ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ.
Изобретение относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, медицины, гигиены человека как системы поддержания здоровья, а именно к ускоренной реабилитации пациентов с нарушениями речи при заикании и заикоподобных расстройствах невротического происхождения, страдающих нарушением речевого дыхания, при патологии слуха и при овладении навыками риторики для совершенствования речевой культуры у специалистов публичных профессий.
АКТУАЛЬНОСТЬ И УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ.
Важнейшим средством передачи информации при человеческом общении является говорение и письмо - язык, формирующий общество и самого человека, его мышление, понимание действительности и себя в ней. Словесный язык на основе букв-знаков, слов и речи отличает человека от других живых существ. Язык человека адресован прежде всего к слуху и рассчитан на многоступенчатое осмысление. В языке выделяют три главных уровня: звуковой, словесный и уровень предложения. Язык обеспечивает человеку важнейшие функции: средство общения, моделирования действительности путем ее именования, описания и познания внешнего мира, обращения к внутреннему миру человека, творчество, направленная к внушению собеседнику побудительная роль, поэтическая как сообщается, для обращения, описание самого себя. Человек через язык приобщается к культуре, своему роду, народу, Родине, осваивает внешний мир в словах и превращается в хранилище знаний и культурных ценностей, история языка - это история народа [1. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 192 с., с.6-9]. Язык является необходимым условием формирования высших психических функций человека. Любые отклонения, нарушения в развитии ребенка сказываются на его взаимодействии с окружающим миром, на формировании языка и речи, на его социализации. Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности. Вне речи невозможно формирование личности [2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 320 с., с.18].
В психологии различают внешнюю и внутреннюю формы речи. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную виды. Письменная речь есть графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений-знаков, основана на углубленных навыках звуко-буквенного анализа и умении логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи определяется уровнем развития устной речи, при недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести. Внутренняя речь (речь «про себя») есть беззвучная речь, возникает, когда человек думает о чем-либо и составляет планы, формируется у ребенка на основе внешней и является основным механизмом мышления. В развитии речи ребенок осваивает три аспекта постепенного овладения языком: развитие фонематического слуха и формирования навыков произношения фонем родного языка, овладения словарным запасом и правилами синтаксиса, овладение смысловой стороной речи. В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую, регулирующую. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни человека. Речь есть одна из сложных высших психических функций человека и осуществляется сложной системой органов с главной, ведущей деятельностью головного мозга, наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку, осуществляется посредством языка. Язык есть система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий мотивируется, отбирает слова для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов в результате согласованного действия механизма произнесения речи при помощи речевого аппарата. Речевой аппарат обеспечивает производство речи и состоит из центральной (регулирующей) и периферической (исполнительной) частей. Речь, заикание, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов и речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Кора головного мозга связана с периферическими органами речи проводящими нервными путями. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (обеспечиваются нервными волокнами) главными черепно-мозговыми нервами: тройничным, лицевым, языкоглоточным и блуждающим нервом, добавочным нервом для мышц шеи, подъязычным нервом для снабжения мышц языка двигательными нервами и сообщения ему возможности разнообразных движений. Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового, артикуляционного (звукопроизводящего) отделов. Дыхательный отдел включает грудную клетку с легкими, бронхами и трахеей, диафрагму, межреберные мышцы, подает воздух и тесно связан с произношением речи в фазе выдоха, осуществляет основную функцию газообмена организма. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками и служит для образования голоса. Работа механизма голосообразования: под давлением струи выдыхаемого воздуха при смыкании и размыкании голосовых складок происходят их колебания, вызывающие над голосовыми складками колебания частиц воздуха, волны звука, распространяющиеся в окружающей среде и воспринимаемые как звуки голоса, различающегося силой, высотой и тембром. Артикуляционный отдел включает основные органы: язык, губы, верхнюю и нижнюю челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы на небе, малый язык, полость рта и полость носа. Главным органом артикуляции является язык, участвующий в образовании всех гласных и почти всех согласных, кроме губных. Артикуляция есть работа органов речи в произношении звуков и состоит в образовании перечисленными органами резонатора, щели или смычки при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, при сжатии губ или прижатии их к зубам, движениях мягкого неба и малого языка. Громкость, окраска и отчетливость характерных звуков речи создается активными органами артикуляционного аппарата резонатором надставной трубы, включающей расположенные выше гортани органы: глотка, ротовая полость или носовая полость. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме, вызывая изменения резонансной частоты и специфического речевого тембра звуков. Звук образуется в гортани и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом). Ротовая полость и глотка участвуют в произношении всех звуков русского языка. У человека с правильным произношением носовой резонатор участвует только в произношении звуков «м» и «н» и их мягких вариантов. При произношении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и малым языком, закрывает вход в полость носа. Для правильного речепроизводства в организме реализуется контроль через обратные связи от датчиков ощущения положения, движения, давления в речевых органах и звука, человек замечает ошибку и корректирует, исправляет артикуляцию. Система обратных связей формирует вторую сигнальную систему и обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи. Речь правильно формируется, когда развивающаяся вторая сигнальная система поддерживается импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность через органы чувств. Для развития и производства речи важным является слух, приобретающий в процессе развития особое свойство точно различать звуки человеческой речи. Зрение позволяет зрячему человеку наблюдать за движениями языка и губ говорящих и повторять их, хорошо подражать артикуляционным движениям губ и рук [3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989. - 223 с., с.4-22]. Человек есть сложная система и ее работа зависит от самого слабого звена, в том числе и от речепроизводства. Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Болезненные состояния отдельных органов речевого аппарата могут вызывать нарушения речи. Лечить надо человека, а не болезнь.
Заикание (логоневроз) является заболеванием, наиболее тяжелым и распространенным дефектом отсутствия навыков здоровой речи, и проявляется как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевых органов. Во многих случаях механизм возникновения заикания трактуется как сложное невротическое (наиболее частое, развивается по механизмам невроза речи), неврозоподобное (сопряжено с органическим поражением мозга) и функциональное расстройство общения, вредная привычка, приобретенная в результате нарушения взаимодействия речевых органов и темпа речевых движений, зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного происхождения, или дисгармоничного развития личности [4. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с., с.252-330; 5. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. - М.: Издательство: В.Секачев, Торговый дом ИОИ, 2009. - 272 с., с.21]. Заикание есть результат спазма в одном или нескольких речевых органах, при этом отсутствуют патологические изменения в центральной и периферической частях речевого аппарата, однако система управления речью работает несогласованно с исполнительными органами. Существует много причин возникновения, форм и степеней заикания. Заиканием страдает значительная часть населения: заикание часто возникает в молодом возрасте, когда не полностью отработаны речевые автоматизмы (до 4%), чаще встречается у мальчиков и у левшей, с возрастом может исчезнуть, но у части детей остается на всю жизнь, около 1% взрослых людей страдают заиканием. Заикание причиняет мучения страдающим заиканием детям с их родителями, взрослым людям, родственникам и окружающим.
