СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК H02H7/97 G01R31/34 G01C25/00 

Описание патента на изобретение RU2306651C1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля вращения асинхронного электродвигателя, в частности гиромотора авиагоризонта.

Известно устройство для защиты трехфазного электродвигателя [1], содержащее импульсный трансформатор и основанное на методе измерения импульсов, величина которых пропорциональна потребляемому электродвигателем току.

Недостатком этого устройства является низкая надежность и достоверность контроля вращения электродвигателя.

Известна также система контроля асинхронного электродвигателя [2], основанная на непосредственном измерении числа оборотов электродвигателя.

Известная система контроля асинхронного электродвигателя содержит статический преобразователь тока, блок управления, состоящий из коммутатора, блока управления коммутатором, блока обработки импульсов, блока управления измерителем, порогового устройства измерителя периода ЭДС, D-триггера, генератор, сигнализатор отказа.

Недостатком этого устройства является неоднозначность чередования фаз в момент включения питания. Это выражается в том, что в момент включения питания на фазные провода асинхронного электродвигателя в течение некоторого времени может подаваться напряжение любой формы, вплоть до постоянного напряжения, что может привести к неустойчивому запуску электродвигателя и даже к превышению режима его работы, а это приведет к увеличению погрешности гироскопического прибора, в котором установлен электродвигатель.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является повышение надежности запуска асинхронного электродвигателя.

Поставленная задача решается за счет того, что в систему контроля асинхронного электродвигателя, содержащую статический преобразователь тока, выходы которого подключены к фазным проводам асинхронного электродвигателя, блок управления, который подключен к двум фазным проводам асинхронного электродвигателя и к шине контроля, генератор, выход которого подключен ко входу блока управления, согласно изобретению, дополнительно введены блок включения, формирователь задержки и формирователь сброса, выход которого подключен к одному входу формирователя задержки, другой вход которого подключен к выходу генератора, а выход подключен ко входу блока включения, подключенного между блоком управления и статическим преобразователем тока.

К существенным признакам заявленного устройства, по сравнению с известным (прототипом), относится введение в него блока включения, формирователя задержки и формирователя сброса, которые обеспечивают начальную установку схемы формирования импульсов и подключение статического преобразователя тока к фазным проводам асинхронного электродвигателя после того, как закончится процесс формирования напряжения в каждой фазе, что обеспечивает надежный запуск электродвигателя.

На чертеже представлена схема устройства.

Предлагаемое устройство содержит статический преобразователь 1 тока, блок 2 управления, генератор 3, блок 4 включения, формирователь 5 задержки, формирователь 6 сброса.

Выходы статического преобразователя 1 тока подключены к фазным проводам асинхронного электродвигателя, блок 2 управления подключен к двум фазным проводам асинхронного электродвигателя и к шине контроля, выход генератора 3 подключен ко входу блока 2 управления и к одному из входов формирователя 5 задержки, к другому входу которого подключен формирователь 6 сброса. Выход формирователя 5 задержки подключен ко входу блока 4 включения, включенному между блоком 2 управления и статическим преобразователем 1 тока.

Система контроля асинхронного электродвигателя работает следующим образом.

Со статического преобразователя 1 тока на фазные провода асинхронного электродвигателя поступает переменное напряжение и ротор начинает вращаться. Блок 2 управления периодически на короткое время отключает статический преобразователь 1 тока от электродвигателя. В этом случае ротор электродвигателя продолжает вращаться по инерции (на выбеге) и индуцирует ЭДС, которая поступает на блок 2 управления, обрабатывается и в случае полного разгона двигателя на шину контроля выдает сигнал исправности. Если по каким-либо причинам частота вращения двигателя снижается до определенной величины, то блок 2 управления выдает на шину контроля сигнал отказа. Работа блока 2 управления синхронизируется генератором 3, подключенным к нему.

Рассмотрим начальный момент работы устройства при подаче питания. Статический преобразователь 1 тока формирует переменное многофазное напряжение, у которого каждая фаза сдвинута относительно других остальных на определенный угол, что и обеспечивает вращение электродвигателя в нужном направлении. Это напряжение формируется с помощью триггерных схем статического преобразователя 1 тока. При включении питания триггерные схемы могут находиться в любом логическом состоянии, при этом будет сформировано напряжение, отличное от нужного, что приведет к нештатному запуску электродвигателя и даже к превышению его режима работы.

Если между блоком 2 управления и статическим преобразователем 1 тока подключить блок включения 4, к которому подключен формирователь 5 задержки, один из выводов которого подключен к введенному формирователю 6 сброса, а другой - к генератору, то запуск электродвигателя будет производиться всегда правильно.

Рассмотрим работу устройства с вновь введенными узлами. При включении питания формирователь 6 сброса формирует импульс установки, который, поступая на формирователь 5 задержки совместно с импульсами, поступающими на него с генератора 3, формирует импульс задержки, который поступает на блок 4 включения, где формируется импульс отключения статического преобразователя 1 тока от фазных проводов электродвигателя.

После того, как во всех триггерных схемах произойдет формирование переменного напряжения с правильным чередованием фаз, блок 4 включения подключит статический преобразователь 1 тока к фазным проводам электродвигателя, последний начнет вращение в нужном направлении в штатном режиме.

