Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может использоваться для лечения шизофрении.
Разработка новых способов лечения шизофрении является актуальной проблемой современной медицины, что объясняется распространенностью заболевания, с одной стороны, и недостаточной эффективностью существующих методов лечения, с другой.
Известные в настоящее время способы лечения шизофрении в подавляющем большинстве случаев относятся к медикаментозной терапии и, как правило, расширению арсенала лекарственных средств за счет еще одного препарата (см., например, патенты RU №№1482712, 1389774, 1309987, 1183111, 1639658, 1544377, 2080860, 2012338, 2195957, 2119336, 2164799, 2177326, 2163815, 2123844).
Применение медикаментозных методов лечения ограничено их недостатками, к которым, в первую очередь, относятся побочные эффекты препаратов, привыкание к ним, аллергия на определенные медикаменты, высокая стоимость многих лекарственных средств.
Из немедикаментозных методов для лечения шизофрении наиболее часто используется лечение, основанное на использовании электротерапии (см., например, патенты RU №№725671, 1303168, 1183110, 1671323).
К недостаткам этих методов относятся необходимость сложного дорогостоящего оборудования, специально подготовленного персонала, но, в первую очередь, - недостаточная эффективность, в связи с чем электрический ток, как правило, используют не в качестве монотерапиии, а в комплексе с различными другими методами (лекарственная терапия, психотерапия, иглорефлексотерапия и др.).
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ лечения шизофрении, включающий психотерапевтическое воздействие (патент Ru № 2104718).
В способе-прототипе кроме психотерапевтического воздействия проводят биоэнергетическое воздействие, что не относится к методам классической медицины и поэтому неоднозначно толкуется большинством специалистов. Основным же недостатком способа-прототипа, как и всех описанных выше аналогов, является невысокая эффективность лечения, характеризующаяся тем, что наступает лишь незначительное и непродолжительное улучшение состояния больного, но не стабильный стойкий эффект лечения.
Техническим результатом данного изобретения является достижение стойкой продолжительной ремиссии. Обеспечение этого технического результата положено в задачу разработки.
Поставленная задача достигается тем, что
1. Проводят 6-8 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:
- психолого-педагогическую реабилитацию - 50 занятий по 45-90 минут;
- адаптивно-физическую реабилитацию - 25 занятий по 45-180 минут;
- социально-речевую реабилитацию - 25 занятий по 45 минут;
каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части;
на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных эмоций и осознанием собственных мотивов поведения, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных;
на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения «сед согнувшись» в статическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения «ноги вместе, грудь лежит на ногах», при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку чуть за предел переносимости так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого, на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 с на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 минут в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 минут в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного;
на занятиях по социально-речевой реабилитации осуществляют формирование нормальных форм речевого поведения и стиля общения на основе предварительного глубокого растормаживания речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, далее проводят работу по развитию разных форм речи, включающую формирование лексико-грамматической стороны речи, удержание смысловой стороны речи в рамках заданной темы и передаваемого смысла, формирование адекватного выбора средств выразительности языка в условиях как спокойной, так и эмоционально-возбужденной и стрессовой ситуаций.
2. При этом количество курсов и продолжительность занятий устанавливают индивидуально в зависимости от состояния больного, тяжести болезни, возраста.
3. При этом в случае обострения заболевания не проводят увеличения нагрузок до снятия обострения.
4. При этом на начальном этапе лечения и в период обострения заболевания используют элементы фиксации больного.
5. При этом на занятиях по психолого-педагогической реабилитации моделируют стрессовые ситуации преимущественно негативного характера, вызывающие страх, ужас, слезы, а при психокоррекции стремятся к тому, чтобы пациент испытал всю палитру эмоций и негативных, и позитивных.
6. При этом на занятиях по адаптивно-физической реабилитации используют спортивный инвентарь в виде груза, представляющего собой мешок с песком.
7. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 с до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.
8. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность возбуждения речевой зоны мозга увеличивают с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 с для отдельного звука до 25 минут для монологовой речи.
Предлагаемый способ лечения шизофрении осуществляют следующим образом.
Всего проводят 6-8 курсов комплексной терапии по 100 занятий каждый. Перерыв между курсами должен составлять, как правило, от 1 до нескольких недель, причем оптимальная его продолжительность 2-3 недели. Количество курсов определяется состоянием больного, и тем больше, чем хуже состояние.
В комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:
- психолого-педагогическую реабилитацию - 50 занятий по 45-90 минут;
- адаптивно-физическую реабилитацию - 25 занятий по 45-180 минут;
- социально-речевую реабилитацию - 25 занятий по 45 минут.
Продолжительность занятий определяется возрастом больного, выраженностью и тяжестью заболевания, состоянием больного.
При проведении психолого-педагогической и социально-речевой реабилитации в основном ориентируются на 45-минутную продолжительность. При проведении адаптивно-физической реабилитации продолжительность занятия в начале курса составляет 45 минут, а затем увеличивается по мере того, как увеличивается максимально переносимая больным продолжительность выполнения основного упражнения (гимнастическое упражнение «сед согнувшись»). В среднем продолжительность этих занятий составляет 45-90 минут, но в отдельных случаях может доходить до 180 минут.
Каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части.
На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных, преимущественно позитивных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных.
Для моделирования стрессовых ситуаций используются самые различные приемы, от простейших - резкий звук, «обзывание» больного, до театрализованных сцен (в основном трагического характера), разыгрываемых психотерапевтом.
Рассмотрим структуру занятия по психолого-педагогической реабилитации. Оно состоит из 3-х частей:
1) вводная;
2) основная;
3) заключительная.
Назначение вводной части - настроить пациента на занятие, подготовить к работе в нагрузочном режиме. Выполняются разминочные упражнения (психологические этюды). Обговариваются правила проведения психотренинга. Обязательным элементом является фиксирование (различные меры физического стеснения).
Основная часть предполагает определенные (театрализованные, трагического характера) действия психотерапевта, направленные на вызывание у пациента эмоционального ответа (вплоть до патологического аффекта). При галлюцинаторно-бредовой симптоматике и другой психопатологической продукции психотерапевт использует приемы «игры с тенью» (обыгрывание бредовых фантазий пациента). При этом пациент должен получить дозированную эмоционально-стрессовую нагрузку и испытать всю палитру эмоций - от отрицательных (ужас, страх - до плача) и выраженных положительных эмоций (смех, радость, др.).
Заключительная часть занятия представляет собой анализ собственных переживаний и ощущений со стороны пациента и психотерапевта. Отметим, что при невменяемом состоянии пациента (некритичность, дезориентировка) эмоциональные ответы (эмпатия) проявляет только специалист.
Занятия по психолого-педагогической реабилитации имеют основной целью выработку у пациентов стрессоустойчивости, для чего используются разные виды психокоррекции: психодрама, гештальт-техники, телесно-ориентированная терапия и др. От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:
1) анализ и эмпатия эмоциональных реакций окружающих;
2) активное проявление собственных эмоциональных реакций и расширение их диапазона в ответ на усложняющиеся сюжеты.
Занятия по социально-речевой реабилитации проводятся также индивидуально с использованием элементов фиксации.
Главное назначение занятий по социально-речевой реабилитации: регулировка монологового режима речи и его адекватности. Для этого используются методики активации в устной речи бредовых фантазий, провоцирования устойчивых выражений нецензурного и сексуально-извращенного характера, садо-мазохистских установок.
На занятиях по социально-речевой реабилитации осуществляют формирование нормальных форм речевого поведения и стиля общения на основе предварительного глубокого растормаживания речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога.
Продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 с до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.
Продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 с для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.