Часто заикание является звеном в цепи вредных привычек табак - алкоголь - наркотики, которые способствуют возникновению заикания и возврату после его лечения. В формах заикания: нервной, дыхательной, конституционной, определяемой темпераментом, выделяют заикание, психической основой которой является информационная и физиологическая зависимость вследствие привычки. После начала заикания, если не принимать меры по избавлению, возникает привыкание, заикание становится автоматизмом, проявляется как условный рефлекс и заболевание. Лишь малая часть - один из сотен-тысяч желающих полностью прекращает заикание самостоятельно. Сикорскому И.А. удавалось вылечить заикание лишь у 60% больных и достичь улучшения у 20%, статистические данные нескольких исследователей дают неизлечение заикания у 20% [5. С.20-21]. В мире известно значительное количество способов (и методик) лечения заикания, около 40 из них применяется на практике. Однако ни один из них не является универсальным. Проблема заикания является острой. Терапия заикания является необходимой частью оздоровления общества.
Известно, что огромным эффектом обладают методы лечения заикания, которые основаны на внешне задаваемой прибором ритмизации при говорении нараспев, чтении и пересказывании прочитанного текста, метрическом произношении слов и скандировании, синхронизации речи с помощью движения пальцев ведущей руки в процессе проговаривания. Жесткая аппаратная зрительная, слуховая обратная связь при этом не учитывает возможные нарушения генерации и воспроизводства речевых темпоритмов, недостаточно восстанавливающих речь, а внешне задаваемый ритм закрепляется как навязчивый на психологическом уровне.
Известен способ восстановления при нарушениях речи различного генеза [6. Патент RU 2242954, кл. 7 A61F 5/58, опубл. 27.12.2004], заключающийся в воздействии на собственную речь пациента индивидуально подобранными свето- и звуковыми импульсами и синхронизации ее посредством этих импульсов. При этом звуковые импульсы дополнительно подают с возможностью их тактильного восприятия, причем ритм свето- и звуковых импульсов задают в пределах 40-200 бит в минуту и контролируют визуально по плавающей и/или бегущей строке светового сигнала маятника, длительность каждого импульса подбирают в интервале 0,2-1 с, громкость звука - в интервале от 0 до 60 дБ, диапазон звукового импульса 438-445 Гц. В данном способе обеспечивается комплексное воздействие на несколько анализаторов, возможность самостоятельных занятий и динамический самоконтроль за их результатами, однако требуется проведение дополнительных операций с применением сложной аппаратуры, что при отсутствии физиотерапевтических оздоровительных мероприятий может увеличить длительность лечения и снизить его результативность.
Известен способ устранения невротической формы заикания [7. Патент RU 2336911, кл. A61M 21/00, опубл. 27.10.2008], включающий проведение речевых тренировок, во время которых произносят командные фразы путем их многократного повторения. При этом командные фразы произносят на крике в течение 2-20 мин с максимально возможной громкостью, внятно и размеренно, при этом звук идет из диафрагмы, командные фразы произносят до тех пор, пока голосовой аппарат вследствие усталости уже физически не сможет воспроизводить фразы также громко, четко и внятно, после чего произнесение командных фраз на крике прекращают и начинают произносить эти же фразы голосом с нормальной громкостью, через 2-3 мин опять начинают произносить командные фразы на крике с максимальной громкостью, четко, внятно и размеренно и далее чередуют произнесение командных фраз на крике и голосом с нормальной громкостью, речевые тренировки выполняют от 30 мин до 1,5 ч за одну речевую тренировку ежедневно или через день в течение нескольких месяцев до тех пор, пока заикающийся не сможет произносить командные фразы на крике с максимально возможной громкостью, четко, внятно и размеренно в течение 15-20 мин подряд, при этом голос должен звучать чисто и звонко, а общее количество речевых тренировок индивидуально. Данный способ прост в реализации, не требует аппаратуры. Недостатком способа является отсутствие самоконтроля, гибкой обратной связи, значительная длительность и трудоемкость лечения, что при отсутствии физиотерапевтических оздоровительных мероприятий может увеличить длительность лечения и снизить его результативность.
Наиболее близким к заявляемому является способ освобождения от заикания [8. Патент RU 2199352, кл. 7 A61M 21/00, A61H 1/00, A61H 7/00, опубл. 27.02.2003], принятый за прототип и включающий проведение групповых и индивидуальных лечебных сеансов с использованием суггестивного воздействия и логопедических приемов обучения. Проводят 11-12 групповых сеансов ежедневно длительностью 3-5 ч, при этом до их проведения и после по 1,5-2,0 ч осуществляют индивидуальную работу с пациентом; на первом сеансе устанавливают контакт и настраивают его на преодоление расстройства, вводят в состояние транса и погружают в полное молчание на четверо суток, в течение которых, используя логопедические приемы, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу, проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н, массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, осуществляют психотерапевтическое воздействие в виде аутотренинга, с помощью которого пациент вживается в образ нормально разговаривающего человека; на 5-6 сеансе пациент продолжает сохранять молчание, исключая при этом групповые занятия, во время проведения которых к логопедическим приемам добавляют обучение артикуляции и фразовой речи; в конце седьмого сеанса пациента выводят из молчания и в течение последующих 7-12 сеансов закрепляют полученные навыки, развивают фразовую речь и чтение вслух, проводят социальную адаптацию.
Недостатком прототипа является использование суггестивного воздействия, сложность процесса лечения и его воспроизводимости, зависимость результата от индивидуальных качеств ведущего, исключение из процесса лечения сознательного участия самого пациента, недостаточность самооздоровительных мероприятий, что может снизить частоту и надежность освобождения от заикания.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Задачами изобретения являются облегчение степени тяжести заикания и полное освобождение от него, укрепление речевого аппарата, значительное улучшение речи и реабилитация лиц, страдающих невротическим заиканием, без использования суггестивного воздействия.
Для решения данных задач предложен «Способ коррекции заикания».
Предлагаемое изобретение позволяет получить следующий технический результат: уменьшение объема вреда организму при коррекции заикания, повышение частоты и надежности полного отвыкания от заикания как вредной привычки, быстрое самооздоровление, восстановление личной внутренней гигиены, избавление от сопутствующих заиканию функциональных расстройств.
