Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к диспергирующей присадке (диспергатору парафинов), улучшающей эксплуатационные свойства средних нефтяных дистиллятов (дизельных топлив, печных топлив и др.) при низких температурах, и топливной композиции, содержащей ее.
Диспергаторы парафинов предназначены для предотвращения расслоения топлив с депрессорными присадками при холодном хранении.
Известно, что депрессорные присадки снижают температуру застывания (Тз) и предельную температуру фильтруемости (ПТФ) топлив, но не влияют на температуру помутнения и не предотвращают расслаивания топлив при холодном хранении. В этих условиях в топливе образуются две фазы: верхняя светлая и мутная нижняя, обогащенная парафинами. Оба слоя подвижны, но если, например, дизельное топливо отбирается сверху, то запуск и работа двигателя протекают нормально. Если отбор происходит снизу, двигатель не запускается или работает неустойчиво. То же самое может происходить с печным топливом, когда парафины осаждаются на дне емкости хранения, затем захватываются при циркуляции топлива и забивают трубы, ведущие к топке. Использование диспергирующих присадок позволяет предотвратить расслоение. Это достигается уменьшением размеров и предотвращением агломерации парафинов, что позволяет хранить топливо при температуре ниже температуры помутнения без заметной седиментации парафинов.
Особое значение диспергирующие присадки имеют в странах с большой продолжительностью холодного времени года. Поэтому в России применение диспергирующих присадок в композиции с депрессорами особенно актуально.
Следует отметить, что хотя сами диспергирующие присадки мало влияют на Тз и ПТФ топлива, при добавлении их к депрессорам, они позволяют в 1,5 раза снизить эффективную концентрацию последних.
Известна композиция, улучшающая низкотемпературные свойства углеводородных топлив, состоящая из: (1) соединения, полученного реакцией эпоксидированных альфа-олефинов, содержащих от 14 до 30 углеродных атомов, и азотсодержащего соединения, выбранного из аммиака; амина R2NH, где R содержит от 6 до 30 атомов углерода; полиамина H2N-(CH2CH2NH)x-CH2CH2NH2, где х=0-4; гидроксиламина НО(СН2)yNH2, где y=1-5 и (2) этилен-олефинового сополимера с молекулярной массой от 1000 до 100000 (патент США №4108613, 22.08.1978).
Известна диспергирующая присадка к среднедистиллятному нефтяному топливу, получаемая в результате полимеризации соединения, содержащего в себе винилароматические звенья и звенья ненасыщенных монокарбоновых кислот амминированных в результате реакции с вторичным моноамином (DE 4025586, 13.02.1992).
Известна присадка к углеводородному топливу (легкое дизельное топливо, газойль) для снижения температуры помутнения и ПТФ в результате охлаждения и потери текучести, представляющая собой замещенные [I4] метациклофаны, и топливная композиция на основе углеводородного топлива, содержащая 0,001-1,0 мас.% замещенных [I4] метациклофанов [RU 2016047 С1, 15.07.1994].
Известна также аддитивная композиция, улучшающая хладостойкость средних нефтяных дистиллятов при температуре минус 20°С, содержащая смесь сополимеров, состоящую из: (I) 60-94 мас.% антиседиментационной добавки со средней мол.м. 300-10000, полученной взаимодействием (а) по меньшей мере одного алифатического дикарбоксисоединения, выбранного из группы: малеиновый или алкилмалеиновый ангидрид, алкенилянтарный ангидрид, дикарбоновая кислота и соответствующий легкий алкиловый диэфир; и (в) одного полиамина, содержащего первичный амин и (II) 6-40 мас.% добавки диспергатора-стабилизатора со средней мол. м. 15000-50000, полученной в результате: (А) по меньшей мере одного этапа этерификации линейного насыщенного спирта С6-C24 с органической кислотой, выбранной из акриловой кислоты и ее галогенидов; и (В) по меньшей мере одного этапа полимеризации полученного сложного эфира с самим собой или с сополимеризующимся соединением, выбранным из группы дикарбоксисоединений, состоящей из малеиновых, алкилмалеиновых и алкенилянтарных ангидридов, акриловой кислоты, фумаровой кислоты и сложных эфиров этих кислот, при содержании в полученном полимере более 20 мас.% алкильных цепей С12-C14 и более 10 мас.%, преимущественно более 20 мас.% алкильных цепей, содержащих 16 и более атомов углерода (WO 95/09220, 06.04.1995).
Вышеуказанные известные решения имеют свои преимущества и недостатки, но каждое из них решает важную задачу - улучшение эксплуатационных характеристик средних нефтяных дистиллятов при низких температурах.