Далее (после активации слуховой и речевой зон) проводят работу по развитию разных форм речи, включающую формирование лексико-грамматической стороны речи, удержание смысловой стороны речи в рамках заданной темы и передаваемого смысла, формирование адекватного выбора средств выразительности языка в условиях как спокойной, так и эмоционально-возбужденной и стрессовой ситуаций.
При этом используют самые различные логопедические упражнения, работу с текстами, составление текстов и рассказов на заданные темы и т.п.
На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения «сед согнувшись».
Рассмотрим структуру занятия по адаптивно-физической реабилитации. Она состоит из 3-х частей:
1) разминка;
2) основное действие;
3) заключительная часть.
Назначение разминки - подготовить пациента к занятию. Выполняются упражнения общефизической подготовки (подготовительные: прыжки, бег на месте, приседания и др.; подводящие упражнения к основной нагрузке: наклоны вперед из положения "сед согнувшись", шпагаты - правый, левый, прямой). Длительность разминки - 15-20 минут. Цель разминки - «разогреть» мышцы.
Основная часть состоит из одного упражнения: "сед согнувшись" в статическом режиме. Длительность выполнения этого упражнения начинается с 30 секунд. От занятия к занятию, основываясь на принципах спортивной тренировки: постепенности, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения системы занятий - проводится увеличение статической нагрузки (за 50 часов занятий - до 45 минут неподвижно). Необходимо учитывать упругий барьер (тонус мышц) мышц тазобедренного пояса, мышц спины и нижних конечностей, который проявляется углом наклона.
На каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 с на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 минут в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 минут в зависимости от индивидуальных показаний.
Исходное положение пациента: в положении сидя на полу, ноги вместе, руки вытянуты вперед. Специалист, находясь сзади пациента, упирается руками в область лопаток, помогает ему согнуться до первого переносимого болевого ощущения, не нарушая тканевой барьер и не нанося спортивной травмы. При проведении основного упражнения используется утяжеление (спортивный инвентарь представляет собой мешок, заполненный сухим речным песком). Груз, максимальный вес которого составляет половину массы тела пациента, накладывается на спину. Первые 10 занятий проводятся без использования отягощения и увеличения продолжительности выполнения основного упражнения.
Итак, от занятия к занятию увеличивается дозировка упруго-статической нагрузки по двум направлениям:
1) развитие гибкости через выполнение основного упражнения «сед согнувшись» с минимального до максимального сгибания (угол наклона приближается к 0 градусов);
2) развитие силы через использование утяжеления.
Многократное повторение упражнений влияет на общую выносливость организма.
Заключительная часть занятия состоит из упражнений динамического характера (ходьба, приседания, др.), которые позволяют сбросить статическое напряжение и снять физическое утомление.
Пример конкретного исполнения
Больной С., 1978 г.р. Диагноз при поступлении: шизофрения, детский тип, ядерная форма (с непрерывно-прогредиентным течением).
Анамнез: конфликты с подростками возникли в 5 классе, неадекватно агрессивно реагировал на насмешки, успеваемость низкая, очень медлителен, переведен на домашнее обучение. Примерно в 10-летнем возрасте начали сниться кошмарные сны: «насилую и убиваю женщин», в возрасте 12 лет уже пытался изнасиловать женщину по-настоящему. Был госпитализирован в областную психиатрическую больницу. Эти болезненные проявления длились до 16 лет. С 17-летнего возраста большую часть времени находился дома, занимался компьютером. Периодически поступал в психиатрический стационар.
Родился от 3-ей беременности, вторых родов. Беременность протекала с токсикозом 2-ой половины. Роды стремительные, ребенок родился с обвитием пуповиной. К груди приложен на 3-и сутки, выписан на 6-ой день. У отца (со слов матери) поставлен диагноз вяло текущей шизофрении. Развитие до года - без особенностей. Детский сад не посещал, т.к. страдал пищевой аллергией, имел пониженное зрение. В общеобразовательную школу пошел с 8 лет. В 1 классе перенес тяжелую «кишечную инфекцию», остался на 2-ой год. С 5-го класса - на домашнем обучении, наблюдался психиатром, имел инвалидность (до 16 лет по общему заболеванию: хронический панкреатит, затем по психическому заболеванию).