Этот результат достигается тем, что способ коррекции заикания предусматривает курс 10-11 двухчасовых групповых занятий ежедневно, до и после каждого занятия по 1,0-1,5 часов проводят индивидуальную работу с пациентом, причем со второго по пятое занятие пациента переводят в режим полного молчания, аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., дополнительно выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли с одновременным произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык, при этом проводят психолого-физиотерапевтические мероприятия по профилактике и избавлению от табакокурения и потребления алкоголя, осуществляют написание вечернего дневника коррекции заикания; добиваются глубокого сосредоточения пациента и прояснения в сознании проблемы формирования нормальной речи; в режиме молчания отрабатывают речевой голос на выдохе без подключения артикуляции, обучают применению рече-слухового волновода с соотношением выходного к уху к входному изо рта диаметров равным 1,618, с шестого занятия пациента выводят из молчания и отрабатывают и закрепляют навыки работы с ротовым и носовым резонаторами с тренировкой мягкого неба и малого языка, развивают фразовую речь и чтение вслух с применением рече-слухового волновода; проводят социальную адаптацию; в течение до трех месяцев осуществляют дистанционный контроль и оказание скорой помощи пациенту.
Заявителю неизвестны способы коррекции заикания с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого изобретения критериям «новизны» и «изобретательского уровня».
ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖА.
Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен рече-слуховой волновод - прибор эндоречевой терапии заикания (ПЭРТЗ), вид сбоку в плоскости изгиба.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Способ реализуется путем проведения курса занятий по избавлению от заикания. Из желающих избавиться от заикания формируется группа до 10 пациентов с их родственниками и с ними проводятся по одному двухчасовому групповому занятию ежедневно в течение 10-11 дней, при этом до их проведения и после по 1,0-1,5 ч осуществляют индивидуальную работу с каждым пациентом. Для решения данной проблемы необходимо лишь однократное прохождение курса занятий. Групповая работа является приоритетной и способствует положительному взаимному влиянию достижений каждого ученика на других участников группы, созданию атмосферы сотрудничества и социальной адаптации. Совместная работа с родственниками обеспечивает индивидуальное повторение и отработку материала групповых занятий, закрепление положительной динамики по избавлению от заикания и основу для новой жизни без заикания. Заикание как болезнь - это образ жизни, при котором нарушена гармония между внутренним состоянием и внешними факторами, при этом дают сбой самодисциплина, саморегуляция и самолечение [9. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Эндоэкология здоровья. СПб.: Изд. «Диля», 2003. - 544 с., с.11-23]. В основе любой формы заикания лежит нарушение обменных процессов в нервной системе, эти нарушения имеют электрическую природу и, как следствие, биохимическую природу, приводящие к обезвоженности и удушью клеток, органов и систем организма, и лечить надо человека, а не болезнь. Строим новый комплексный метод по избавлению от заикания на базе: понимания физических принципов и электромагнитной природы дыхания и речепроизводства, ликвидации удушья, обезвоженности, при нарушениях обменных процессов в нервной системе и в органах и системах речепроизводства с применением логопедических приемов, рече-слухового волновода, траволечения, дыхательных и физических упражнений, массажа и психтерапевтических настроев одновременно, глубокого сосредоточения пациента и прояснения в сознании проблемы формирования нормальной речи. Вода, воздух, стевия и соль, упражнения, массаж, психический настрой, рече-слуховой волновод - есть комплекс по избавлению от заикания различной формы. Курс занятий по избавлению от заикания строится на принципах: добровольного желания отказаться от заикания как вредной привычки, концентрации собственных волевых усилий на избавление от заикания и выработку условно-рефлекторных навыков здоровой речи, самоорганизации и самоконтроля, индивидуального подхода, комплексного системного подхода с учетом многофакторной модели взаимодействий пациента с внешней средой и отдельных органов и систем внутри своего организма, без медикаментозных средств и суггестивного воздействия. Весь процесс коррекции заикания разделяется на три этапа: первый - подготовительный (1-4 дни), ускоренного изживания порочного речевого расстройства-привычки, обучения и оздоровления; второй (5-10 дни) - основной этап формирования навыков нормальной речи без заикания при воздействии побуждающих к рецидиву факторов; третий - социальной адаптации к новым условиям здорового образа жизни без заикания и дистанционного сопровождения.
Курс занятий по избавлению от заикания проводится в форме семинарских групповых занятий и обязательной индивидуальной самостоятельной работы пациентов, с применением новейших научных открытий в области биомеханики транспортных систем организма, гидродинамики и газообмена в организме человека. Каждое занятие состоит из четырех частей: групповой теоретической и практической, индивидуальной самостоятельной работы, планирования и проверки домашних заданий и вечерних дневников каждого пациента.
Предлагаемый способ коррекции заикания не заменяет врачебную помощь, основан на саморегуляции и поэтому не имеет возрастных (нижняя возрастная граница в 6-7 лет при коррекции заикания по данному способу определяется временем 1-3 года устойчивого заикания после начала говорения) и половых ограничений, учитывает разные степени заикания, разновозрастность, разнополовость, индивидуальные особенности организма пациентов, возможную никотинизацию, алкоголизацию, излишний вес, разные скорости прохождения занятий пациентами. При наличии у пациента или его родственников нескольких зависимостей (алкогольной, табачной, пищевой) рекомендуется вначале освобождение от табачной и алкогольной зависимостей.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Первый день: на групповом занятии проводят знакомство, диагностику состояния и степени выраженности заикания в различных речевых формах пациента, излагают задачи курса и кратко способ их достижения по сравнению с другими известными способами, знакомят с психолого-физиологическими методами приобретения навыков здоровой речи, приводят положительные примеры полного прекращения заикания на основе дневников ранее освободившихся от заикания пациентов или их выступлений, положительную статистику избавления от заикания по предлагаемому способу, показывают практические приемы подготовки к полному прекращению заикания, обучают дыхательным и физическим упражнениям, практическим приемам самовнушения для избавления от заикания, выдают каждому пациенту личный дневник коррекции заикания с вопросами, речевую памятку и задание на индивидуальную самостоятельную работу, настраивают на преодоление речевого расстройства и погружают в полное молчание на четверо суток.