Ближайшим известным решением аналогичной задачи по технической сущности и достигаемому эффекту является изобретение, в котором описано топливо, содержащее большую часть углеводородной основы, образованной средними дистиллятами, синтетическими топливами, животными или растительными маслами, этерифицированными или неэтерифицированными, и их смесями, и меньшую часть, составляющую 50-1000 ч/млн, по меньшей мере одной полифункциональной добавки, улучшающей возможность использования топлив при низкой температуре, причем упомянутая добавка составлена из сополимеров по меньшей мере одного дикарбоксильного соединения и по меньшей мере одного олефина, на которую привиты азотсодержащие и/или сложноэфирные функциональные группы (RU 2257400 С2, 27.07.2005). Согласно известному решению полифункциональная добавка к топливу представляет собой сополимер, содержащий от 45 до 65 мол.% по меньшей мере одного олефинового звена, выбранного из линейных или разветвленных алкенильных звеньев, содержащих от 1 до 30 атомов углерода, и от 35 до 55 мол.% по меньшей мере одного дикарбоксильного звена, выбранного из групп, образованной малеиновым ангидридом, цитраконовым ангидридом, фумаровой кислотой.
Практически все присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлив, в том числе полученные по вышеперечисленным патентам, представляют собой полимерные продукты с достаточно высокой молекулярной массой, что затрудняет их ввод в топливо.
Задачей настоящего изобретения является создание диспергирующей присадки, которая улучшает эксплуатационные свойства средних нефтяных дистиллятов (дизельных топлив, печных топлив и др.) при низких температурах, а именно улучшает дисперсную устойчивость парафиновых углеводородов в топливе при его хранении при температуре ниже температуры помутнения и предотвращает расслоение топлив с депрессорными присадками. При этом присадка не является полимерным соединением, что улучшает технологичность ее ввода в топливо и упрощает способ ее получения.
Для решения поставленной задачи предложены диспергирующая присадка к топливу на углеводородной основе, образованной средними нефтяными дистиллятами, представляющая собой продукт взаимодействия С16-С70-алкенилянтарного ангидрида и алифатического аминоспирта общей формулы: XN[(СН2)nОН]2, где Х - водород или C1-C5 алифатический радикал, n - целое число от 2 до 5, в виде 40-70% раствора в углеводородном растворителе, и топливная композиция, содержащая средний нефтяной дистиллят, отогнанный в пределах температур от 150 до 450°С, депрессорную присадку в количестве от 0,01 до 0,10 мас.% и описанную выше диспергирующую присадку в количестве от 0,01 до 0,10 мас.% от количества среднего нефтяного дистиллята. Топливная композиция дополнительно содержит по меньшей мере одну добавку, выбранную из противоизносных, цетаноповышающих, моющих, антикоррозионных, деэмульгирующих, антипенных или других добавок, используемых в композиции средних нефтяных дистиллятов, или смесь этих добавок.
В качестве растворителя предпочтительно используют ароматические углеводороды с высокой температурой кипения, в том числе нефтяной ксилол (ГОСТ 9410-78), нефтяной ароматический растворитель Нефрас А-150/330, сольвент нефтяной тяжелый Нефрас А-120/220 и др.
Согласно настоящему изобретению диспергирующую присадку получают в две стадии.
Первая стадия - получение алкенилянтарного ангидрида (АЯА) путем взаимодействия альфа-олефинов с числом атомов углерода от 16 до 70 с малеиновым ангидридом. Процесс малеинизации проводят при перемешивании, атмосферном давлении, температуре 180-220°С и выдержкой реакционной смеси в течение 3-7 часов.
Вторая стадия - взаимодействие полученного АЯА с алифатическим аминоспиртом общей формулы XN[(СН2)nОН]2, где Х - водород или C1-C5 алифатический радикал, n - целое число от 1 до 5, при перемешивании, атмосферном давлении, температуре 45-170°С в течение 3-5 ч.
В примерах 1-3 описаны способы получения образцов присадки по изобретению.
При синтезе присадки использованы следующие сырьевые компоненты: альфа-олефины по ТУ 2411-068-05766801-97, малеиновый ангидрид по ГОСТ 11153-75, ксилол по ГОСТ 9410-78; диэтаноламин чистый по ТУ 6-092652-91, метилдиэтаноламин по ТУ 2423-005-11159873-2000.
Альфа-олефины фракция С20-С26, ТУ 2411-068-05766801-97
Ксилол марка А или марка Б, ГОСТ 9410-78
Диэтаноламин чистый (2,2-иминодиэтанол), ТУ 6-09-2652-91
Метилдиэтаноламин, высший сорт, ТУ 2423-005-11159873-2000
Стадия 1 - получение С20-С26 - алкенилянтарного ангидрида - общая стадия получения диспергирующей присадки в примерах 1-3.