В клинику обратился в октябре 2002 года, предъявлял жалобы на бредовые фантазии и галлюцинации.
Проведена комплексная диагностика пациента: психолого-психиатрическая, акустико-лингвистическая, ортопедо-неврологическая, электроэнцефалография.
Остановимся на результатах психолого-психиатрического обследования.
Данные психологического обследования.
Исследование проходит на фоне высоких цифр АД. Во время беседы пациент напряжен, раздражен, отмечается наличие дрожи конечностей. Ссылаясь на плохое самочувствие и наличие интенсивной головной боли, отвечает, что «злой, не могу, не хочу говорить, хочу лечь и ни о чем не думать, отрубиться насовсем». Со слов матери известно, что дома сын безотказно помогает по хозяйству, выраженных изменений состояния она не отмечает, наличие агрессии в вербальной форме отмечается периодически.
В процессе исследования наблюдается эмоциональная неустойчивость. При выполнении инструкций испытывает затруднения, для осмысления вопроса требуется дополнительное время. В речи присутствуют аграмматизмы и паралогичные построения. В письменной речи отмечается наличие грубых ошибок и разорванность слов. Пациент оживляется, когда сообщает, что «видел, что Земли нет»,.. информация о гибели Земли поступает «с красной планеты посредством телепортации», из его речи также следует, что он каким-то образом может спасти Землю, однако об этом он говорить не хочет. Ситуацию исследования в целом для себя оценивает как враждебную и угрожающую. Уровень общей психической продуктивности невысокий. Объем восприятия материала и концентрация внимания снижены. Мотивации на выполнение заданий не формируется.
По данным проекционных методик отмечается наличие нереально завышенной самооценки, наличие мистического восприятия с нарушением критичности восприятия реальности. Эмоциональное состояние не соответствует переживаниям и носит характер подавленно-раздраженного.
Заключение.
По данным исследования отмечается низкий уровень общей психической продуктивности с наличием патологической продукции в виде бредовых идей особого значения мистического содержания и наличием психических автоматизмов; отмечается наличие выраженных изменений в мотивационно-волевой и эмоциональных сферах. Отмечается легкость возникновения реакций агрессии.
Психиатрический статус.
Контакту доступен, охотно общается с врачом, при этом инициативу в беседе пытается взять в свои руки. Ориентировка всех видов сохранена, однако испытуемый «легко включает дежурную бредовую систему», как бы по секрету рассказывает «о своей миссии спасения Земли..., в компьютере находит «файлы доступа к секретам ФСБ,... ему известны коды защиты любой секретной информации...». Разубеждению не поддается, любую критику отрицает причем в брутальной форме. Кроме того, в беседе легко обнаруживается симптоматика синдрома психического автоматизма: «мысли читают, вкладывают, управляют». Обо всем этом испытуемый говорит с легкостью, без сомнения, легко переключается на посторонние темы, легко становится паралогичным, склонен к псевдологии, фантазированию. Эмоционально-волевая сфера лабильная. Склонен к легкому образованию агрессивного аффекта, импульсивным действиям. К своему состоянию и поведению некритичен.
Заключение.
На основании вышеизложенного, данных психологического исследования, результатов клинического исследования специалистами клиники, данных параклинических исследований
Клинический диагноз:
Шизофрения, детский тип, ядерная форма (с непрерывно-прогредиентным течением).
Шифр по МКБ-10: F20.8
По данным электроэнцефалографического обследования от 22 октября 2002 года выявлено:
1. Общий амплитудный уровень ЭЭГ сниженный.