Диагностику состояния пациента проводят вначале при индивидуальном собеседовании с пациентом и родителями (ими заполняется анкета пациента с их подписями, анкета сдается ведущему в первый день занятий), а затем в присутствии всей группы пациент демонстрирует самостоятельную речь, чтение вслух; исследуют выраженность заикания, классифицируют состояние пациента и отнесение его речевых судорог к определенному типу, форме и степени, выявляют весь набор симптомов (наличие сопутствующих движений, двигательных, речевых, психологических уловок); определяют общий уровень речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй); выясняют ранее принятые по преодолению заикания меры и их результаты (опыт общения с логопедами, невропатологами, обстоятельный диагноз). Цель занятий - обретение красивой, спокойной и плавной, нормальной речи, для достижения которой в ходе диагностики определяют все дополнительные направления работы. Исходное состояние пациента фиксируют, чтобы сравнить с достигнутым результатом по окончании занятий. Главная цель первичного знакомства и диагностики - установить контакт с пациентом и родителями, настроить на серьезную работу. Знакомство и диагностика есть непосредственное начало работы по избавлению от заикания. На занятиях пациенты рассматриваются как сильные и волевые личности, имеющие все возможности справиться с данным функциональным расстройством самостоятельно. Проводят информирование о психологии, физиологии и обменных процессах, о заикании, которое понимается как функциональное расстройство речевого механизма, нарушение навыков речи - «речевой слом», от которого необходимо избавиться и научиться правильно и красиво говорить. Операцию по избавлению от «речевого слома» выполняют в первый день: проводят психотерапевтический настрой - аутотренинг пациента по методу Сытина Г.Н. на приобретение навыков спокойной и плавной речи, нормализацию обменных процессов в организме [10. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 416 с., с.187-194], с помощью которого через лечебное внушение пациента освобождают от заикания, в процессе настроя каждого пациента погружают в молчание, которое является «речевым гипсом», наложенным на артикуляционно-голосовой аппарат производства речи. Закрепляют полученную информацию и отказ от речевого общения в любых формах.
Пациентам дают задание закрепляться в новом состоянии с помощью индивидуальной работы, проводимой по 1,0-1,5 часа до и после занятий ежедневно, и аутотренинга, вживаться в образ нормально разговаривающего и здорового человека, заниматься разработкой своего речевого механизма и ускоренным самооздоровлением с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. вечером [11. Семенова Н.А. Человек - соль Земли. - СПб.: «Диля Паблишинг», 2007. - 448 с., с.102-106], самомассажа мышц, участвующих в процессе речепроизводства (разглаживание, растирание, вибрационные движения), кистей и пальцев рук, стоп и пальцев ног, выполнять утром физические упражнения [9. С.473-495; 11. С.145-179] на концентрацию внимания, воли для подавления страхов и для гармонизации работы нервной, кровеносной, дыхательной и костно-мышечной систем с одновременным произношением «про себя» внутренней речью установок на формирование навыков здоровой речи.
При этом перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями для ускоренного оздоровления в процессе избавления от заикания пациентам рекомендуют принимать по 8 глотков сырой теплой воды [12. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья. - Мн.: «Попурри», 2006, с.497-514] с добавлением трех капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и с приемом крупицы 0,05-0,10 г морской пищевой соли на язык. Листья травы стевии семейства сложноцветных содержат компоненты, обеспечивающие ее уникальные лечебно-профилактические свойства: стевиозид (в 300 раз слаще сахара и не содержит калорий), эфирные масла, цинк и хром, витамины B1, B2, C, β-каротин (провитамин A), P, PP, аминокислоты. Стевия - естественное мощное антисептическое и антибактериальное, профилактическое средство, омолаживающее весь организм и продлевающее жизнь человека. Добавка стевии способствует лечению нервных заболеваний, печени, диабета, почек, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, микроциркуляцию и артериальное давление крови, функционирование половых органов, повышает защитные силы организма и сексуальные способности [13. Кородецкий А.В. Стевия - шаг в бессмертие. - СПб.: Питер, 2005. - 96 с., с.38-92]. Стевию применяют как средство самооздоровления, весьма положительно влияющее на ход лечения приобретенных функциональных расстройств: пищеварительной и сердечно - сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, кашля, бронхита, и как заменитель сахара для похудения, повышения иммунитета, борьбы с диабетом и паразитами. Прием морской пищевой соли способствует восстановлению водно-солевого обмена и микроэлементного состава в организме. Выполнение упражнений и прием воды со стевией и солью усиливает обменные процессы на клеточном уровне, в мозге и в органах речепроизводства, вывод токсинов и шлаков из организма, вводят в задание пациентам на индивидуальную самостоятельную работу как эффективное средство самооздоровления организма при ускоренном избавлении от заикания.
Также пациенту дают задание, в личном дневнике коррекции заикания с вопросами дать ответы в письменном виде на отдельных листах перед сном с анализом всей текущей речевой ситуации за прошедший день. Написанный вечером прошедшего дня дневник на следующий день сдается пациентом на проверку. Полученные на семинарских занятиях текст аутотренинга, информация и домашнее задание для самостоятельной работы записываются в рабочей тетради пациента. В речевой памятке излагаются правила произношения слогов, слов и предложений, выполнения упражнений дыхательной гимнастики, тренировки речевого дыхания и речевого голоса, речепроизводства, пациентам дают задание изучать ее разделы, соответствующие темам текущих занятий.
Родителям дают задание периодически «опросить» своих детей-пациентов, ребенок должен при этом держать ответ внутренней речью «про себя» в голове и устойчиво молчать. Общение возможно только письменно, исключить жестикулирование и издавание нечленораздельных звуков (мычание), чтобы избежать приобретения новых отрицательных привычек.
Второй день. На занятии проводят настройку речевого механизма, «вправление» языка, разглаживание, расслабление мышц, устранение мышечных зажимов, обучение по физике дыхания, психологии, физиологии и обменным процессам.
Повторяют основной материал первого дня, производят анализ выполнения индивидуальных домашних заданий. Проводят осмотр состояния артикуляционных органов, проверку дыхательного и голосового аппаратов каждого пациента в присутствии группы и при участии родителей. Начинают с осмотра языка, он может находиться в неестественном - «вывихнутом» состоянии (у 60%), и требует постановки на место, «вправления». Пациентов к этому подготавливают, данное состояние объясняют как мышечный зажим, который появляется вследствие перенапряжения в результате сильного стресса. При речевом акте весь речевой механизм должен находиться в «ленивом » состоянии, через убеждение достигается расслабленное состояние нижней челюсти, через дополнительный комплекс упражнений устраняются неразработанность нижнечелюстного сустава, говорение практически закрытым ртом, напряженное состояние губ, зажимы мышц шеи, плечевого пояса. Выдают рекомендации по коррекции органов речепроизводства, которые необходимо строго выполнять в процессе дальнейших групповых и индивидуальных занятий. Проводят информирование о необходимости пользоваться так называемой большой речевой дорожкой, когда в образовании слов и предложений участвуют живот, грудь, горло, голосовые связки, язык, ротовой и носовой резонаторы, управляемые речевыми центрами коры головного мозга. Объясняют механизмы и физику работы органов дыхания, связанных с электризацией и водообменом в организме, обучают приемам достижения состояния глубокого сосредоточения и прояснения в сознании проблемы формирования здоровой речи путем усвоения знаний по психологии, физиологии и обменным процессам и написания вечерних дневников коррекции заикания. Только при нормальной работе всех органов речь будет ясной, красивой, объемной. В процессе информирования у пациентов вызывается ощущение спокойствия и уверенности в своих силах, которое закрепляется в процессе аутотренинга по методу Сытина Г.Н., проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойную и плавную речь, нормализацию обменных процессов в организме.
