ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2007 года по МПК F02F1/18 

Описание патента на изобретение RU2307948C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах.

Известна гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания, внутренняя поверхность которой подвергнута хонингованию на финишной операции, снижающей трение поршневых колец о стенку гильзы цилиндра [1].

К недостаткам данного устройства следует отнести возникновение сухого или близкого к сухому трения рабочих поверхностей поршневых колец и гильзы, проявляющихся в процессе эксплуатации в виде блестящих площадок ("натертостей") вдоль образующих гильзы между точками, соответствующими нижнему и верхнему положениям поршневых колец.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания, имеющая на рабочей поверхности две встречно выполненные винтовые канавки (правая и левая резьба), величина шага которых не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами, при этом канавки заполнены цветным металлом заподлицо с внутренней поверхностью гильзы [2]. Заделанный (заплавленный) в стенку известной гильзы цветной металл снижает трение поршневых колец о ее стенку за счет натирания цветного металла поршневыми кольцами на рабочую поверхность гильзы. При этом форма и размеры канавок обусловливают равномерность распределения натираемого цветного металла или сплава по рабочей поверхности гильзы.

Недостатком данного устройства является сложность конструкции, а именно сложность операции наплавки цветного металла в винтовые канавки, находящиеся в неудобном для сварных работ месте, внутри гильзы.

Задачами изобретения являются упрощение конструкции гильзы и снижение теплонапряженности цилиндропоршневой группы.

Задачи решаются следующей совокупностью признаков изобретения. Предлагаемая гильза, как и известная, содержит заделанные в стенку гильзы заподлицо с ее внутренней поверхностью элементы цветного металла или сплава. В отличие от известной в предлагаемой гильзе элементы цветного металла или сплава выполнены в виде стержней, установленных с гарантированным натягом в сквозных радиальных отверстиях стенки гильзы, при этом стержни расположены рядами по образующим гильзы, причем друг относительно друга в шахматном порядке, обеспечивающем перекрытие боковин обращенных внутрь гильзы окончаний нижних стержней боковинами вышележащих.

Техническими результатами изобретения являются равномерное распределение натираемого цветного металла или сплава по рабочей поверхности гильзы при относительной простоте ее конструкции и увеличение отвода тепла из камеры сгорания в рубашку охлаждения.

Технические результаты имеют причинно-следственную связь с признаками изобретения.

Получение равномерного слоя цветного металла или сплава на рабочей поверхности гильзы обусловлено расположением стержней, при котором слой цветного металла или сплава равномерно разносится как вдоль гильзы, за счет рядов стержней по ее образующим, так и по окружностям гильзы, за счет шахматного расположения стержней с перекрытием их боковин, при этом упрощается конструкция гильзы отсутствием операции наплавления внутри гильзы цветного металла или сплава.

Улучшенный теплоотвод из камеры сгорания обеспечивается за счет открытых в рубашку охлаждения стержней из цветного металла или сплава, обладающих большей теплопроводностью относительно основного металла гильзы. Что снижает теплонапряженность цилиндропоршневой группы.

В частном варианте исполнения периферийные окончания стержней имеют относительно наружной поверхности гильзы выступы с ребристой поверхностью. Такое исполнение увеличивает отвод тепла через стержни.

На чертеже упрощенно изображена предлагаемая гильза.

Гильза устроена следующим образом.

В стенке 1 гильзы выполнены сквозные отверстия 2, образующие на внутренней ее поверхности 3 регулярный макрорельеф. То есть по поверхности 3 гильзы отверстия 2 распределены в определенной последовательности, а именно рядами по образующим гильзы, причем в шахматном порядке друг относительно друга, образуя перекрытия боковин 4 нижних отверстий боковинами 5 вышележащих. В отверстиях 2 установлены с гарантированным натягом стержни 5, выполненные из цветного металла или сплава. При этом обращенные внутрь гильзы торцы 7 стержней 6 образованы заподлицо с внутренней поверхностью 3 гильзы, а периферийные окончания стержней имеют относительно наружной поверхности гильзы выступы 8 с ребристой поверхностью, образованной, например, проточками треугольного профиля.

Гильза работает следующим образом.

В процессе прохождения поршневых колец торец 7 стержня 6 участвует в формировании слоя цветного металла (сплава) на поверхности 3 гильзы за счет пластической деформации материала, образующего стержень. Часть цветного металла (сплава), снятого с торца 7 стержня 6, перемешивается в процессе трения с маслом, выносится из зоны трения и попадает на другие трибосопряжения: коленчатый вал с подшипниками, масляный насос и пр. Пополнение масла цветным металлом (сплавом) и его нанесение на поверхность 3 гильзы сопровождает весь период эксплуатации цилиндропоршневой группы двигателя. При этом за счет более высокой теплопроводности материала стержней 6 относительно основного металла гильзы происходит улучшенный теплоотвод через открытые в рубашку охлаждения стержни.