В колбу, снабженную мешалкой, дозатором и обратным холодильником загружают 355,3 г альфа-олефинов С20-C26, включают мешалку и нагревают до 120°С. Одновременно в стакане готовят расплав малеинового ангидрида - 89,2 г. Расплавленный малеиновый ангидрид подают в колбу с альфа-олефинами при температуре 120°С.
После завершения подачи малеинового ангидрида температуру реакционной смеси плавно (в течение не менее 4 часов) повышают до 185-205°С и выдерживают при этой температуре в течение одного часа. Затем поднимают температуру до 214-216°С, выдерживают реакционную массу при этой температуре еще два часа, после чего охлаждают.
Выход продукта 1 стадии - АЯА - 444,5 г.
Пример 1
В колбу, снабженную мешалкой, дозаторами и обратным холодильником загружают 142,8 г полученного на первой стадии АЯА.
Затем в колбу добавляют 136 г ксилола и перемешивают реакционную массу при температуре 40-70°С до полного растворения АЯА. Все дальнейшие операции проводят при перемешивании. Затем в реакционную массу добавляют 62,4 г диэтаноламина, доводят температуру реакционной массы до 45-50°С и перемешивают в течение 2 часов.
Выход продукта - 341,1 г в виде 60% раствора в ксилоле.
Пример 2
В колбу, снабженную мешалкой, дозаторами, обратным холодильником и ловушкой Дина-Старка загружают 145,2 г полученного на первой стадии АЯА.
Затем добавляют 133,4 г нефтяной ароматический растворитель Нефрас А-150/330 и перемешивают реакционную массу при температуре 40-70°С до полного растворения АЯА. Все дальнейшие операции проводят при перемешивании. Затем в реакционную массу добавляют 63,4 г диэтаноламина, нагревают реакционную массу до температуры 160-170°С и выдерживают реакционную массу при этой температуре в течение 3 часов с азеотропной отгонкой выделяющейся воды.
Выход продукта - 342,0 г в виде 60% раствора в нефтяном ароматическом растворителе Нефрас А-150/330.
Пример 3
В колбу, снабженную мешалкой, дозаторами, обратным холодильником и ловушкой Дина-Старка загружают 139,3 г полученного на первой стадии АЯА.
Затем добавляют 134,5 г ксилола и перемешивают реакционную массу при температуре 40-70°С до полного растворения АЯА. Все дальнейшие операции проводят при перемешивании. Затем в реакционную массу добавляют 68,3 г метилдиэтаноламина, нагревают реакционную массу до температуры 160-170°С и выдерживают при этой температуре в течение 3 часов с азеотропной отгонкой выделяющейся воды.
Выход продукта - 342,0 г в виде 60% раствора в ксилоле.
Пример 4 (по прототипу, сравнительный).
Добавка получена методом радикальной сополимеризации октадецена C18 с малеиновым ангидридом в молярном соотношении 0,5 в растворе толуола с использованием инициатора полимеризации бензоилпероксида в массовой концентрации 4% от суммы мономеров, при 100°С с последующей обработкой двумя эквивалентами ди-н-бутиламина при 60°С.
Ниже приведены примеры 5-6 испытаний по склонности к расслаиванию дизельного топлива с депрессорными присадками при холодном хранении с присадками, полученными по изобретению (примеры 1, 2, 3) по отношению к прототипу-добавке, полученной по патенту RU 2257400 (пример 4).
Пример 5.
Суть методики заключается в том, образец топлива (100 мл) помещают в холодильную камеру, где охлаждают до температуры не менее, чем на 5°С ниже температуры помутнения и выдерживают при этой температуре в течение 18, 24 и 48 часов. Склонность топлива к расслаиванию определяется визуально.
В качестве базовых топлив использовались дизельные топлива трех НПЗ без присадок: Рязанского НПЗ (температура помутнения топлива - Тпом.=-5°С), ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (Тпом.=5°С) и ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (Тпом.=-6°С).
Температура холодного хранения - -11°С.
В качестве депрессорной присадки использовалась товарная присадка на основе сополимера этилена с винилацетатом фирмы BASF - Keroflux 6100. Концентрация депрессора в дизельном топливе - 0,05 мас.%.
Результаты испытаний представлены в таблице 1.
Оценка расслаиваимости дизельного топлива с депрессорной присадкой и диспергаторами парафинов
Как видно из таблицы 1 все добавки, синтезированные по примерам 1-3, также как прототип (пример 4) обеспечивают стабильное хранение дизельного топлива при низких температурах. При этом диспергирующая функция добавки сохраняется в присутствии других обычно вовлекаемых добавок (цетаноповышающей и противоизносной).
Пример 6
Испытания проводились по методу, входящему в комплекс методов квалификационной оценки дизельных топлив для быстроходных дизелей.