В процессе занятий при анализе дневников контролируют и корректируют выполнение домашних заданий, крепость молчания и срывы в нем, изменения за сутки количества срывов молчания, степень глубины сосредоточения и прояснения в сознании проблемы обменных процессов в системах речепроизводства, на самостоятельном решении полностью прекратить заикание и желание приложить силу воли, выполнение аутотренинга на приобретение навыков спокойной и плавной речи и самооздоравливающих мероприятий.
Также на втором и последующих занятиях для злоупотребляющих табаком и алкоголем пациентов, родителей, родственников проводят психолого-физиотерапевтические мероприятия по профилактике и избавлению от табакокурения и потребления алкоголя, нарушающих речепроизводство [14. Патент RU 2360708 "Способ освобождения от табачного злоупотребления», опубл. 10.07.2009. Бюл. №19], [15. Патент RU 2469749 "Способ освобождения от алкогольного злоупотребления», опубл. 20.12.2012. Бюл. №35].
В задание для самостоятельной работы включаются: дыхательная гимнастика и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, прием воды со стевией и солью, написание вечернего дневника коррекции заикания, обеспечение сохранения молчания.
Третий день. На занятии проводят выработку речевого дыхания, обучение голосообразованию.
Подводят итоги первых двух дней. Проводят информирование об устройстве дыхательного, голосообразующего аппаратов и ознакомление с механизмами диафрагмально-реберного дыхания, голосопроизводства с записью в личных тетрадях пациентов. Индивидуально с каждым пациентом, в присутствии всей группы и родителей вырабатывается речевое дыхание (диафрагмально-реберное). Часто у пациентов встречается так называемое ключичное дыхание, при котором вдох производится в верхние отделы легких, поднимаются ключицы, и создается препятствие свободному току воздуха, а речеобразование возможно только на выдохе при наличии сильной струи выдыхаемого воздуха. Для исправления такого дыхания показывают и отрабатывают практические приемы дыхания. В перерывах занятий самостоятельно тренируют органы речевого дыхания. В процессе аутотренинга продолжают формирование данного навыка, проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойную и плавную речь, нормализацию обменных процессов в организме.
Записывают задание для самостоятельной работы: разминка речевого механизма через дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, прием воды со стевией и солью, тренировка речевого дыхания, ответы на вопросы родителей только речевым дыханием (подумать, представить в своей голове ответ, проговорить его про себя, затем через открытый рот и нос короткий глубокий вдох в нижнюю часть легких и продолжительный выдох), написание вечернего дневника коррекции заикания, сохранение молчания.
Четвертый день. На занятии проводят выработку речевого голоса, обучение устройству и работе голосового и артикуляционного аппарата, его применению для речепроизводства и избавления от заикания.
Речевой голос является основой ясной, отчетливой, стереофонической речи. На занятиях, наряду с логопедическими приемами по коррекции заикания, обучают приемам сценической речи по системе Станиславского К.С. для производства красивой речи. Часто и родители, родственники пациентов также нуждаются в постановке речевого голоса, чтобы в дальнейшем не провоцировать своих детей неясной сбивчивой речью. Повторяют полученную информацию, проводят разминку речевого аппарата с помощью гимнастики, самомассажа, интенсивного речевого дыхания, информирование об устройстве голосового и артикуляционного, звукопроизводящего аппарата, основные положения фиксируются пациентами в своих тетрадях, ведущий демонстрирует возможности голосовых связок и артикуляционных органов: первичный звук голоса, колебание только голосовых связок, слабый и неприятный на слух; голос, усиленный по отдельности носовым, ротовым, грудным резонаторами, звук монотонный, некрасивый; речевой голос, когда звучит весь голосовой аппарат и первичный звук голоса усиливается всеми резонаторами и приобретает силу, высоту, индивидуальную окраску - тембр, интонацию, звучит выше-ниже, свободно и красиво.
Участников группы знакомят со взглядами великого театрального деятеля Станиславского К.С. на значение речевого голоса для красивой речи. Затем в ходе тренировки каждый пробует свой речевой голос - делает глубокий речевой вдох, на выдохе заставляет звучать свои голосовые связки, усиливая этот звук с помощью ротовой, носовой и грудной полостей. Во время перерыва пациенты обязаны сохранять молчание. После отдыха приступают к овладению своим речевым голосом в полной мере, работа проводится индивидуально с каждым пациентом, при необходимости и с родителем, в присутствии всей группы. Начинают с речевого дыхания, затем настраивают речевой голос, заново открывают его возможности, добиваются красивого и свободного звучания. При достижении этого пациент повторяет то же, стоя перед группой, слушает свой голос и чувствует, как свободно он льется и красиво звучит. С отдельными пациентами проводят дополнительную работу по реанимированию голосового аппарата при наличии так называемого «носового голоса», когда вся струя выдыхаемого воздуха привычно пропускается через нос; или при наличии скрипучего звука голоса только голосовых связок. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос без заикания, нормализацию обменных процессов в организме.
Записывают задание для самостоятельной работы: выполнять разминку речевого механизма, тренировать речевое дыхание, речевой голос, голосом с различной интонацией отвечать на вопросы родителей, дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, прием воды со стевией и солью, написание вечернего дневника коррекции заикания, сохранение молчания.
ВТОРОЙ ЭТАП. Пятый день. На занятии проводят подготовку и вывод из молчания, пробу голоса вначале без и затем с подключением артикуляционного аппарата, пробу новой, красивой речи, обучение применению рече-слухового волновода для ускоренного избавления от заикания.
Отрабатывают практические приемы по формированию навыков новой речи. Пациенты начинают говорить, сначала очень медленно и простые слова, а затем - все сложнее. В начале занятия дается под запись продолжение информации о строении и работе артикуляционного аппарата, благодаря которому образуются звуки речи, придающие ей членораздельность. Пациент под управлением ведущего демонстрирует речевое дыхание, издает речевой голос различной силы, из голоса составляет слова и предложения, производит новую речь, говорит дорогое слово «Мама!», еще две-три фразы, ведущий задает простые вопросы и дает возможность пациенту услышать свою новую речь. После перерыва пациентов в процессе аутотренинга закрепляют в новой речи, оставив возможность пользоваться только речевым голосом. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос и речь без заикания, нормализацию обменных процессов в организме.
