СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБУКСОВКОЙ ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2007 года по МПК B60K17/35 B60K17/16 F16H48/26 

Описание патента на изобретение RU2307035C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления трансмиссией транспортного средства и тормозной системой.

Известен способ управления пробуксовкой ведущих колес транспортного средства, путем приложения тормозного момента к ведущему буксующему колесу. Управляющие сигналы для воздействия на тормоза ведущих колес и (или) на крутящий момент двигателя получают путем сравнения информационных сигналов скорости ведущих и неведущих колес (см. патент ФРГ №083540708 от 21.05.87).

Недостатком данного способа является его недостаточная эффективность вследствие определения момента воздействия на тормоза ведущих колес и (или) на крутящий момент двигателя по превышению определенной пороговой величины, которая не зависит от характеристики опорной поверхности.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ управления пробуксовкой ведущих колес транспортного средства, путем блокирования межколесного дифференциала при определении разности скоростей ведущих колес транспортного средства и удержания дифференциала в заблокированном состоянии при превышении разностью крутящих моментов на ведущих колесах определенной пороговой величины (см. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости. Общие вопросы конструирования. /Под ред. Н.Ф.Бочарова и Л.Ф.Жеглова. - М.: Машиностроение, 1992, с.288).

Недостатком данного способа является его недостаточная эффективность вследствие блокирования дифференциала по превышению определенной пороговой величины, одинаковой для всех типов опорной поверхности.

Известно устройство для блокирования дифференциала, содержащее зубчатую муфту, установленную на шлицах одной полуоси, которая при блокировании посредством пневмопривода входит в зацепление с зубчатым венцом, нарезанным на корпусе дифференциала. Управление устройством осуществляется водителем вручную (см. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета; Учебник для студентов вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". - M: Машиностроение, 1989, с.153).

Недостатком данного устройства является низкая эффективность его работы, вследствие того, что оно обеспечивает высокие показатели проходимости только при условии своевременного включения и выключения механизма блокировки, что определяется правильностью и своевременностью действий водителя.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для блокирования дифференциала, содержащее гидравлическую муфту блокировки, имеющую корпус с ведущими и ведомыми элементами, заполненный вязкой жидкостью.

Данное устройство позволяет автоматически блокировать дифференциал при буксовании одного из ведущих колес.

Недостатками данного технического решения является: недостаточная эффективность работы, вследствие неуправляемых блокирующих свойств, что приводит к блокированию дифференциала во всех случаях возникновения разных угловых скоростей ведущих колес (например, при маневрировании в узком пространстве), ухудшению управляемости автомобиля на скользкой дороге и ограниченной совместимости с антиблокировочной системой.

Изобретение решает задачу повышения эффективности управления пробуксовкой ведущих колес транспортного средства и работы системы управления блокировкой дифференциала.

Указанный технический результат достигается тем, что управление пробуксовкой ведущих колес транспортного средства осуществляют путем блокирования межколесного дифференциала, воздействия на тормоза ведущих колес и(или) изменения крутящего момента двигателя, по моменту начала снижения крутящего момента, передаваемого ведущим буксующим колесом, сопровождаемого снижением радиуса качения колеса.

Для этого устройство для блокирования дифференциала, содержащее гидравлическую муфту блокировки, имеющую корпус с ведущими и ведомыми элементами, заполненный рабочей жидкостью, дополнительно оснащено щеточным узлом, высоковольтным блоком и системой управления, содержащей блок управления и датчики угловой скорости, крутящего момента, линейной скорости и угла поворота рулевого колеса, соединенные между собой посредством электрических цепей, причем в качестве рабочей жидкости применяется электрореологическая жидкость, а элементы муфты электроизолированы между собой.

Использование электрореологической жидкости в качестве рабочей и оснащение устройства для блокирования дифференциала транспортного средства щеточным узлом, высоковольтным датчиком управления и системой управления, содержащей блок управления и датчики угловой скорости, крутящего момента, линейной скорости и угла поворота рулевого колеса, соединенные между собой, позволяет повысить эффективность работы устройства для блокирования дифференциала, за счет управления блокирующим моментом на основе данных об условиях движения, получаемых от датчиков. При этом начало блокирования межколесного дифференциала, воздействия на тормоза ведущих колес и (или) изменения крутящего момента двигателя, будет определяться конкретными дорожными условиями, что позволит повысить эффективность контроля за пробуксовкой ведущих колес транспортного средства.