Достоинством предлагаемой гильзы является сравнительная простота ее конструкции и улучшенный теплоотвод из камеры сгорания в рубашку охлаждения.

Источники информации

1. Надежность и ремонт машин / Под ред. В.В.Курчаткина. - М.: Колос, 2000 г, с.338 рис.4.16.

2. Патент РФ №2186234, кл. F02F 1/20, бюл. №21 от 27.07.2002 (прототип).

Похожие патенты RU2307948C2

название год авторы номер документа
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2000
  • Симдянкин А.А.
  • Загородских Б.П.
  • Баринов С.В.
RU2186234C2
Приспособление для финишной безабразивной антифрикционной обработки гильз цилиндров автомобилей и тракторов 2022
  • Артамонов Евгений Иванович
  • Котов Дмитрий Николаевич
  • Артамонова Ольга Александровна
  • Шарымов Олег Валерьевич
  • Дикуша Иван Александрович
RU2782487C1
ПРЕСС-ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РЕБРИСТЫХ ЦИЛИНДРОВ 1992
  • Платонов Борис Павлович
  • Платонов Александр Борисович
RU2038917C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РЕБРИСТЫХ ЦИЛИНДРОВ 1992
  • Платонов Борис Павлович
  • Платонов Александр Борисович
RU2006342C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИТЬЯ В ФОРМУ-КРИСТАЛЛИЗАТОР 2013
  • Малышев Владимир Иванович
RU2541267C2
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Уханов Денис Александрович
  • Хохлов Алексей Леонидович
  • Салахутдинов Ильмас Рифкатович
  • Хохлов Антон Алексеевич
RU2451810C1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Миронычев Михаил Андреевич
SU1726825A1
УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Анохин Павел Михайлович
  • Гагарин Эдуард Николаевич
  • Дубов Юрий Николаевич
  • Пустынский Николай Анатольевич
RU2076227C1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2013
  • Хохлов Алексей Леонидович
  • Салахутдинов Ильмас Рифкатович
  • Глушенко Андрей Анатольевич
  • Хохлов Антон Алексеевич
  • Нурутдинов Айрат Шамильевич
  • Марьин Дмитрий Михайлович
RU2534327C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Бакиров Юлий Александрович
RU2056515C1

Реферат патента 2007 года ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах. В сквозных радиальных отверстиях стенки гильзы установлены с гарантированным натягом стержни из цветного металла или сплава заподлицо с внутренней поверхностью гильзы. Стержни расположены рядами по образующим гильзы в шахматном порядке друг относительно друга, при этом боковины обращенных внутрь гильзы окончаний нижних стержней перекрываются боковинами вышележащих. Технический результат - равномерность распределения натираемого поршневыми кольцами цветного металла или сплава по рабочей поверхности гильзы при относительной простоте ее конструкции и увеличении отвода тепла из камеры сгорания в рубашку охлаждения за счет открытых в последнюю стержней из цветного металла или сплава. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 307 948 C2

1. Гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания, содержащая заделанные в стенку гильзы заподлицо с ее внутренней поверхностью элементы цветного металла или сплава, отличающаяся тем, что элементы цветного металла или сплава выполнены в виде стержней, установленных с гарантированным натягом в сквозных радиальных отверстиях стенки гильзы, при этом стержни расположены рядами по образующим гильзы, причем друг относительно друга в шахматном порядке, обеспечивающем перекрытие боковин обращенных внутрь гильзы окончаний нижних стержней боковинами вышележащих.2. Гильза по п.1, отличающаяся тем, что периферийные окончания стержней имеют относительно наружной поверхности гильзы выступы с ребристой поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2307948C2

ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2000
  • Симдянкин А.А.
  • Загородских Б.П.
  • Баринов С.В.
RU2186234C2
RU 94021669 A1, 27.03.1996
GB 1233649 A, 01.07.1968
US 3808955 A, 07.05.1974
DE 3029215 A1, 11.03.1982
DE 3238440 C1, 29.03.1984
US 4393821 A, 19.07.1983.

RU 2 307 948 C2

Авторы

Загородских Борис Павлович

Симдянкин Аркадий Анатольевич

Мясников Борис Николаевич

Старостин Александр Владимирович

Хрисанов Евгений Иванович

Ларионов Юрий Валентинович

Даты

2007-10-10Публикация

2005-01-11Подача