Суть методики заключается в том, что образец топлива (500 мл) помещают в холодильную камеру, где охлаждают до температуры на 5°С ниже температуры помутнения и выдерживают при этой температуре в течение 16 часов, после чего топливо делят на верхний слой (20% от общего объема) и нижний слой (20% от общего объема). Этим слоям определяют температуру помутнения и предельную температуру фильтру емкости. При равномерном распределении кристаллов парафина по всему объему топлива эти показатели будут отличаться от характеристик исходного топлива на 1-2°С. Если эти показатели отличаются от характеристик исходного топлива более чем на ±2°С, топливо считается нестабильным.
В качестве базового топлива использовалось дизельное топливо ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (Тпом.=6°С).
Температура испытаний - -11°С.
В качестве депрессорной присадки использовалась товарная присадка на основе сополимера этилена с винилацетатом фирмы BASF - Keroflux 6100. Концентрация депрессора в дизельном топливе - 0,05 мас.%.
Результаты испытаний представлены в таблице 2.
Оценка расслаиваимости дизельного топлива депрессорной присадкой и диспергаторами парафинов по методу комплекса методов квалификационной оценки дизельных топлив для быстроходных дизелей.
Как видно из таблицы 2 все присадки, синтезированные по примерам 1-3, также как прототип (пример 4) обеспечивают стабильное хранение дизельного топлива при низких температурах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСПЕРГАТОР ПАРАФИНОВ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕГО СОДЕРЖАЩАЯ | 2014 |
|
RU2561279C1 |
ДЕПРЕССОРНО-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756770C1 |
ПРИМЕНЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ МАСЕЛ, СОДЕРЖАЩИХ МОЮЩУЮ ПРИСАДКУ И ОБЛАДАЮЩИХ УЛУЧШЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ХЛАДОТЕКУЧЕСТИ, И СРЕДНИЙ ДИСТИЛЛЯТ | 2008 |
|
RU2475517C2 |
МОЮЩАЯ И АНТИКОРРОЗИОННАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ | 2005 |
|
RU2291186C1 |
ПРИМЕНЕНИЕ МОЮЩИХ ПРИСАДОК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ХЛАДОТЕКУЧЕСТИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАСЕЛ И СРЕДНИХ ДИСТИЛЛЯТОВ | 2008 |
|
RU2475519C2 |
ПРИМЕНЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ МАСЕЛ, СОДЕРЖАЩИХ МОЮЩУЮ ПРИСАДКУ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ХЛАДОТЕКУЧЕСТИ, И СРЕДНИЙ ДИСТИЛЛЯТ | 2008 |
|
RU2475516C2 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам и способ ее получения | 2019 |
|
RU2715896C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2011 |
|
RU2455342C1 |
ПРИМЕНЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ МАСЕЛ, СОДЕРЖАЩИХ МОЮЩУЮ ПРИСАДКУ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ХЛАДОТЕКУЧЕСТИ ДИСТИЛЛЯТОВ | 2008 |
|
RU2475518C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО | 2011 |
|
RU2464299C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к диспергирующей присадке (диспергатору парафинов), улучшающей эксплуатационные свойства средних нефтяных дистиллятов (дизельных топлив, печных топлив и др.) при низких температурах, и топливной композиции, содержащей ее. Описана диспергирующая присадка к топливу на углеводородной основе, образованной средними нефтяными дистиллятами, представляющая собой продукт взаимодействия C16-C70-алкенилянтарного ангидрида и алифатического аминоспирта общей формулы: XN[(CH2)nOH]2, где Х - водород или C1-C5 алифатический радикал, n - целое число от 2 до 5, в виде 40-70% раствора в углеводородном растворителе. Описана также топливная композиция, содержащая средний нефтяной дистиллят, отогнанный в пределах температур от 150 до 450°С, депрессорную присадку в количестве от 0,01 до 0,10 мас.% и описанную выше диспергирующую присадку в количестве от 0,01 до 0,10 мас.% от количества среднего нефтяного дистиллята. Технический результат изобретения - улучшение дисперсной устойчивости парафиновых углеводородов в топливе при его хранении при низких температурах. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
ТОПЛИВО НА УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ДОБАВКУ, УЛУЧШАЮЩУЮ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА | 2000 |
|
RU2257400C2 |
Топливно-масляная композиция | 1977 |
|
SU642355A1 |
МОЮЩЕ-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬИОМУ ТОПЛИВУ | 0 |
|
SU287465A1 |
УСТРОЙСТВО для ОБУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКЕ ПЕРКУССИЕЙ | 0 |
|
SU393769A1 |
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИи | 0 |
|
SU264247A1 |
Авторы
Даты
2008-08-10—Публикация
2007-05-17—Подача