На чертеже показана схема устройства для блокирования дифференциала. Устройство для блокирования дифференциала содержит гидравлическую муфту, связанную с дифференциалом и имеющую корпус 1, с ведущими 2 и ведомыми элементами 3, заполненный рабочей жидкостью, на корпусе установлен щеточный узел 5, связанный с высоковольгным блоком 6. Система управления содержит блок управления 7, датчики угловой скорости 8, крутящего момента 9, линейной скорости 10, угла поворота управляемых колес 11, соединенные между собой посредством электрических цепей.

Способ при помощи устройства реализуют следующим образом. При движении транспортного средства на основании датчиков 8, 9, 10, 11 непрерывно контролируются скорость движения транспортного средства, частота вращения его ведущих колес и реализуемые на них крутящие моменты. Радиус качения при этом определяют по выражению:

rkkk,

где υk - скорость движения автомобиля, м/с; ωk - частота вращения колеса, с-1. При движении автомобиля в хороших по сцеплению условиях изменение радиуса качения ведущих колес будет обратно пропорционально передаваемому ими крутящему моменту. В этом случае на щеточный узел 5 напряжение от высоковольтного блока 6 не подается. Электрореологическая жидкость имеет минимальную вязкость и не оказывает сопротивления взаимному смещению ведущих 2 и ведомых 3 элементов гидравлической муфты, а следовательно, и связанным с ними деталям дифференциала, обусловленному разницей угловых скоростей ведущих и ведомых деталей дифференциала при движении на повороте, а также во время преодоления неровностей при прямолинейном движении.

При достижении ведущим колесом максимального значения коэффициента сцепления начнется его буксование, сопровождаемое уменьшением радиуса качения колеса и снижением реализуемого колесом крутящего момента. Таким образом, нарушится пропорциональность между изменением крутящего момента и радиуса качения. При этом блок управления 7 на основе сигналов от датчиков угловой скорости ведущих колес 8 и датчиков крутящего момента 9, подводимого к ним, а также датчика линейной скорости автомобиля 10, формирует исполнительную команду для высоковольтного блока 6, который подает высокое напряжение, пропорциональное величине рассогласования сигналов, подводимых от датчиков на щеточный узел 5. Под действием электрического поля вязкость жидкости увеличивается, что приводит к увеличению сопротивления относительному перемещению ведущих 2 и ведомых 3 деталей гидравлической муфты и связанных с ними деталей дифференциала. Это приводит к перераспределению крутящего момента, подводимого от дифференциала к ведущим колесам.

Когда крутящий момент на колесе и его радиус качения начнут увеличиваться, а буксование снижаться, блок управления 7 подаст команду на удержание степени блокирования дифференциала постоянной до того времени, пока не начнется снижение крутящего момента, сопровождаемое дальнейшим увеличением радиуса качения колеса. Затем блок управления 7 начнет ступенчатое снижение степени блокирования межколесного дифференциала (воздействия на тормоза ведущих колес), при постоянном контроле за взаимным изменением радиуса качения колеса и передаваемого им крутящего момента.

В случае если при блокировании межколесного дифференциала (воздействии на тормоза ведущих колес) повышения крутящего момента на колесе при снижении буксования не происходит, или буксуют одновременно оба ведущих колеса одной оси, дополнительно воздействуют на крутящий момент двигателя.

Использование электрореологической жидкости в качестве рабочей и оснащение устройства для блокирования дифференциала транспортного средства щеточным узлом, высоковольтным датчиком управления и системой управления, содержащей блок управления и датчики угловой скорости, крутящего момента, линейной скорости и угла поворота рулевого колеса, соединенные между собой, позволяет повысить эффективность работы устройства для блокирования дифференциала, за счет управления блокирующим моментом на основе данных об условиях движения, получаемых от датчиков.

Начало блокирования межколесного дифференциала при нарушении пропорциональности между изменением крутящего момента, передаваемого колесом, и его радиусом качения позволит повысить эффективность контроля за пробуксовкой ведущих колес транспортного средства, так как момент управления будет определяться конкретными дорожными условиями.

