ДВУХРЕЖИМНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПАРАШЮТ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА Российский патент 2007 года по МПК B64D17/62 B64D25/11 

Описание патента на изобретение RU2310585C2

Известны парашюты, использующиеся на катапультных креслах (КК) для обеспечения приземления летчика с допустимой скоростью, например парашюты типа AIM, GQ 1000, GQ 5000 фирмы Ирвин Индастриз, применяющиеся на «Западных» КК типа ACES-II, SIVS или МК-10, МК-16, и парашюты типа ПЛ-63, ПЛ-81, применяющиеся на Российских КК типа К-36Д, К-36Д-3,5 и состоящие из купола, строп и свободных концов с узлами крепления их к подвесной системе летчика (см. «Средства спасения экипажа самолета», издательство Машиностроение, 1975 г.).

Западные разработчики используют парашюты с максимальной скоростью применения порядка 350-400 км/час. Поэтому, если катапультирование происходит на больших скоростях, то парашют вводится либо с задержкой, обеспечивающей торможение КК до указанной скорости, либо парашют вводится сразу, но с зарифованной нижней кромкой, исключающей его наполнение на большой скорости. Разрифовка нижней кромки производится пирорезаком лишь через определенное время после ввода, например через 1,15 с у кресла ACES-II.

По мировой статистике более 90% всех катапультирований на малых высотах происходит при скорости полета v≤650 км/час. Так как с точки зрения уменьшения минимально безопасных высот покидания самолета следует убыстрять процесс ввода и наполнения парашюта, то Российские разработчики парашютов стремились создавать парашюты, имеющие максимальную скорость применения, 650 км/час (ПЛ-63, ПЛ-81). При этом на указанной скорости реализуются максимально допустимые уровни воздействия на летчика перегрузок торможения в процессе наполнения парашюта.

Совершенно естественно, что при вводе этого парашюта на меньших скоростях величина перегрузок и темп их нарастания существенно меньше физиологически допустимых. И если бы удалось интенсифицировать его наполнение на малых скоростях так, чтобы уровни воздействия оказались на уровне допустимых, то в этом случае удалось бы сократить время наполнения парашюта и, соответственно, уменьшить значение минимально допустимой высоты покидания самолета в аварийной ситуации на малых скоростях. Таким образом, задача заключается в том, чтобы, сохранив уникальные характеристики парашюта на больших скоростях, улучшить его характеристики наполнения на малых.

Для обеспечения более интенсивного наполнения на малых скоростях парашют спасения (см. фиг.1), содержащий купол (1), стропы (2), свободные концы (3) с узлами их крепления к подвесной системе, дополнительно содержит систему изменения режима работы парашюта (СИРП), расположенную на куполе и позволяющую интенсифицировать его наполнение на малой скорости.

СИРП состоит из рифовочного кольца (4), изготовленного из шнура, закрепленного на куполе на определенном расстоянии от его нижней кромки, 2-х пирорезаков (5), расположенных на рифовочном кольце, 2-х разрифовочных лент (6), крепящихся к пирозамку (7), расположенному на заголовнике (8) КК, в который уложен парашют спасения.

Система работает следующим образом.

При катапультировании, используя информацию о скорости полета самолета в момент аварии, система управления КК подает или не подает электрическую команду на пирозамок (7).

Если скорость самолета в момент катапультирования более 400 км/час, то электрическая команда на пирозамок не подается и замок остается закрытым. Поэтому при вводе парашюта после натяжения строп разрифовочные ленты натягиваются и разрывают рифовочное кольцо. Парашют наполняется как обычно (см. фиг 1), последовательность этапов наполнения в этом случае показана на фиг. 1а, 1б, 1в, 1г.

Если скорость меньше или равна 400 км/час, с помощью вырабатываемой системой управления КК электрической команды пирозамок крепления разрифовочных лент открывается и в этом случае сохраняется целостность рифовочного кольца, которое будет разрушено через определенное время лишь после срабатывания любого из 2-х пирорезаков, установленных на этом кольце.

Поэтому на начальном этапе будет наполняться не целиком весь купол парашюта, а лишь его часть. Наполнение части купола происходит более интенсивно, вследствие чего более интенсивно происходит торможение летчика и, соответственно, меньшей при этом оказывается потеря высоты. И лишь через определенное время, когда произойдет срабатывание любого из двух пирорезаков и разрушение рифовочного кольца, начнется наполнение всего купола (см. фиг.2), последовательность этапов наполнения парашюта в этом случае показана на фиг.2а, 2б, 2в, 2г.