Показывают практические приемы достижения ускоренного избавления от заикания путем применения предлагаемого рече-слухового волновода. В работах [16. Багаев С.Н., Захаров В.Н., Орлов В.А. Физические механизмы транспортных систем живого организма. - Новосибирск, СО РАН, Инстиут Лазерной Физики, 1999. - 52 с.; 17. Захаров В.Н., Орлов В.А. Научные открытия в физиологии и медицине. Аннотация. Закрученный поток биологических сред в транспортных системах живого организма. - Новосибирск, СО РАН, Институт Лазерной Физики, 2006, - 50 с., с.1-11] при исследовании биомеханики кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной систем открыт общий физический механизм вращательно-поступательного движения биологических сред в транспортных каналах и свойство закрученного потока создавать силу тяги в воронкообразных каналах, как следствие самоорганизации и самообеспечения живых систем, которые благодаря длительной эволюции позволили создать транспортные системы на основе действующих в Природе общих законов, проявляющихся в оптимальном функционировании. На этом основано средство заявляемого способа для реализации слуховой биологической обратной связи пациента - предлагаемый рече-слуховой волновод, выполняемый с соотношением выходного к уху к входному изо рта диаметров, равным 1,618, который обеспечивает передачу, усиление, срезание нижних частот и задержку звуков своей речи, рекомендуют его к применению пациентом как прибор эндоречевой терапии заикания при выполнении практических занятий и индивидуальной самостоятельной работы. Конструкция рече-слухового волновода иллюстрируется чертежом, вид сбоку в разрезе в плоскости изгиба. Цифрами на чертеже обозначены: 1 - входное отверстие диаметром d1, в которое звук направляется изо рта и носа; 2 - волновод (расширяющийся, поворотный, жесткий, тело вращения в поперечном сечении), 3 - выходное отверстие диаметром d2, из которого звук направляется к уху. В конструкции реализовано соотношение d2/d1=1,618. В процессе занятий вначале ведущий произносит вместе с пациентом слоги, слова и фразы, при этом пациент не заикается, после чего они повторяются с другим ведущим (ассистентом, родителями), этим достигается нормальное речепроизводство без запинок при случайном окружении. Далее ведущий не участвует в тренировке речепроизводства, его заменяет рече-слуховой волновод у головы пациента, прикладываемый, как трубка телефона, входным отверстием ко рту и выходным - к уху, закрепляемый на голове при необходимости. При говорении вслух на выдохе в волновод производится контроль психической функции - речепроизводства, рече-слуховой поток обратной связи обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок [18. Домашний логопед. Полный справочник. - М.: 2007. 496 с., с.245}, голос и речь пациента изменяется по тембру, силе звука и заменяет ведущего, у пациента появляется уверенность, решительность, смелость в речепроизводстве без запинок. При этом в результате гармонического взаимодействия центров речи и слуха у пациента формируется устойчивый усиливающийся положительный рефлекс здорового речепроизводства, что обеспечивает подготовку к самостоятельному, более ускоренному, надежному и устойчивому полному отвыканию от заикания по сравнению с другими способами. Пациент сам пробует, регулирует процесс говорения без страхов, волнений, нерешительности, порождающих заикание, отрабатывает плавное здоровое течение речи и закрепляется в нормальной речи. Рече-слуховой волновод рекомендуют к применению при коррекции заикания, при патологии слуха и при овладении навыками риторики для совершенствования речевой культуры у специалистов публичных профессий, он играет роль речевого костыля, необходимость в котором отпадает после нескольких (2-5) дней его применения, и пациент говорит уже нормальным голосом без запинок.
Записывают задание: дыхательная гимнастика и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, прием воды со стевией и солью, тренировка речевого дыхания, голоса, только голосом произнести свою биографию, рассказать о доме, школе, работе, продолжить самостоятельно вырабатывать нормальные речевые навыки с применением рече-слухового волновода, написание вечернего дневника коррекции заикания.
Шестой день. На занятии проводят тренировку речевого дыхания, речевого голоса, речи.
Отрабатывают и закрепляют навыки работы с ротовым и носовым резонаторами с тренировкой мягкого неба и малого языка, определяющими нормальное речепроизводство, развивают фразовую речь. Пациентам внушается чувство ответственности за каждое свое действие, в том числе и за свою речь. Каждый говорит с родителем, ведущим, другим пациентом, пока медленно, контролируя себя. Проводят аутотренинг на овладение навыками спокойной и плавной речи. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос и речь без заикания, нормализацию обменных процессов в организме.
Домашнее задание: изучить технику произношения слов и предложений по речевой памятке, делать дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, тренировать речевое дыхание, речевой голос, принимать воду со стевией и солью, продолжить самостоятельно вырабатывать речевые навыки с применением рече-слухового волновода, написание вечернего дневника коррекции заикания.
Седьмой день. На занятии проводят развитие голоса и речи.
Пациенты освобождены от заикания, вооружены знаниями о технике произношения слов и предложений, получили разрешение говорить и полны желания наговориться. Проводится обязательная работа с родителями: они обязаны заботиться о своих детях, делающих свои первые шаги в новой речи; родители обязаны задавать своим детям только простые вопросы, говорить медленно, из голоса делать слова и предложения. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос, нормализацию обменных процессов в организме. Каждый пациент производит речевое дыхание, речевой голос, отвечает на несложный вопрос, из голоса производит слова и предложения и выходит к ведущему, родитель находится рядом. Ведущий показывает, как надо тренировать мягкое небо и малый язык, делать слова и предложения, «замыкает» пациента на себя, устанавливая зрительный контакт, контакт руками, и пациент вслед за ведущим повторяет простые фразы, отвечает на несложные вопросы ведущего в медленном темпе, подключается родитель и пациент отвечает на его вопросы и сам их задает. Пациент развивает фразовую речь, с каждой фразой чувствует себя все увереннее и радостнее. При ошибке надо остановиться, выяснить причину ошибки, и ввести заново весь свой словарный запас без заикания, приложить усилия и произнести голосом по-новому и красиво получаемые ранее без голоса трудные участки слова и для закрепления повторить их пять раз, похвалив себя за полученный результат. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос и здоровую речь, нормализацию обменных процессов в организме. После занятия проводят работу с пациентами, которым необходима дополнительная помощь при ошибках в усложняющихся речевых конструкциях: дополнительную разминку речевого механизма, разработку речевого дыхания, присоединение речевого голоса и фразовой речи до получения необходимого результата, пациент говорит только с дополнительным контролем руками дыхательных движений, одна рука в районе диафрагмы и другая в верхней части грудной клетки, даются указания пациенту и родителю по отработке навыков правильной речи без ошибок.
Домашнее задание: много говорить, рассказать свою биографию, о школе, о доме, о друзьях и др., говорить не спеша, следить за своей речью, делать дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, тренировать речевое дыхание, речевой голос, принимать воду со стевией и солью, продолжить самостоятельно вырабатывать нормальные речевые навыки с применением рече-слухового волновода, написание вечернего дневника коррекции заикания.
Восьмой день. На занятии проводят овладение чтением вслух, тренировку новой речи в полную силу.
