Изобретение относится к автоматическому управлению и предназначено для мостовых инверторов с односторонней широтно-импульсной модуляцией, ключевые элементы которых шунтированы обратными диодами, работающих в режимах потребления и рекуперации энергии.
Известен способ управления инвертором, содержащим ключевые элементы и фильтр, заключающийся в том, что управление осуществляют синхронизирующим и управляющим сигналами [1].
В известном способе переключение ключевых элементов на периоде синхронизации происходит при смене знака управляющего сигнала, в исходное состояние ключевые элементы возвращаются только в начале очередного периода синхронизации при условии, что знак сигнала управления принял исходное состояние.
Недостатком известного способа управления инвертором с широтно-импульсной модуляцией является то, что в следящем режиме не обеспечивается надлежащая последовательность коммутации ключевых элементов при смене полярности выходного сигнала, кроме того, для инверторов с ключевыми элементами, шунтированными обратными диодами, он не обеспечивает управляемость в режиме рекуперации энергии.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ управления инвертором с широтно-импульсной модуляцией, содержащим мостовой блок ключевых элементов и LC-фильтр, заключающийся в том, что формируют два широтно-модулированных сигнала (по числу стоек мостового инвертора), которые формируют из сигнала управления для включения напряжения положительной полярности сигнала управления для включения напряжения отрицательной полярности и синхронизирующего сигнала, для отключения включенного напряжения [2].
Известный способ управления инвертором с односторонней широтно-импульсной модуляцией позволяет управлять выходным напряжением посредством однополярной на периоде модуляции напряжения питания, при этом в мостовом блоке ключевых элементов переключаются ключевые элементы только одной стойки.
Недостатком известного способа управления для мостовых инверторов с ключевыми элементами, шунтированными обратными диодами, является то, что он не обеспечивает управляемость в режиме рекуперации энергии.
Цель технического решения - расширение функциональных возможностей мостового инвертора с ключевыми элементами, шунтированными обратными диодами, для работы в режиме рекуперации энергии.
Поставленная цель достигается тем, что для управления блоком ключевых элементов формируют четыре широтно-модулированных сигнала (по числу ключевых элементов), которые формируют с учетом знака тока дросселя ZC-фильтра из сигнала управления для включения напряжения положительной полярности, сигнала управления для включения напряжения отрицательной полярности и синхронизирующего сигнала для отключения включенного напряжения.
На фиг.1 приведена схема мостового инвертора с односторонней широтно-импульсной модуляцией; на фиг.2 - устройство (модулятор), реализующее предложенный способ управления.
Мостовой инвертор с односторонней широтно-импульсной модуляцией (фиг.1) содержит блок ключевых элементов 1, LC-фильтр 2, формирователь управляющих сигналов 3, узел обработки сигнала тока 4, модулятор 5, узел обработки сигнала тока 4 формирует из сигнала тока дросселя LC-фильтра 2 сигнал пульсирующей составляющей тока дросселя , сигнал положительной полярности тока дросселя I(+) и сигнал отрицательной полярности тока дросселя I(-), формирователь управляющих сигналов 3 формирует из сигнала напряжения задания Uon, сигнала пропорционального значению входного напряжения питания инвертора Un, сигнала пропорционального значению выходного напряжения инвертора Uн, синхронизирующего сигнала С и сигнала пульсирующей составляющей тока дросселя управляющий сигнал F(+) для включения напряжения положительной полярности и управляющий сигнал F(-) для включения напряжения отрицательной полярности, модулятор 5 формирует широтно-модулированные сигналы Y1H, Y1B, Y2H, Y2B из сигналов I(+), I(-), F(+), F(-) и С, широтно-модулированные сигналы Y1H, Y1B, Y2H, Y2B поступают на управляющие входы блока ключевых элементов 1, на входные шины блока ключевых элементов 1 поступает напряжение питания Un, выходные шины блока ключевых элементов 1 соединены с входными шинами LC-фильтра 2, выходные шины LC-фильтра 2 являются выходными шинами мостового инвертора.
Сущность изобретения заключается в том, что режим потребления энергии при положительном выходном напряжении реализуется включением ключевых элементов положительной диагонали блока ключевых элементов 1, а режим паузы - отключением одного из включенных ключевых элементов, при этом ток дросселя LC-фильтра 2 замыкается по цепи «включенный ключевой элемент - обратный диод», режим рекуперации осуществляется отключением всех ключевых элементов, при этом ток дросселя LC-фильтра 2 замыкается по цепи «обратный диод - источник питания - обратный диод», а режим паузы включением одного из ключевых элементов отрицательной диагонали, соответственно режим потребления энергии при отрицательном напряжении реализуется включением ключевых элементов отрицательной диагонали блока ключевых элементов 1, режим паузы - отключением одного из включенных ключевых элементов, режим рекуперации энергии - отключением всех ключевых элементов, режим паузы - включением одного из ключевых элементов положительной диагонали.