2. Альфа-ритм частотой 9 колебаний в секунду регистрируется недостаточно регулярно, в виде отдельных групп, равномерен по амплитуде, низкоамплитудный, немодулированный, проявляется преимущественно в затылочно-теменной области. Регионарные различия сглажены.
3. Реакция активации коры на афферентные раздражения ослаблена по сравнению с нормой, элементы усвоения ритма световых мельканий в диапазоне 12 Гц.
4. Диффузно выражены низкоамплитудные асинхронные и синусоидальные частые бета- колебания с преимущественной локализацией по передним отделам коры.
5. Группы и групповые вспышки билатерально-синхронных тета- и дельта-волн временами проявляются в лобно-центральной области.
6. Гипервентиляция (2 мин) вызывает некоторую синхронизацию биопотенциалов в альфа-диапазоне, увеличение медленноволновой активности тета- и дельта-диапазонов по передним отделам коры, временами в виде негрубых генерализованных вспышек.
Заключение.
Выявляются значительные общие изменения ЭЭГ в виде частичной редукции альфа-ритма, с признаками дисфункции диэнцефально-стволовых образований мозга.
Локальная медленноволновая активность по конвекситальной поверхности коры в настоящее время не определяется.
Типичная эпи-разрядная активность в ЭЭГ отсутствует.
По данным акустико-лингвистического и ортопедо-неврологического обследований значимых отклонений не выявлено.
По результатам диагностики было назначено шесть курсов комплексной реабилитации (1 курс равен 100 часам занятий). Каждый курс состоит из трех видов занятий (продолжительность 1 занятия - 45 минут): психолого-педагогическая, адаптивно-физическая реабилитация, социально-речевая. Соотношение по часам составило
- психолого-педагогическая реабилитация - 50 часов.
- адаптивно-физическая реабилитация - 25 часов.
- социально-речевая реабилитация - 25 часов.
С октября 2002 года приступил к комплексу занятий в следующем режиме: 2 раза в неделю по 1 занятию каждого вида, т.е. 3 часа занятий за одно посещение клиники (или 6 часов занятий в неделю). Все виды занятий проводились в индивидуальном режиме.
Рассмотрим структуру занятия по психолого-педагогической реабилитации. Оно состоит из 3-х частей:
1) вводная;
2) основная;
3) заключительная.
Назначение вводной части - настроить пациента на занятие, подготовить к работе в нагрузочном режиме. Выполняются разминочные упражнения (психологические этюды). Обговариваются правила проведения психотренинга. Обязательным элементом является фиксирование (различные меры физического стеснения).
Основная часть предполагает определенные (театрализованные, трагического характера) действия психотерапевта, направленные на вызывание у пациента эмоционального ответа (вплоть до патологического аффекта). При галлюцинаторно-бредовой симптоматике и другой психопатологической продукции психотерапевт использует приемы «игры с тенью» (обыгрывание бредовых фантазий пациента). При этом пациент должен получить дозированную эмоционально-стрессовую нагрузку и испытать всю палитру эмоций - от отрицательных (ужас, страх - до плача) и выраженных положительных эмоций (смех, радость, др.).
Заключительная часть занятия представляет собой анализ собственных переживаний и ощущений со стороны пациента и психотерапевта. Отметим, что при невменяемом состоянии пациента (некритичность, дезориентировка) эмоциональные ответы (эмпатия) проявляет только специалист.
Занятия по психолого-педагогической реабилитации имеют основной целью выработку у пациентов стрессоустойчивости, для чего используются разные виды психокоррекции: психодрама, гештальт-техники, телесно-ориентированная терапия др. От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:
1) анализ и эмпатия эмоциональных реакций окружающих;
2) активное проявление собственных эмоциональных реакций и расширение их диапазона в ответ на усложняющиеся сюжеты.
Занятия по социально-речевой реабилитации проводятся также индивидуально с использованием элементов фиксации.