Проверяют речь каждого путем говорения с родителями и друг с другом, убеждаются в готовности всей группы к новой речи. Обучают чтению вслух, проявляя максимальное терпение и осторожность, так как у многих детей оно совершенно не развито. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос и здоровую речь, нормализацию обменных процессов в организме. Производят выработку навыков чтения вслух. Выводят пациентов на природу, пробуют и развивают голос и речь в полную силу.
Задание для самостоятельной работы: дополнительно к предыдущему добавляется чтение вслух с индивидуальным назначением его продолжительности и объема.
Девятый день. На занятии проводят закрепление в новой речи и чтении.
Проводится эмоциональное наставление о жизненной установке пациента: о необходимости жить и в мыслях, и в поступках, и в делах по принципу заботы о благе других людей, не отравлять их слух нарушенной речью, чувствовать себя уверенно и в речи, и в жизни, пациенты обучаются способам эффективного поведения и решения жизненных задач, изыскивать свои внутренние ресурсы, как они это реализовали при избавлении от заикания, рассчитывать только на свои силы. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос и здоровую речь, реализацию новых жизненных установок, нормализацию обменных процессов в организме. Проводят тренировку самостоятельной речи, чтения вслух, вживания в роль нормально разговаривающего человека.
Проводят дополнительную работу с пациентами, которым необходима правильная постановка звуков речи. К этому времени речь освобождена от заикания, весь речевой аппарат находится в исправном состоянии, настроено речевое дыхание, речевой голос. Показывают правильную постановку органов артикуляции и закрепляют это положение при выполнении специальных упражнений, описанных в логопедической литературе [5, с.96-136].
Задание для самостоятельной работы: делать дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, тренировать речевое дыхание, речевой голос, принимать воду со стевией и солью, говорить и читать вслух, обязательно начиная с разминки речевого аппарата, описывать все окружающее путем произношения слов, читать вслух и пересказывать вслух записи в тетради, вырабатывать нормальные речевые навыки с применением рече-слухового волновода, написание вечернего дневника коррекции заикания.
Десятый день. На занятии проводят общение, развитие и совершенствование речи, изучение основных правил грамматики русского языка (или правил речевого движения по аналогии с правилами дорожного движения и вождения автомобиля) и культуры речи.
Разбирают правила построения фраз [19. Шешко Н.Б. Риторика. - Минск: Соврем, шк., 2007. - 272 с., с.36-241], дают необходимую информацию о развитии своего словарного запаса, о соблюдении правил образцового литературного произношения, оттачивают искусство красиво говорить. Дают приемы социальной адаптации. В процессе аутотренинга проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойный и плавный речевой голос и общение без заикания, социальную адаптацию, нормализацию обменных процессов в организме. Под запись дается новый домашний распорядок дня: для поддержания в тонусе своего речевого аппарата необходимо утром делать общеукрепляющую и речевую разминку, тренировать речевое дыхание, речевой голос, говорить и читать вслух; в течение дня контролировать свою речь и себя, вечером подвести итоги в дневнике, похвалить себя при прохождении дня без ошибок; если что-то не получилось, поругать себя и исправить допущенную ошибку, голосом произвести это слово и еще раз повторить его утром. Речевая памятка как инструкция по деланию слов, предложений и речепроизводству должна быть всегда под рукой. Родители и дети разговаривают друг с другом, пациенты общаются между собой, рассказывают о себе, читают вслух.
Задание для самостоятельной работы: делать дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, тренировать речевое дыхание, речевой голос, принимать воду со стевией и солью, говорить и читать вслух, обязательно начиная с разминки речевого аппарата, описывать все окружающее путем произношения слов, читать вслух и пересказывать вслух записи в тетради, со времени занятий жить по новому распорядку дня, выполнять необходимые упражнения, соблюдать режим, много говорить и читать вслух, написание вечернего дневника коррекции заикания.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Одиннадцатый день. На занятии проводят развитие речи, отработку навыков культуры речи, подводят итоги занятий, объявляют конец занятий и начало нового здорового жизненного пути без заикания.
Разбирают речевой этикет, стили речи и общения, культуру деловой речи [19. С.36-241], информируют о развитии своего словарного запаса, о выполнении правил произношения, формируют ораторское мастерство. Полученная информация закрепляется на практике при чтении вслух и общении. Производят закрепление навыков жизни без заикания, показывают дополнительные практические приемы социальной адаптации, противостояния рецидивам заикания и поведения в различных условиях, по самооздоровлению, формированию здорового образа жизни в новых условиях без заикания.
Каждый пациент сдает экзамен, проводится итоговая диагностика состояния речи пациентов путем чтения вслух, произношения самостоятельного устного рассказа, диалоговой речи, имитации различных жизненных ситуаций: ответ у доски, разговор по телефону, в магазине, на транспорте, описание окружающей среды [2. С.201-234; 3. С.143-157; 4. С.252-328; 5. С.58-86; 17. С.163-265].
Далее пациенты и родители сами регулируют свою нагрузку, свой распорядок дня, адаптацию и привыкание к новым условиям здорового образа жизни без заикания. Ведущий проводит в течение до трех месяцев дистанционное сопровождение пациента и оказание ему скорой помощи, при необходимости, путем заочного общения и контроля по телефону, Интернету, проверки дневников, коррекции в случае нарушения речи при сильном стрессе.
ПРИМЕР 1. Наблюдаемый К.С., 14 лет, учащийся 8 класса, заикание при чтении и устной речи, смешанного типа, дыхательно-голосоартикуляционной формы, выраженное в высокой степени, не мог начать читать, непроизвольные подергивания губ, плеч, все спазмировано, все тело закрепощено. Прошел курс занятий данным способом: вначале занятий был как столб, через 2 дня пошли движения, упорно работал, стал радикально меняться, в конце занятий почти незаметны судороги, губные прекратились, плечи не дергаются, дыхание восстановилось, речь со значительными улучшениями, на занятиях по литературе впервые вышел к доске и получил 5, читает вслух в классе, воспрянул духом, незначительные остаточные явления заикания, упорно работает.
ПРИМЕР 2. Наблюдаемый К.И., 17 лет, учащийся 10 класса, поет баритоном на конкурсах, заикание в сопряженной речи, клонического типа, голосоартикуляционной формы, выраженное в умеренной степени, речевые уловки, вспомогательные движения, общее недоразвитие речи, злоупотреблял табаком. Прошел курс коррекции речи данным способом. «… Ваши методики уникальны тем, что за короткий промежуток времени Илья не только стал говорить, не заикаясь, и бросил курить, он воспрянул духом, зарядился позитивом, у него выросла уверенность в себе, его глаза светятся от счастья», пишет в благодарственном письме директор Детского Дома №4 К.Н.Г. г.Бийска. Пациент в восторге от курса, «… Теперь я вступаю в новую жизнь без двух вредных привычек - без заикания и курения. Метод прост и очень эффективен. Чтобы достичь желаемых результатов, нужна упорная и серьезная работа над собой». Речь свободная, практически здоровая, петь стал значительно лучше, чем ранее.