Похожие патенты RU2310585C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ НАПОЛНЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА 2014
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Лившиц Александр Наумович
  • Шибанов Виктор Юрьевич
RU2569445C1
СПОСОБ И СИСТЕМА НАПОЛНЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА 2019
  • Шибанов Виктор Юрьевич
  • Лившиц Александр Наумович
RU2713689C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОМАНДЫ НА ВВОД ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА 2004
  • Северин Гай Ильич
  • Лившиц Александр Наумович
  • Кузнецов Владимир Иванович
RU2280592C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Лившиц Александр Наумович
  • Киселев Виктор Иванович
  • Лебедев Герман Сергеевич
  • Шибанов Виктор Юрьевич
RU2500583C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ЭКИПАЖА О БЕЗОПАСНОСТИ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ 2021
  • Шибанов Виктор Юрьевич
  • Лившиц Александр Наумович
  • Артамонов Сергей Иванович
RU2774269C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ВЫСОТНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА 2011
  • Лившиц Александр Наумович
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Шибанов Виктор Юрьевич
RU2457156C1
СПОСОБ И СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ НА БОЛЬШИХ ИНДИКАТОРНЫХ СКОРОСТЯХ ПОЛЕТА 2022
  • Шибанов Виктор Юрьевич
  • Лившиц Александр Наумович
  • Артамонов Сергей Иванович
  • Киселев Виктор Иванович
RU2788230C1
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО 1997
  • Северин Г.И.
  • Лившиц А.Н.
  • Киселев В.И.
  • Сарычев В.П.
RU2116938C1
Способ и система приземления парашютиста 2017
RU2671896C1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПАРАШЮТ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА 2004
  • Северин Гай Ильич
  • Лившиц Александр Наумович
  • Киселев Виктор Иванович
RU2275313C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 310 585 C2

Реферат патента 2007 года ДВУХРЕЖИМНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПАРАШЮТ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА

Изобретение относится к авиационной технике. Парашют дополнительно содержит систему изменения режима его работы, состоящую из рифовочного кольца, установленного на куполе, двух пирорезаков, установленных на рифовочном кольце, двух разрифовочных лент, пирозамка, установленного на заголовнике катапультного кресла. К пирозамку крепятся верхние концы разрифовочных лент, а нижние концы этих лент швом крепятся к куполу парашюта. Технический результат - улучшение характеристики наполнения купола парашюта на малых скоростях, менее 400 км/час. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 310 585 C2

Двухрежимный спасательный парашют катапультного кресла, содержащий купол, стропы, свободные концы с узлами крепления их к подвесной системе, отличающийся тем, что дополнительно содержит систему изменения режима работы парашюта, позволяющую интенсифицировать его наполнение на малых скоростях и состоящую из рифовочного кольца, установленного на куполе на определенном расстоянии от его нижней кромки, двух пирорезаков, установленных на рифовочном кольце, двух разрифовочных лент, пирозамка, установленного на заголовнике упомянутого кресла и открываемого вырабатываемой системой управления упомянутого кресла электрической командой, к которому крепятся верхние концы разрифовочных лент, а нижние концы швом крепятся к куполу парашюта, при этом нижний конец одной из разрифовочных лент обеспечивает целостность рифовочного кольца и его крепление к куполу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2310585C2

Устройство для индентификации микроорганизмов 1984
  • Соколова Кира Яковлевна
  • Рябова Мария Ивановна
  • Соловьева Ирина Владленовна
  • Флоринский Алексей Алексеевич
SU1320223A1
ПАРАШЮТ 1990
  • Алиуллов Р.С.
  • Казаков А.Д.
  • Кондратьев А.Н.
SU1746635A1
СПОСОБ МОНТАЖА ПИРОРЕЗАКА НА ШНУР РИФЛЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА И ПИРОРЕЗАК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1975
  • Бузько Ю.Н.
  • Пичугин А.А.
  • Пронин Н.Н.
  • Степанов О.И.
SU532221A1

RU 2 310 585 C2

Авторы

Северин Гай Ильич

Лившиц Александр Наумович

Лебедев Герман Сергеевич

Котова Светлана Петровна

Шибанов Виктор Юрьевич

Даты

2007-11-20Публикация

2006-01-19Подача