Управление блоком ключевых элементов мостового инвертора осуществляется по следующему алгоритму.
При наличии сигнала I(+) положительной полярности тока дросселя LC-фильтра 2 включение напряжения положительной полярности на выход блока ключевых элементов 1 осуществляется включением ключевых элементов Y1B, Y2H (наименование ключевого элемента соответствует наименованию его управляющего сигнала) при появлении сигнала управления F(+); отключение напряжения положительной полярности с выхода блока ключевых элементов 1 осуществляется отключением ключевого элемента Y1B при появлении синхронизующего сигнала С; включение напряжения отрицательной полярности на выход блока ключевых элементов 1 осуществляется отключением всех ключевых элементов при появлении сигнала управления F(-); отключение напряжения отрицательной полярности с выхода блока ключевых элементов 1 осуществляется включением ключевого элемента Y2H при появлении синхронизирующего сигнала С.
При наличии сигнала I(-) отрицательной полярности тока дросселя LC-фильтра 2 включение напряжения отрицательной полярности на выход блока ключевых элементов 1 осуществляется включением ключевых элементов Y1H, Y2B при появлении сигнала управления F(-); отключение напряжения отрицательной полярности с выхода блока ключевых элементов 1 осуществляется отключением ключевого элемента Y2B при появлении синхронизирующего сигнала С; включение напряжения положительной полярности на выход блока ключевых элементов 1 осуществляется отключением всех ключевых элементов при появлении сигнала управления F(+); отключение напряжения положительной полярности с выхода блока ключевых элементов 1 осуществляется включением ключевого элемента Y1H при появлении синхронизирующего сигнала С.
Устройство (модулятор 5) (Фиг.2), реализующее предложенный способ управления мостовым инвертором с односторонней широтно-импульсной модуляцией содержит: два узла модуляции 6, 7, каждый из которых предназначен для управления одной стойкой блока ключевых элементов 1 мостового инвертора и состоит из двух RS-триггеров 8, 9, двух логических элементов 3-И 10, 11 и двух элементов задержки 12, 13, имеет две выходные шины В, Н, управляющий вход Fy, вход синхронизации С и два режимных входа Fp1, Fp2, прямой выход RS-триггера 8 соединен с выходной шиной В узла модуляции, выход логического элемента 10 соединен с S входом RS-триггера 8, первый вход логического элемента 10 соединен с инверсным выходом RS-триггера 9 через элемент задержки 12, второй вход логического элемента 10 и R вход RS-триггера 9 соединены с управляющим входом Fy узла модуляции, третий вход логического элемента 10 соединен с режимным входом Fp1 узла модуляции, прямой выход RS-триггера 9 соединен с выходной шиной Н узла модуляции, выход логического элемента 11 соединен с S входом RS-тригтера 9, первый вход логического элемента 11 соединен с инверсным выходом RS-триггера 8 через элемент задержки 13, второй вход логического элемента 11 и R вход RS-триггера 8 соединены с входом синхронизации С узла модуляции, третий вход логического элемента 11 соединен с режимным входом Fp2 узла модуляции, выходная шина В узла модуляции 6 соединена с выходной шиной Y1B, выходная шина Н узла модуляции 6 соединена с выходной шиной Y1H, выходная шина В узла модуляции 7 соединена с выходной шиной Y2B, выходная шина Н узла модуляции 7 соединена с выходной шиной Y2H, управляющий вход Fy узла модуляции 6 соединен с шиной сигнала управления F(+), управляющий вход Fy узла модуляции 7 соединен с шиной сигнала управления F(-), режимный вход Fp1 узла модуляции 6 и режимный вход Fp2 узла модуляции 7 соединены с шиной I(+), режимный вход Fp2 узла модуляции 6 и режимный вход Fp1 узла модуляции 7 соединены с шиной I(-), вход синхронизации FC обоих узлов модуляции 6, 7 соединен с шиной С для сигнала синхронизации.