ПРИМЕР 3. Наблюдаемый З.К., 22 лет, лаборант вуза, заикание клонотонического типа, голосо-артикуляционной формы, выраженное в высокой степени, проблемы произношения звуков. Прошел курс коррекции речи данным способом. Исчез спазм губ, появилась плавность речи, речь со значительными улучшениями, незначительные остаточные явления заикания, на начальных буквах m-п остались запинки при сильном волнении, требуется дальнейшая отработка речевой дорожки.
ПРИМЕР 4. Наблюдаемый К.Е., 24 лет, заикание в диалогической речи, тоноклонического типа, дыхательно-голосоартикуляционной формы, выраженное в умеренной степени, общее недоразвитие речи. «… Он переводчик китайского языка, недавно демобилизован из рядов РА. Устроиться на работу по специальности ему мешала проблема с речью, которая усугубилась после службы в армии. Сын страдал от заикания с раннего детства. С дошкольного возраста с ним много занимались логопеды, детские неврологи. Проходил лечение иглоукалыванием, у экстрасенсов. В возрасте 15 лет возила его к знаменитому Иванкину А.А. в г.Лиски Воронежской обл. Но эффективного улучшения ни от одного метода у него не было. Прошел двухнедельный курс по коррекции речи по данному способу: очень убедительная система оздоровления, основанная на фундаментальных знаниях биофизики и физиологии человека. Мы с сыном не можем еще до конца поверить в реальный результат, сын заговорил без запинок и остановок, плавно и свободно, положительные результаты в состоянии здоровья!», пишет мать К.В.И., врач из г.Якутска. Освободился от заикания, речь практически здоровая, ведет здоровый образ жизни, нормализовалась семейная жизнь и работа.
Таким образом, можно констатировать избавление от заикания и облегчение степени тяжести заикания, укрепление речевого аппарата и улучшение речи у всех наблюдаемых по окончании курса занятий в течение до трех месяцев. У наблюдаемых появилась устойчивость к побуждающим к рецидиву факторам, восстанавливается внутренняя гигиена и здоровье, повышается качество жизни, появилась радость жизни без заикания. Работа по избавлению от заикания данным способом ведется уже 4 года по 4-8 раз в год, в результате которой до 30 человек в год избавляются от заикания при высокой надежности и устойчивости, а также освобождаются от сопутствующих функциональных расстройств и злоупотребления табаком, алкоголем.
По сравнению с известными предлагаемый способ имеет следующие преимущества. 1. Способ основан на использовании собственных резервов организма, мозга, саморегуляции органов речепроизводства, организованного применения рече-слухового волновода, приема воды со стевией и солью и мероприятий по самооздоровлению, при результативности избавления от заикания от 80% до 100% полностью исключается медикаментозное и суггестивное воздействие. 2. Для полного освобождения от заикания и надежного закрепления в этом состоянии необходимо 10-11 дней интенсивной работы. 3. Практически отсутствуют рецидивы при наблюдении в течение до трех месяцев, у пациентов с остаточными явлениями заикания степень выраженности заикания с начальной высокой и умеренной понижается на одну-две ступени. 4. Способ устраняет сопутствующие функциональные расстройства - заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, нарушения дыхания, зрения, слуха, памяти и интеллекта, обменных процессов, злоупотребления табаком и алкоголем, рекомендуется и при овладении навыками риторики, вместо вредной привычки заикания формируются новые программы и стереотипы поведения, направленные на формирование здорового образа жизни и ведущие к активному долголетию.
Предлагаемое изобретение при его практической реализации позволяет расширить существующий спектр надежных способов избавления от заикания и может внести свой вклад в отечественную программу по формированию здорового образа жизни и повышению качества жизни.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2199352C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АЛКОГОЛЬНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469749C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
Способ коррекции тембра голоса | 2016 |
|
RU2621872C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
Способ устранения заикания с помощью искусственной речи | 2020 |
|
RU2762060C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2011 |
|
RU2450835C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к дефектологии. Устанавливают контакт с пациентом и настраивают его на преодоление речевого расстройства, погружают пациента в полное молчание, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу. Проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н., массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, аутотренинг с вживанием пациента в образ нормально разговаривающего человека. Осуществляют развитие фразовой речи и чтение вслух. Проводят социальную адаптацию. При этом аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли, произносят «про себя» установки на формирование навыков нормальной речи. Перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык. Проводят профилактику и избавление от табакокурения и потребление алкоголя. Ведут дневник. Отрабатывают речевой голос. Развивают фразовую речь с применением рече-слухового волновода. Способ расширяет арсенал средств для коррекции заикания. 1 ил., 4 пр.
Способ коррекции заикания, включающий логопедические приемы обучения, проведение групповых и индивидуальных лечебных занятий, в процессе которых устанавливают контакт с пациентом и настраивают его на преодоление речевого расстройства, погружают пациента в полное молчание на четверо суток, во время которых обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу, проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н., массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, проводят аутотренинг с вживанием пациента в образ нормально разговаривающего человека, осуществляют развитие фразовой речи и чтения вслух, проводят социальную адаптацию, отличающийся тем, что курс составляет 10-11 двухчасовых групповых занятий ежедневно, до и после каждого занятия по 1,0-1,5 часов проводят индивидуальную работу с пациентом, причем со второго по пятое занятие пациента переводят в режим полного молчания, аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., дополнительно выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли с одновременным произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык, при этом проводят психолого-физиотерапевтические мероприятия по профилактике и избавлению от табакокурения и потребления алкоголя, осуществляют написание вечернего дневника коррекции заикания; добиваются глубокого сосредоточения пациента и прояснения в сознании проблемы формирования нормальной речи; в режиме молчания отрабатывают речевой голос на выдохе без подключения артикуляции, обучают применению рече-слухового волновода с соотношением выходного к уху к входному изо рта диаметров, равным 1,618, с шестого занятия пациента выводят из молчания и отрабатывают и закрепляют навыки работы с ротовым и носовым резонаторами с тренировкой мягкого неба и малого языка, развивают фразовую речь и чтение вслух с применением рече-слухового волновода; в течение до трех месяцев проводят дистанционный контроль и оказание помощи пациенту.
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2199352C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2011 |
|
RU2450835C1 |
US 2008261183 A1, 23.10.2008 | |||
US 2006089522 A1, 27.04.2006 | |||
ФАСЕНКО Ю.А | |||
Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) | |||
Автореф | |||
Дисс | |||
- СПб., 2005, с.12-30 | |||
INGHAM R.J | |||
Comments on recent |
Авторы
Даты
2013-11-10—Публикация
2012-06-19—Подача