Главное назначение занятий по социально-речевой реабилитации: регулировка монологового режима речи и его адекватности. Для этого используются методики активации в устной речи бредовых фантазий, провоцирования устойчивых выражений нецензурного и сексуально-извращенного характера, садо-мазохистских установок.
От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:
1) импрессивная речь (интенсивность, продолжительность, смысловое содержание);
2) экспрессивная речь (интенсивность, продолжительность, смысловое содержание).
Занятия по адаптивно-физической реабилитации проводятся индивидуально с использованием элементов фиксации в положении «сед согнувшись». При невозможности провести разминку занятие сразу же начинается с основного упражнения - «складка», но физическая нагрузка увеличивается более плавно. По принципу биологически обратной связи эти занятия имеют своей целью изменение тонуса мышц всего тела, что в конечном итоге активирует деятельность головного мозга. От занятия к занятию увеличивается дозировка упруго-статической нагрузки по двум направлениям:
1) развитие гибкости через выполнение основного упражнения «сед согнувшись» с минимального до максимального сгибания (угол наклона приближается к 0 градусов);
2) развитие силы через использование утяжеления.
Увеличение нагрузки происходит постепенно, начиная от 1 минуты - и до 45 минут. Многократное повторение упражнений влияет на общую выносливость организма.
Основной принцип восстановительных мероприятий любого вида - дозированное увеличение нагрузки: эмоционально-стрессовой, упруго-статической, слухо-речевой от занятия к занятию.
Через 300 часов занятий проводился мониторинг (психолого-психиатрическое, акустико-лингвистическое, ортопедо-неврологическое обследования, электроэнцефалограмма), который выявил период обострения основного заболевания: на фоне повышенной температуры возникли пароксизмальные расстройства сознания в форме обмороков (гипертоксический вариант обострения), усиления продуктивной психопатологической симптоматики (бред, галлюцинации), обострение симптоматики дефекта личности (психопатологические расстройства). В период обострения наблюдался бред сексуально-агрессивного характера, направленный на ближайших родственников и проявившийся в сексуальных действиях по отношению к младшей сестре.
После четвертого курса занятий (400 часов) обострение исчезло, но сохранилась депрессивная симптоматика, навязчивость невротического характера.
По данным проведенного психиатрического обследования: контакту доступен свободно. Ориентировка всех видов сохранена в полном объеме. Жалоб не предъявляет, однако выглядит усталым, говорит тихо, односложно, но сохраняет высокий уровень спонтанности в беседе. Позитивной психотической симптоматики нет. Симптоматики психопатоподобного дефекта личности, которая отмечалась ранее, также нет. Критичен к болезни и настоящему своему состоянию. Ведущая симптоматика астеническая, резистентного характера. Настроен на продолжение реабилитации, так как видит и адекватно оценивает положительный результат реабилитационного процесса.
Заключение.
В настоящее время стойкая ремиссия в течение эндогенного процесса с редукцией постпроцессуального дефекта личности, психопатоподобного типа, ведущей в клинике расстройств остается резистентная астеническая симптоматика.
Клинический диагноз:
Шизофрения, детский тип, ядерная форма (с непрерывно-прогредиентным течением). Стойкая ремиссия с резистентным астеническим синдромом.
Шифр МКБ-10: F20.8
По данным электроэнцефалографического обследования от 18 марта 2004 года выявлено:
ЭЭГ с двигательными артефактами.
1. Альфа-ритм частотой 9 колебаний в секунду регистрируется недостаточно регулярно, слабо модулирован, дезорганизован полиморфной активностью по задним областям коры, с тенденцией распространения в центральные отделы. Регионарные различия прослеживаются.
2. Реакция активации коры на афферентные раздражения сохранена, элементы усвоения ритма световых мельканий в диапазоне 12-16 Гц.
3. Группы и групповые билатерально-синхронные комплексы медленноволновой активности дельта- и тета-диапазонов проявляются диффузно, с преобладанием по передним областям коры, усиливаясь при проведении функциональных проб (несколько превышая по амплитуде фон).