Похожие патенты RU2307035C2

название год авторы номер документа
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Келлер А.В.
  • Садовский А.В.
  • Зонов А.Н.
  • Ганиченко С.И.
  • Депершмидт Е.Р.
  • Иванников П.В.
  • Верескунов В.В.
  • Истомин А.А.
  • Худаев С.С.
  • Бестужев А.В.
RU2266448C2
Устройство распределения мощности в трансмиссии 2022
  • Ушнурцев Станислав Владимирович
  • Крикунов Константин Николаевич
  • Наумов Алексей Владимирович
  • Келлер Андрей Владимирович
  • Усиков Виталий Юрьевич
  • Шмаков Петр Сергеевич
RU2785241C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ БУКСОВАНИЯ ОДНОГО ИЗ ВЕДУЩИХ КОЛЕС 1998
  • Драгунов Г.Д.
  • Келлер А.В.
RU2132789C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340473C2
Механизм блокировки дифференциалаТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Радченко Валерий Борисович
  • Мотин Виктор Иванович
SU846329A1
Автоматическая система блокировки дифференциала транспортного средства 1986
  • Антоневич Андрей Иванович
  • Ванцевич Владимир Владимирович
  • Вергун Михаил Иосифович
  • Дьякова Людмила Николаевна
  • Стецко Петр Александрович
SU1384429A1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Мишагин В.Д.
  • Распопов Д.В.
RU2089409C1
Транспортное средство 1984
  • Антоневич Андрей Иванович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Саркисян Элла Владимировна
SU1202915A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340472C2
Транспортное средство 1980
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
SU943022A2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБУКСОВКОЙ ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления трансмиссией транспортного средства и тормозной системой. Способ управления пробуксовкой ведущих колес транспортного средства заключается в том, что осуществляют блокирование межколесного дифференциала путем воздействия на тормоза ведущих колес и (или) изменения крутящего момента двигателя, по моменту начала снижения крутящего момента, передаваемого ведущим буксующим колесом, сопровождаемого снижением радиуса качения колеса. Для этого устройство для блокирования дифференциала содержит гидравлическую муфту блокировки, щеточный узел 5, высоковольтный блок 6 и систему управления, включающую блок управления 7 и датчики угловой скорости 8, крутящего момента 9, линейной скорости 10 и угла поворота рулевого колеса 11, соединенные между собой посредством электрических цепей. В качестве рабочей жидкости применяется электрореологическая жидкость. Элементы муфты электроизолированы между собой. Технический результат - повышение эффективности управления пробуксовкой ведущих колес транспортного средства и работы системы управления блокировкой дифференциала. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 307 035 C2

1. Способ управления пробуксовкой ведущих колес транспортного средства путем блокирования межколесного дифференциала (воздействия на тормоза ведущих колес) и (или) изменения крутящего момента двигателя, отличающийся тем, что блокирование межколесного дифференциала (воздействие на тормоза ведущих колес) и (или) изменение крутящего момента двигателя осуществляют по моменту начала снижения крутящего момента, передаваемого ведущим буксующим колесом, сопровождаемого снижением радиуса качения колеса.2. Устройство для блокирования дифференциала транспортного средства, содержащее гидравлическую муфту блокировки, имеющую корпус с ведущими и ведомыми элементами, заполненный рабочей жидкостью, отличающееся тем, что оно дополнительно оснащено щеточным узлом, высоковольтным блоком и системой управления, содержащей блок управления и датчики угловой скорости, крутящего момента, линейной скорости и угла поворота рулевого колеса, соединенными между собой посредством электрических цепей, причем в качестве рабочей жидкости применяется электрореологическая жидкость, а элементы муфты электроизолированы между собой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2307035C2

Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости
Общие вопросы конструирования
Под ред
Н.Ф.Бочарова и Л.Ф.Жеглова
- М.: Машиностроение, 1992
ДВОЙНОЙ ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ 1920
  • Травников В.А.
SU288A1
Система блокировки дифференциала транспортного средства 1986
  • Антоневич Андрей Иванович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1400916A2
Автоматическая система блокировки дифференциала транспортного средства 1986
  • Антоневич Андрей Иванович
  • Ванцевич Владимир Владимирович
  • Вергун Михаил Иосифович
  • Дьякова Людмила Николаевна
  • Стецко Петр Александрович
SU1384429A1
Транспортное средство 1983
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Антоневич Андрей Иванович
SU1087375A1
Устройство для закрывания крышек люков емкостей 1981
  • Воробец Владимир Николаевич
  • Радченко Валерий Борисович
SU1034960A1

RU 2 307 035 C2

Авторы

Келлер Андрей Владимирович

Ющенко Владимир Иванович

Ющенко Вадим Владимирович

Кузин Сергей Александрович

Даты

2007-09-27Публикация

2003-06-02Подача