматичного для ребёнка возврата к посещению детского сада.

Соблюдение всех условий, составляющих данный способ, позволяет обратить вспять патологические процессы, и вернуть ребёнка к навыку плавной, здоровой речи.

Похожие патенты RU2760197C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760196C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1995
  • Лохов Михаил Иванович
RU2065736C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2012
  • Сидоров Александр Михайлович
  • Сидорова Маргарита Михайловна
  • Сидоров Сергей Александрович
  • Обухов Андрей Александрович
RU2497555C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2019
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2723221C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2016
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
  • Арутюнян Мигран Арутюнович
RU2616993C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2005
  • Багров Евгений Петрович
  • Белов Валентин Николаевич
  • Бессонова Елена Юрьевна
  • Блиткина Любовь Альбертовна
  • Ведерникова Лилия Леонтьевна
  • Горшунов Николай Викторович
  • Литвинов Александр Геннадьевич
  • Лукин Роман Сергеевич
  • Малова Марина Михайловна
  • Метиева Людмила Анатольевна
  • Минеева Елена Геннадьевна
  • Минькова Наталья Сергеевна
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Хамзина Ольга Ивановна
  • Харитонова Лариса Вячеславовна
  • Шитов Владимир Иванович
RU2306153C2
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений 2022
  • Бергман Мария Анатольевна
RU2804190C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений 2021
  • Андреев Дмитрий Олегович
  • Григорьев Игорь Ильич
RU2788132C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения острой формы заикания у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Проводят лечение в домашних условиях в присутствии ближайших взрослых родственников без внешних раздражающих факторов. Причем лечение проводят в три этапа. На первом этапе в течение одного месяца производят навязывание ребенку лечебной речи посредством равномерного говорения взрослыми отдельными слогами под метроном. На всем протяжении первого этапа взрослым оказывают психологическую помощь. После формирования у ребенка речи без спазматических задержек и судорог проводят второй этап лечения, при котором на протяжении 1-2 месяцев продолжают лечение посредством равномерного говорения взрослыми отдельными слогами под метроном. На третьем этапе чередуют лечение с равномерным говорением взрослыми отдельными словами под метроном и посещение взрослыми и ребенком людных мест. При этом между посещением людных мест психолог с ребенком проводит занятия. Способ обеспечивает ускорение лечения острой формы заикания и закрепление полученного эффекта. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 760 197 C1

1. Способ лечения острой формы заикания у детей в возрасте от 2 до 5 лет, включающий проведение лечения в домашних условиях в присутствии ближайших взрослых родственников без внешних раздражающих факторов, причем лечение проводят в три этапа: на первом этапе в течение одного месяца производят навязывание ребенку лечебной речи посредством равномерного говорения взрослыми отдельными слогами под метроном, при этом на всем протяжении первого этапа взрослым оказывают психологическую помощь; после формирования у ребенка речи без спазматических задержек и судорог проводят второй этап лечения, при котором на протяжении 1-2 месяцев продолжают лечение посредством равномерного говорения взрослыми отдельными слогами под метроном; на третьем этапе чередуют лечение с равномерным говорением взрослыми отдельными словами под метроном и посещение взрослыми и ребенком людных мест, при этом между посещением людных мест психолог с ребенком проводит занятия.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что внешние раздражающие факторы включают радио и телепередачи, компьютерные игры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2760197C1

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2011
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2450835C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА 2003
  • Зеленкова И.М.
  • Шевцова Е.Е.
RU2242954C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики 2018
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2721301C2
АЛЕКСЕЕВ И.А
Возможности компьютерной программы "логоритм" в коррекции заикания посредством ритмической стимуляции речи
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава 1920
  • Манаров М.М.
SU65A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
CONELEA C.А
Regulated Breathing as a

RU 2 760 197 C1

Авторы

Иржанова Юлия Валерьевна

Даты

2021-11-22Публикация

2020-09-11Подача