4. Гипервентиляция (3 мин) вызывает незначительное нарастание медленноволновой активности и дезорганизации биопотенциалов, а также появление периодов правильно сформированного альфа-ритма.
Заключение.
Умеренные диффузные изменения БЭА головного мозга с признаками дисфункции срединно-стволовых структур регуляторного характера. Отмечается следующая положительная динамика:
- возрос общеамплитудный уровень;
- основной ритм регистрируется более регулярно;
- уменьшились грубость и индекс медленноволновой активности;
- медленно- и быстроволновые вспышки в настоящее время не регистрируются.
На 5 курсе реабилитации все виды занятий проводились в групповом режиме, фиксация не применялась.
После 6 курса занятий (600 часов) полностью исчез дефект личности и психопатологическая продукция. За время реабилитации отмечается выраженная положительная динамика - полная редукция клиники психопатологических расстройств, отсутствие расстройств поведения, формирование саногностических свойств личности (критики к болезни), полная редукция психопатоподобного синдрома (ведущего в клинике болезни на протяжении последних лет).
По данным электроэнцефалографического обследования от 3 июня 2005 года выявлено: усиление синхронизации основного ритма биоэлектрической активности, выражены зональные различия, полностью исчезла медленноволновая и пароксизмальная активность, после нагрузочных проб (гипервентиляция - 3 мин) исчезла депрессия альфа-ритма и активация диэнцефальных структур.
Предлагаемый метод по сравнению с известными имеет ряд преимуществ:
1. Комплексный подход, заключающийся в проведении трех видов реабилитации одновременно: психолого-педагогическая, адаптивно-физическая, социально-речевая - обеспечивает более эффективное достижение положительных результатов в работе с душевнобольными.
2. Мониторинговые обследования пациентов через 300 часов занятий позволяют выявить этап обострения основного заболевания и скорректировать программу реабилитации в целях максимального достижения положительных результатов (перевод на групповые занятия, прекращение использования мер физического стеснения).
3. Эффективность занятий обеспечивается через глубинную психотерапию.
4. Способ обеспечивает полное исчезновение дефекта личности и формирование другого (адекватного) качества жизни.
5. Регресс заболевания не возникает.
Способ разработан в клинике доктора Мышляева и прошел апробацию у 7 пациентов с положительным результатом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ | 2005 |
|
RU2306152C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2005 |
|
RU2306153C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760197C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2011 |
|
RU2486925C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ | 2012 |
|
RU2518130C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
Способ лечения гиперкинетических расстройств у детей | 2021 |
|
RU2786794C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. Проводят 6-8 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый. При этом используют 3 вида занятий: психолого-педагогическая реабилитация, адаптивно-физическая реабилитация и социально-речевая реабилитация. На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и осуществляют их психокоррекцию. На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого выполняют гимнастическое упражнение "сед согнувшись" в статическом режиме. На каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения. Начиная с 10 занятия при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку. При этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного. На занятиях по социально-речевой реабилитации сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон. При этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков. Способ позволяет получить стойкую продолжительную ремиссию заболевания. 7 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ П.Г.НИКИТИНА | 1997 |
|
RU2104718C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОПАТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ШИЗОИДНОЙ ПСИХОПАТИЕЙ | 1993 |
|
RU2094046C1 |
WO 03039468 А, 15.05.2003 | |||
ЛУТОВА Н.Б | |||
Специфика взаимодействия комбинированной психофармакотерапии и психотерапии в лечении психозов автореф | |||
дисс | |||
СПб., 2001,с.4-25 | |||
SILVERSTEIN S.M | |||
et al | |||
Effectiveness of a two-phase cognitive rehabilitation intervention for severely impaired schizophrenia patients - Psychol Med | |||
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
Авторы
Даты
2007-10-27—Публикация
2005-08-22—Подача