Устройство (модулятор 5), реализующее предложенный способ управления мостовым инвертором с односторонней модуляцией, работает следующим образом: на входах RS-триггеров 8, 9 узлов модуляции 5, 6 формируются сигналы в соответствии с логическим выражением
где F(+) и F(-) -сигналы управления для включения положительной и отрицательной полярности напряжения питания, формируются блоком управления 3 мостового инвертора; С - сигнал синхронизации для отключения напряжения питания, является сигналом синхронизации мостового инвертора; выходные сигналы Y1B, Y1H широтно-импульсного модулятора управляют состоянием ключевых элементов мостового инвертора, формирующих напряжение положительной полярности, а сигналы Y1H, Y2B - отрицательной полярности, при этом сигналы Y1B, Y1H управляют состоянием ключевых элементов первой стойки мостового инвертора, а сигналы Y2B, Y2H - второй (индекс указывает адрес выходного сигнала), для исключения короткого замыкания в стойках ключевых элементов мостового инвертора введена блокировочная цепь защиты на включение двух ключевых элементов одной стойки, защита осуществляется первым входом логических элементов 10, 11 в каждом узле модуляции 6, 7 запрещением прохождения сигнала на S-входы RS-триггеров 8 при наличии сигнала Н и запрещением прохождения сигнала на S-входы RS-триггеров 9 при наличии сигнала В, защита осуществляется с задержкой (элементами задержки 12, 13), достаточной для надежного отключения включенного ключевого элемента.
Таким образом управление блоком ключевых элементов 1 мостового инвертора формированием четырех широтно-модулированных сигналов (для раздельного управления каждым ключевым элементом) позволило формировать выходное напряжение не переключением стойки ключевых элементов, а включением и отключением только одного необходимого для формирования выходного напряжения ключевого элемента, что исключает возможность возникновения сквозных токов, а использование сигналов знака полярности тока дросселя LC-фильтра 2 позволило управлять процессом рекуперации энергии.
Литература
1. Патент РФ № 2214618, МПК7 G05, F 1/56, опубл. 20.10.2003.
2. Патент РФ № 2223530, МПК7 G05В 13/02, G05F 1/56, Н03К 7/08, опубл. 10.02.2004.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МОСТОВЫМ ИНВЕРТОРОМ С ДВУХСТОРОННЕЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2309526C2 |
ОДНОСТОРОННИЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНЫЙ МОДУЛЯТОР МОСТОВОГО ИНВЕРТОРА | 2004 |
|
RU2309523C2 |
ДВУХСТОРОННИЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНЫЙ МОДУЛЯТОР МОСТОВОГО ИНВЕРТОРА | 2005 |
|
RU2309524C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМ МОМЕНТОМ ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2457610C2 |
СЛЕДЯЩИЙ ИНВЕРТОР С ОДНОСТОРОННЕЙ ДВУХПОЛЯРНОЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ | 2003 |
|
RU2264644C2 |
СЛЕДЯЩИЙ ИНВЕРТОР С ДВУХПОЛЯРНОЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ | 2001 |
|
RU2202144C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ НАПРЯЖЕНИЯ С ДВУХЗВЕННЫМ ФИЛЬТРОМ | 2009 |
|
RU2383049C1 |
МОДУЛЬ ВЫСОКОВОЛЬТНОГО КЛЮЧЕВОГО УСИЛИТЕЛЯ МОЩНОСТИ | 2018 |
|
RU2716041C1 |
СТАБИЛИЗАТОР ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ | 1991 |
|
RU2014646C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ТРЕХФАЗНОЕ КВАЗИСИНУСОИДАЛЬНОЕ С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ | 2013 |
|
RU2563247C1 |
Изобретение относится к автоматическому управлению и предназначено для мостовых инверторов с односторонней широтно-импульсной модуляцией, работающих в режимах потребления и рекуперации энергии. Цель технического решения - расширение функциональных возможностей мостового инвертора с ключевыми элементами, шунтированными обратными диодами, для работы в режиме рекуперации энергии. Сущность изобретения заключается в том, что режим потребления энергии реализуется включением ключевых элементов требуемой диагонали блока ключевых элементов, режим рекуперации осуществляется отключением всех ключевых элементов, а режим паузы - включением одного из ключевых элементов мостового инвертора. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ | 2001 |
|
RU2223530C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ | 2001 |
|
RU2214618C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ | 1998 |
|
RU2156996C2 |
Способ управления мостовым инвертором | 1991 |
|
SU1794274A3 |
МОБИЛЬНОЕ БЕСПРОВОДНОЕ 3D УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И СИСТЕМА УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2647146C2 |
Авторы
Даты
2007-10-27—Публикация
2005-02-07—Подача