Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу и способу получения депрессорной присадки к дизельным топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С3÷C18 (патент РФ, 2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996).
Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив. Однако депрессорный эффект данной присадки сравнительно низок (-17°С), а значение коэффициента фильтруемости Кф в пределах 1,8->10 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кф≤3).
Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав и способ получения присадки, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф.
Поставленная задача решается созданием депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающейся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию α-олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Задача решается также способом получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающимся в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут.
В качестве сополимера этилена с пропиленом применяли этилен-пропиленовый каучук (СКЭП) и этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) любых марок, выпускаемые согласно ТУ 2294-022-05766801-94. Эффективность этих каучуков показана на примере СКЭП-50 и СКЭПТ-50.
Фракция α-олефинов С20-C16 - побочный продукт при производстве α-олефинов C8-С10, C10-C12, C12-C18 термокаталитической олигомеризацией этилена, соответствует ТУ 2411-068-05766801-97: температура вспышки - 171°С, самовоспламенения - 250°С.
Депрессорную присадку готовили в следующей последовательности: СКЭП или СКЭПТ в расчетных количествах вводили во фракцию α-олефинов С20-С26, оставляли на сутки для набухания, затем при температуре 80°С перемешивали до полной однородности. Полученный раствор подвергали ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Полученную депрессорную присадку вводили в дизельное топливо в количестве 0,01-0,05 мас.%.
Составы образцов приготовленных депрессорных присадок и продолжительность их ультразвуковой обработки приведены в табл.1.
Температуру замерзания дизельных топлив (tз.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (tф) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости (Кф) по ОКСТУ-0209.
Как следует из табл.2, предлагаемая депрессорная присадка к дизельным топливам, полученная по предлагаемому способу, превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом Кф составляет 1,1÷1,7 против 1,8÷(>10) для прототипа.
Состав композиционных депрессорных присадок и продолжительность
ультразвукового воздействия.
Образца
α-олефинов
С20-С26
Результаты испытаний депрессорной присадки к дизельным топливам.
образца
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИОННАЯ ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ | 2004 |
|
RU2278150C1 |
ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И КОМПОЗИЦИЯ СРЕДНЕГО НЕФТЯНОГО ДИСТИЛЛЯТА ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2007 |
|
RU2330875C1 |
Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и депрессорная присадка к дизельному топливу | 2017 |
|
RU2635107C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 2014 |
|
RU2548359C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280067C1 |
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1998 |
|
RU2137794C1 |
Способ получения нефти с пониженной вязкостью и температурой застывания | 2016 |
|
RU2615510C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ ЭТИЛЕНА И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ПРИСАДКИ | 2014 |
|
RU2599778C2 |
1-(2-АЛКИЛИМИДАЗОЛИНИЛ-1)-2-[(2-АЛКИЛИМИДАЗОЛИНИЛ-1)ПОЛИ(ЭТИЛЕН-N-АЛКАНОИЛАМИДО)]ЭТАН, ОБЛАДАЮЩИЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПОВЫШАТЬ АДГЕЗИЮ БИТУМОВ К МИНЕРАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ, И ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ЕГО ОСНОВЕ | 2010 |
|
RU2499808C2 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам и способ ее получения | 2019 |
|
RU2715896C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 5-35% СКЭП или СКЭПТ и 65-95% фракции α-олефинов С20-С26. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам заключается в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции α-олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Химия и технология топлив и масел, 2001, №3, с.27 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭТИЛЕН-ПРОПИЛЕНОВЫХ СОПОЛИМЕРОВ | 1999 |
|
RU2162473C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ ПОЛИОЛЕФИНОВ | 1999 |
|
RU2171816C2 |
US 4613342 A, 23.09.1986 | |||
DE 3922146 A1, 17.01.1991. |
Авторы
Даты
2007-11-27—Публикация
2005-08-08—Подача