Использование предложенного изобретения позволило создать малогабаритный источник питания трехфазного гиромотора с высокой надежностью и ресурсом.

Источники информации

1. А.с. СССР 1579172 кл. G01C 25/00 1987 г.

2. Заявка на изобретение РФ №2004127993, кл. G01C 25/00, 20.09.04 (прототип).

Похожие патенты RU2306651C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Денисенко Павел Васильевич
  • Семенов Игорь Алексеевич
RU2285237C2
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Мануйлов Александр Алексеевич
  • Семёнов Игорь Алексеевич
RU2342638C1
Система контроля трехфазного асинхронного гиромотора авиагоризонта 1987
  • Миркин Л.А.
  • Регайло Н.В.
SU1579172A1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Денисенко Павел Васильевич
  • Семенов Игорь Алексеевич
RU2337317C1
Электропривод переменного тока и его варианты 1981
  • Бай Роланд Давыдович
  • Бродовский Владимир Николаевич
  • Иванов Евгений Серафимович
  • Канеп Александр Александрович
  • Фельдман Александр Вениаминович
  • Чабанов Алим Иванович
SU1054863A1
Непосредственный преобразователь частоты 1990
  • Бухштабер Елиазар Яковлевич
  • Машихин Анатолий Данилович
  • Подобедов Евгений Георгиевич
  • Кураев Михаил Николаевич
SU1750002A1
Измеритель скольжения асинхронного электромотора 1981
  • Булатов Владимир Степанович
  • Масова Татьяна Александровна
SU1024843A1
Устройство управления трехфазным асинохронным электродвигателем криогенной системы с защитой от обрыва фазы 1989
  • Ермилова Елена Александровна
  • Воронин Олег Иванович
  • Сергеев Виктор Андреевич
  • Отраднов Олег Владимирович
SU1791893A1
Способ фазового управления асинхронным электродвигателем и устройство для его осуществления 1978
  • Каллиников Юрий Владимирович
  • Аллахвердов Фикрет Микаилович
  • Бабаев Назим Габиб Оглы
  • Гасанов Кямиль Агабаба Оглы
  • Халилов Теймураз Адильевич
SU928582A1
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РЕАКТОРНОЙ УСТАНОВКИ ПРИ ЕЕ ОБЕСТОЧИВАНИИ 2013
  • Иванов Гелий Михайлович
  • Дронов Александр Степанович
  • Осипов Олег Иванович
  • Рябов Михаил Михайлович
RU2539862C1

Реферат патента 2007 года СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля вращения асинхронного электродвигателя, в частности гиромотора авиагоризонта. Техническим результатом является повышение надежности запуска асинхронного электродвигателя. Система контроля асинхронного электродвигателя содержит статический преобразователь тока, блок управления, генератор, блок включения, формирователь задержки, формирователь сброса. Выходы статического преобразователя тока подключены к фазным проводам асинхронного электродвигателя, блок управления подключен к двум фазным проводам асинхронного электродвигателя и к шине контроля, выход генератора подключен ко входу блока управления и к одному из входов формирователя задержки, к другому входу которого подключен формирователь сброса. Выход формирователя задержки подключен ко входу блока включения, включенному между блоком управления и статическим преобразователем тока. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 306 651 C1

Система контроля асинхронного электродвигателя, содержащая статический преобразователь тока, выходы которого подключены к фазным проводам асинхронного электродвигателя, блок управления, который подключен к двум фазным проводам асинхронного электродвигателя и к шине контроля, генератор, выход которого подключен ко входу блока управления, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены блок включения, формирователь задержки и формирователь сброса, выход которого подключен к одному входу формирователя задержки, другой вход которого подключен к выходу генератора, а выход подключен ко входу блока включения, включенного между блоком управления и статическим преобразователем тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2306651C1

RU 2004127993 A1, 20.02.2006
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1998
  • Дмитриев В.Н.
  • Потапов Е.Н.
RU2143121C1
Система контроля трехфазного асинхронного гиромотора авиагоризонта 1987
  • Миркин Л.А.
  • Регайло Н.В.
SU1579172A1
Устройство для защиты трехфазной электроустановки от изменения чередования и обрыва фазы 1981
  • Ветошко Валентин Федорович
  • Петри Юрий Корнеевич
  • Сливков Борис Васильевич
SU949749A1
Устройство для запуска трехфазной электроустановки от изменения чередования и обрыва фазы 1981
  • Петри Юрий Корнеевич
  • Сливков Борис Васильевич
SU1014090A1
Каретка двухполозного токоприемника электроподвижного состава 1984
  • Поздняков Олег Иванович
  • Поздняков Владимир Иванович
SU1229085A2
US 4695782 A, 22.09.1987
US 5570258 A, 29.10.1996
Вторичный регулятор топливоподачи дизель-генератора переменного тока 1984
  • Широбоков Федор Александрович
SU1180840A1

RU 2 306 651 C1

Авторы

Денисенко Павел Васильевич

Семенов Игорь Алексеевич

Даты

2007-09-20Публикация

2006-03-28Подача